NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Особенности морали»


Урок № 4. Тема: «Особенности морали»

Цель: Формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о моральных нормах

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- создать условия для осознания учащимися особенностей морали;

- уточнить смысл понятий «моральные нормы» и «моральный выбор».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (материал прошлого урока и проверка домашнего задания)

- Что вы понимаете под словом мораль?

- Каковы причины возникновения морали?

- Обсуждение выполненных заданий (с.9 учебника)

3. Введение в тему урока

- Ребята, вы представили моральные нормы своей семьи. Вы видите, что у многих они разные. А как вы думаете, есть ли какой то единый список моральных норм? (варианты ответов детей)

Мы сегодня с вами выясним это. А так же узнаем, чем моральные нормы отличаются от других норм.

А сейчас прослушайте притчу.

Девочка и морская звезда

Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что сейчас здесь вот-вот появится девочка. Девочка просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю как будто перевернуло и взбучило разбушевавшимися волнами. Девочка спала и ничего не слышала. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На его берегу, на всем протяжении берега лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч!

Девочка добралась до своей лагуны, смотрела пристально в воду, шевелила руками. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, на берегу, одна из тех умирающих звезд.

И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за одной, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой: «Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?» Тогда девочка посмотрела на них из-под ладони, на минутку остановившись, и ответила: «Понимаете, здесь в лагуне жила моя звезда. Я играла с ней. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та, моя».

Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал».

(Мораль притчи «Девочка и морская звезда»: Каждый может помочь попавшему в беду).

Какой вывод можно сделать?

Работа в группах.

После обсуждения учащиеся делают вывод, что моральные качества человека оцениваются по его поступкам.

- Девочку кто нибудь заставлял спасать морских звёзд?

- Почему взрослые стали помогать ей?

(варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- Ребята, а где-то записано, что люди должны помогать: друг другу, животным, птицам и т. д.?( варианты высказываний детей)

Притча о правде и лжи. (Слайд 3)

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.
Вопрос: Чему учит эта притча? (Предполагаемые ответы:

- говорить правду;

- одна ложь рождает вторую;

- за правду ругают меньше, чем за ложь…)
Даосская притча (звучит в записи). Учитель заранее делает запись


Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:
— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.
-Теперь давайте откроем учебники на с.10 и посмотрим тему нашего урока: «Особенности морали» и вопросы на которые мы должны ответить на уроке.

4. Изучение нового материала

Перед учениками ставятся познавательные задачи:

Обсудите в группах:

- Что такое «моральные нормы»?

- Что такое «моральный выбор»?

Выслушав высказывания учащихся, предлагаем их проверить, прочитав текст на с. 10 (работаем со 2 и 3 абзацами, записать особенность №1),

с. 11 (работаем с 1 абзацем, записать особенность №2),

с. 11 (работаем со 2 - 3 абзацами, записать особенность №3),

Работа с тетрадью «Книга мудрых мыслей». Записываем особенности морали.

На следующем этапе урока ученикам ставится следующая задача: заполнить схему образ (цветок, солнечная система, звезды и т. д.), в которую вписать всех и всё, кто оказывает влияние на формирование норм морали человека (одно звено оставить пустым).

Вопросы для обсуждения:

- Кто более всего ответственен за совершаемые поступки?

- Ребята как мы можем назвать человека который всегда готов помочь другому? (варианты ответов детей фиксируются на доске)

- Ребята, вы уже прочитали много сказок и рассказов. Вспомните героев, которым приходилось делать моральный выбор и проявить неравнодушие? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси – лебеди», «Снежная королева», «Дикие лебеди»)

5. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?

– Как можно коротко ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока «В чем заключаются особенности морали? Есть ли единый список моральных правил? Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе

– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

6. Домашнее задание

Вопросы и задания с.11

Индивидуальная работа: Выберите пословицу и с помощью родителей обьясните её смысл.

Живи для людей, поживут люди для тебя.

С добрым жить хорошо.

Сделаешь худо - не жди добра.

  1. 11О хорошем, добром поведении ребенка заботятся родители и родственники в семье.




  1. Слайд 12 В школе учителя знакомят с правилами морали и учат их применять в жизни.




  1. Слайд 13 Большинство законов основаны на моральных нормах (запрет на убийство, на кражу чужого имущества и др.)




  1. Слайд 14 Моральные нормы и правила нигде не записаны. Но с ними можно познакомиться, читая труды ученых или художественные произведения, герои которых говорят о морали

  2. Слайд 15 Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание. Если люди не будут равнодушными, не будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки, то дурных поступков будет меньше.




  1. Слайд 16 Дороги, которые мы выбираем (Песня «Дорогою добра…» сопровождает показ слайда) (ответы детей)

Какой дорогой мы пойдём? (ответы детей)

Каким главным правилом будем пользоваться, передвигаясь по дороге жизни? (ответы детей)

Почему эта дорога называется «нравственность»? (ответы детей)

страница 1


скачать

Другие похожие работы: