NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, виды памяти


Шестаковская основная общеобразовательная школа

Урок биологии на тему

«Особенности высшей нервной деятельности человека.

Память, виды памяти».

( 8 класс)

Учитель биологии:

Копылова Е.А.

2009 год.

ТЕМА: Особенности высшей нервной деятельности. Память, виды памяти.

ЦЕЛИ:

образовательные: расширить представление учащихся о понятиях «высшая нервная деятельность», «память и её виды».

развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы совершенствовать навыки самостоятельной работы, выработать навыки определения объёма кратковременной памяти;

воспитательные : осуществить гигиеническое воспитание учащихся (дать правила эффективного запоминания

информации), воспитывать трудолюбие, стремление к совершенствованию характера.

Общедидактическая цель: создать условия для изучения нового материала и его закрепления.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ФОРМА РАБОТЫ: групповая.

МЕТОДЫ: частично – поисковый, составление опорного конспекта.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагмент «Механизм процессов запоминания в мозге»,часы, тексты для каждого ученика (для определения категории памяти),таблички для составления опорного конспекта, таблички на каждый стол «Объём памяти и его характеристика».

ХОД УРОКА:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

Этапы

урока

Дидакти-ческие

задачи

Деятельность

учителя

учеников

Организа-ционный момент


Актуали-зация знаний

Изучение нового материала

Эксперимент

(закрепление)

(Д.М.)

Просмотр видео- фрагмента

«Механизм процессов запоминания в головном мозге».
Лабораторная работа


Контроль

Рефлексия

Д.З

Подготовка

учащихся

к уроку


Установление

правильности

выполнения

д/з, выявление пробелов и их коррекция.

Формулиро-вание темы, выяснение определения и видов памяти.

Организация самостоятель-ной работы.

Уточнение понятия: двигательная память,
образная память.

Выявить объём кратковре-менной памяти.

Выявить, что усвоили.

Определить падает ли уровень запоминания

при шумовых раздражениях

Вводное слово, проверка

готовности класса и оборудования к уроку

Даёт задание учащимся:

1-рассказать о видах мышления

2-роль речи в познании и труде.

Задание классу:

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»

-в чём смысл этой фразы?


Подвожу итог: развитие речи – ключевой момент в формировании личности. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, мышление и память. Некоторые из них мы уже рассмотрели.

Привожу пример высказывания мамы по поводу болезни сына (стр.284 учебника)…Вопрос: о чём же сегодня на уроке пойдёт речь?

Формирует группы для работы на уроке.

Что же такое память?

А какие же типы памяти различают?


Предлагает определить место выключателя, стенда, уголка здоровья и т.д.

Опыты с лимоном.
Приводит пример из передачи «Жди меня».
Подводит итог: память человека – это неизменный психический процесс и при заболевании или влиянии на человека каких-либо отрицательных факторов происходит разрушение клеток головного мозга и потеря памяти.
Вопросы для обсуждения.


Инструктаж: к какой категории относится объём памяти учащихся.

Подводит итог: какой вид памяти преобладает в классе.
Часто можно слышать, что у человека плохая память. Вопрос: А существуют ли правила запоминания?

Давайте попробуем составить для себя такие правила.
Используя наши правила и ваши конспекты на уроке составим опорный конспект.


При работающем телевизоре провести эксперимент на запоминание текста.

Записывают в тетради дату, проверяют оборудование к уроку.
1.Мышление – это опосредованное и обобщённое познание действительности.

2.Совокупность особенностей мышления называется умом.

3.Различают логическое мышление и критическое. Логическое –когда человек не только усваивает слова, но может правильно делать выводы и не ошибаться в них.

4.Критическое –умение проверять и отстаивать истину.

5.Речь состоит из слов. Одни слова обозначают предметы, другие –качества предметов, третьи – действия.

Слова объединяются в предложения.
Человек обдумывает поступки, разрабатывает сценарии будущих действий, отбирает наиболее удачный из них и только после этого действует.

Анализируют, формулируют тему урока - речь пойдёт о памяти, её типах.

Работают в группах с источниками информации:

1-с учебником,

2-с дополнительной литературой.

3-со словарём, делают пометки в тетради, обсуждают в группе. После общего обсуждения приходят к выводу: память – это следы прежних ощущений и восприятий. Это-очень сложный процесс, состоящий из запоминания информации, её хранения и воспроизведения.
Работая с дополнительной литературой , составляют в табличках опорный конспект по типам памяти.
Выполняют движения

Делают вывод –происходит потеря памяти в следствие каких – либо неблагоприятных факторов.

Обсуждают в группах, делают выводы.

Работают по инструктивной карточке и по таблице определяют к какой категории относится их память.

Составляют правила


На доске заполняется опорный конспект.

Заполняют карточки по работе в группах

Я – МЫ -результат





Вариант 1
Слова для запоминания: сено, ключ, самолет, цветы, мед­ведь, стол, поезд, картина, сердце, книга, букет, аромат, тро­туар, бумага, ворона, океан, мужчина, абстракция, фильм, столетие, учитель, горы, календарь, ребенок, паровоз.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: