NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Оценивание достижений учащихся в обучении по технологии «шаг за шагом»


УДК 371.260

А. Намазова.
ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ПО

ТЕХНОЛОГИИ «ШАГ ЗА ШАГОМ»
«Оценка и отчетность являются целями, заслуживающие внимание. Задача состоит в том , чтобы создать систему, которая являлась бы полезной и справедливо оценивало то, что нас интересует , и не нарушала процесс обучения».

Теодор Сайзер.

Философия и логическое обоснование.

Обучение и развитие постоянно изменяются. В результате ,педагоги должны быть всегда в курсе происходящего в этой сфере. Программа развития маленьких детей основана на повышении непрерывного роста знаний детей и понимания их места в жизни и окружающем мире.

Оценка поведения в жизни класса представляет точную, справедливую и характерную картину способностей и прогресса детей. Традиционно, оценка сосредотачивалась на подотчетности учеников с использованием часто проводимых письменных проверок, таких как ведомость успевания, еженедельные тесты по выявлению мастерства и стандартные тесты. Учителя так стремились оценивать работу учеников, чтобы предоставить себе, родителям и администрации цифровое доказательство успеха ученика. Однако, последние направления в области образования показали, что есть педагоги, которые ищут и создают альтернативные методы оценки и оказания помощи в развитии ребенка. Принятие целостного языкового подхода к образованию, при котором ученики активно вовлечены в процесс говорения, чтения и письма, предоставило новые перспективы оценивания. Эти аспекты были сведены воедино с тем, чтобы дать более точную оценку ребенку. Аутентичная, т.е. подлинная оценка ,противоположная оценке исполнения «по требованию», является формой определения непрерывно происходящих факторов в развивающейся среде обучения. Она отражает фактический и имеющий значение опыт обучения, который документально отражается через наблюдения, записи примечательных событий и ситуаций, дневники, журналы, реальные примеры, конференции, папки, задания и другие методы. Подлинная оценка имеет значение для учеников и проводится в процессе обучения, так как оценка является первостепенной для определения роста знаний учеников.

«Индивидуальная оценка развития и обучения детей является особенно важной для планирования и внедрения программ развития», - так утверждает Национальная Ассоциация Образования Детей. Некоторые альтернативные методы оценки более подходят для маленьких детей, чем проверочные письменные тесты. Некоторые педагоги высказывают мнение о том, что оценка должна подчеркивать то, что дети знают и что могут делать, а не сосредотачиваться на том, что дети не знают и не умеют делать. Учителям необходимо следить, чтобы ученики выполняли задания в знакомой ситуации, когда у них есть много возможностей продемонстрировать свои знания и навыки, а не просто выполняли бы письменные тесты, если, конечно, учителя хотят выяснить тот факт, что же действительно ученики знают и могут делать. Подходы к оценке должны быть связаны с особенностями развития детей с тем, чтобы предоставить более полные и основательные данные о способностях и достижениях ребенка, а не просто получить баллы на письменных тестах.


Оценка является способом сбора информации и используется для определения прогресса ученика и для составления обучающих компонентов учебного плана. Критерии оценки должны включать следующее:

Обоснованность.

Разнообразные способы достижения, не ограниченные предметами многократного выбора.

Вовлечение ребенка.

Повторные наблюдения.

Непрерывный процесс по времени


Использование разнообразных методов

Папка оценки- это собрание работ ученика, которые показывают его старания, процесс и достижения за какой-то период. Ученик и учитель вместе отбирают работы для этой папки. Оценка в соответствии с программой Step by Step для начальной школы должны включать следующие положения:

Оценка должна поддерживать рост знаний, понимание и уверенность ребенка.

Оценка должна сосредотачиваться на важных целях и вовлекать разнообразные источники информации.

Оценка должна информировать и поддерживать соответствующие методы .

Родители и ученики являются неотъемлемыми партнерами в процессе оценки.

Конечная цель оценки – это дать возможность ученикам оценивать себя. Цель положительного оценивания – это позволить обучающемуся стать независимым и автономным. Размышления ученика являются составной частью подлинной оценки.

Цель.

Главная цель оценки – это проследить прогресс детей и точно определить на каком уровне они находятся с тем, чтобы занятия в учебном плане отвечали потребностям детей и обеспечивали успех каждому ребенку. Установление детей с особыми потребностями, которым может потребоваться помощь или вмешательство, -это еще одна причина для проведения оценки. Соответствующая оценка должна обеспечивать активную связь между методом обучения и тем, что преподается и что изучается.

Подлинная оценка должна:

Подчеркивать сильные стороны каждого ученика, а не выискивать неудачи.

Информировать обучение.., указывая на то, что учить и как учить.

Быть продолжающей частью обучения.

Быть многомерной, фокусируясь на социальном и эмоциональном росте, а также на познавательном развитии.

Делать упор на важность учения.

Способствовать успеху и оптимальному обучению всех учеников.

Быть ясно понятой учениками и их родителями.

Очень важно, чтобы преподаватели поняли, какие знания их ученики освоили и укрепили. Наблюдения и ведение документации о работе детей являются средствами получения такой информации. Продолжающая соответствующая оценка находится в рамках ситуации, использует разнообразные методики, поддерживает обучение и обогащает планирование школьной программы. Оценка может и должна служить различным целям:

Ученики становятся более самостоятельно мыслящими и контролируют свою учебу.

Учитель более эффективно сосредоточен на преподавании.

Учителя определяют детей, которым требуется поддержка.

Родители лучше понимают школьные успехи своих детей.

Администрация понимает, каким образом группы учеников добиваются успехов.

Педагоги измеряют уровень достижений учеников, занятых в этой модели.
Учителям следует оценивать обучение и развитие детей в начале учебного года, продолжить проводить оценку, тем самым предоставляя основу для формирования школьной программы. Через наблюдения за учениками, учителя должны видоизменять методики обучения с тем, чтобы соответствовать потребностям детей. Подлинная оценка основана на понимании того факта, что ученики и учителя являются наиболее критической аудиторией и что оценка направлена на обучение. Совместно ученики и учителя заняты в процессе оценки таким образом, что ученики могут контролировать свою учебу, а учителя – повысить уровень обучения. Энтузиазм и оптимизм присущие альтернативной оценке, определенно оправданы. Но перемены всегда идут рядом с трудностями, и изменение процесса оценки не является исключением.

Аудитория.

Учителя, ученики, родители и администрация должны быть вовлечены в процесс оценивания. Учителя должны постоянно следить за развитием и обучением своих учеников. Продолжающаяся оценка позволяет учителям говорить с детьми об их работе каждый день и использовать эту информацию в качестве основы для составления расписания школьных занятий. Учителя должны разделять взгляды, приобретенные во время процесса оценки со своими учениками, так, чтобы дети могли видеть достигнутые успехи и реально знать, каковы их успехи. Учителей следует поощрять почаще приглашать представителей администрации, чтобы те могли увидеть успехи класса, организовывать показ работ учеников.

Участие родителей в оценке не должно ограничиваться получением карточки-отчета, они должны видеть реальные примеры работ своих детей за какой-либо период времени. У родителей сложится лучшее представление об успехах ребенка, когда они видят конкретные работы. Подборка работ учеников за какой-то период и иллюстрирует качество мышления и развития ребенка. Суммирование информации –это эффективный и всеобъемлющий способ отчетности перед родителями. Существуют две формы для родителей, которые вовлекают их в процесс оценки. Первая форма – это письмо, сопровождающее папку, которую отсылают домой ученику. В этом письме объясняется характер выполненной работы и что собой представляет папка. Вторая форма – это лист ответа родителей, в котором они представляют свои наблюдения и мысли об успехе ребенка по результатам работ, представленных в папке.

Типы оценок


Только одно традиционное тестирование может не выполнить цель, лежащую в основе оценки – оптимальное обучение. Подлинная оценка делает попытки идти дальше простого обычного проверочного теста, используя модели, которые позволяют более широкий диапазон интеллектуальных возможностей, а также достоверный уровень знаний. Разнообразные аутентичные оценки могут использоваться в классе. Используя ряд моделей оценивания, учитель сможет получить представительную картину ребенка в целом.

Соответствующие методики оценки, связанные с развитием детей, представляют огромную информацию о физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Неформальные методы оценки, такие как прямое наблюдение, записи примечательных и смешных событий и происшествий и папки с работами детей используются для определения, что ребенок в действительности знает что может делать. Для содействия успеху Программы Step by Step для начальной школы очень важно использовать эти методы оценки, чтобы преподавание и процесс оценки стали более благоприятными, а соответствующие методики развития использовались.

Наблюдение/документация.

Такая форма оценки является эффективной при определении того, что дети изучают. Учителя собирают большое количество достоверной информации в рамках ежедневных классных занятий, объективно наблюдая за детьми и записывая эти наблюдения. Такая информация может обеспечить базу для внесения суждений о детях и о методиках преподавания, наиболее подходящие им. Наблюдение-это действие, которое учитель выполняет постоянно. Для целей оценки, наблюдение иногда бывает неформальным и не подразумевает ведение записей, а иногда наблюдение ведется с четкой целью, например фиксирование факта приобретения ребенком определенных навыков или определенного понимания. Неформальное и формальное наблюдение, используемые вместе, дают учителю точное представление о способностях и навыков каждого ребенка. Такие индивидуальные наблюдения могут занимать 5-15 минут и проводиться каждый день.

Как уже было отмечено выше, родители в процессе обучения получают возможность участвовать в оценивании ответов учащихся с помощью различного вида карточек. Для примера даем одну из форм карточек, которые составляются учителями.




Центры активности

Дата урока №1

3.01.03.

Дата урока №2

4.01.03.

Дата урока №2

10.01.03.

1

Литературный центр

5

5

4

2

Математический центр

4

3

4

3

Центр «Науки»

5

4

4

4

Центр «ИЗО»

5

5

5

5

Грамматический центр

5

5

5


Такая карточка выдается в начале урока каждому ученику, который должен с этой карточкой побывать во всех центрах и закрепленный за центром родитель должен, опросив всех учеников, выставить оценки за работу в картах ответов. Поскольку, родителей учителя заранее знакомят с нормами оценок по тем или иным предметам, они стараются выставлять «аутентичные», т.е. подлинные оценки за знания. В случае, если учитель подготовил различные дидактические карточки опроса, то не родитель, а сам учитель выставляет оценку за работу по карточке в том или ином центре.

Побывав в школах г.Каракол (№ 5, 8, 11) и побеседовав с учителями, работавшими по программе «Шаг за шагом» мы выявили следующую картину.

Мнение Жердиной Антонины Александровны, председателя методобъединения учителей начальных классов сш.№5 и Касымалиевой Жипары – учительницы начальных классов сш. №11 во многом имеют сходные позиции. Они считают, что, безусловно, эффективность обучения возрастает, если родители участвуют в проверке знаний учащихся, поскольку они успевают опросить многих учеников на уроке. Но при этом они выделили очень много неразрешимых проблем, которые и тормозят порой внедрение данной программы в учебный процесс: во-первых, уроки по центрам активности невозможно проводить каждый день, поскольку такие уроки хороши при закреплении пройденного материала, при повторении и подведении итогов, а при объяснении новой темы это практически невозможно. Во-вторых, учитель не всегда соглашается с оценками родителей, хотя оценки на карточках ответов, выставленные родителями анализируются вместе после уроков и, поскольку еще в центрах активности часто проводятся письменные задания, ответы которых проверяет только учитель. И он обязан суммировать устные и письменные ответы и делать вывод об общей итоговой оценке. В-третьих, не все родители постоянно приходят на подобные уроки; посещают такие занятия, только свободные от работы папы, мамы, бабушки, дедушки. И не всегда регулярно, что также снижает эффективность результатов. В четвертых, сами учащиеся воспринимают уроки с центрами как игру. В итоге, учителя сделали вывод, что уроки по программе «Шаг за шагом» более приемлемы в детских садах, нежели в начальных классах, потому что там нет оценочной системы, которая и не дает возможности дальнейшему развитию данной программы в общеобразовательных школах. Несомненно, без оценочного компонента, оценочных суждений учение ребенка блуждало бы в потемках, поэтому мы считаем, что необходимо пересмотреть оценочную систему программы «Шаг за шагом» и постепенно переходить на безотметочное обучение, выработав относительно единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Усенко Л.В., Омуралиева Э.К., Султаналиева Т.С. Вовлечение семьи в программу «Step by step». –Бишкек, январь, 1996.

  2. Информационно-аналитический бюллетень «Step by step». –Бишкек, 2001, №2.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.