NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Памятка для родителей «как вызвать у ребенка интерес к обучению в школе»


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ВЫЗВАТЬ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

1. Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участии в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Важно сформировать у него отношение к школе как к важному и интересному этапу жизни. Чем чаще слова "учеба", "учиться" будут звучать в положительном ключе, тем вернее будет складываться интерес ребенка к получению новых знаний.

2. Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей: "Ты - будущий первоклассник, мы вместе готовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши, ручки". В результате ребенок поймет, что отношение к учебе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.

3. Приобщайте ребенка к чтению, прививайте любовь к книгам - это важная часть подготовки к процессу приобретения новых знаний.

4. Поиграйте с ребенком в "школу наоборот". Ребенок будет учителем, а мама (папа, бабушка) - прилежными учениками. "Учитель" дает задание нарисовать корабль (цифры, буквы и т.п.). "Прилежные ученики" стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места: "А я не умею! Я хочу к маме!" Важно побудить ребенка к принятию взрослой роли учителя: "Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдешь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно". После выполнения задания "учитель" ставит "ученикам" отметки за рисунки и за поведение на уроке. Важно помочь ребенку адекватно оценить поведение и успехи "учеников". Такая игра потребует творческого подхода к общению с ребенком.

5. Отмечайте любой успех ребенка в учебных занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребенка к учебе пропадает. Это относится к любой деятельности - не важно чем занят человек, если он не получает от этого удовлетворения. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребенок не утратил желание учиться при первых же трудностях, с которыми он столкнется, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учебе. Это должны делать именно родители. Среди педагогов хвала распространена значительно меньше, нежели порицание за ошибки. Если у ребенка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание: "Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится!"

 

Рекомендации психолога по развитию ребёнка

Формирование коммуникативных навыков

1.    Удовлетворяйте естественную потребность ребёнка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребёнка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).

2.    Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно достаточно оставаться времени для игровых занятий, для прогулок. Для общения.

3.    Стимулируйте участие ребёнка в коллективных делах, играх.

4.    Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умения подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём).

5.    Приучайте ребёнка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.

Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка

Учите ребёнка:

1.    Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

2.    Описывать различные свойства окружающих его предметов.

3.    Узнавать предметы по заданным признакам.

4.    Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков.

5.    Находить противоположные по значению понятия.

6.    Определять родово-видовые отношения между предметами и понятиями.

Рекомендации по развитию процессов внимания у детей

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывание узора из мозаики;

  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;

  • нахождение различий в двух похожих картинках;

  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;

  • нанизывание бусинок по образцу;

  • срисовывание по клеточкам;

  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребёнка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

Устраните отвлекающие факторы.

Рекомендации по развитию памяти детей

1.    Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребёнок, был ему понятен.

2.    Время на изучение материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

3.    Попросите ребёнка выученный материал повторить на второй день.

4.    При заучивании предлагайте ребёнку проговаривать вслух.

5.    Заинтересуйте ребёнка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

6.    При появлении у ребёнка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Рекомендации по развитию восприятия

Научите ребёнка:

  • Различать цвета и их оттенки.

  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.

  • Делить фигуры на 2,4 равные части.

  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

  • Различать и называть части суток, их последовательность.

  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.

  • Знать дни недели, месяцы года.

Воспитание волевых качеств, заинтересованности в учении

1.    Предоставьте детям больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает открытия сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде

2.    Проявляйте сами интерес к знаниям, создавайте положительный эмоциональный фон.

3.    Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его рост, терпение, старание.

4.    Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказываний, обращённых к ребёнку.

5.    Давая негативную оценку действиям ребёнка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

6.    Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.

7.    Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми - только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.

8.    Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.

9.    В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики

Научите ребёнка:

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

  • Заводить будильник, игрушки ключиком.

  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).

  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.

  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

  • Делать пальчиковую гимнастику.


Как научить ребенка дружитьhttp://school31.edummr.ru/images/psiholog2.jpg

                   


         Пришла осень. После летнего отдыха вам снова нужно возвращаться на работу.

Но ведь сентябрь - это еще и начало нового учебного года для вашего ребенка, возможно, его первого учебного года.

Как помочь ему найти общий язык с другими детьми в школе и подружится с ними, особенно если он от природы робкий и стеснительный?

Все дети – разные

Есть дети, которые чувствуют себя в своей тарелке везде, они легко и быстро могут подружиться с кем угодно. Но есть и такие, которым с детства нелегко удается устанавливать контакты. Ваш малыш – из их числа?

Тогда сейчас самое время помочь вашему ребенку начать решать проблемы общения. Уж это-то ему в жизни точно пригодится. Скорее всего, такая проблема обусловлена психологическими причинами. Что это могут быть за причины?

Гиперопека

Часто такая ситуация складывается в случаях, когда ребенок окружен гораздо большим вниманием, чем это ему на самом деле необходимо. Например, если у вас один ребенок, и о нем заботитесь не только вы с мужем, но и ваши с ним родители и куча других родственников.

А это значит, что малыш с раннего детства привык к тому, что он всегда в центре внимания. Когда он придет в школу, все будет совсем по-другому.

И если ваш ребенок не будет сам интересоваться другими детьми, к нему вряд ли кто-то подойдет подружиться. Поэтому постарайтесь по возможности не привлекать к общению с ребенком большого количества людей. Некоторые психологи считают, что даже одна бабушка плюс родители – этого больше, чем достаточно.

Учите вашего ребенка воспринимать общение как процесс, в котором не только другие дети должны интересоваться им, но и он сам должен приложить усилия к тому, чтобы с кем-то начать дружить.

Учите его быть интересным, и в то же время проявлять интерес к другим.

Личный пример

А вспомните, насколько общительной были вы в его возрасте? Сразу же по приходу в сад заводили кучу друзей, всегда были в центре внимания, или же сиротливо обитали где-то на периферии кипучей детсадовской жизни?

По своему характеру, общительности, вы наверняка несильно изменились с того времени. А для любого ребенка его родители – главный пример во всем.

Он видит, как вы общаетесь с другими людьми, как вы завязываете знакомства – легко или с трудом, - видит, сколько у вас с супругом друзей и как интенсивно вы с ними общаетесь, и довольно часто формирует ту же модель общения и для себя.
       Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок общался с другими детьми как можно больше. Чаще гуляйте с ним, ходите в гости к подругам с детьми того же возраста; если он достаточно большой, отдайте его в какой-нибудь кружок…

Таким образом вы и сами сможете немного «разгрузить» свой день и пообщаться с другими людьми - с теми же подругами, пока ваши малыши находят друг с другом общий язык.

Другие дети

Часто проблемы в общении в школе у детей возникают оттого, что его первые контакты в детском саду или во дворе были неудачны.

Например, приходит ваш сын, у которого есть небольшой излишек веса, в детский сад, а там, прямо с порога, чей-то не особенно воспитанный ребенок обзывает его «свиньей», «жиртрестом» или еще каким-нибудь обидным словом…

Конечно, после этого ваше чадо не за что не захочет ходить в этот сад, да и во все другие сады тоже. А если ребенок не будет посещать детский сад, то возможностей общения с другими детьми у него будет меньше. А в будущем это может привести к коммуникативным проблемам: как взрослый человек может легко знакомиться, если соответствующие навыки у него не «наработаны» еще с детского сада? Поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы ваш ребенок знал, что нужно делать в подобных случаях, как суметь постоять за себя и не дать себя в обиду. Научите его этому, а потом… Чем самостоятельнее он справится с такой проблемой, уже без вашего вмешательства, тем увереннее и сильнее он будет себя ощущать.

А ведь именно к волевым и уверенным в себе тянутся другие люди …

Он ходит за вами по пятам

Еще одна частая причина стеснительности ребенка – если он слишком зависим от вас. Малыш так привык, что вы все время находитесь где-то рядом с ним, что когда вы оставляете его одного, он совершенно теряется, становится стеснительным и даже не знает, как подойти к другим детям.

Приучайте его к самостоятельности, к тому, что очень скоро ему придется обходиться без вас. Старайтесь сделать так, чтобы малыш каждый день делал самостоятельно то, что еще вчера делал вместе с вами.

 

Психологи говорят: то, что ребенок может делать в своем возрасте, он должен делать.

 

Так что пусть делает, а вы со своей стороны, можете стимулировать его на «самостоятельные» подвиги: вознаграждайте его за те поступки, которые он совершает сам, без вас, и каждый раз объясняйте ему, почему вы это делаете.

Тогда ребенок довольно быстро сообразит, что быть самостоятельным – это здорово, и проблем у будущей жизни у него будет гораздо меньше. Читайте ему больше сказок, где есть дружба и взаимовыручка. Пусть малыш знает, что в дружбе – сила, и что дружить - интересно.

И тогда в этом сентябре у него наверняка появится много новых друзей. Возможно, с кем-то из них он будет общаться еще очень и очень долго…

 

Гиперактивный ребёнок в школе и дома

 

В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. О таких детях говорят: “подвижные”, “шустрики”, “энерджайзер”, “вечный двигатель”, “живчик”, “вулканчик”. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, воспитатели, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией, сокращённо ММД. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с учителем, психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

и  Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

и  Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

и  Легко отвлекается на посторонние стимулы.

и  С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

и  На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

и  При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

и  С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

и  Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

и  Не может играть тихо, спокойно.

и  Болтливый.

и  Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

и  Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

и  Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

и  Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

О том, что ребёнок гиперактивный, можно говорить, если наличествуют восемь из всех симптомов.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания в первую очередь родителей. Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняется психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье…

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

и  с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

и  с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Рекомендации психолога родителям гиперактивного ребенка:

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

З         Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

З         Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”,“прекрати”– лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

З         Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

З         Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

З         Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

З         Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Играйте….

Не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И поранишься о шипы, мы всё равно видим их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

 

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Памятка для родителей

Памятка: 1 стр.