Обучение и воспитание детей на народных традициях в объединении «кружевница»
Региональный этап Всероссийского творческого конкурса
работников образовательных учреждений
в сфере дополнительного образования детей
«Педагогическая планета – 2013»
Номинация: Описание опыта образовательной деятельности
художественной направленности
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ
В ОБЪЕДИНЕНИИ «КРУЖЕВНИЦА»
Автор: Щурова Лидия Борисовна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
г. Оленегорск Мурманской области
г. Оленегорск
2013 год
Декоративно-прикладное творчество - это самобытное, глубоко традиционное народное искусство, которое играет большую роль в трудовом, эстетическом и духовно-нравственном воспитании детей.
Трудолюбие занимает одно из центральных мест в системе нравственных ценностей. Труд, достаток и уважение всегда тесно связаны между собой. Трудовое воспитание предусматривает не только обучение необходимым навыкам, но и формирует у ребёнка особое отношение к своему труду.
Ребёнок, включаясь в процесс изготовления работы, познаёт назначение предметов, и ощущает свою сопричастность к быту наших предков.
Стремление к красоте было всегда свойственно человеческой природе. Издавна люди стремились украсить своё жилище, предметы быта, одежду, чтобы таким образом выразить свою индивидуальность, сделать повседневную жизнь более яркой и красочной.
Эта тяга к красоте привела к появлению различных ремёсел, которые постепенно превратились в виды прикладного искусства, в народное художественное творчество, ставшее народно-художественным промыслом.
Одним из таких художественных промыслов и является плетение на коклюшках. Это нестареющий вид рукоделия, который помогает удовлетворить художественные и эстетические потребности, получить эмоциональную разрядку в условиях постоянного стресса. Сам процесс плетения завораживает, а перезвон работающих коклюшек приносит успокоение и радость.
Тихая позвякивающая мелодия наполняет комнату. Словно тоненькая-тоненькая струйка лесного ручейка, переливаясь не через камушек даже, а через прутик палый, через травинку…
Мастерица как будто перекатывает пальцы через коклюшки, причём очень быстро и проворно. Так рождается белопенное вологодское кружево. Мелодичный перезвон коклюшек, текучий и ровный, плавный и бесконечный узор, чем-то похожий на русскую песню. Это всё о кружеве. При слове кружево мы представляем что-то лёгкое, воздушное, что создают искусные руки мастериц.
Вологодское кружевные изделия снискали мировую известность, широкое признание, стали символом русского кружева. Народно-художественный промысел существует с первой четверти прошлого столетия, а истоки его - в глубине веков.
История сохранила нам имя женщины, которая в начале прошлого века первой в Вологде начала плетение кружев коклюшками. Это была Анфия Фёдоровна Брянцева. С помощью тесьмы Брянцева разработала основы плавного напевного узора, чем-то похожего на северные песни.
Она обучала не только плетению на коклюшках, а именно своей вологодской манере исполнения, которая и превратила Вологодчину в один из самых знаменитых и самобытных центров не только российского, но и мирового кружевоплетения.
На сегодняшний день технология выполнения кружевных изделий та же самая, что и много лет назад. Всегда современное, драгоценное по рисунку и исполнению, вологодское кружево стало любимым украшением одежды и интерьера, популярным русским сувениром. В орнаменте вологодского кружева живут старинные узоры: крупные цветы с пятью или семью лепестками. Растительный и животный орнамент, характерный для вологодских кружев, имеет округлые формы и выполняется непрерывной вилюшкой – полотнянкой, плотной и ровной по всей ширине данного рисунка.
Кружевоплетение - это не только мастерство рук, но и теплота души, богатство мыслей и переживаний, воплощённых в затейливые узоры. Это наша история, наши корни.
Вся моя профессиональная деятельность связана с этим старинным промыслом. В 1976 году окончила Вологодское кружевное училище по профессии «кружевница ручного плетения кружев». С тех пор, в течение 30 лет, это удивительное искусство передаю своим воспитанницам, работая в учреждениях дополнительного образования детей. За время работы мною создан дружный разновозрастный детский творческий коллектив.
Знакомясь с народными традициями плетения на коклюшках, обучающиеся овладевают приёмами художественной деятельности, коллективно создают образы, сочиняют мотивы, придумывают сюжеты будущих произведений, используя принципы повтора, вариации, импровизации элементов плетения. В результате создаются сказочные вещи, на которые хотелось бы смотреть бесконечно.
Учебно-воспитательный процесс в объединении осуществляется по модифицированной, комплексной, профессионально-ориентированной образовательной программе дополнительного образования детей, имеющей художественно-эстетическую направленность.
Программа предназначена для детей 9 – 14 лет, срок реализации – 4 года.
Актуальность программы заключается в сохранении старинных традиций женского рукоделия, востребованности этого искусства в детской и молодежной среде.
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей обучающихся в сфере декоративно-прикладного искусства, на воспитание трудолюбия, а также формирование таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Занятия на всех этапах обучения носят репродуктивный и творческий характер. Процесс создания готовых изделий по собственному замыслу способствует развитию художественного мышления, фантазии, воспитывает эстетический вкус.
Основной целью программы является приобщение обучающихся к духовной культуре, формирование и развитие у них практических навыков работы в области прикладного творчества, дизайнерского мышления, художественного вкуса в ходе выполнения практических и проектных работ.
В процессе освоения программы решаются такие задачи, как:
- обучение детей традиционным и полезным практическим навыкам старинного ремесла;
- создание условий для самоопределения и адаптации обучающихся в современном обществе посредством их допрофессиональной подготовки;
-раскрытие и развитие внимания, мышления, фантазии, умственной и творческой деятельности, способности к созданию современных узоров;
- формирование патриотических и нравственных качеств личности через привитие любви к народному творчеству, воспитание чувства ответственности за качество выполняемых изделий.
Обучение построено от простого к сложному: от приобретения первоначальных умений и навыков - к конструированию и моделированию изделий. Изучение техники плетения на коклюшках требует очень кропотливого труда.
Занятия в объединении проводятся в разных формах: при создании образа, сюжета, композиции изделия беседуем, дискутируем, обсуждаем, подбираем информационный материал, готовим сообщения, при выполнении практических работ подбираем нити, цветовую гамму изделия, технику плетения, изготавливаем схемы изделий, рабочий сколок и приступаем к их плетению.
В ходе обучения применяю следующие элементы образовательных технологий: личностно-ориентированное обучение, игровая и проектная деятельность, мастер-класс.
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основами традиционных рукоделий, имеющих ярко выраженный колорит, практическую направленность, большое эстетическое значение. Обучающиеся работают с разнообразными материалами в различных техниках художественного мастерства, рисуют и создают тематические панно, композиции на свободную тему. Более трудоемкие и крупные работы выполняются коллективно. При выполнении такой работы рабочий сколок делится на части, которые после окончания работы соединяются.
В программу включены темы по изучению культуры и быта народов Русского Севера. Она знакомит детей с художественными традициями, образцами декоративно-прикладного творчества, раскрывает народные истоки.
В первый год обучения знакомлю своих воспитанниц с историей возникновения и развития русского кружевоплетения, изучаем национальные традиции и особенности орнамента, основные приемы плетения сцепного кружева, разрабатываем сколок, учимся правильно навивать и закреплять нитку на коклюшки, выполняем несложные изделия.
На втором году обучения дети знакомятся с более сложными работами штучных изделий, учатся самостоятельно составлять несложные композиции для изделий на основе изучения художественных традиций.
Далее изучаем основные принципы сложной композиции, виды орнаментов (растительный, животный и геометрический), знакомимся с народным творчеством, символикой народов Русского Севера (Архангельск, Вологда, Кольский край), выполняем выставочные изделия с отражением северной тематики.
В последний год обучения, когда у детей уже сформированы необходимые практические умения и навыки, достаточно развита психомоторная сфера личности, а креативный потенциал позволяет работать в продуктивном режиме, в образовательный процесс внедряются технологии проектного обучения.
Обучающимся предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке узоров и создании новых композиций. Они выбирают тему проекта, продумывают способы исполнения изделия в том или ином материале, цвете, осваивают основы построения общей композиции с учетом использования орнамента, присущего вологодскому кружеву, используют свои зарисовки мотивов и учатся размещать их в полосе, круге, квадрате, придавая новое содержание композиции.
Обучающиеся индивидуально выполняют эскизные проекты и представляют их на выставках различного уровня и на подиуме, проводят мастер-классы на городских творческих площадках: конкурсах декоративно-прикладного творчества, выставках народных ремесел, традиционных праздниках и др.
Воспитанницы в составе творческой группы работают над собственными проектами, которые представляют на городской научно-практической конференции «Россия: новое тысячелетие»:
- Смагина Марина - творческая работа «Красота в природе рождается и руками сотворяется» - участие (2005 г.);
- Сковронская Яна - творческая работа «Герб города Оленегорска» - диплом за I место (2006 г.);
- Филиппова Наталья - творческая работа «Город спорта»- диплом за I место (2010 г.);
- Давыдова Алёна - творческая работа «Весна-красна на землю пришла»- диплом за II место (2012 г.);
Радуют достижения и других моих обучающихся, которые вносят вклад в копилку творческих наград учреждения, участвуя в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня:
- Смагина Марина, Сковронская Яна - конкурс «Новогодний калейдоскоп», акция «В защиту хвойных насаждений» - дипломы за участие (2006 г.);
- Сковронская Яна, Плеханова Татьяна - городской конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» - диплом за I место (2007 г.);
- Добрева Дарья - выставка-конкурс творческих работ «Наш Север», посвящённая Международному Дню саамов, - диплом за участие (2007 г.);
- Елохина Анна, Филиппова Наталья - городской проект «Оленегорск – молодым!», номинация «Конкурс рисунков и поделок «Оленегорск – мой город родной» - дипломы за I, II, III места (2007 г.);
- Плеханова Татьяна, Сковронская Яна - областной фестиваль «Зерно жизни» - дипломы за участие (2008 г.);
- Плеханова Татьяна - областной конкурс-выставка «Северная жемчужина»- диплом за I место (2008 г.);
- Плеханова Татьяна, Елохина Анна, Филиппова Наталья - конкурс-выставка «Праздничная открытка к юбилею любимого города», посвящённый 60-летию г. Оленегорска, - диплом I степени, гран-при, грамоты (2009 г.);
- Плеханова Татьяна, Елохина Анна, Филиппова Наталья - выставка ко Дню саамской культуры – дипломы за участие (2010 г.);
- обучающиеся объединения - городской конкурс-выставка «Весёлое рождество» - грамоты за участие (2012 г.);
- Терехова Дарья, Ерохова Наталья - городская выставка народно-прикладного творчества «От ремесла к искусству» - дипломы за участие (2012 г.);
- Вершинина Светлана, Ерохова Наталья, Косько Валентина - Всероссийская дистанционная олимпиада по ИЗО «Многограние» - 3 диплома за III место (2013 г.);
- обучающиеся объединения - выставка декоративно-прикладного творчества в рамках 11-го фестиваля народного творчества самодеятельных коллективов Мурманской области «Таланты Севера» - диплом за участие (2013 г.);
- Митюшкина Карина, Вершинина Светлана, Васютченко Алина - городская выставка-конкурс «Своими руками» - «Эко-игрушка», номинация «Авторская игрушка» - грамоты за I и II места (2013 г.).
В заключение хочется сказать, что мои воспитанницы не только осваивают образовательную программу, накапливая багаж знаний, совершенствуя мастерство и реализуя творческий потенциал. Процесс творчества направлен на формирование высоконравственного отношения к культурному наследию нашей страны, воспитание любви к народному искусству, бережное сохранение русских традиций кружевоплетения.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: