NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Освоение техники рисунка карандашом Макарова Надежда Витальевна, преподаватель бу спо хмао-югры



Освоение техники рисунка карандашом
Макарова Надежда Витальевна,

преподаватель БУ СПО ХМАО-Югры

«Югорский художественный техникум»,

г. Югорск
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия обучающихся с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Эту задачу призваны решить несложные упражнения. Поэтому целесообразно перед длительными заданиями отводить 20-30 минут на упражнения по отработке штриха и линий, без которых невозможно добиться точности в рисунке.

Обучающиеся выполняют упражнения самостоятельно после получения подробной инструкции. Перед началом выполнения упражнения педагогу необходимо обратить внимание на организацию рабочего места и правильного положения карандаша в руке обучающегося. Карандаш необходимо держать сверху при рисовании длинных линий. Прорабатывая детали, карандаш можно держать как авторучку, при этом кисть не должна касаться бумаги. Линия или штрих проводятся в таком порядке: карандаш на весу – плавное касание бумаги – плавный выход из касания – карандаш на весу. В результате дальнейших учебных занятий и упражнений техника исполнения штрихов и линий будет совершенствоваться.

Далее мы приведем несколько упражнений.

Упражнение №1 «Линии».

Время выполнения: 20мин. Размер листа: А2 или А3.

Это упражнение придает уверенность руке. Упражнение рекомендуется начать с проведения вертикальных, горизонтальных и наклонных прямых линий, чередуя длинные с короткими.


Пример выполнения упражнения № 1

Бокотей Екатерина 1 курс

На листе на расстоянии ставятся две точки. Затем через эти точки необходимо провести прямую линию. Линия ведется непрерывно. Ни в коем случае не следует рисовать линию по частям: она получится оборванной. Рисуя вертикальную линию, ведите ее легким движением руки сверху вниз, горизонтальную слева направо; кисть и пальцы при этом должны быть малоподвижными. При движении в обратном направлении карандаш должен почти соприкасаться с бумагой, как бы направляя рисующего к следующей операции.

На следующем этапе выполняется деление отрезка прямой без помощи измерительных инструментов на четное и нечетное количество равных частей. Это ускоряет развитие глазомера.

По окончании упражнения весь лист должен быть заполнен линиями. Линии проводим разной толщины. Получить линии разной толщины нетрудно. Если, например, держать при работе карандаш подальше от заточенного конца и под небольшим углом наклона к плоскости бумаги, то линии будут получаться широкими. А увеличивая наклон карандаша, можно уменьшить толщину линий. Толщина и насыщенность линий также зависят и от нажима карандаша.

Упражнение №2 «Пружинка»

Время выполнения: 30мин. Размер листа: А4 или А3.

Наряду с прямыми линиями при изображении многих предметов приходится часто прибегать и к кривым линиям. Например, при рисовании эллипсов. Упражнения в проведении таких линий лучше начинать с рисования «пружинки».Она выполняется при помощи круговых движений руки не отрывая карандаша от бумаги. Нажим карандаша следует чередовать (усилить нажим – ослабить нажим – усилить нажим – и т.) тем самым выделяя передний план «пружинки». И итоге линия воспринимается как проволока в закрученная в пружину.

Упражнение № 3 «Штриховка»

Время выполнения: 30мин. Размер листа: А4 или А3.

Для передачи объема в рисунках прибегают к штриховке определенных участков изображения. Это уже более сложное дело, которое требует от начинающего длительных упражнений. Штриховка по количеству прокладок бывает однослойной и многослойной. Это упражнение выполняется при помощи многослойной штриховки, путем перекрытия одного ряда линий другим рядом. Необходимо заштриховать весь лист от светлого к тёмному тону. Плавных переходов в штриховке можно добиться постепенным изменением расстояния между штрихами или нажимом карандаша.

Упражнение №4 «Тоновые растяжки»

Время выполнения: 30мин. Размер: А4 или А3.

Различают в основном два вида техники передачи объема предметов: штриховку и тушевку. Штриховка представляет собой совокупность линий, нанесенных на определенный участок плоскости изображения с небольшими интервалами друг от друга. Если же штрихи наносить сплошным наслоением, без интервалов, то такая техника работы будет называться тушёвкой. В этом упражнении учащиеся наглядно могут увидеть различия между штриховкой и тушёвкой. На одном листе располагают два вытянутых по горизонтали прямоугольника. Затем делят их на десять равных частей вертикальными линиями. Получившиеся ячейки необходимо заштриховать от светлого к тёмному. В первом прямоугольнике это должна быть штриховка, во втором тушёвка.

На первоначальной стадии обучения рисунку необходимо чаще применять штриховку, так как она дисциплинирует глаз и руку и ускоряет усвоение техники линейного рисунка. Штрихи дают возможность передавать и фактуру предметов, подчинять детали целому, увеличивать или уменьшать наглядность изображения.

На первых занятиях лучше упражняться в штриховке, не ограничивая движение руки рамками рисунка. В дальнейшем рекомендуется уже прибегать к штриховке разных геометрических фигур (квадратов, кругов, овалов и т. д.), не заходя за пределы поля, сохраняя одинаковые расстояния между штрихами.

Все упражнения необходимо повторить карандашами разной твердости (2Н, НВ, 2В). Это поможет студентам почувствовать возможности карандаша и в дальнейшем применять это в длительных заданиях.

Список литературы:

Белов, Н.П. Основы техники рисунка / Н.П. Белов. - М.: Харвест, 2012. - 128 с.

Калле, П. Карандаш. Искусство владения техникой / П. Калле. - М.: Попурри, 2003. - 160 с.

Ли, Н.Г. Академический рисунок / Н.Г. Ли. - М.: Эксмо, 2005. - 480 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: