NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«парадоксы современной школы: трудовое воспитание»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Курьинский район

Алтайский край

Номинация: обобщение опыта
Тема «ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»


Автор: Гридякина Татьяна Александровна,

учитель биологии и химии

Казанцево

2011



Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………… 3

  • Наименование опыта

  • Адресная направленность

  • Условия возникновения

  • Актуальность

  • Теоретическая база опыта

  • Новизна опыта

  • Идея опыта


2. Содержание организации трудового процесса…………………………………… 6

  • Цель опыта

  • Задачи опыта


2.1 Подготовительный этап организации летних работ……………………………. 7

2.2. Организация летней трудовой практики………………………………………… 8

2.3. Документация учебно-опытного участка……………………………………….....9

2.4. Приемы создания психологической комфортности во время летних работ….9

2.5. Мониторинг результативности ..………………………………………………….. 10

2.6. Общий итог организации трудовой деятельности……………………………….12

2.7. Трудоемкость опыта……….………………………………………………………...12

2.8. Условия и возможности применения данного опыта……………………………12


Литература…………………………………………………………………………………13

1. Введение

Наименование опыта:

ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Я хочу поделиться своим опытом организации детского труда в условиях сельской малокомплектной школы.

Рассмотрим этапы организации трудовой деятельности школьников на примере работы на учебно-опытном участке.

Учебно-опытные участки школ – это последние островки, где детей учат трудиться физически, работать на земле. Благодаря четкой организации труда, наш участок много лет признается лучшим в районном смотре учебно-опытных участков (Приложение 1). Мы давно принимаем участие в различных конкурсах именно сельскохозяйственного направления. Для детей это не только признание их заслуг, но и награда за труд. И они очень стараются для этого.

Адресная направленность:

Цель — на примере работы учебно—опытного участка раскрыть принципы организации общественно-полезного труда. Подчас очень трудно подготовить материально — техническую базу для разного рода работ, спланировать эти работы так, чтобы они стали интересными и нужными детям, постоянно поддерживать контакт с директором школы, суметь организовать общественно-полезный труд, летние работы и спросить их выполнение не только с детей, но и других педагогических работников.

Условия возникновения опыта

Наша школа очень маленькая. В ней всего 75 учащихся, в том числе в 5 – 9 классах – 38, в старших классах -10. Количество детей продолжает сокращаться.

Почти 50% учащихся ежедневно подвозятся на занятия из двух маленьких сел. Сложно организовать летний труд детей, любые виды другого труда. Выход один – изменить подход к трудовому воспитанию.

Актуальность


Для меня большая загадка, почему о трудовом воспитании школьников сейчас вообще ничего не говорят. Невозможно детей научить бережно относиться к земле, если они не умеют на ней работать, не любят эту работу, не гордятся результатами своего труда. Сейчас много говорят о недостатке людей с рабочими специальностями, о мигрантах, безработице, алкоголизме и других проблемах нашего общества. А для меня все эти проблемы являются следствием отсутствия политики трудового воспитания на уровне государства. За последние 15-20 лет люди разучились работать. В любом поселении огромное количество бездельников и тунеядцев. Пособие по безработице в деревне, это не социальная поддержка, а благо.

Мамашки-алкашки выстраиваются в очередь за справками о дебильности своих детей. Эти справки – гарантия пенсий по инвалидности. А ведь из этих ребятишек получаются прекрасные труженики именно тех самых рабочих и сельских специальностей: доярки, плотники, штукатуры, каменщики. Но зачем им работать, если есть пенсия?

Периодически возникают громкие скандалы с участием прокуратуры о незаконном привлечении детей к труду. Конечно, нельзя использовать учеников для тяжелого физического труда или отрывать от занятий. Но ситуация может возникать абсурдная. Ученик исписал парту, набросал в школе бумажек, зашел в помещение с грязной обувью. Принуждать к труду ребенка нельзя. Кто за ним должен убирать: учитель, техничка, родитель? Школа вообще становится бесправной.

Теоретическая база опыта

Чтобы жить, люди должны трудиться. Чтобы трудиться во взрослом состоянии, люди с детства должны получать трудовое воспитание. В частности, у них должно быть воспитано трудолюбие. Чтобы хорошо было устроено трудовое воспитание, должно быть хорошо организовано воспитание вообще, то есть все виды воспитания, без которого нельзя представить себе жизнь современного гражданина России. Но не только воспитание. И обучение подрастающего поколения на всех ступенях непрерывного образования, и вся национальная система образования - общего и профессионального - должны функционировать прекрасно, чтобы достойно встретить тяжелые вызовы, которые жизнь поставила перед нашей страной в это трудное время перехода от одной социально-экономической системы к другой, диаметрально противоположной. Речь идет не только о ломке политической системы общества, хозяйственно-экономических механизмов, принципов функционирования всей системы народного хозяйства, но и о коренной перестройке биологической, социальной и духовной жизни ста пятидесяти миллионов людей, населения самой большой по территории страны мира – России [2].

    И всё же, при всей сложности сложившейся к настоящему времени ситуации в России, при неисчислимом множестве проблем, требующих незамедлительного разрешения, три проблемы - все связанные с народным образованием - настоятельно выступают на первый план и требуют наискорейшего исследования и решения:

При любом социально-экономическом строе все богатства любой страны создаются трудом людей. Труд - это основа жизни, это первое условие всей жизни вообще. Нет более актуальной темы, чем проблема организации оптимальной, максимально эффективной работы каждого труженика, каждого предприятия, каждой организации страны, России в целом. Решение этой проблемы почти целиком зависит от качества работы системы образования. Именно она обязана дать такое трудовое воспитание, чтобы подготовить достойную смену труженикам старшего поколения.

    Сегодня ставится задача не просто расширенного воспроизводства рабочей силы, что было характерно для обществ на индустриальной стадии развития, а о превращении носителей рабочей силы в носителей человеческого капитала, расширенном воспроизводстве носителей человеческого капитала всё более быстро нарастающего совершенства. Проблема трудового воспитания всегда актуальна, потому что это - вечная проблема: какая бы производительность труда ни была достигнута сегодня, завтра она должна быть опять превзойдена [2].

 Изменилось все в 1992 году. Статья 50 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»1.

Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в общеобразовательном учреждении, являются на сегодняшний день приказы Минобразования России:

  • от 06.03.2001 № 834 "Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" (далее – приказ № 834);

  • от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (далее – приказ № 1312).

В разделе "Финансирование базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации" приложения к приказу № 834 прописано:

"Вопросы организации производительного труда, проведения трудовой практики решаются советами учебных заведений на основе добровольного участия школьников за счет использования часов ученического компонента".

Примерные учебные планы, утвержденные приказом № 1312, в свою очередь, предусматривают учебные практики в качестве элективных учебных предметов.

Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение должно руководствоваться актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:

  1. постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";

  2. постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";

  3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.

В новых санитарно-эпидемилогических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2. 2821-10 в разделе «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» прописаны организация практики и занятий общественно-полезного труда [5]. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12-13 лет составляет – 2 часа; для подростков 14 лет и старше – 3 часа.

Новизна опыта


Данный опыт усовершенствует уже имеющиеся открытия и изобретения в организации трудового воспитания детей [3].

Идея опыта

Используя личносто-ориентированный подход воспитывать у детей трудолюбие, положительные эмоции от физического труда через создание психологической комфортности на время летних работ. Эмоции тесно связаны с интересом. Формы деятельности, мотивируемые интересом, составляют основу развития всех сфер личности ребенка, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся.

2. Содержание воспитательного процесса

Цель опыта:

Раскрыть место и роль учебно-опытного участка в трудовом воспитании школьников

Задачи:

  1. Раскрыть особенности подготовительного этапа организации общественно-полезного труда, на примере организации летних работ школьников

  2. Систематизировать опыт организации летней трудовой практики.

  3. Перечислить документацию, необходимую для ведения летних и других видов работ

  4. Рассмотреть приемы, позволяющие не допускать конфликтные ситуации

во время организации летних и других видов работ

  1. Проанализировать результативность трудовой деятельности.



2. 1. Подготовительный этап организации летних работ

Можно выделить несколько основных этапов подготовки летних работ (Приложение 5).

При организации работ необходимо обязательно изучить «Положение об учебно – опытном участке». За организацию работы на нем отвечаете не только биолог, но и директор школы. Несколько строк из «Положения»: «Директор школы несет ответственность за состояние учебно – опытного участка, осуществляет общее руководство на нем. Он несет ответственность за развитие материальной базы учебно – опытного участка, привлечение базового и других предприятий, общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке» Приобрести этот полезный документ можно у методистов краевого экологического центра [1].

В программах по трудовому обучению для сельских школ отведено приличное количество часов на сельскохозяйственные труды. Организацию работ вполне можно совместить с ними. Работами на УОУ обычно занимаются учителя труда, или биологии, если эти часы им протарифицированы [1].

Планировать работу учебно – опытного участка необходимо начинать заранее, еще зимой. Определиться с материальными затратами, реальными в школе. Необходимо согласовать эти затраты с директором школы. Определится с тем, что можно использовать в школе.

Нужно заранее с тематикой опытов. Организация состав и учебы опытнических звеньев происходит весной [4].

Планировать цветник, необходимо исходя из семян, которые есть в вашей школе. При участии директора школы нужно закрепить за каждой клумбой классный коллектив.

В организации работы учебно-опытного участка моими соратниками является администрация школы, коллеги учителя. В одиночку с этой работой справится невозможно.

На традиционном апрельском совещании мною озвучивается примерный перечень работ на май и при участии директора школы закрепляются на этих работах конкретные люди. Директор школы берет на себя только большие дела: вырубить тополя около школы, привезти крошку для отсыпки центральной дорожки дендрария, закрепить человека для вспашки земли культиватором. Аналогично закрепляются люди для ремонта инвентаря и рассадника для капусты, изготовления этикеток. Я закупаю семена, выращиваю рассаду, занимаюсь общей планировкой территории, организую вспашку огорода и подвоз чернозема, веду необходимую документацию. В школе я являюсь именно организатором всей этой работы.

Садится учебно-опытный участок на уроках трудового обучения, и занимаются этим учителя труда. Для них я составляю детальный план посадок и к каждому уроку выдаю семена или рассаду. В начале июня, 2-3 недели, работаю на участке сама, завершая закладку всех культур.

2.2. Организация летней трудовой практики

Наши ребятишки просто замечательные труженики. Мне сложно поверить самой, но большая территория поддерживается в порядке всего 44-46 учениками, в том числе начальных классов. Площадь школьной территории около 1 га. Обрабатывается 68 соток земли, остальное выкашивается. Горжусь порядком и эстетикой (Приложение 4). Освоить такой объем работ можно только сознательным отношением к делу. Заставить работать детей под страхом наказания невозможно. У нас хорошая сознательная трудовая дисциплина. Проходят трудовую практику все учащиеся.

Каждый учитель-предметник в течение летнего периода выходит по графику на учебно-опытный участок, где трудится вместе с детьми. Все учителя работают по двое, так удобно. Можно подменять друг друга на консультациях, экзаменах, ремонте кабинетов. Учитель биологии не реже раза в неделю приходит в школу, направляет ход работ, участвует в передаче инвентаря, отслеживает ведение дневников, выполнение графика работы детей, решает возникающие проблемы.

К трудовому воспитанию в нашей школе относятся очень серьезно. Это не только выращивание овощей и цветов на продажу и в столовую. Уборка классов, территории, ремонт кабинетов, школьных заборов проводятся при обязательном участии учеников.

У нас одна очень серьезная проблема, нехватка рабочих рук. Но и из этой ситуации мы нашли выход. Еще три-четыре года назад, когда детей было больше, учащиеся 10 класса проходили трудовую практику в составе производственной бригады на ремонте школы. Теперь пришлось отказаться от этого, и все работают на огороде. Ремонтом занимаются технички, родители и классные руководители.

Для осенних отчетов по работе УОУ очень необходимы сделанные летом фото – и видеоматериалы.

После завершения работ необходимо проследить, чтобы были собраны семена, подготовлены к зиме посадки многолетних культур и ящики с землей для рассады, был прибран инвентарь, этикетки.

2.3. Документация учебно-опытного участка

Необходимо вести требуемую документацию. В этот перечень входят:

  • Общая характеристика (общая и по отделам площадь, план размещения отделов, их видовое разнообразие, система севооборотов);

  • Анализ работы за предыдущий год;

  • План работы на новый год;

  • Содержание и организация работы (перечень выращиваемых растений по отделам, тематика опытов, агротехнический план работ, график работы школьников);

  • График работы педагогов;

  • Материальное обеспечение участка;

  • Дневники опытнической работы;

  • Инструкция по технике безопасности.

Все перечисленное входит в план работы учебно-опытного участка. И в этом еще один залог успешной работы. Обязательно должна быть тетрадь для работающего в летнее время учителя. В ней графики работы учителей и учеников, числящийся инвентарь и его передача, примерный перечень работ и другая информация.

Нужно не забывать, что план работы УОУ утверждается на педагогическом совете и заверяется печатью школы и подписью директора. Заверенной должна быть инструкция по охране труда (Приложение 6) и график работы учеников. График работы учащихся также вывешивается на видном месте.

2.4. Приемы создания психологической комфортности во время летних работ

О нормальной психологической обстановке говорит и тот факт, что у нас абсолютно не популярны справки-освобождения от работы по состоянию здоровья. Коллеги очень часто жалуются на эти липовые документы. У нас в прошлом году было 2 справки, в этом – одна. Причем справки настоящие, знаю, что у этих детей действительно есть проблемы со здоровьем.

Наши дети с удовольствием соглашаются, и работают на УОУ дополнительно платно, спасибо фонду занятости. И это также говорит в пользу психологической комфортности при организации летних работ (Приложение 2). В прошлом году решили немного заработать 4 ученика из 8 класса (50%)! В итоге у них получилось 5 рабочих недель. Согласитесь, это дорогого стоит. 9 класс вообще освобождается от практики, но когда я предложила поработать, изъявили желание 6 учеников из 9. Многие из них живут в соседних деревнях.

Последние два года подряд учащиеся старших классов по своему желанию выращивают на продажу рассаду овощных и цветочных культур, а на вырученные средства смогли на своем школьном автобусе посетить родину В.М.Шукшина село Сростки Бийского района и краевой центр город Барнаул, ознакомиться с его достопримечательностями.

Уже много лет у нас нет конфликтных ситуаций во время летних работ, ни одной жалобы от родителей. Существует много приемов, чтобы этого не допускать.

  • В графике летних работ учитываются все симпатии и антипатии, поездки в гости, и в лагерь, дата начала практики, справки-освобождения от работы.

  • Если ребенок капризничает, проще сменить ему вид деятельности, позволить выбрать работу самому, отпустить домой с обещанием отработать в другой раз, чем заставлять работать дальше.

  • Совсем необязательно выдерживать один режим работы каждый день. Если дети устали нужно чаще и больше отдыхать. При необходимости мы легко меняем начало и окончание работ. Например, по желанию детей в жаркие дни мы начинаем работу и в 7 часов утра.

  • Приветствую, когда дети сами выбирают себе работу, порядок ее выполнения, человека, с кем хочется работать.

  • Очень облегчают жизнь различные игровые ситуации, это особенно важно при трудной, неприятной работе, например прополке картофеля, ручному перекапыванию земли.

  • Поощрения за хороший труд: уход домой раньше времени, дополнительный час за умелую организацию труда, шоколадка в награду, игра на площадке в счет работы.

  • Хорошо, когда ребенок заранее знает объем работ (пусть он будет очень большим) и сам выбирает себе ритм работы. Был случай, когда двое детей 10 дней работали только в дендрарии (площадь 8 соток), навели там идеальный порядок.

2.5. Мониторинг результативности

Уже 7 лет школа участвует в краевом смотре-конкурсе сельских учебно-опытных участков. В этом учебном году у нас вновь I место и мы согласились с предложением Алтайского краевого детского экологического центра в 2011 году принять участие во Всероссийском смотре учебно-опытных участков. Наши школьники являются постоянными участниками и призерами краевого смотра-конкурса трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли», натуралистических олимпиадах в номинации «Растениеводство» (Приложение 3). В 2010 году наш ученик стал абсолютным победителем в краевом конкурсе «Я- профессионал» и обладателем гранта на 30 тысяч рублей. За победы в краевом конкурсе учебно-опытных участков школа много раз получала денежные премии. Сейчас краевая администрация поставила задачу снабдить школы малой техникой. У нас уже есть культиватор, а в этом году получили газонокосилку. Труд ребят стал значительно легче.

Таблица 1. Результативность участия в конкурсах сельскохозяйственного направления


Название конкурса

2007

2008

2009

2010

Краевой слет – конкурс «Молодые хозяева Земли»

2 Диплома II степени, 2 Диплома III степени, II командное место

Диплом III степени

Диплом III степени

Диплом III степени,

4 благодарности

2 Диплома I степени, Диплом II степени, 2 Диплома III степени, Диплом победителя конкурса, III командное место

Окружная натуралистическая олимпиада

(номинация «Растениеводство»)




Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом I степени


Диплом I степени


Краевая натуралистическая олимпиада

(номинация «Растениеводство»)




Диплом II степени

Диплом III степени

Диплом III степени




Краевой смотр-конкурс учебно-опытных участков

Диплом за

II место

(премия)

Диплом за

III место

(премия)

Диплом за

II место

(культиватор)

Диплом за

I место

(газонокосилка)

Районный смотр-конкурс учебно-опытных участков

Диплом за

I место


Диплом за

I место


Диплом за

I место


Диплом за

I место



Очень надеюсь, что из этих детей вырастут хорошие и трудолюбивые люди, которые всегда найдут себе работу.
2.6. Общий итог организации трудовой деятельности

Подводя итог можно сказать следующее:

  1. Для организации трудовой деятельности школьников необходимо тщательно изучить все нормативные документы.

  2. Основа организации – добровольный труд детей. Принуждать к труду запрещено законом. Необходимо согласие родителей (или законных представителей) на участие детей в общественно- полезном труде (Приложение 7).

  3. В основе организации трудовой деятельности в школе лежит создание психологической комфортности во время всех видов работ.

  4. Организация трудовой деятельности требует тщательной подготовки и продуманности всех этапов.

2.7. Трудоемкость опыта

Организация всех видов работ и работы учебно — опытного участка требует больших затрат времени. Не продумав всего, невозможно поддерживать сознательную дисциплину. Это очень трудоемкое дело. Во время отпуска приходиться 2—3 раза в неделю корректировать ведущиеся на УОУ работы. Требуется и большое нервное напряжение. Общаться приходится почти со всем педагогическим коллективом, завхозом, рабочими, работниками школьной столовой, местными жителями. В школах, как правило, имеются финансовые трудности, а учебно — опытный участок требует немалых денег. В нашей школе на нужды участка администрация разрешила реализацию части выращенных овощей. Выручают премии за призовые места в районе и крае.

2.8. Условия и возможности применения данного опыта

Опыт прошел многолетнюю апробацию, не требует огромных финансовых затрат и может применяться в любой сельской школе.

Литература:

  1. Г.Н. Беляева, Л.И. Патрушева, Е.В. Артемова, Л.А. Рейхерт. Учебно-опытный участок муниципального образовательного учреждения: Методические рекомендации. – Барнаул, 2002.

  2. Зыков М.Б. Трудовое воспитание в процессе формирования и развития человеческого потенциала и капитала до, во времена и после А.С. Макаренко // Неизвестный Макаренко. Выпуск 14 / Составитель – С.С. Невская. – М., 2006. – 73 с. - С. 4-27.

  3. Патрушева Л.И., Свиридов М.Д., Свиридова С.Н. Организация работы школьников в трудовых объединениях сельскохозяйственного направления. - Барнаул: АКДЭЦ, 2009.

  4. Патрушева Л.И. и др. Дневник наблюдений юного опытника. – Барнаул, РИО, 1988

  5. Санитарно-эпидемилогические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. №189.



1 Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 Ст.50 Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)


страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.