NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Общеобразовательная школа россошанского муниципального района



МКОУ ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Методические рекомендации для работы с одарёнными детьми в рамках археологического кружка «Возвращение к истокам»
(рекомендация для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ)
Для учащихся 7-11 классов
Овчаренко Михаил Викторович

учитель истории,

руководитель школьного археологического кружка, I КК.
Номинация:

«Развитие детской одаренности в системе

дополнительного образования»
в районном конкурсе программно-методических разработок

по работе с одаренными детьми
Контактный телефон школы: (47396)-2-31-73

Факс: (47396)-2-31-73

E- mail: [email protected]


Россошь

2012 г.
1. Одаренные дети в современном обществе.

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997г. в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности А.А. Лосева пишет: «Забота об одаренных детях сегодня-забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».

Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
2. Организация работы с одаренными детьми.

Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе Российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности , где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:

  • дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);

  • общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п. ;

  • система дополнительного образования;

  • школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, нетиповые образовательные учреждения).

Что касается педагогической деятельности учителей истории, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль истории, наряду с русским языком, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования .

Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:

  • Склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;

  • Настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

  • Трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. По словам специалистов, «у многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума».

Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.
3. Развитие одаренности средствами археологии.

Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования. Это связано, прежде всего, с тем, что резко сократилось финансирование полевых исследований научных организаций и использование детского труда и финансов, выделяемых на организацию летнего отдыха учащихся, стало единственным способом проведения работ в «поле». Сегодня детские археологические лагеря работают по всей России. Более того, в течение учебного года дети проходят теоретическую подготовку в кружках, клубах юных археологов и краеведов под руководством учителей и специалистов-археологов.

Целью археологических кружков, помимо поддержки естественного интереса школьников к тайнам древней истории и формирования у них уважительного отношения к научному историческому прошлому, стало стремление привить им навыки поисково-исследовательской деятельности посредством приобщения к археологии.

В Россошанском районе практика взаимодействия научных учреждений и детских объединений имеет достаточно длительную историю и существует в различных формах. Районный лагерь юных археологов существует с 1996 года, и свои истоки ведет из областного слета, в котором команда района принимает участие с 1993 года.

Первая попытка организации археологического кружка в Подгоренской школе была предпринята в 1998 году, но уже в 2000, с приходом в школу А.М. Гринева, был образован школьный археологический кружок «Русичи», который на данный момент является старейшим в районе.

Школьный курс истории, по нашему мнению и по опыту, недостаточно формирует представление о профессии «историк» и смежными с ней профессиями археолога, реставратора, архивариуса, музейного работника и др. В многолетней практике деятельности кружка сложилась определенная форма работы, которая реализовалась в программе дополнительного образования «Возвращение к истокам» (автор Гринев А.М).

Основная цель программы «Возвращение к истокам» состоит в том, чтобы через организацию теоретической и практической деятельности познакомить учащихся с особенностями профессий археолога, историка, педагога, искусствоведа, реставратора, экскурсовода, архивариуса, журналиста, фотографа и других смежных профессий. С одной стороны, помочь школьникам осознать уровень своего интереса к истории и степень готовности к ее углубленному изучению в старших профильных классах, с другой — завершить формирование умений, необходимых для изучения истории на проблемно-исследовательском уровне попробовать себя, проверить свои способности, возможности в данных профессиях и сделать осознанный выбор.

Занятия проводятся в специальном помещении или в кабинете истории, где имеется учебная зона, а также зона для проведения практических занятий. Обязательно наличие компьютера с мультимедийной приставкой, для показа фильмов, презентаций, слайдшоу.

Уровень достижений учащихся по программе «Возвращение к истокам» отслеживается в течение учебного года дважды: в конце первого и второго полугодия. По результатам тестирования, а также по результатам выступлений с докладами, сообщениями, презентациями на заседаниях кружка и научного общества, учащиеся допускаются к участию в летних археологических раскопках (районный археологический лагерь). Необходимо также учитывать полученные навыки кружковцами на практических занятиях с выходом на местность, которые проводятся согласно плана работы кружка.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы «Возвращение к истокам» осуществляется во время проведения районного археологического лагеря. Успешность овладения полученными знаниями отслеживается через участие и результаты конкурсов, которые проводятся в течение всего лагеря. Это такие мероприятия как: «Мистер и Мисс археолог», Археологическая викторина, «славянский праздник», контрольно-археологический маршрут, инсценировка «Путешествие вглубь веков», конкурс археологических газет, участие в лекциях и семинарских занятиях проводимых студентами педотряда ВГПУ. Овладение практическими навыками работы в археологической экспедиции отслеживается при работе на раскопе, а также в «Городе мастеров» (: реконструкция древних технологий, восстановление и обработка найденного материала, шифровка, описание). Надо отметить, что все вышеперечисленные мероприятия носят сугубо научный характер и проводятся студентами педотряда Воронежского государственного педагогического университета под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры Отечественной истории Березуцкого В.Д. Кульминацией и итогом всей работы является участие в районной научно-практической археологической конференции, а затем в областной конференции.

Кружок работает по следующим направлениям:

1. Теоретическая подготовка: в рамках работы кружка в течение всего года проходят теоретические и практические занятия, учащимся читаются лекции по истории и археологии родного края, они занимаются реконструкцией древних технологий, представляя их как научно-исследовательские работы и проекты: «Наскальная живопись», «Изготовление амулетов», «Лепка и реконструкция керамики».

2. Экспедиционная работа: теоретические и практические навыки, полученные на занятиях кружка, применяются школьниками на базе профильного районного археологического лагеря. Следует отметить, что большинство археологических открытий в Россошанском районе за 15 лет работы лагеря связано с активным участием  подгоренских школьников.   Участие в работе кружка и экспедиций позволяет им получить серьёзную подготовку, которая реализуется в участии в конференциях различного уровня.

3. Конференции, конкурсы, олимпиады

На базе Подгоренской школы уже на протяжении 5 лет совместно с историческим факультетом ВГПУ традиционно проводится районная археологическая конференция, которая призвана подводить итоги полевого сезона, а также способствовать археологическому и краеведческому просвещению школьников-участников раскопок. Подгоренские школьники ежегодно занимают на ней призовые места. Также юные археологи регулярно принимают участие в районных, областных и всероссийских конференциях и конкурсах.  

В рамках популяризации археологическое движение «Возвращение к истокам» в Россошанском районе члены кружка создали интернет-сайт районного археологического движения. Он называется «Россошанская археология» ( http://archeologia-36.ucoz.ru/.) Сайт обладает достаточно простым и понятным интерфейсом, содержит информацию об истории существования районного движения, о его символах и традициях, об отрядах, принимающих участи в раскопках в рамках о лагеря, также есть методическая копилка и фотогалерея.

Оценкой результативности работы кружка служит тот факт, что подгоренский отряд является неоднократным победителем районного археологического лагеря, а его участники составляют базу для районного отряда, который успешно выступает на областном слете юных археологов. Немаловажным результатом является то, что некоторые из членов кружка прошли этапы становления от школьника — участника археологических раскопок до студента-археолога и учителя-историка.

В заключении следует отметить, что не все стали археологами, но знания и навыки, приобретенные в рамках работы кружка, знакомство с историческими фактами помогли школьникам лучше узнать историю своей страны и родного края. Это воспитывает уважение к памяти людей прошлых поколений, бережное отношение  к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Список использованной литературы:


  1. Авдусин Д.А. Основы археологии. М., Высшая школа, 1989.

  2. Алексеев Д.А. К истории деятельности школьного археологического клуба «Искатель». // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК, часть 1. Чита, 1999.

  3. Березуцкий В.Д., Золотарев П.М. Археологическое древности земли Воронежской. М., 2007.

  4. Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Авторская программа "Детская экспериментальная археология (ЭКСАР) с методическими материалами и рекомендациями". Новосибирск, 1993. Вып. 2.

  5. Вагин А..А. Методы обучения истории в школе. М. «Просвещение», 1972.

  6. Гладун Г.А., Марченко А.В., Токарик Н.А., Ховренко И.Г. Археология в школе: 5 лет опыта. // Материалы научной конференции студентов и аспирантов ДВГУ. Владивосток, ДВГУ, 1999.

  7. Пежемский В.Г. Педагогический потенциал детской археологии / Сб.Ст. Исследования в образовании, РГПУ им. А.И. Герцена, С-Пб., 2000г. С. 62-64.

  8. Савенков А. И. Развитие детской одарённости в образовательной среде // Развитие личности.-2002.-№3.-с. 113-146.

  9. Савин А.ГТ. Формирование интереса старшеклассников к научно-поисковой деятельности (на материале археологической экспедиции). Красноярск, 1993.

  10. Синюк А.Т., Погорелов В.И., Ситник В.С. Использование данных археологии в работе школьного учителя. Воронеж, 1990.

  11. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Рабочая концепция одаренности. _ http://www.sakhitti.ru

  12. Юркевич В. С. Одаренность – дар или наказание? Или основные проблемы одаренных детей. – http://www.mgppu.ru/ru/practice/departments/sectors/secodaren/statya.php.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: