NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Определение понятия «наука». Цели науки


  1. Определение понятия «наука». Цели науки.

Терминов науки много, вот некоторые из них:

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Также она – одна из форм общественного сознания. Или наука - это обозначение отдельных отраслей научного знания.

Все определения очень похожи друг на друга.

Также Наука — это сложное духовное образование. В понятии науки можно выделить несколько основных аспектов:

а) Наука как система знаний, как процесс получения нового знания. Она заключает в себе некий образ мира, его истолкование. Изучается такой дисциплиной как эпистемология — учении о научном познании. В основе лежат понятия субъекта и объекта познания. Результатом научного познания является «объективное» знание о мире — знание, не зависящее от состояния субъекта, хотя это положение не всегда соответствует действительности. Ключевым понятием цели познания является истина — знание, соответствующее действительности.

б) Наука как особый тип мировоззрения, особая форма общественного сознания. Представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, право и т.д. Развитие науки отражается на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обуславливает развитие науки.

в) Наука как социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука представляет собой не область знания, а сеть различных взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п. Они решают узкий круг задач и выполняют определенные функции. Т.е. наука — организованная структура, призванная удовлетворять потребности общества.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук делится на: естественные, общественные и технические.


2. История науки (общая характеристика).

Наука зародилась в древнем Риме в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы ощества.

Объём научной деятельности с 17 в. Удваивался примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научной революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. В условия научной -технической революции сложилась единая система “наука – техника -производство” , в которой науке принадлежит главная роль.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».

Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.

Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие ученые и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: