NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Открытый урок по мхк, 10 класс Тема: Архитектурные достижения Древнего Рима


МКОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по МХК, 10 класс

Тема: Архитектурные достижения Древнего Рима

Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением; развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • мультимедийная презентация.

  • раздаточный материал,

  • учебник

Глоссарий: этруски (древние племена), подиум (высокий пьедестал), тосканский ордер, форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); Колизей (зрелищная постройка), Пантеон, пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), триумфальная арка, термы (общественные бани).

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Формулировка темы.

Слово учителя: «После захвата в 146г до н.э. римлянами Греции, греки взялись за оружие. Они мужественно сражались за свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими: уцелевших жителей продали в рабство, произведения эллинского искусства вывезли в Рим.Покоренная римлянами Греция в I в. до н.э. произвела колоссальный переворот в жизни Рима. Непреклонный, гордый Рим вынужден был признать величие культурных традиций Эллады. В Древнем Риме существовало изречение: “Пленённая Греция пленила своих врагов».

Вопрос:

-Почему я начала урок с этого сюжета? (значит тема урока каким-либо образом связана с этим фактом)

- Обратите внимание на изречение: “Пленённая Греция пленила своих врагов». Чему были поражены римляне? (красоте архитектурных построек)

-Какие архитектурные сооружения Греции относят к мировой сокровищнице? (Акрополь: Парфенон, Храм Ники Аптерос, Эрехтейон и т.д.)

- Тема нашего урока будет звучать так: Архитектурные достижения Древнего Рима.

III. Работа в тетрадях. (Запись даты и темы урока)

IV. Постановка цели урока.

Слово учителя:

«Я иду по виадуку к форуму, на котором высится колонна Траяна, любуюсь Пантеоном – далее мой путь лежит по Аппиевой дороге к Колизею с колоннами тосканского ордера, побывав на его арене, я отправлюсь в термы Каракаллы».

-Ребята, что вы поняли из моего короткого рассказа? (Правильно, мы познакомимся с разновидностями архитектурных сооружений, узнаем их назначение, что обозначают новые слова и термины).

V.Изучение нового материала.
1.Слово учителя:В развитии художественной культуры Древнего Рима различают два основных периода:

  1. эпоха Римской республики (4–1 вв. до н.э.)

  2. эпоха Римской империи (1–4 вв. н.э.)

«Более 12 столетий(с 8 в.до н.э. по 5 в. н.э.) насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное наследие.Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям. Опираясь на строительный опыт завоёванных стран, создали самобытную архитектуру. У этрусков заимствовали тосканскую колонну, у греков переняли пантеон богов.

- Вспомните, пожалуйста, как называется распространенный вид греческого храма? (периптер – Парфенон)

На основе греческих образцов ими был разработан тип храма, стоящего на подиуме (высоком пьедестале).

В этих храмах применялся тосканский ордер.

- Какие ордера вы уже знаете?

- К какому ордеру ближе тосканский ордер? (это разновидность дорического)

«Все дороги ведут в Рим» - гласит древнее изречение. В нём выражено величие центра огромной Римской империи. Поэтому в Риме велось строительство огромных масштабов.

VI. Работа в парах с первоисточниками. (Каждой паре раздать материал с текстами: Аппиева дорога, Пантеон, термы Каракаллы)

-римский Форум и колонна Траяна – (учебник с. 94-96)

- Аппиева дорога – (текст напечатанный)

- Пантеон – (учебник с.98-100)

- термы Каракаллы – (текст напечатанный)

Ответить на вопросы по текстам:

- что представляет собой данное архитектурное сооружение

- его назначение

- его архитектурные особенности

- современное состояние
VII. Опережающее задание. Двум ученикам было дано д/з.

- сообщение о Колизее

- сообщение Рябова И. о произведении Гоголя Н.В. «Рим».

VIII. Вытягивают листки с написанными словами.
Некоторые вещи, изобретенные древними римлянами, продолжают работать по сей день.
10. Купол

Прежде, чем римляне усовершенствовали купола зданий, даже самым лучшим архитекторам тех времен приходилось долго мучиться с созданием каменных крыш. Даже величайшие архитектурные достижения, созданные до появления римской архитектуры (Парфенон и пирамиды выглядели более впечатляюще снаружи, чем внутри. Внутри они были темными и представляли собой ограниченное пространство).
Римские купола были просторными, создавали реальное ощущение внутреннего пространства, технология куполостроения стала доступной благодаря бетону.

9. Оружие
Как и многие технологии, римское осадное оружие было изначально разработано греками, а усовершенствовано римлянами. Арбалет, который мог во время осады стрелять крупными камнями, был сконструирован из попавшего в руки римлян греческого оружия.
Используя сухожилия животных, баллисты работали как пружины в гигантских мышеловках, таким образом, они могли отбрасывать снаряды на расстояние до 457 метров. Поскольку оружие было легким и точным, его оснащали копьями и стрелами, тем самым оно использовалось в качестве противопехотного. Баллисты также применялись для осады небольших зданий.

Римляне изобрели свои собственные "двигатели осады", названные дикими ослами из-за мощного удара, наносимого диким ослом. Хотя в своей работе они также использовали сухожилия животных, "дикие ослы" были гораздо более мощными мини-катапультами, которые стреляли огненными шарами и целыми ведрами крупных камней. При этом они были менее точными, по сравнению с баллистами, но зато более мощными, что делало их идеальным оружием для подрыва стен и поджогов во время осад.

8. Бетон

Что касается инноваций в области строительства, то жидкий камень, который легче и прочнее обычного камня, - это величайшее творение римлян. Сегодня бетон является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, поэтому легко позабыть о том, насколько революционным когда-то было его изобретение.

Римский бетон представлял собой смесь щебня, извести, песка, пуццолана и вулканического пепла. Его можно было заливать в любую форму для построения того или иного сооружения, он был также очень крепким. Хотя первоначально он использовался римскими архитекторами для построения мощных оснований для алтарей, начиная со 2 века до н.э. римляне начали экспериментировать с бетоном для того, чтобы сооружать автономные формы. Их самая известная бетонная конструкция, Пантеон, до сих пор является крупнейшим неармированным бетонным сооружением в мире, стоящим уже более двух тысяч лет.
Бетон, как строительный материал был дешевым и пожаробезопасным. Он был также достаточно гибким, поскольку смог пережить многочисленные землетрясения, которые то и дело посещали вулканический итальянский полуостров.

7. Дороги
Невозможно, рассказывая о достижениях римской инженерии, не говорить о дорогах, которые были настолько хорошо построены, что многие из них еще вполне пригодны для использования даже сегодня. Сравнивать наши сегодняшние асфальтовые шоссе с древнеримскими дорогами все равно, что сравнивать дешевые часы со швейцарскими. Они были сильными, прочными и построены так, чтобы служить веками.
Лучшие римские дороги строились в несколько этапов. Для начала рабочие вырывали котлован, около метра глубиной на местности, где планировалось соорудить дорогу. Далее, широкие и тяжелые каменные блоки устанавливались на дно траншеи, оставшееся пространство покрывалось слоем грязи и гравия. Наконец, верхний слой был вымощен плитами с выпуклостями в центре для того, чтобы могла стекать вода. В общем, римские дороги были чрезвычайно устойчивыми к действию времени.
Согласно типичной римской моде, инженеры империи настаивали на создании прямых дорог, т.е. на их проложении через любые препятствия, а не в обход им. Если на пути был лес, они вырубали его, если была гора, они сооружали туннель через нее, если болото, они высушивали его. Недостатком этого типа дорожного строительства, конечно, было огромное количество людских ресурсов, необходимых для работы, но рабочая сила (в виде тысяч рабов), - это было то, чем древние римляне владели в избытке. К 200 году до н.э. римская империя насчитывала около 85295 километров магистралей.

6. Канализация
Огромные коллекторы Римской империи являются одним из самых странных творений римлян, поскольку они были изначально построены вовсе не для того, чтобы служить канализационными системами. Клоака Максима (или Крупнейшая Канализация, если перевести дословно) была первоначально построена для того, чтобы сливать некоторую часть вод местных болот. Строительство "клоаки" началось в 600 году до н.э. и в последующие сотни лет добавлялось все больше и больше водных путей. Так как регулярно продолжали рыться каналы, то трудно сказать, когда именно клоака Максима перестала быть дренажной канавой и стала надлежащей канализацией. Будучи изначально очень примитивной системой, Клоака Максима распространилась как сорняк, растягивая свои корни все глубже и глубже в город, по мере его роста.
Возможно, самым важным достижением римской канализационной системы был тот факт, что она была спрятана от людских глаз, не давала распространяться никаким инфекциям, запахам. Для построения и обслуживания такой грандиозной канализационной системы, необходимо было наличие серьезных инженерных умов. Система была настолько сложна в устройстве, что Плиний Старший объявил ее более грандиозным человеческим сооружением, чем строение пирамид.

5. Полы с подогревом
Эффективный контроль уровня температуры – это одна из самых сложных инженерных задач, с которыми люди имеют дело, но римлянам удалось ее почти решить.
Используя идею, которая по сей день применяется в технологии теплых полов, гипокауст представлял собой набор полых глиняных колонн, находившихся под полом, через которые горячий воздух и пар перекачивался из расположенной отдельно печи в другие комнаты.
В отличие от других, менее прогрессивных методов отопления, гипокауст аккуратно решал сразу две проблемы, которые всегда были связаны с системами отопления в древнем мире – дым и огонь. Огонь был единственным источником тепла, однако, время от времени здания загорались, и образующийся дым в замкнутом пространстве часто играл роковую роль.
Однако, поскольку в системе гипокауста пол был приподнят, горячий воздух от печи никогда не вступал в контакт с самой комнатой.
Вместо того, чтобы "находится" в комнате, нагретый воздух проходил через полые плитки в стенах. На выходе из здания, глиняные черепицы поглощали теплый воздух, в результате чего в помещение было тепло.

4. Акведук

Наряду с дорогами, акведуки стали другим чудом инженерной мысли римлян. Смысл акведуков в том, что они очень длинные.
Одна из трудностей снабжения водой большого города является то, что когда город дорастает до определенных размеров, вы не можете из любой его точки получить доступ к чистой воде. И хотя Рим расположен на Тибре, эта река была очень загрязнена другим римским инженерным достижением, канализацией.
Чтобы решить данную проблему, римские инженеры построили акведуки – сеть подземных труб, надземных линий воды и мосты, разработанные с той целью, чтобы доставлять воду в город и окрестности.
Также как и дороги, римские акведуки представляли собой очень сложную систему. Хотя первый акведук, построенный примерно в 300 году до н.э., был протяженностью всего лишь 11 километров, к концу третьего века н.э. в Риме существовало 11 акведуков, общей протяженностью в 250 миль.

3. Гидроэнергия
Витрувий, крестный отец римской инженерии, описывает несколько технологий, с помощью которых римляне использовали воду. Объединив греческие технологии, такие как зубчатые створки и водяное колесо, римляне смогли разработать свои передовые лесопилки, мельницы и турбины.

Колесо-перевертыш, другое римское изобретение, вращалось под действием текущей, а не падающей воды, что сделало возможным создание плавающих водяных колес, используемых для помола зерна. Это очень пригодилось во время осады Рима в 537 году н.э. когда генерал Велизарий решил проблему осады, отрезав поставки продовольствия за счет строительства нескольких плавающих мельниц на Тибре, что, тем самым, обеспечивало людей хлебом.
Странно, но археологические данные свидетельствуют о том, что римляне обладали всеми необходимыми знаниями для создания различного рода водных устройств, но они применяли их крайне редко, предпочитая вместо этого дешевый и широко доступный рабский труд. Тем не менее, их водяная мельница была одним из крупнейших промышленных комплексов в древнем мире до промышленной революции. Мельница состояла из 16 водяных колес, которые мололи муку для соседних общин.

2. Сегментная арка
Как и почти во всех вышеперечисленных инженерных подвигах, римляне не принимали участие в изобретении арки, однако, они уверены, что усовершенствовали ее. Арки и арочные мосты существовали уже почти две тысячи лет, когда римляне взялись за них. Римские инженеры поняли, что арки не должны быть непрерывными, то есть они не должны охватывать заданный промежуток "за один прием". Вместо того, чтобы пересекать пространство за один скачок, они могут быть разбиты на несколько, более мелких деталей. Таким образом и появились сегментные арки.
У новой формы арки были два явных преимущества. Во-первых, потенциальное пространство пролетного моста могло быть увеличено в геометрической прогрессии. Во-вторых, поскольку на их изготовление требовалось меньше материала, сегментные арочные мосты были более податливыми при прохождении воды под ними. Вместо того, чтобы заставить воду протекать через одно маленькое отверстие, вода под сегментированными мостами текла свободно, тем самым снижая опасность наводнения и скорость износа опор.

1. Понтонные мосты
Римские инженерные технологии часто называют синонимом военных технологий. Всемирно известные дороги не были построены для ежедневного их использования простыми жителями, они были сооружены для того, чтобы легионы быстро добирались до места назначения и также быстро уходили оттуда. Разработанные римлянами понтонные мосты, построенные в основном в период военного времени, служили той же цели, и были детищем Юлия Цезаря. В 55 году до н.э. он построил понтонный мост, длина которого была около 400 метров, чтобы пересечь реку Рейн, которую традиционно немецкие племена считали своей защитой от римского вторжения.
Инженеры установили опоры на дне реки под углом против течения, тем самым придав мосту дополнительную прочность. Также были установлены защитные сваи, которые ликвидировали потенциальную угрозу, которая могла плыть по реке. В итоге, все сваи были собраны вместе, и на их вершинах был построен деревянный мост. В общей сложности строительство заняло всего десять дней, при этом использовались только пиломатериалы. Таким образом, в местных племенах быстро распространилась информация о всеобъемлющей власти Рима: если Цезарь захотел пересечь Рейн, он это сделал.

IXЗаключение

(Возвращаясь к цели урока, спрашиваю, что обозначают слова и термины)

X. Запись Д\З.

Выставление оценок

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.