NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка


Организации исследовательской деятельности учащихся

на уроках русского языка

Малахова И.А., учитель

русского языка и литературы

В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников стремление к знаниям и открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемом материале главную информацию, а также умение свертывать информацию путем исключения лишней, либо путем обобщения мелких незначительных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается логическое мышление, совершенствуются навыки соединения информации воспринятой на слух и визуально, все виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы научных работ: конспекты, рефераты, учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач. В разных технологиях преподавания русского языка в средней школе существую различные подходы к этому вопросу. Так, например, в авторской технологии Ю.А. Поташкиной уроки развития речи не прописаны отдельной системой, однако развитию речи уделяется внимание ежеурочно, также как и другим видам исследовательской деятельности. На каждом уроке проводятся все виды разбора, в ходе которых ученик не просто проговаривает порядок разбора, а обосновывает каждый его пункт, доказывая правильность своих выводов. Умение логически выстраивать высказывание – хорошая основа для написания работ, как научного, так и остальных стилей и типов речи.

На уроках развития речи по технологии Разумовской М.М. большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать итог своей деятельности. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

Необходимо отметить и то, что основой авторской технологии Ю.А. Поташкиной является постоянное исследование учебного материала. Ребенок не просто выполняет упражнения, воспринимает теоретические материал, он ищет ответы на вопросы. Его внимание постоянно сконцентрировано на объекте исследования. В ходе урока ученик выявляет орфографические, пунктуационные диагнозы (орфограммы, пунктограммы), а затем находит пути (правила правописания) их «лечения». Такой вид работы позволяет мобилизовать все имеющиеся у школьника знания о предмете исследования, закрепить имеющиеся умения и навыки, формировать интерес к урокам русского языка. Дети на уроках свободно рассуждают, не боясь ошибиться, потому что на этих уроках каждый исследователь. При изучении теоретического материала у них нет готовых определений, двигаясь поступательно по предложенной схеме-алгоритму они составляют себе «портрет» того, что будут изучать на последующих уроках.

Вообще, об алгоритмах хотелось бы сказать отдельно. Использование их на уроках русского языка, дает возможность формировать в каждом ученики исследовательские качества. Алгоритмы позволяют развивать логическое мышление, концентрировать внимание на изучаемом материале, вычленять главное, систематизировать имеющиеся знания, обобщая, объединяя их в группы-аналоги. Работая по учебнику Разумовской М.М. на протяжении многих лет, использую элементы технологии Т.Я. Фроловой, в частности, схемы-алгоритмы, рифмованные алгоритмы, что дает мне возможность активизировать познавательную активность учащихся на уроках русского языка, развивать их творческие способности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Еще одним действенным методом в формировании исследовательской культуры учащихся считаю, работу со связным текстом на уроках русского языка, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учеников, осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.

Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование).

Так ученица 10 класса с исследовательской работой «Молодёжный сленг» принимала участие в районной научно-практической конференции «Открытие».

Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создаёт условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к языку.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: