NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пейзажи: история развития от Древнего Востока до средних веков
















История эволюции пейзажной живописи в произведениях гениальных мастеров

или застывшая музыка лучших мировых пейзажей как очарование величия природы

Пейзажи: история развития от Древнего Востока до средних веков


Мы восхищаемся силой изобразительного искусства: проходят столетия, а история живописи продолжает свое триумфальное шествие по планете. Меняются поколения, пристрастия и модные тенденции, однако картины натюрморты пейзажи на протяжении веков владеют человеческим сознанием. Пейзаж – это картина или изображение, которое запечатлевает всё разнообразие природы: леса и моря, озера и степи, горы и реки. Различные формы отображения живописных природных композиций продолжают радовать и покорять новые поколения. Красивые пейзажи не могут оставить равнодушными, они пленяют и увлекают за собой. В наше динамичное время, когда существует связь между человеком и природой и последняя выступает в роли мудрого наставника, городские пейзажи и необыкновенные, гармоничные морские пейзажи, величественные зимние пейзажи и яркие, насыщенные светом и буйством красок летние пейзажи способны явить нам множество различных граней и необычных форм природного совершенства.

Когда же появились первые творцы, первые мастера пейзажной живописи? Художники пейзажисты появились еще в те давние времена, когда на скалах в эпоху неолита были изображены пейзажи природы. Так в пустыне Сахара, на плато Тассилин-Аджер находятся оригинальные, старинные рисунки пейзажи охоты, а Древний Восток богат настенными росписями, где язык пейзажа ярко представлен мотивами охоты и созерцания природы. Древние китайские пейзажи – эти выразительные описания природы - поэтично передали окружающую действительность. Первые художники пейзажисты из Китая выполняли свои работы тушью на тончайшем шелке. Роль пейзажа из Древнего Китая огромна, ведь именно эти пейзажи натюрморты, выполненные в своеобразной манере, оказали влияние на работы творцов пейзажей из Японии и Индии. Древние пейзажи Индии и пейзажи Японии так необычны, что эксперты и любители продолжают спорить о силе влияния индийских и японских пейзажей и открывать новые вершины этого творчества и в наши дни. В Средние века живопись пейзажи были возможны лишь в религиозном контексте, как простое изображение среды обитания, однако, начиная с XVI века, картины пейзажи начали возрождаться и наполняться новыми, дивными красками. Обратите внимание на портрет Моны Лизы, который был выполнен виртуозным Леонардо да Винчи. Прекрасный портрет загадочной красавицы с таинственной полуулыбкой был создан на фоне, где присутствует лесной пейзаж и таинственный, великолепный горный пейзаж. Улыбка на устах Моны Лизы подтверждает то, что нам пока не дано открыть все таинства природы, постичь ее божественный смысл.

Картины пейзажи: средние века, венецианская школа живописи


Сельский пейзаж начал выходить за рамки родственных живописных жанров в работах великого нидерландского мастера Патинера и немецкого живописца Альтдорфера. Именно их пейзажная живопись, насыщенные красками пейзажи в картинах стали прорывом изображения. Природа выходит из тени на первый план полотен, например, в работе Альтдорфера «Лесной пейзаж», где небольшие фигурки людей теряются в монументальном величии изображения лесной чащи. Суровые осенние пейзажи и оптимистический весенний пейзаж увлекают за собой и зовут в мир чудес и познания истины.

Картины маслом пейзажи были выразительны и сильны у мастеров, представляющих венецианскую школу. Художник Джорджоне творил в начале XVI века и его произведение «Гроза» (1506 год) отображает пейзажи леса, весеннего пробуждения и грозной стихии. Техника пейзажа настолько проникновенно доносит к нашим сердцам мир природы, приглушенные оттенки изображения пейзажа настолько визуально воздействуют на восприятие, что кажется, что мы сами находимся внутри картины, являемся участниками действа.

Единение человека и природы отныне постоянно отражено в работах известных мастеров: пейзажи осени и очаровательные пейзажи весны очень талантливо переданы в картинах «Спящая Венера» и «Три философа» художника Джорджоне. Венера, ослепительная девушка, сладко спит на фоне бушующей красоты природы южной Италии. Романтические пейзажи после этого произведения начали приобретать популярность у современников и потомков мастера. Итальянские пейзажи начинают покорять мир, яркое солнце и теплота природных красок увлекают за собой, хочется долго любоваться и оценивать эти пейзажи лета.

Гениальный Тициан, который возглавил итальянскую венецианскую школу, оказал огромное влияние на дальнейшие пейзажи художников, сумев показать величие и красоту природы. Деревенский пейзаж стремительно ворвался в моду, а графика пейзажей Тициана настолько тонка, что позволяет разглядеть даже маленькие штрихи и детали. Очаровательные пастухи и пастушки, ветвистые деревья и великолепные чащи, цветы пейзажи - так огромно наследие неутомимого гениального труженика Тициана.

Пейзажи художников мира XVII-XVIII века


Венецианская школа оказала влияние и на творчество известнейшего испанского художника Эль Греко, внесшего значительный вклад в такой жанр, как городской пейзаж. Живопись Эль Греко – знаменитый пейзаж «Вид Толедо» - является классическим примером, как городской пейзаж картины, когда серый, с серебристыми отблесками город освещен страшным и зачаровывающим светом грозы. Пейзажи города в противоборстве с природой кажутся сказочными и фантастическими, как две глыбы, два противоречия, которые сошлись в вечной борьбе друг с другом. Кто победит? Зритель сам ищет ответ на этот вопрос, и искусство пейзажа помогает каждому из нас найти истину.

Художник из Голландии Питер Брейгель (старший) виртуозно донес образы и природу своей родной суровой страны. Пейзажи зимы Брейгеля рельефно отражают северные широты Лапландии. Зимний пейзаж кисти Брейгеля (старшего) оживляется фигурками людей и зверей. Красота и торжественное созерцание овладевают зрителями, а зимний пейзаж - рисунок покоряет и влюбляет в себя. Сила голландских пейзажей – в тихой прелести изображения - лучшие пейзажи художников Порселлиса и Влигера, Кейпа и Аверкампа, эти пейзажи акварелью и необыкновенные пейзажи маслом, тихим лиризмом окутывают сознание. Морской пейзаж сурового северного моря восхищает красотой морской стихии, на пейзаже ландшафта видны нежные переходы и переливы красок. Когда взгляд скользит за пейзажами озер и рек, долин и холмов, зрителя окутывает покой и умиротворение. Музыку цвета и величие красоты подарили нам, людям XXI века, эти пейзажи мира, созданные ещё в XVII и XVIII веках.

Портрет пейзаж в XIX веке: совершенство и новые течения, романтизм


Прогрессивный XIX век внес новые изменения в манеру написания полотен и раскрыл талантливых художников, которые и сейчас считаются классиками жанра. Русские пейзажи XIX века покорили мир необычностью исполнения и явили новые имена художников – пейзажистов. Русская живопись раскрыла миру два направления: объективное и субъективное. Пейзажи России настолько разнообразны, что, начиная с XIX века, не прекращается полемика известных искусствоведов по поводу отличительной манеры изображения. Первая половина XIX века характеризовалась отходом художников от классических и реалистических традиций и созданием произведений, которые стали началом расцвета романтизма. Романтический пейзаж 19 века России, акварельные пейзажи городов, деревень пронизан ощущением светлого подъема национальной идеи, стремлению к совершенству и приукрашиванию действительности. Авторство многих работ анонимно, так как представители народа не могли добиться известности в существующих условиях. Величайшим художником – романистом, который посвятил себя живописи, стал великий Александр Иванов. Рисование пейзажа удивляло сложностью сочетаний форм. Картина Александра Иванова «Явление Христа народу», так же, как и цикл этюдов к этой картине, были выполнены создателем с использованием новаторских идей живописи: пейзажи цветов, ручьи и даже маленькие ветки были выполнены настолько живописно, что стали настоящим прорывом изобразительного творчества. Вся сложность сочетаний была использована художником в его картинах.

Реализм пейзажной живописи нашел отражение и в прекрасных работах мариниста Ивана Айвазовского, который подарил нам пейзаж моря. Морская тематика Айвазовского пронизана пронзительными мотивами кораблекрушений. Картины «Девятый вал», «Среди волн» и «Черное море» покоряют современников величием стихии, живопись морской пейзаж неразрывно связана с именем мастера. Как нарисовать пейзаж такой пронзительной силы воздействия, как это удалось великому гению Айвазовского? Этот вопрос волнует поклонников художника на протяжении ста семидесяти лет, с той самой поры, как он явил миру свои первые произведения, восхитительные пейзажи моря.

Пейзаж в 19 веке: реалистическое направление в России


Пейзажи Шишкина многие из нас помнят с самого раннего детства, ведь репродукции его картин являются образцом классической реалистической манеры исполнения. Шишкина не понимали многие его современники, считая, что он «фотографирует» природу, не передавая её волшебной силы инструментами живописного творчества, однако время расставило все на нужные места. Творчество Шишкина – это образ истинно русской природы, трогательные медведи и утро в девственно прекрасном сосновом лесу. Необходимо отметить, что манеру письма Иван Шишкин во многом почерпнул у творцов-художников, которые представляли доссельдорфскую школу. Шишкин до сих пор остается крупнейшим поэтом кисти русского величественного леса. Картини пейзаж Шишкина – это тонкое понимание природы и волшебная передача ее неторопливой прелести средствами пейзажной живописи. Говоря о пейзаже и искусстве его творения, невозможно не рассказать о другом ярком представителе реалистического направления пейзажа – Алексее Саврасове. Галерея пейзажей всегда представлена репродукцией его картины «Грачи прилетели», оригинал которой художник создал еще в 1871 году. Современники и потомки за новаторство, выразительность и лиризм называли и называют эту картину «Весна русского пейзажа». Картины русский пейзаж невозможно представить без этой настоящей путеводной звезды русского пейзажа. Учеником Саврасова был И. Левитан, его «Владимирка» настолько пронизана болью за каторжников, что вся природа, кажется, скорбит вместе с автором. Пейзаж Левитана трагичен и величественен одновременно, ведь художник всегда отражал в своих картинах реалии жизни дореволюционной России.

Удивительно и многогранно творчество В. Поленова, который так неповторимо изображал пейзажи Москвы. Его «Московский дворик» - чудесное произведение, репродукции которого есть во многих наших домах. Бесхитростный бытовой жанр в сочетании с мастерским владением кистью: такие мягкие и пушистые небольшие облачка над Москвой, тихий дворик, виднеющиеся купола церквушки в окружении буйной зелени московской весны – делают это полотно понятным и любимым для обывателя.

Жанры пейзажи XIX века многогранны, ведь именно в XIX веке жили и творили великие русские мастера пейзажа. Мы можем бесконечно разглядывать и открывать новые чудные грани в картинах известных художников: бежин луг пейзаж и романтический пейзаж Тамани Лермонтова - известно, что талантливый поэт создавал также живописные произведения. Нас очаровывает пейзаж деревни XIX века, выполненный в манере бытового реализма, увлекают за собой пейзажи рек, завораживают такие разные пейзажи Петербурга. Это заставляет нас снова и снова посещать музеи и выставки современных мастеров.

Живопись пейзажи XX века: многообразие направлений


Исторические события начала XX века не могли не повлиять на развитие новых направлений в живописи: появились художники, которые стремились передать не реалистические формы, а показывали свое видение, потом так отличающееся от видения простых обывателей. Необычные японские пейзажи прошлого века явили миру новую манеру письма, горы пейзаж Японии отличны манерой создания от западных пейзажей. Париж городской пейзаж рассказывает историю великого города: меняются поколения его жителей, их образ жизни, одежда, видоизменяются и улицы. От картин великого французского мастера Рафаэлли, пик творчества которого пришелся на первые два десятилетия XX века, до современных мастеров, французский городской пейзаж продолжает своё триумфальное развитие.

Современный жесткий ритм мегаполисов принес в жанр пейзажа новое понятие: урбанистический пейзаж. Один из видных художников-урбанистов, наш современник В. Кошляков, использует для создания пейзажа необычные предметы и производит оригинальные инсталляции различных природных явлений. Индустриальный пейзаж был особенно популярен в Советской России во времена индустриализации, начиная с 30 годов XX века, когда огромные комбинаты и заводы начали повсеместно возводиться на просторах страны. С. Дудник – художник-самородок, который внес огромный вклад в развитие жанров индустриального и урбанистического пейзажа. Описание картин пейзаж Дудника – это зарисовки и картины строек первых пятилеток, произведения о простых людях – комсомольцах, которые строили новую страну, на фоне бушующей, не всегда благодатной природы.

После распада Советского Союза, многие художники из бывших республик продолжают воспевать родной край: пронзительный лиризм и великолепные пейзажи Кавказа, с быстрыми горными реками и пышной растительностью, перекликаются с яркими пейзажами Крыма, всегда ласкового и теплого солнца, играющего в волнах Черного моря. Ялтинский Никитский ботанический сад очень часто является источником вдохновения для современных художников.

Кубанские художники пейзажисты подарили нам множество различных произведений: от живописных эпохальных полотен, описывающих события гражданской войны, до произведений современных молодых авторов, показывающих всю красоту щедрого кубанского края, где живут настоящие русские казаки. Вернисаж П. Гречишкина воспевает красоту природы Кубани, а произведение «Река Кубань» (1965 г) - очень необычно, виртуозно по технике исполнения и цветовой гамме. Южные пейзажи и колоритный карпатский пейзаж (укр. Карпатський пейзаж) - различные по манере написания, но при помощи этих картин мы становимся ближе к природе, ее таинственному могуществу, пытаемся проникнуть в тайны совершенства мироздания. Покорение космоса также вдохновило художников на открытие нового направления творчества. Фантастические пейзажи и необыкновенные космические пейзажи безлюдных планет в исполнении художников – наших современников так необычны и притягательны. Фантазия и реальность переплетены воедино, и далекие планеты при помощи силы искусства как будто становятся ближе. Лунный пейзаж или пейзаж Луны очень привлекательны, ведь при помощи небесного лунного света создаются разнообразные картины с изображением людей и животных. Задумчиво смотрят они на восхитительное лунное сияние полной или молодой луны, а фантазия художников неисчерпаема, ночной пейзаж всегда занимал и занимает свое почетное место. Фэнтези пейзажи и новые пейзажи зимы, летние и очаровательные пейзажи весны, пейзажи урбанистов и кубистов – они такие различные, но все эти направления живописи доказали право на существование.

Заключение


И сегодня мы рисуем пейзаж, пытаясь открыть новые грани творчества, наполнить искусство пейзажной живописи новыми традициями сегодняшней культуры. Современный пейзаж настолько многогранен, что в нем могут сочетаться различные стили и направления художественного владения кистью. Пейзаж доказал своё право на жизнь и продолжает украшать музеи и наши жилища своей неуловимой прелестью и восхищать нас нежным очарованием. Техника пейзажа так многогранна! Пейзаж карандашом и картина маслом, гуашью или акварелью – любые предпочтения представлены в пейзажном творчестве. Купить картину пейзаж или заказать пейзаж всегда возможно не только в галереях и на выставках-продажах, а даже через Интернет. Прогресс не стоит на месте, поэтому все большее количество наших современников приобщается к таинственному волшебному миру пейзажной живописи. Купить пейзаж теперь возможно проще и быстрее, чем когда-либо раньше. Магия искусства от настоящих творцов, которые создают произведения, раскрашивая мир образностью своего индивидуального видения, продолжает радовать нас неисчерпаемостью новых жанров пейзажного творчества.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: