NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Основные проблемы в области охраны культурного наследия


Доклад руководителя Сибирского территориального управления Росохранкультуры на заседании Координационного совета по культуре Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение":
Основные проблемы в области охраны культурного наследия
Несколько лет назад Сибирское управление Росохранкультуры участвовало в заседании Координационного совета по культуре Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Тогда в резолюцию заседания было внесено предложение о включении руководителей трёх управлений Росохранкультуры: Сибирского, Средне-Сибирского и Восточно-Сибирского в состав Совета. Полоса реорганизаций Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия помешала довести это до практической реализации. Сегодня на данном заседании, заручившись поддержкой вышеназванных руководителей и получив "добро" в центральном аппарате Росохранкультуры, мы повторно вносим наше предложение. Считаем, что необходимость в принятии этого решения заключается в следующем:

  1. Нестабильность ситуации в области охраны объектов культурного наследия, что проявилось в принятии Федерального закона от 17.12.2009 г. № 313-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов РФ в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в отношении подпункта 1 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.

  2. Необходимость формирования единой системы охраны культурного наследия.

  3. Проблема создания общественно-государственного партнёрства в деле охраны памятников истории и культуры.

Две последние задачи, из года в год обсуждаемые на съездах органов охраны объектов культурного наследия, были определены как стратегические направления деятельности Сибирского управления Росохранкультуры в 2008 году. В прошедшем 2009 г. было сделано следующее:

    • В феврале 2009 г. проведено региональное рабочее совещание руководителей государственных органов охраны объектов культурного наследия и центров по сохранению историко-культурного наследия субъектов Российской Федерации при Сибирском управлении Росохранкультуры. На совещании были обсуждены проблемы обеспечения сохранности памятников истории, археологии и культуры; организации и проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия; подведены итоги работы государственных органов охраны объектов культурного наследия в 2008 г. и определены основные задачи на 2009 г.

    • В октябре 2009 г. проведено совместное с Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области рабочее совещание по проблемам сохранности и использования памятников истории и культуры и оформления охранных обязательств.

    • В декабре 2009 г. совместно с Департаментом по культуре Томской области проведено заседание научно-методического совета по проблемам сохранности археологического наследия.

    • В течение 2009 г. проведены рабочие встречи руководителя и сотрудников Управления с министром культуры Республики Алтай Кончевым В.Е., с министром культуры Омской области Телевным В.А., с начальником Департамента по культуре Томской области Кузичкиным А.А., с начальником управления по культуре Алтайского края Ломакиным А.И., с вице-мэром г. Новокузнецка Зыковым С.В., с активом Омского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

    • Налажено взаимодействие Сибирского управления Росохранкультуры с местными органами охраны в плане участия сотрудников последних в проверках, проводимых Управлением.

    • Открыта страница Сибирского управления Росохранкультуры на сайте Сибирского федерального округа и налажено размещение информации о деятельности и проблемах по сохранению культурного наследия на сайте Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

Информация, направленная в адрес Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" в ходе подготовки к данному заседанию, отражает результаты активного взаимодействия Сибирского управления Росохранкультуры с государственными органами охраны памятников истории и культуры субъектов федерации. Вместе с тем, следует отметить, что в регионе ответственности Сибирского управления Росохранкультуры проблем в области охраны культурного наследия более чем достаточно:

  1. Не доведена до конца работа по созданию государственных органов охраны памятников в Алтайском крае и Кемеровской области – до сих пор не получено согласование Министерством культуры ни структур, ни руководителей.

  2. Формально существует государственный орган охраны в Республике Алтай. На деле этими вопросами как занималось прежде, так и продолжает заниматься государственная некоммерческая организация "Агентство по сохранению историко-культурного наследия".

  3. При наличии во всех субъектах федерации законов об объектах культурного наследия, допущено их несоответствие федеральному законодательству:

    • Не заложена система финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, за исключением обозначения льгот для лиц в плане компенсации расхода средств в этих целях.

    • Не прописан порядок принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр и не заложено проведение государственной историко-культурной экспертизы.

    • Не предусмотрена ответственность за нарушение закона.

    • Не прописаны полномочия органов местного самоуправления.

    • В порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия не заложено требование наличия соответствующей лицензии.

Как результат данного несоответствия – принятие нормативных актов, полностью противоречащих федеральному законодательству. Например, Постановление Государственного собрания Эл-Курултай от 10 июля 1997 г. № 22-65 "О запрете раскопок курганов в Кош-Агачском районе".

  1. Ни в одном из субъектов федерации, за исключением Кемеровской области, не проведена в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № ВП-П44-2166 работа по инвентаризации пообъектного состава памятников истории и культуры.

  2. Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ в области охраны объектов культурного наследия не выполняют заложенные в их Положениях функции контролирующих органов и не осуществляют должный контроль за соблюдением действующего законодательства. Так, Новосибирское управление по государственной охране объектов культурного наследия, комитет по охране объектов историко-культурного наследия Департамента по культуре Томской области не всегда отслеживают исполнение выданных ими предписаний о приостановке работ или об устранении выявленных нарушений.

  3. Разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия выдаются организациям, не имеющим лицензию на реставрационную деятельность. Например, Новосибирским управлением по государственной охране объектов культурного наследия в 2009 г. выдано 19 подобных разрешений. Зачастую разрешения на проведение работ выдаются задним числом, когда работы уже ведутся. Подобные разрешения носят не правовой характер, а являются простой констатацией данных фактов. В результате – отсутствие должного авторского и технического контроля за проведением работ.

  4. Наблюдается формальный подход к оформлению охранных обязательств. Было выявлено, что только в двух субъектах Российской Федерации оформлены охранные обязательства на все федеральные памятники – в Омской и Новосибирской областях. В Алтайском крае и Томской области целый ряд федеральных памятников используются в условиях отсутствия охранных обязательств. В Республике Алтай работа по оформлению охранных обязательств не проводиться вообще.

  5. Отсутствует учётная документация на памятники археологии. Большая часть объектов археологии находится в статусе выявленных, и учёт этих объектов фактически ведется только списками с указанием примерного местоположения. В результате проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются без согласования с государственными органами охраны объектов культурного наследия и без предварительного исследования земельных участков на предмет выявления памятников археологии. Например, в Томской области в нарушение действующего законодательства об охране памятников истории и культуры проводились работы на территории объекта культурного наследия регионального значения "Тимирязевский археологический комплекс", в Республике Алтай согласования проведения работ носят случайный характер на основе личных контактов директора ГНУ "Агентство по культурно-историческому наследию" с руководителями хозяйствующих субъектов.

  6. Отсутствуют проекты охранных зон в исторических поселениях и населённых пунктах, в которых расположены объекты культурного наследия, в том числе и федерального значения. В результате проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются без согласования с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия. Например, в охранной зоне № 1 г. Новосибирска был осуществлён снос здания, непосредственно примыкающего к объекту культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: ул. Ядринцевская, д. 19 и без согласования проводились земельные работы в сквере перед объектом культурного наследия федерального значения "Новосибирский театр оперы и балета".

  7. Недостаточно используется практика применения в полном объеме установленных законодательством мер и привлечения к ответственности лиц за повреждение объектов культурного наследия, нанесение им ущерба, изменение облика и интерьера, являющихся предметом охраны объектов культурного наследия.

В этом плане Сибирским управлением Росохранкультуры был сделан следующий анализ:

Из правоприменительной практики государственных органов охраны памятников субъектов Федерации очевидно, что не в полном объеме используется механизм привлечения к административной ответственности по правонарушениям, предусмотренным ст. 7.13 КоАП РФ.

Так в Алтайском Крае такая практика отсутствует, орган охраны памятников ограничивается выдачей предписаний (их 6 за 2009 г.)

В Кемеровской области пока отсутствует правовое регулирование на областном уровне.

В Республике Алтай действует Кодекс об административных правонарушениях Республики Алтай. В настоящее время подготовлен проект изменений в кодекс. В 2009 г. предписаний по устранению нарушений не было вынесено. Взаимодействие с прокуратурой РА пока не отлажено.

Иначе обстоит ситуация в Томской, Омской и Новосибирской областях:

В Омске на основании ст. 47 Кодекса Омской области об административных правонарушениях составлено 20 протоколов и вынесено 17 решений о наложении мер административной ответственности.

Активно ведется работа и в Томской области: на основании ст. 12.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях за 2009 г. вынесено 31 предписание. Только 1 решение о наложении мер административной ответственности было обжаловано, судебный процесс органом охраны памятников выигран, решение осталось в силе.

В Новосибирской области органом охраны памятников применяется как Кодекс "Об административных правонарушениях РФ", так и Закон НСО "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", (по словам руководителя А.В. Кошелева прошло 6 заседаний административной комиссии).

Пример из практики Сибирского управления Росохранкультуры:

ООО "Новосибирск-Торг" произвело ремонтные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Деловой дом", расположенном по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 25, без соответствующего разрешения и согласования. Таким образом, ООО "Новосибирск-Торг" был нарушен п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г., № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что явилось административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

По результатам слушания дела были вынесены Постановления о наложении административного штрафа на ООО "Новосибирск-Торг" в размере 28 000 рублей и на генерального директора ООО "Новосибирск-Торг" в размере 3000 рублей.

Таким образом, картина в области охраны объектов культурного наследия в регионе ответственности Сибирского управления Росохранкультуры, а можно с уверенностью сказать и во всём Сибирском федеральном округе, складывается далеко не однозначная. А по сему, координация действий всех наших структур по решению самых насущных задач просто необходима.

Хочу сказать, что в феврале текущего года состоится очередное рабочее совещание руководителей органов охраны памятников региона ответственности Сибирского управления Росохранкультуры. И если сегодня мы выступаем на данном заседании с целью актуализации наших общих проблем, то на рабочем совещании мы будем искать конструктивные подходы к их совместному решению.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: