Общеобразовательная школа россошанского муниципального района
МКОУ ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Методические рекомендации для работы с одарёнными детьми в рамках археологического кружка «Возвращение к истокам»
(рекомендация для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ)
Для учащихся 7-11 классов
Овчаренко Михаил Викторович
учитель истории,
руководитель школьного археологического кружка, I КК.
Номинация:
«Развитие детской одаренности в системе
дополнительного образования»
в районном конкурсе программно-методических разработок
по работе с одаренными детьми
Контактный телефон школы: (47396)-2-31-73
Факс: (47396)-2-31-73
E- mail: [email protected]
Россошь
2012 г.
1. Одаренные дети в современном обществе.
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997г. в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня-забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
2. Организация работы с одаренными детьми.
Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе Российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности , где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п. ;
система дополнительного образования;
школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, нетиповые образовательные учреждения).
Что касается педагогической деятельности учителей истории, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль истории, наряду с русским языком, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования .
Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:
Склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
Настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
Трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. По словам специалистов, «у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума».
Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.
3. Развитие одаренности средствами археологии.
Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования. Это связано, прежде всего, с тем, что резко сократилось финансирование полевых исследований научных организаций и использование детского труда и финансов, выделяемых на организацию летнего отдыха учащихся, стало единственным способом проведения работ в «поле». Сегодня детские археологические лагеря работают по всей России. Более того, в течение учебного года дети проходят теоретическую подготовку в кружках, клубах юных археологов и краеведов под руководством учителей и специалистов-археологов.
Целью археологических кружков, помимо поддержки естественного интереса школьников к тайнам древней истории и формирования у них уважительного отношения к научному историческому прошлому, стало стремление привить им навыки поисково-исследовательской деятельности посредством приобщения к археологии.
В Россошанском районе практика взаимодействия научных учреждений и детских объединений имеет достаточно длительную историю и существует в различных формах. Районный лагерь юных археологов существует с 1996 года, и свои истоки ведет из областного слета, в котором команда района принимает участие с 1993 года.
Первая попытка организации археологического кружка в Подгоренской школе была предпринята в 1998 году, но уже в 2000, с приходом в школу А.М. Гринева, был образован школьный археологический кружок «Русичи», который на данный момент является старейшим в районе.
Школьный курс истории, по нашему мнению и по опыту, недостаточно формирует представление о профессии «историк» и смежными с ней профессиями археолога, реставратора, архивариуса, музейного работника и др. В многолетней практике деятельности кружка сложилась определенная форма работы, которая реализовалась в программе дополнительного образования «Возвращение к истокам» (автор Гринев А.М).
Основная цель программы «Возвращение к истокам» состоит в том, чтобы через организацию теоретической и практической деятельности познакомить учащихся с особенностями профессий археолога, историка, педагога, искусствоведа, реставратора, экскурсовода, архивариуса, журналиста, фотографа и других смежных профессий. С одной стороны, помочь школьникам осознать уровень своего интереса к истории и степень готовности к ее углубленному изучению в старших профильных классах, с другой — завершить формирование умений, необходимых для изучения истории на проблемно-исследовательском уровне попробовать себя, проверить свои способности, возможности в данных профессиях и сделать осознанный выбор.
Занятия проводятся в специальном помещении или в кабинете истории, где имеется учебная зона, а также зона для проведения практических занятий. Обязательно наличие компьютера с мультимедийной приставкой, для показа фильмов, презентаций, слайдшоу.
Уровень достижений учащихся по программе «Возвращение к истокам» отслеживается в течение учебного года дважды: в конце первого и второго полугодия. По результатам тестирования, а также по результатам выступлений с докладами, сообщениями, презентациями на заседаниях кружка и научного общества, учащиеся допускаются к участию в летних археологических раскопках (районный археологический лагерь). Необходимо также учитывать полученные навыки кружковцами на практических занятиях с выходом на местность, которые проводятся согласно плана работы кружка.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы «Возвращение к истокам» осуществляется во время проведения районного археологического лагеря. Успешность овладения полученными знаниями отслеживается через участие и результаты конкурсов, которые проводятся в течение всего лагеря. Это такие мероприятия как: «Мистер и Мисс археолог», Археологическая викторина, «славянский праздник», контрольно-археологический маршрут, инсценировка «Путешествие вглубь веков», конкурс археологических газет, участие в лекциях и семинарских занятиях проводимых студентами педотряда ВГПУ. Овладение практическими навыками работы в археологической экспедиции отслеживается при работе на раскопе, а также в «Городе мастеров» (: реконструкция древних технологий, восстановление и обработка найденного материала, шифровка, описание). Надо отметить, что все вышеперечисленные мероприятия носят сугубо научный характер и проводятся студентами педотряда Воронежского государственного педагогического университета под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры Отечественной истории Березуцкого В.Д. Кульминацией и итогом всей работы является участие в районной научно-практической археологической конференции, а затем в областной конференции.
Кружок работает по следующим направлениям:
1. Теоретическая подготовка: в рамках работы кружка в течение всего года проходят теоретические и практические занятия, учащимся читаются лекции по истории и археологии родного края, они занимаются реконструкцией древних технологий, представляя их как научно-исследовательские работы и проекты: «Наскальная живопись», «Изготовление амулетов», «Лепка и реконструкция керамики».
2. Экспедиционная работа: теоретические и практические навыки, полученные на занятиях кружка, применяются школьниками на базе профильного районного археологического лагеря. Следует отметить, что большинство археологических открытий в Россошанском районе за 15 лет работы лагеря связано с активным участием подгоренских школьников. Участие в работе кружка и экспедиций позволяет им получить серьёзную подготовку, которая реализуется в участии в конференциях различного уровня.
3. Конференции, конкурсы, олимпиады
На базе Подгоренской школы уже на протяжении 5 лет совместно с историческим факультетом ВГПУ традиционно проводится районная археологическая конференция, которая призвана подводить итоги полевого сезона, а также способствовать археологическому и краеведческому просвещению школьников-участников раскопок. Подгоренские школьники ежегодно занимают на ней призовые места. Также юные археологи регулярно принимают участие в районных, областных и всероссийских конференциях и конкурсах.
В рамках популяризации археологическое движение «Возвращение к истокам» в Россошанском районе члены кружка создали интернет-сайт районного археологического движения. Он называется «Россошанская археология» ( http://archeologia-36.ucoz.ru/.) Сайт обладает достаточно простым и понятным интерфейсом, содержит информацию об истории существования районного движения, о его символах и традициях, об отрядах, принимающих участи в раскопках в рамках о лагеря, также есть методическая копилка и фотогалерея.
Оценкой результативности работы кружка служит тот факт, что подгоренский отряд является неоднократным победителем районного археологического лагеря, а его участники составляют базу для районного отряда, который успешно выступает на областном слете юных археологов. Немаловажным результатом является то, что некоторые из членов кружка прошли этапы становления от школьника — участника археологических раскопок до студента-археолога и учителя-историка.
В заключении следует отметить, что не все стали археологами, но знания и навыки, приобретенные в рамках работы кружка, знакомство с историческими фактами помогли школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Список использованной литературы:
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., Высшая школа, 1989.
Алексеев Д.А. К истории деятельности школьного археологического клуба «Искатель». // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999.
Березуцкий В.Д., Золотарев П.М. Археологическое древности земли Воронежской. М., 2007.
Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Авторская программа "Детская экспериментальная археология (ЭКСАР) с методическими материалами и рекомендациями". Новосибирск, 1993. Вып. 2.
Вагин А..А. Методы обучения истории в школе. М. «Просвещение», 1972.
Гладун Г.А., Марченко А.В., Токарик Н.А., Ховренко И.Г. Археология в школе: 5 лет опыта. // Материалы научной конференции студентов и аспирантов ДВГУ. Владивосток, ДВГУ, 1999.
Пежемский В.Г. Педагогический потенциал детской археологии / Сб.Ст. Исследования в образовании, РГПУ им. А.И. Герцена, С-Пб., 2000г. С. 62-64.
Савенков А. И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности.-2002.-№3.-с. 113-146.
Савин А.ГТ. Формирование интереса старшеклассников к научно-поисковой деятельности (на материале археологической экспедиции). Красноярск, 1993.
Синюк А.Т., Погорелов В.И., Ситник В.С. Использование данных археологии в работе школьного учителя. Воронеж, 1990.
Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. _ http://www.sakhitti.ru
Юркевич В. С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. – http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: