NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Организация воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения в гкоу со «сухоложском детском доме»


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ГКОУ СО «СУХОЛОЖСКОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ»

Аналитическая справка за 2012 – 2013 год

Введение: Идея психолого-педагогического сопровождения не нова. Рядом известных отечественных авторов, в частности И.В.Дубровиной, Е.И.Роговым, используется близкое по смыслу слово – «содействие», идею психолого-педагогического сопровождения (далее ППС) разрабатывают М.Р. Битянова, Н.Ю. Синягина, С.Г. Косарецкий и др.

Привлекательность идеи заключается в том, что она дает возможность организовать психолого - педагогическую работу как самостоятельный вид деятельности со своими целями и ценностями и позволяет органично вплести ее в ткань учебно-воспитательной педагогической системы. Поэтому становится возможным соединение целей педагогической и психологической практики и их фокусировка на главном – на личности ребенка, что особенно важно в условиях детского дома.

Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточно велики (личностные, когнитивные, проблемы социализации), поэтому в воспитании этих детей необходимо объединение усилий различных специалистов, когда ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную, правовую и другие виды помощи. Аналогичная ситуация сложилась и в нашем детском доме. Мы пришли к выводу о необходимости взаимодействия разных специалистов. В рамках системы ППС эффективнее реализовать это взаимодействие.

Итак, опираясь на «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», под сопровождением понимаем систему профессиональной деятельности психолога и педагогов, направленную на создание социально-психологических условий для решения ребенком задач, возникающих у него в процессе взаимодействия в среде детского дома. Психолог вместе с педагогом в процессе воспитания может, с одной стороны, помочь ребенку максимально использовать предоставленные возможности для развития, а с другой - приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям жизнедеятельности.

Практика:

Цель профессиональной деятельности педагога и психолога в детском доме едина. Это ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства и методы различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, т.к. только в этом случае применяемые ими технологии работают на изначально заданную цель. Следовательно, сотрудничество педагога и психолога должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий.

Роль воспитателя сводится к четкой и последовательной ориентации воспитанника на определенные пути развития. В детском доме воспитатель и другие педагоги выполняют некоторые функции родителя: носителя и транслятора определенных этических, интеллектуальных, религиозных и других ценностей. Их воздействие носит формирующий и регулирующий характер.

Задача психолога – создавать условия для нормального развития ребенка, при этом психолог занимается как самим ребенком, так и работает с педагогами (администрация, воспитатели).

При таком подходе объектом ППС выступает воспитательный процесс, предметом деятельности – ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими взрослыми и сверстниками, с самим собой.

Для организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения нами была разработана комплексная программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сухоложском детском доме (за основу взяли опыт, реализуемый в Комсомольском детском доме).

Целями данной программы являлось:

1) оказание психологической и педагогической (поддерживающей, коррекционной, просветительской) помощи ребенку;

2) отслеживание результативности воспитательного процесса. Данные цели решали три блока задач:

  • задачи психологического и личностного развития;

  • задачи социализации;

  • задачи образования.

Было продумано построение совместной деятельности психолога с педагогами, что отражено в приведенной ниже таблице.

Таблица 1

Совместная работа психолога с педагогами

Методическая

Практическая

Администрация

Воспитатели

Администрация,

воспитатели

Подготови-

тельный

этап

Организа-

ционный этап

Просвеще-

ние

Консуль-

тирова-

ние

Консультиро-вание по частным проблемам

Консультирование по результатам диагностики


Задача психолога–
заинтере-

совать админист-

рацию в

необходи-

мости изменений, показывая

возможности таковых,

доказа-

тельно

обосновывая свою позицию

Разработать программу организации воспитатель-

ного процесса на основе психолого-педагогичес

кого сопровожде-ния;

наметить

стратегию,

тактику,

содержание

совместной деятельности

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов посредством активных

форм работы (самоподготовка, групповая работа, деловые игры, тренинги

и др.)

Педаго

гов по пробле-

мам построе-ния воспита

тельной

работы на основе сотруд

ничества и взаимо

помощи,

учитывая возмож

ности преодо

ления социаль-ной пассив

ности у воспитанников


Может носить двусторон

ний характер, где инициатором выступает как психолог, так и педагог, которые совместно решают проблемы ребенка или группы, возникаю

щие в образова

тельно-воспи

тательной среде

Рассмотре-ние проблем ребенка, выявлен

ных в результате диагности

ки психо

логом.

Инициатор-психолог

Заинтересованность и помощь администрации в организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения

Заинтересованность воспитателей в сотруд-

ничестве, повышении эффективности

педагогической деятельности

Построение совместного плана действий по решению проблем конкретного ребенка или группы

Разработка совместной концепции воспитательной работы, определение методов и приемов



Коллектив детского дома работает по вышеназванной программе с сентября 2010г. по май 2013г.

Для наших воспитанников мы определили возможности преодоления социальной пассивности и вовлечения в социально одобряемую деятельность:

- общение с взрослым как фактор нормализации процесса социальной адаптации;

- подражание взрослому как существеннейший механизм научения;

- постепенная передача функций организации социальной деятельности от взрослого к детям;

- организация ситуаций социального успеха в качестве подкрепления социальных достижений;

- создание ситуаций легкого входа детей в совместную деятельность,

принятие каждого ребенка, свободный вход и выход;

- мотивирование деятельности взрослым.

За годы работы по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме» строилось шаг за шагом взаимодействие разных специалистов с психологом, повышался профессиональный уровень педагогов, что нашло отражение в разнообразных формах работы:

- педагогом-психологом разработаны и апробированы программы: занятий со старшими и младшими школьниками «Освобождение от психо-эмоционального напряжения», занятий по мотивации воспитанников к школьному обучению, тренинг для подростков «Общение без проблем»,

занятия по поддержке выпускников в период сдачи экзаменов и педагогов в период аттестации;

- изучение интересов и склонностей выпускников (совместно социальный педагог и психолог);

- совместно с воспитателями групп изучаются творческие способности воспитанников ;

- оказана помощь в создании программы «Дорога здоровья» воспитателю Сошиной Н.В..;

- педагоги Солодкова Е.С., Хорькова Н.А., Нетисова И.В., Сметанина Л.В., Сошина Н.В. активно используют в своей деятельности программы занятий, рекомендованные психологом:

  • арт-терапевтические занятия;

  • коррекционная работа с агрессивными детьми;

  • психокоррекционная работа с тревожными детьми посредством

оригами;

  • тренинги социальных навыков;

  • воспитание коммуникативной культуры у подростков;

  • сказкотерапия с детьми и подростками;

  • чтение художественных произведений с детьми с применением

«терапевтической метафоры».

Для оценки эффективности построения воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения мы дважды в год проводим изучение уровня тревожности и самооценки воспитанников, т.к. они являются важными показателями личностного развития ребенка. Исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности и неадекватной самооценки, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Личностная тревожность и неадекватная самооценка не обязательно проявляются непосредственно в поведении, они выражают субъективное неблагополучие личности, создающее специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. (В.А. Бодров, Н.В. Вязовец, Ю.А. Катыгин, В.Г.Леонтьев, О.И. Мотков, А.М.Прихожан и др.)

За прошедшие годы, включая текущий, мы проследили динамику изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома. Ниже приведены диаграммы, наглядно демонстрирующие изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома за 4 учебных года. Колебания показателей, а не их неизменное улучшение, обусловлено некоторой субъективностью всех психологических исследований (самочувствие, настроение, окружение участников диагностики).

Диаграмма изменения уровня тревожности воспитанников в динамике (в процентах)



Рисунок 1

Диаграмма изменения уровня самооценки воспитанников в динамике (в процентах)

Рисунок 2

Динамика изменения уровня тревожности и самооценки воспитанников детского дома позволяет сделать следующие выводы:

- уровень адекватной самооценки колеблется, но не опускается ниже 60%;

- в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах показатель по фактору высокой тревожности нулевой;

- показатель уровня повышенной тревожности колеблется, но это тревожность допустимого уровня;

- начиная с 2012-2011 учебного года уровень адекватной самооценки повышается;

- уровень завышенной самооценки колеблется в пределах 30% (особенность наших воспитанников такова, что завышенная самооценка является для них и защитной

реакцией);

- в 2012-2013 учебном году существенно снизился показатель заниженной самооценки.

Следует отметить трудности, с которыми мы столкнулись при организации воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения:

- переход воспитанников детского дома в новое образовательное учреждение;

- недостаточно четкое представление педагогов о месте и предназначении психолога в образовательном учреждении;

- низкая готовность и мотивация педагогов к сотрудничеству, нежелание отказываться от стереотипов;

- низкая мотивация воспитанников на саморазвитие;

- непостоянство интересов детей, обман.

За неполных три года работы по вышеназванной программе мы добились таких успехов:

- возрос методический и теоретический уровень педагогов;

- наблюдается улучшение эмоционального благополучия воспитанников;

- психологический климат в детском коллективе изменился в лучшую сторону;

- снизилась заболеваемость детей, обусловленная психосоматикой;

- наблюдается стабильное повышение уровня адекватной самооценки у детей;

- закрепляется тенденция отсутствия высокотревожных воспитанников;

- отобрана и апробирована батарея тестов, информативных и простых в использовании.

Таким образом, идеология психолого-педагогического сопровождения остается актуальной. Построение воспитательного процесса на основе психолого-педагогического сопровождения даже за такой незначительный срок дает свои результаты. Заканчивается срок реализации программы, по которой коллектив детского дома работает третий год. Но мы уже находимся в поиске новых форм, методов, приемов педагогической деятельности, способных эффективнее строить воспитательную работу с детьми, живущими в нашем доме.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: