NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема Жизненный цикл семьи. Основная литература


Тема 2.2. Жизненный цикл семьи.

Основная литература

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – М., 2001. – С.14-35.

  2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – С. 144-178.

  3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб, 2003. – С. 16-19.

Дополнительная литература


  1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – М.-Самара, 2001. – С. 11-18.

  2. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу "Семейная психология и семейная терапия" за 1997 год. – М., 1997. – С. 49-56.



Одной из важнейших характеристик семьи является ее динамика.

Динамика (развитие) семьи – это изменение ее структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности.

Подобно другим биологическим и социальным системам семейная система проходит в своем развитии через определенные стадии жизненного цикла от возникновения до прекращения жизнедеятельности (ликвидации).

Впервые понятие цикла развития семьи было использовано в 1948 году Э.Дюваль и Р.Хилом на общеамериканской конференции по семейной жизни. Первая работа, посвященная проблемам развития семьи и стадиям жизненного цикла была опубликована Э.Дюваль в 1950 году.

В нашей стране первой и наиболее известной периодизацией жизненного цикла семьи была периодизация Э.К.Васильевой.

Большинство современных периодизаций в значительной степени повторяют друг друга.

Рассмотрим обобщенную периодизацию жизненного цикла семьи, в основе которой лежит периодизация, предложенная Э.Картер и М.Макголдрик (1988).

Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи:

    1. жизненные цели семьи;

    2. задачи, реализуемые семьей для достижения целей;

    3. состав семьи;

    4. переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными целями. Переход на каждую следующую стадию требует перестройки всей системы в целом, поэтому может быть назван нормативным кризисом семьи.

Существуют два сценария развития семьи на каждой стадии жизненного цикла: благополучный, предполагающий успешное разрешение стоящих перед семьей задач и неблагополучный – неспособность решить эти задачи. Между этими двумя крайними вариантами находится континуум индивидуальных траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и функциональности.

Жизненный цикл семьи включает 6 стадий:

  1. добрачный период

  2. заключение брака и образование новой семейной пары

  3. семья с маленькими детьми

  4. семья с детьми подросткового возраста

  5. период приобретения детьми взрослого статуса и их сепарации

  6. период жизни семьи после отделения детей.

Даже простое перечисление стадий убедительно показывает, что стержневой функцией современной семьи, определяющей переход на следующие стадии, признается функция родительства и воспитания детей. Стаж супружества не определяет стадию жизненного цикла семьи.

    1. Добрачный период (стадия монады – молодой взрослый вне брака).

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Основное содержание этой стадии – поиск брачного партнера.

Чтобы успешно пройти эту фазу, молодые люди должны решить следующие задачи:

  • формирование Эго-идентичности;

  • эмоциональная дифференциация от семьи родителей, приобретение независимости;

  • приобретение профессии и достижение финансовой независимости от родителей;

  • развитие навыков ухаживания и привлечения партнера, способности любить и строить интимные межличностные отношения.

Венчают эту стадию встреча с будущим брачным партнером, влюбленность, возникновение длительных, стабильных отношений и идеи брачного союза. Благополучность этого союза зависит от степени успешности решения задач данной стадии. Если задачи не решены – эффективность функционирования семьи снижается, т.к. их придется решать на следующих стадиях, где будут стоять свои задачи.

    1. Заключение брака, образование новой семейной пары

Эта стадия была названа "время диады" или "фаза без детей".

Цель: формирование новой семейной системы на основе брака.

Основные задачи данной стадии связаны с заключением отчасти гласного, но во многом негласного договора о том, как жить вместе.

Семейный договор включает в себя:

  • выработку и согласование семейных ценностей;

  • решение вопросов семейной иерархии (установление лидерства, распределение функций и обязанностей);

  • распределение ролей;

  • определение финансового-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета,

  • решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

  • организацию досуга;

  • формирование семейного самосознания "Мы" (а не просто суммы "Я и Ты"),

  • установление оптимального баланса близости – отдаленности;

  • планирование будущего и основных жизненных целей семьи;

  • установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

В этот период необходимо провести множество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам: кто придумывает и организует развлечения; кто принимает решения, на что тратить деньги; кто из супругов работает, а кто не работает; когда заводить ребенка; какое поведение является сексуально привлекательным и т.п.

Это время первого кризиса семьи. На этой стадии молодая семья особенно сензитивна к воздействию стрессоров.

Довольно большой процент обращений к психологу на этой стадии связан с ощущением супругов, что заключив брак, они оказались в ловушке. Чаще всего это связано с такими причинами заключения брака как:

  • уход из родительской семьи (цель достигнута, и основания для брака исчезли);

  • назло обидевшему возлюбленному;

  • из-за низкой самооценки "кроме него я никому не нужна",

  • реализация планов выйти замуж, например до 20 лет или за престижного жениха...

Молодые супруги могут вдруг осознать, что они очень разные и испугаться различий между ними. Может возникнуть вопрос: "Если мы такие разные, что мы делаем вместе?"

Страх потерять близость, понимаемую как одинаковость, может заставить их бороться с различиями разными средствами:

  • просто "не замечать", чтобы избежать разногласий и критики;

  • открыто пытаться подчинить себе партнера или используя манипулирование с помощью слабости или болезни.

Еще одной важной проблемой в этот период является установление границ семьи. Она включает в себя решение вопросов:

  • кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто;

  • насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера;

  • насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супруга.

Чем более доверительные и открытые отношения между молодыми людьми, тем легче заключается и выполняется семейный договор: люди открыто могут сказать о своих желаниях и ожиданиях.

(Пример с пониманием сексопильности).

3-4% браков распадаются на этой стадии. Это свидетельствует как о сложности решения задач данной стадии, так и о недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению, обусловленной низкой эффективностью решения задач на предшествующей стадии, в частности сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родителей, отсутствие самостоятельности экономического положения молодого супруга и т.д.

3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)

Третья стадия наступает в том случае, если преодолен кризис второй стадии, т.е. брак сохранился и, главное, появился первый ребенок (триада).

Цель: расширение семейной системы включением в нее новых членов, начало реализации функции воспитания детей.

Перед супругами возникает необходимость коренным образом перестроить прежнюю семейную систему (заключить новый договор).

Отношения супругами реализуются теперь в двух планах: супружеском, как отношения между мужем и женой, и родительском, как отношения между отцом и матерью, воспитывающими ребенка.

Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный.

Задачи:

  • изменение структурно-функционального строения семьи;

Появился третий член семьи, следовательно, изменилась семейная структура. Она стала, с одной стороны, более устойчивой, а с другой – супруги стали более дистантными по отношению друг к другу.

  • адаптация семейной системы к включению детей;

Стадия пройдена удачно, если: младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, а наоборот, сплотил родителей, и в семье возникло ощущение того, что все происходит правильно.

  • формирование родительской позиции матери и отца;

  • выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

  • установление новых отношений с расширенной семьей

Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядь и теть с обеих сторон. Даже брак, который рассматривался как временный, часто с рождением ребенка признается свершившимся фактом и принимается.

Эта стадия содержит и множество трудностей, с которыми сталкивается семья:

  1. Иногда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности она может быть счастлива фантазией, что появится существо, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много отдавать самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на утрату навсегда собственного детства.

  2. Появление ребенка может сделать жизнь рутинной и монотонной, супругам кажется, что молодость и праздник кончились и начались бесконечные будни;

  3. Может возникнуть ревность нового типа, если один из супругов почувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к нему (например, муж чувствует себя заброшенным и считает, что жена "изменяет" ему с младенцем).

  4. Довольно важной проблемой является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее может возникнуть чувство неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования помощи по уходу за ребенком, а у мужа будут возникать чувства, что жена и ребенок мешают его работе.

  5. Вновь актуальными могут стать проблемы, не решенные еще до рождения ребенка.

  6. Трудности и кризис не обязательно приводят к разводу, но нередко закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными и "вычурными" стабилизаторами.

Например, если муж не чувствует больше любви и заботы жены у него может произойти сублимация в другие сферы: работа (трудоголизм не потому, что денег не хватает, а потому, что тепла не хватает), друзья, любовница, алкоголь, хобби (охота, рыбалка, баня). Все эти заместители выступают как стабилизаторы – позитивные или негативные.

Например, одним из стабилизаторов на этой стадии становятся массовые измены мужей, которые небрежно скрываются для того, чтобы скандалы и следующие за ними примирения создавали иллюзию близости и сохраняли семью.

Роль подобного стабилизатора выполняет хроническое заболевание кого-нибудь или любые другие формы личной нежизнеспособности – алкоголизм, неспособность к профессиональному успеху и т.п.

Как долго могут существовать эти стабилизаторы? Пока жена не отрефлексирует ситуацию, не осознает «А где же ее муж». Тогда происходит резкая реанимация отношений с мужем («Ты где?», «Почему ты так долго?»). Жена чуть меньше времени начинает уделять ребенку, больше мужу, своей внешности и пр. Здесь важен фактор времени. Если 1,5 года общался в любовницей, его вернуть в семью уже сложно, сил не хватает. Если муж возвращается, может сохраниться и жена и любовница. В этой ситуации муж не оставит жену с ребенком, а любовница играет роль стабилизатора. Может быть, что муж возвращается фактически, но не возвращается эмоционально.

Если в семье любовницы появился ребенок, любовница становится функциональной женой. И по закону семейной системы новая семейная система имеет более высокий социальный статус. И здесь многое зависит от первой жены. Приоритетным становится психотерапия с первой женой, она должна принять это решение для себя.
Ряд авторов подразделяет эту стадию жизненного цикла семьи на стадии семьи с детьми младенческого возраста, семьи с детьми дошкольного возраста, семьи с детьми школьного возраста. Такое дробление не лишено оснований, поскольку возраст детей определяет характер супружеских и родительско-детских отношений, и конкретные задачи, стоящие перед семьей.
Появление второго ребенка относится к этой же стадии, т.к. не требует заключения нового договора и существенной перестройки семейной жизни (если только разница между детьми не очень большая). Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но модель двухдетной семьи наглядно демонстрирует закономерности развития семейной системы.

С появлением детей возникает новая задача: формирование супружеской и детской подсистем в семейной системе. Осознание границ между подсистемами системы – важный момент организации жизни и психического здоровья членов семьи.

Возможной трудностью этого периода может быть ревность между детьми, особенно если разница между детьми 3-5 лет.

Время поступления ребенка в школу и учебы в ней часто сопровождается усилением семейного кризиса. Семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни.

Цель: социализация ребенка и открытие внешних границ семьи.

Момент поступления ребенка в школу – это время предъявления семьей обществу продукта их воспитательной деятельности. Перед семьей встает вопрос о том, что считать успехом, а что неудачей в их деятельности, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Несогласия между родителями становятся более явными, т.к. ребенок оказывается объектом всеобщего обозрения.

В зависимости от тех усилий, которые семья готова потратить на социализацию ребенка выделяют гиперсоциализирующие, диссидентские и гармоничные семьи.

Гиперсоциализирующая семья никакую цену за внешний успех не считает слишком высокой, а неудачник лишается семейной поддержки. Это семья с очень проницаемыми внешними границами. Чем более проницаемые внешние границы, тем менее проницаемы границы семейных подсистем. Взаимоотношения между членами семьи неспонтанны, и регулируются в основном нормами, правилами, традициями, которые очень трудно поддаются изменению.

Диссидентская семья – семья, стоящая в оппозиции к внешним нормам и правилам. Она имеет жесткие внешние границы и часто очень проницаемые внутренние границы. В таких семьях может возникать проблема верности, причем не супружеской, а верности семейным нормам и ценностям, своего рода цеховое или аристократическое братство, нарушение правил которого грозит остракизмом.

Наиболее адекватной ситуации является семья, в разумных пределах учитывающая правила и требования общества и имеющая гибкие внешние и внутренние границы.

Трудности этого периода:

  1. родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом;

  2. Одной из часто возникающих проблем является школьная фобия у ребенка, возникающая, если нет проблем в школе, вследствие тревоги расставания, особенно при депрессивной матери, редко покидающей дом. Способы семейной коммуникации к этому времени становятся стереотипными и не приспособлены к пребыванию ребенка вне семьи.

  3. Если мать не работала до поступления ребенка в школу, выход на работу может ее пугать, т.к. она уже в значительной степени дисквалифицировалась.

  4. Выходу жены на работу может противиться и муж, опасаясь потерять над ней контроль.


4. Семья с детьми подросткового возраста

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла – совпадение или значительное пересечение возрастных кризисов каждого поколения семейной системы.

Старшее поколение прародителей прекращает активную производственную и социальную деятельность и сталкивается с необходимостью перестройки образа жизни в связи с утратой физических сил и возможностей.

Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни с необходимостью переосмысления жизненного пути и подведения итогов.

Младшее поколение – дети-подростки заявляют права на признание их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы родительско-детских отношений.

Пересечение трех кризисов – создает особую уязвимость семейной системы, которая субъективно проявляется в максимальной тревожности членов семьи, переживании чувства утраты безопасности, незащищенности.

Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и необходимости заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

  • подготовка ребенка к сепарации: необходимо пересмотреть систему детско-родительских отношений, признать права подростков на взрослость и предоставить им необходимую и возможную независимость и самостоятельность;

  • забота о старшем поколении семьи (прародителях);

  • пересмотр роли поколений в семье: поколение супругов должно принять всю ответственность за благополучие расширенной семьи, а старшее поколение признать лидерство среднего поколения;

  • успешное разрешение всеми поколениями задач возрастного и личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

Подведение итогов супружеской жизни нередко сопровождаются переживанием утраты любви, разочарованием, "обесцениванием" партнера и снижением чувства субъективной удовлетворенности браком.

Стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые пути самореализации нередко приводят к супружеским изменам, поиску нового партнера (особенно у мужчин), с которым связываются новые жизненные планы, возможности личностного роста, установление с ним эмоционально-близких отношений, свободных от прежних ошибок, чувства вины и горечи переживаний.

Одной из предпосылок поиска новой партнерши на этой стадии является то, что мужчина, достигая среднего возраста, приобретает высокий социальный статус и становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что она менее интересна для мужчин.

Как правило, поиск нового партнера отражает не столько разочарование в старом партнере, сколько результат негативного переосмысления жизненных итогов и поиск возможностей "начать жизнь с белого листа". Подобный путь разрешения кризиса середины жизни обусловлен личностной незрелостью и неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития путем мобилизации ресурсов прежней семейной системы.

Часто кризис середины жизни супругов лишь обнажает и обостряет давно назревшие противоречия семейной системы, обнаруживая ее дисгармоничный характер.

Возникает реальная угроза ликвидации семьи в плане прекращения супружеских отношений. Однако, даже в этом случае сохраняются родительско-детские отношения, и распавшаяся семья по-прежнему реализует функцию воспитания детей.

Действие закона гомеостаза, подкрепляемое семейными стабилизаторами препятствует распаду семейной системы.

Одно из средств, позволяющих избежать осознания семейной дисгармонии – дети. Например, итоги можно не подводить, если дети маленькие и требуют большого внимания. А если они уже не маленькие можно попытаться сохранить в семье прежний иерархический порядок – взрослые руководят, дети подчиняются, т.е. несамостоятельны и зависимы от взрослых.

Не позволяя ребенку быть взрослым, семья препятствует его сепарации, и сохраняет необходимость заботиться о нем вместо решения супружеских задач и задач индивидуального возрастного и личностного развития.

5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус

(семья со взрослыми детьми)

Отличительной особенностью данной стадии является прекращение выполнения супругами функции воспитания детей при сохранение профессиональной и социальной активности.

На этой стадии жизненного цикла семьи существует достаточно большое разнообразие форм отношений родителей со взрослыми детьми:

  • Дети могут проживать вместе с родителями, не имея собственной семьи, что достаточно характерно для российского общества, в отличие от западного, где окончание школы является достаточным поводом для фактического отделения молодого человека от семьи (как минимум территориального, а в значительном числе случаев – и финансово-экономического).

  • Взрослые дети могут проживать отдельно от родителей – в случае выезда на учебу в другой город или снимать жилье для приобретения долгожданной самостоятельности и автономии, утверждая свой взрослый статус.

  • Взрослые дети могут состоять в браке или оставаться холостыми и незамужними.

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Это именно та точка, где проверяется жизнеспособность и эффективность функционирования семейной системы.

Задачи:

  • реконструкция семейной системы как диады;

  • формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу "взрослый-взрослый";

  • расширение семейной системы с включением в нее новых членов (супруга(и) ребенка и внуков);

  • освоение новых семейных ролей – бабушки и дедушки;

  • всеобъемлющая забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти прародителей.

Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады.

Доминирование родительского плана отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесценивания семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель – воспитание детей).

Для того, чтобы сохранить смысл семейной жизни и избежать отношений в рамках диады (особенно если они давно неудовлетворительны и превратились в памятник самому себе) родители могут препятствовать сепарации ребенка.

Сепарация может быть позволена ребенку формально.

Например, ребенок формально живет отдельно, учиться в колледже где-то в другом городе, даже женился, но по семейным критериям он еще не встал на ноги, не достиг требуемого уровня доходов, или не работает там, где семья считает, он должен был бы работать. Его неудачи – прекрасный стабилизатор для семьи. Они также отвлекают время и силы остальных членов семьи, и позволяют не решать других семейных проблем.

Если дисфункциональная семья начинает чувствовать, что ребенок готов к полноценной сепарации, она начинает использовать изощренные способы, позволяющие заставить его свернуть с этого пути. Например, родительская семья становится нестабильной и дезорганизованной.

Учащаются конфликты или ухудшается самочувствие членов семьи. Это является сигналом для молодого человека о том, что его семье грозит опасность развала или, в лучшем случае, изменения структуры и привычных способов взаимодействия. Для того чтобы сохранить все в прежнем виде, он 1) возвращается в семью или 2) развивает дезадаптивное поведение, приводящее к сплочению членов семьи для помощи ему.

Наиболее деструктивным вариантом сохранения структуры семьи в неизменном виде являются хронические заболевания (соматические или психические). Известно, что манифестация шизофрении у детей наиболее часто происходит именно в подростковый период. Если учесть, что в норме дети переживают своих родителей, то проблема стабилизации семьи, по крайней мере, до тех пор, пока живы родители, таким образом может быть решена. В семейной психотерапии существует понятие "шизофреногенная мать" и "шизофреногенная семья".

Если эмоциональная зависимость и тяга к слиянию в семье очень велика, некоторые дети стараются совершенно разорвать эмоциональные отношения с родителями. Разрыв отношений и физическая дистанция не ослабляют, а усиливают эмоциональную зависимость. Тяжесть таких отношений становится непереносимой и неизбежно отразится отношениях с собственным супругом или детьми.

Молодой человек проиграет, если примет любое крайнее решение: навсегда порвать с родителями или остаться в семье. Он должен отделиться от своей семьи, но в то же время сохранить связь с ней.

Степень болезненности сепарации детей зависит от многих факторов. В некоторых семьях конфликт достигает максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает дом, в других обстановка ухудшается по мере того, как уходят более младшие дети, и становится особенно кризисной, когда самый младший ребенок должен покинуть семью.

В некоторых семьях родители успешно расстаются со многими детьми, но вдруг ощущают острую тревогу, когда критического возраста достигает определенный ребенок. В этих случаях оказывается, что этот ребенок играл в семье особую роль (посредством него родители общались или забота и любовь к нему сплачивала родителей).

В семьях, где имеется только один родитель, он может ощущать уход ребенка как начало одинокой старости.

Деструктивным вариантом выхода из кризиса отделения взрослых детей, являются попытки вторжения родителей в семью взрослых детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство или, по меньшей мере, стремление стать "незаменимым" членом образовавшейся новой семьи, узурпируя, например, роль воспитателя детей.

Наиболее конструктивный сценарий развития семьи, обеспечивающий гармонизацию семейной системы – это построение обновленных супружеских отношений, основанных на познании своего партнера с новых сторон, с использованием преимуществ жизненного опыта, мудрости и приобретенной терпимости.

Случается, что супруги с удивлением обнаруживают рядом с собой нового (почти незнакомого!) человека, и тогда дальнейшая судьба семьи складывается в зависимости от желания и готовности супругов трудиться для построения новых отношений.
6. Семья после отделения детей (в пожилом возрасте и старости)

Последняя стадия жизненного цикла семьи начинается с вхождения супругов (либо одного из супругов, если разница в возрасте достаточно велика) в завершающий период онтогенетического развития – период старения и старости. Возрастные задачи развития супругов в этот период определяют и задачи развития семейной системы в целом.

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семейной системы с учетом возрастных изменений.

Задачи:

  • сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия в супружеских парах в период физиологического старения, утраты физических сил и возможностей;

  • изменения ролевой структуры семьи (поиск новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки));

  • приобретение мудрости и опыта старости;

  • столкновение со смертью супруга, друзей, ровесников, сиблингов, переживание утраты супруга и близких;

  • построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

  • "пересмотр" итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада;

  • поддержка центральной роли среднего поколения.



Две основные проблемы этой стадии связаны с изменением ролевой структуры семьи и проблемой утраты супруга (вдовства).

Изменение ролевой структуры семьи определяется:

  • неравномерностью процессов старения и утраты прежних возможностей супругами;

  • фактором прекращения профессиональной деятельности супругами, который влияет на распределение ролей "кормильца" и "хозяйки (хозяина)" дома между супругами.

Женщина, выходящая на пенсию, сохраняет свои прежние роли "хозяйки дома – домоправительницы", организатора досуга, ответственного за распределение бюджета семьи. Роль супруга в семье, как правило, ограничивается ролью "кормильца", утрачивая которую супруг ощущает свою невостребованность в семье (в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет нивелируется). В значительном числе случаев в семье происходит "тихая бархатная революция", результатом которой является переход всей полноты власти и установление единоличного главенства жены. К сожалению, такой вариант развития событий в значительной степени обедняет супружеские отношения, замыкая их в пределах повседневного бытового функционирования, нарушаемого лишь просмотром "мыльных опер", переживания и чувства героев которых компенсируют пожилым супругам обыденность их собственной жизни, уводят из мира реальности в мир грез и иллюзий.

Конструктивный путь развития семейной системы связан с поиском новых и доступных сфер самореализации, уважение выбора партнера, помощь и поддержка в их достижении.

Еще один вариант перестройки ролевой структуры семьи связан с резким ухудшением здоровья одного из супругов и концентрацией усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и удовлетворительного качества жизни больного супруга.

Часто симптомы одного из супругов помогают дру­гому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то те­перь он, как ненужный предмет, положен на полку. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция. Он должен теперь помочь ей выздоро­веть, водя по врачам. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадает, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

Вторая проблема, специфическая для данной стадии – проблема вдовства.

Можно выделить несколько наиболее типичных моделей нового образа жизнедеятельности после утраты супруга:

  • "жизнь в прошлом", уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;

  • "жизнь как ожидание смерти", подготовка к "воссоединению" с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;

  • доминирующий эгоцентризм, полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов, ведущий тип деятельности – забота о себе и самообслуживание;

  • интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки), ведущий тип деятельности – забота о членах расширенной семьи;

  • самореализация в профессиональной или общественной деятельности;

  • повторный брак, создание новой семейной системы.

Конструктивными моделями являются лишь три последних. Повторный брак – достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в положении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей.
Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые каждой семьей, и направленные на разрешение противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей и прежним характером взаимодействия и общения между членами семьи.

С. Кратохвил выделяет "стандартное" время наступления кризисов в семье в зависимости от стажа брака: в интервале между 3-7 и 17-25 годами стажа.

Хронологический интервал 3-7 лет брака связан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого и раннего возраста), т.е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы – началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижения (как правило) уровня материального благосостояния семьи.

Второй "стандартный" временной интервал наступления кризиса охватывает период "семья с детьми-подростками" и период отделения взрослых детей, которые вызывают у супругов чувство потери смысла жизни в связи с завершением выполнения функции воспитания детей.

Таким образом, можно видеть, что наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом осуществления супругами функции родительства и воспитания детей и с ее прекращением.

Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, обусловленных особыми событиями (стрессорами) в жизни семьи.

Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.

К сверхсильным стрессорам относят:

  • смерть одного из супругов, родителя или ребенка;

  • супружескую измену;

  • резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи);

  • тяжелое хроническое заболевание кого-то из членов семьи.

Длительные хронические стрессоры действуют по принципу "капля точит камень" и включают такие факторы как:

  • неблагоприятные жилищные и материальные условия;

  • высокую эмоциональную напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности,

  • бытовые нагрузки,

  • нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющаяся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.

Существуют примерные возрастные рамки перехода на следующую стадию, свойственные каждой культуре. В случае сильных отличий возраста членов семьи от нормативно ожидаемого, можно прогнозировать воз­можные трудности перехода. Анализируя проблемы жизненного цикла семьи, важно отмечать поздние или очень ранние браки; ранний или очень поздний возраст заведения детей; большую возрастную разницу между супругами; длительные или очень короткие промежутки между знакомством и браком или между браками.

Например, факт, что три сына в семье женятся в первый раз, когда им за сорок, может указывать проблемы в покидании дома и установлении близких взаимоотношений. Очень короткое время между браками мо­жет свидетельствовать о возможных "незаконченных делах" с бывшим партне­ром.

Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны, прежде всего, с экономическими причинами и культурными особенностями сознания жителей России.

Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих нуклеарных семей:

  • во-первых потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом,

  • во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. В нищей стране надо объединяться, чтобы выжить.

В России 70% молодых семей продолжает жить вместе с родителями. Из-за общей бедности одно поколение в течение своей жизни своим трудом не может обеспечить себе достойное существование: квартиру, машину, дачу и пр. Обычно это создается трудами нескольких поколений. Все члены семьи оказываются в материальной зависимости друг от друга. Часто три поколения всю жизнь живут под одной крышей.

Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни, и поэтому не может оценить своих индивидуальных личных усилий и выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей и часто не может выработать свои правила. Человек, сделавший себя сам, редкое явление.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким
правилам. Они еще должны договориться с родителями, о том, как они будут ладить друг с другом.

Молодая пара должна построить границы своей подсистемы. Родительская семья нередко этому сопротивляется, т.к. новый член семьи - это тот, кто увеличивает тесноту, и, следовательно, дискомфорт. Т.к. молодой человек всегда представитель своей родительской семьи, он никогда не сам по себе, поэтому его брак как бы не его брак, а брак всей его семьи с новым человеком.

Новая подсистема, прежде всего, нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на новый шкаф не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Не удивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак.

Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына, и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, "чтобы полюбоваться на этих голубков".
3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это так же кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает, и кто за что отвечает.

В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли (например, не ясно, кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка). Часто эти роли спутаны, и ребенок скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Мать и отец - работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу.

Пример М.Арутюнян: семья обратилась по поводу плохого поведения девочки 11-ти лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и дочери. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды девочка заперла бабушку зимой на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, что мать не могла себе позволить.
4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, т.к. она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.
5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически, они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного передоговора, мучительная для всех.

В культуре существует стереотип "хорошей дочери (сына)" - это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Те старики, у которых нет близких - достойны сожаления, т.к. "некому подать им стакан воды". Упрек плохим детям: "Некого попросить подать стакан воды". То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать его в больницу.

Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения, например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра, эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности. Неудивительно поэтому, что дети, сильно нагруженные младшими детьми или больными стариками, вырастают более инфантильными и социально безграмотными, чем свободные от семейных обязанностей.
6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр., но присутствуют видоизмененно, в контексте большой трехпоколенной семьи.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

  1. семья как правило является не нуклеарной, а трехпоколенной;

  2. материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

  3. границы семейной системы, как правило, не адекватны требованиям оптимальной организации;

  4. часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем.

Например, в семье бабушка воспитывает ребенка, т.е. фактически является функциональной матерью своему внуку.

Муж и жена связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери, он, прежде всего, заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина муж своей матери и любовник своей жены.

Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она глава семьи;

5) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют.

Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на западе. Преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно.

Итак, любая семейная система стремиться пройти свой жизненный цикл, а ее члены неизбежно проходят стадии своего психического развития (удачно или неудачно - другой вопрос).





страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.