NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках изо с целью формирования общеучебных компетенций


Организация поисково-исследовательской деятельности
учащихся на уроках ИЗО с целью формирования общеучебных компетенций.


Кануник В. Я.
Отличительная особенность стандартов второго поколения- ориентация на результаты образования , которые сейчас рассматриваются с позиции системно- деятельностного подхода к образованию.

Это означает, что образовательный процесс должен ориентироваться на развитие личностных качеств обучающихся на основе овладения ими обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала.

В мировой и российской образовательной практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях.

В условиях формирования общеучебных компетенций принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Он формирует не отвлечённые знания, умения и навыки (как раньше) , а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой и исследовательской деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение изобразительному искусству заданий поискового и исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся .

Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Развивая познавательные и творческие способности детей , я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении изобразительному искусству. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Большое значение в этом случае я уделяю исследовательскому методу. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем.

В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

-побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

-сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

-побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;

-давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;

-давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

Исследовательские и проектные работы детей имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности.

Элементы поисково-исследовательской деятельности младших школьников
на уроках изобразительного искусства можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этапе сообщения новых знаний и способов действий. В данном случае подготовленные дети выступают в роли источника информации для сверстников.

Организацию деятельности по предварительному поиску, исследованию и систематизации дополнительной информации, можно предложить в поисково- исследовательских группах постоянного или сменного состава, парах, или же индивидуально, на усмотрение учителя и по желанию детей. Особенный интерес школьники проявляют к сбору и изучению материалов краеведческого характера.

Я провожу уроки, на которых использую методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдения, сбор дополнительного материала на темы( например, в 3 классе, при изучении народной игрушки России ,дети собирают материал о географических, исторических и культурных особенностях отдельных регионов нашей страны, анализируют и синтезируют полученные связи, делают выводы ,разрабатывают собственные творческие проекты на основе краеведческого материала по теме; при изучении народных промыслов в 5 классе поисковые группы подбирают и синтезируют материал по взаимозависимости особенностей элементов того или иного промысла и биологических особенностей флоры и фауны отдельной местности , исследуют материалы древних верований и выявляют причинно- следственные связи символики элементов народной росписи).Также имеют место опыты ,связанные с экспериментальной художественно- творческой деятельностью( эксперименты с основными и дополнительными цветами –в начальной школе; эксперименты, выявляющие и подтверждающие незыблемость основных законов композиции и опыты по поиску новых композиционных решений – в основной школе) и так далее.

В этом случае можно говорить об интеграции изобразительного искусства со многими другими областями знаний.

Обучение, основанное на поисковом подходе, характерно тем, что: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности.

Сущностной характеристикой такого обучения, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит у меня на уроках в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах (или индивидуально).

В ходе процесса поискового и исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные компетентности:

-поиска знания;

-обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;

-формирование культуры рефлексивного мышления;

-формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;

-обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;

-эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Используемая литература:

1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816 с.

2.Сердюкова, Н.С. , Линник- Ботова С. И… Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству ( методические рекомендации)/ Н. С .Сердюкова, С. И. Линник- Ботова… –Белгород,2012.-131 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: