NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Официально-деловой стиль речи и сфера его применения



Дата: 12.11.2010год

Предмет: Русский язык

Класс: 10

Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Тема урока: Официально-деловой стиль речи и сфера его применения.
Цель: продолжить изучение стилей речи;

обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об

официально-деловом стиле речи и его подстилях.

Задачи: показать необходимость владения официально-деловым стилем в

повседневной жизни;

развивать умение пользоваться этим стилем на практике;

формировать умение определять признаки официально-делового

стиля и доказывать принадлежность текста к данному стилю;

совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового

подстиля различных жанров;

развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции

обучающихся;

продолжить расширение лексического запаса;

совершенствовать правописные навыки.

Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.

Оборудование: учебники «Русский язык» А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой;

М.М.Разумовской; Е.И.Никитиной;

том 10 энциклопедии «Языкознание»,

газеты «Лискинские известия»,

раздаточный материал (заявления, справки и другие деловые бумаги),

атрибуты для ролевой игры (фонарь, свеча, цепь мэра, шляпа

горожанина);

мультимедийный проектор, проекционный экран,

портативный персональный компьютер;

http://school-collection.edu.ru

План урока:




Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Нацелить обучающихся на урок

1

2

Проверка домашнего задания

Проверить и оценить знания обучающихся о научном стиле речи

5

3

Ролевая игра

Совершенствовать коммуникативную компетенцию

обучающихся

3

4

Обобщение, систематизация и углубление знаний

Обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об официально-деловом стиле речи и его подстилях

5

5

Словарный диктант с творческим заданием и самопроверкой

Отработать орфографические умения и навыки самопроверки, совершенствовать логическое мышление

7

6

Динамическая пауза

Учить применять физические упражнения для поддержания умственной работоспособности

1

7

Фронтальная беседа с элементами дискуссии

Показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни

3

8

Практическая работа

Отработать умение составлять и писать объявление

5

9

Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом

Отработать умение писать справки

3

10

Самостоятельная работа

Отработать умение писать заявление

5

11

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

5

12

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

1



На проекционном экране: (таблица заполняется обучающимися интерактивным материалом с использованием информационных ресурсов по русскому языку)



Официально-деловой стиль речи

канцелярский




официально-документальный подстиль




обиходно-деловой подстиль


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

составить текст для сводки погоды или об устройстве компьютера, указать признаки научного стиля речи.

Оценка ответов обучающимися.

Учитель показывает энциклопедию, спрашивает, к какому подстилю научного стиля относится эта книга, зачитывает на странице 486: «Среди функциональных стилей особенно чётко выделяется официально-деловой (или канцелярский)», вписывает термин в таблицу на экране.


  1. Ролевая игра «Приказы мэра».

«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.

- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.

- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин.

- Но в фонаре у вас ничего нет!

- В приказе об этом не упоминалось.

Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.

- Где фонарь? – закричал мэр.

- Вот он.

- Но в нём нет свечи!

- Нет, есть! Вот она.

- Но она не зажжена!

- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.

И мэру пришлось издать ещё один приказ…»

(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)


  1. Обобщение, систематизация и углубление знаний

  1. Слово учителя.

«В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов.

Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой.

Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации. Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения».

  1. Работа с учебниками М.М.Разумовской (параграф 35, страница 215) и Е.И.Никитиной (параграф 6, страница 42):

- О каких деловых бумагах вы узнали из учебников?


  1. Словарный диктант с творческим заданием (на какую тему

подобраны слова) и самопроверкой. (демонстрируется на проекционном экране)

Автобиография, акт, анкета, апелляция, доверенность, договор,

докладная записка, заявка, заявление, объявление, объяснительная

записка, отчёт, приказ, протокол, расписка, резюме, справка,

уведомление, указ, характеристика.


  1. Динамическая пауза.



  1. Фронтальная беседа с элементами дискуссии

- Есть ли у вас привычка читать объявления?

- Какие объявления вы прочитали вчера или сегодня?

- В каком стиле они написаны?

- Всегда ли и все ли объявления пишутся в официально-деловом стиле?

- Как называется объявление о фильме, спектакле, концерте?


  1. Практическая работа

Учебник Е.И.Никитиной, страница 45: «В объявлении называют адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают, от чьего имени она даётся».

1задание. Найдите объявления в газете «Лискинские известия». Докажите принадлежность найденного вами текста к официально-деловому стилю.

2 задание. Составьте и запишите объявление о дне здоровья, олимпиаде, дискотеке.


  1. Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.

«Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество; название того учебного заведения, в котором вы учитесь».


Справка
Дана_______________________________________________

в том, что он(а) действительно является учеником (ученицей) ____ класса_________________________________________ .

Справка выдана для предъявления в спортивную школу.
Директор




  1. Самостоятельная работа.

«Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приёме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно». (Учитель демонстрирует на проекционном экране заявления из Личных дел обучающихся). «Напишите сейчас заявление на имя директора школы, какой кружок или спортивную секцию вы хотели бы посещать».


  1. Подведение итогов урока.

- Назовите подстили официально-делового стиля и приведите примеры.

- Какова цель этого стиля речи?

- Назовите признаки официально-делового стиля.

- Аукцион «Виды деловых бумаг» (обучающиеся создают в текстовом редакторе документ «Виды деловых бумаг». Побеждает указавший большее количество документов)

- Какой из этих документов вам хотелось бы научиться составлять?


  1. Сообщение домашнего задания. §35, стр.219, упр. 307

  1. Создать текст официально-делового стиля, указать его признаки (письменно).

  2. Представьте себя через 20 лет мэром. Какие приказы вы издали бы? (устно).

  3. Найти, какие ещё существуют деловые бумаги (индивидуальное задание).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: