Организация воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения в гкоу со «сухоложском детском доме»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГКОУ СО «СУХОЛОЖСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ»
Аналитическая справка за 2012 – 2013 год
Введение: Идея психолого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И.В.Дубровиной, Е.И.Роговым, используется близкое по смыслу слово – «содействие», идею психолого-педагогического сопровождения (далее ППС) разрабатывают М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, С.Г. Косарецкий и др.
Привлекательность идеи заключается в том, что она дает возможность организовать психолого - педагогическую работу как самостоятельный вид деятельности со своими целями и ценностями и позволяет органично вплести ее в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Поэтому становится возможным соединение целей педагогической и психологической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, что особенно важно в условиях детского дома.
Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно велики (личностные, когнитивные, проблемы социализации), поэтому в воспитании этих детей необходимо объединение усилий различных специалистов, когда ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную, правовую и другие виды помощи. Аналогичная ситуация сложилась и в нашем детском доме. Мы пришли к выводу о необходимости взаимодействия разных специалистов. В рамках системы ППС эффективнее реализовать это взаимодействие.
Итак, опираясь на «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», под сопровождением понимаем систему профессиональной деятельности психолога и педагогов, направленную на создание социально-психологических условий для решения ребенком задач, возникающих у него в процессе взаимодействия в среде детского дома. Психолог вместе с педагогом в процессе воспитания может, с одной стороны, помочь ребенку максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой - приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям жизнедеятельности.
Практика:
Цель профессиональной деятельности педагога и психолога в детском доме едина. Это ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства и методы различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, т.к. только в этом случае применяемые ими технологии работают на изначально заданную цель. Следовательно, сотрудничество педагога и психолога должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий.
Роль воспитателя сводится к четкой и последовательной ориентации воспитанника на определенные пути развития. В детском доме воспитатель и другие педагоги выполняют некоторые функции родителя: носителя и транслятора определенных этических, интеллектуальных, религиозных и других ценностей. Их воздействие носит формирующий и регулирующий характер.
Задача психолога – создавать условия для нормального развития ребенка, при этом психолог занимается как самим ребенком, так и работает с педагогами (администрация, воспитатели).
При таком подходе объектом ППС выступает воспитательный процесс, предметом деятельности – ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой.
Для организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения нами была разработана комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сухоложском детском доме (за основу взяли опыт, реализуемый в Комсомольском детском доме).
Целями данной программы являлось:
1) оказание психологической и педагогической (поддерживающей, коррекционной, просветительской) помощи ребенку;
2) отслеживание результативности воспитательного процесса. Данные цели решали три блока задач:
задачи психологического и личностного развития;
задачи социализации;
задачи образования.
Было продумано построение совместной деятельности психолога с педагогами, что отражено в приведенной ниже таблице.
Таблица 1
Совместная работа психолога с педагогами | |||||
Методическая | Практическая | ||||
Администрация | Воспитатели | Администрация, воспитатели | |||
Подготови- тельный этап | Организа- ционный этап | Просвеще- ние | Консуль- тирова- ние | Консультиро-вание по частным проблемам | Консультирование по результатам диагностики |
Задача психолога– заинтере- совать админист- рацию в необходи- мости изменений, показывая возможности таковых, доказа- тельно обосновывая свою позицию | Разработать программу организации воспитатель- ного процесса на основе психолого-педагогичес кого сопровожде-ния; наметить стратегию, тактику, содержание совместной деятельности | Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов посредством активных форм работы (самоподготовка, групповая работа, деловые игры, тренинги и др.) | Педаго гов по пробле- мам построе-ния воспита тельной работы на основе сотруд ничества и взаимо помощи, учитывая возмож ности преодо ления социаль-ной пассив ности у воспитанников | Может носить двусторон ний характер, где инициатором выступает как психолог, так и педагог, которые совместно решают проблемы ребенка или группы, возникаю щие в образова тельно-воспи тательной среде | Рассмотре-ние проблем ребенка, выявлен ных в результате диагности ки психо логом. Инициатор-психолог |
Заинтересованность и помощь администрации в организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения | Заинтересованность воспитателей в сотруд- ничестве, повышении эффективности педагогической деятельности | Построение совместного плана действий по решению проблем конкретного ребенка или группы | |||
Разработка совместной концепции воспитательной работы, определение методов и приемов |
Коллектив детского дома работает по вышеназванной программе с сентября 2010г. по май 2013г.
Для наших воспитанников мы определили возможности преодоления социальной пассивности и вовлечения в социально одобряемую деятельность:
- общение с взрослым как фактор нормализации процесса социальной адаптации;
- подражание взрослому как существеннейший механизм научения;
- постепенная передача функций организации социальной деятельности от взрослого к детям;
- организация ситуаций социального успеха в качестве подкрепления социальных достижений;
- создание ситуаций легкого входа детей в совместную деятельность,
принятие каждого ребенка, свободный вход и выход;
- мотивирование деятельности взрослым.
За годы работы по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме» строилось шаг за шагом взаимодействие разных специалистов с психологом, повышался профессиональный уровень педагогов, что нашло отражение в разнообразных формах работы:
- педагогом-психологом разработаны и апробированы программы: занятий со старшими и младшими школьниками «Освобождение от психо-эмоционального напряжения», занятий по мотивации воспитанников к школьному обучению, тренинг для подростков «Общение без проблем»,
занятия по поддержке выпускников в период сдачи экзаменов и педагогов в период аттестации;
- изучение интересов и склонностей выпускников (совместно социальный педагог и психолог);
- совместно с воспитателями групп изучаются творческие способности воспитанников ;
- оказана помощь в создании программы «Дорога здоровья» воспитателю Сошиной Н.В..;
- педагоги Солодкова Е.С., Хорькова Н.А., Нетисова И.В., Сметанина Л.В., Сошина Н.В. активно используют в своей деятельности программы занятий, рекомендованные психологом:
арт-терапевтические занятия;
коррекционная работа с агрессивными детьми;
психокоррекционная работа с тревожными детьми посредством
оригами;
тренинги социальных навыков;
воспитание коммуникативной культуры у подростков;
сказкотерапия с детьми и подростками;
чтение художественных произведений с детьми с применением
«терапевтической метафоры».
Для оценки эффективности построения воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения мы дважды в год проводим изучение уровня тревожности и самооценки воспитанников, т.к. они являются важными показателями личностного развития ребенка. Исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности и неадекватной самооценки, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Личностная тревожность и неадекватная самооценка не обязательно проявляются непосредственно в поведении, они выражают субъективное неблагополучие личности, создающее специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. (В.А. Бодров, Н.В. Вязовец, Ю.А. Катыгин, В.Г.Леонтьев, О.И. Мотков, А.М.Прихожан и др.)
За прошедшие годы, включая текущий, мы проследили динамику изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома. Ниже приведены диаграммы, наглядно демонстрирующие изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома за 4 учебных года. Колебания показателей, а не их неизменное улучшение, обусловлено некоторой субъективностью всех психологических исследований (самочувствие, настроение, окружение участников диагностики).
Диаграмма изменения уровня тревожности воспитанников в динамике (в процентах)
Рисунок 1
Диаграмма изменения уровня самооценки воспитанников в динамике (в процентах)
Рисунок 2
Динамика изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома позволяет сделать следующие выводы:
- уровень адекватной самооценки колеблется, но не опускается ниже 60%;
- в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах показатель по фактору высокой тревожности нулевой;
- показатель уровня повышенной тревожности колеблется, но это тревожность допустимого уровня;
- начиная с 2012-2011 учебного года уровень адекватной самооценки повышается;
- уровень завышенной самооценки колеблется в пределах 30% (особенность наших воспитанников такова, что завышенная самооценка является для них и защитной
реакцией);
- в 2012-2013 учебном году существенно снизился показатель заниженной самооценки.
Следует отметить трудности, с которыми мы столкнулись при организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения:
- переход воспитанников детского дома в новое образовательное учреждение;
- недостаточно четкое представление педагогов о месте и предназначении психолога в образовательном учреждении;
- низкая готовность и мотивация педагогов к сотрудничеству, нежелание отказываться от стереотипов;
- низкая мотивация воспитанников на саморазвитие;
- непостоянство интересов детей, обман.
За неполных три года работы по вышеназванной программе мы добились таких успехов:
- возрос методический и теоретический уровень педагогов;
- наблюдается улучшение эмоционального благополучия воспитанников;
- психологический климат в детском коллективе изменился в лучшую сторону;
- снизилась заболеваемость детей, обусловленная психосоматикой;
- наблюдается стабильное повышение уровня адекватной самооценки у детей;
- закрепляется тенденция отсутствия высокотревожных воспитанников;
- отобрана и апробирована батарея тестов, информативных и простых в использовании.
Таким образом, идеология психолого-педагогического сопровождения остается актуальной. Построение воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения даже за такой незначительный срок дает свои результаты. Заканчивается срок реализации программы, по которой коллектив детского дома работает третий год. Но мы уже находимся в поиске новых форм, методов, приемов педагогической деятельности, способных эффективнее строить воспитательную работу с детьми, живущими в нашем доме.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: