NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ






УТВЕРЖДАЮ:




Заместитель Министра образования




Российской Федерации




________________ В.Д.Шадриков




« 28 » февраля 2001 г.




Регистрационный номер 514-ТЕХ/ДС

____________________________


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление подготовки дипломированного специалиста

657900 Автоматизированные технологии и производства


Квалификация - инженер


Вводится с момента утверждения

Москва 2001 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

«АвтоматизИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВА»
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 08 ноября 2000 г. № 3200.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:

  • 210200 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).


1.3. Квалификация выпускника - инженер.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста «Автоматизированные технологии и производства» при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника

Инженер по направлению подготовки «Автоматизированные технологии и производства» в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-технолог; инженер по автоматизации и механизации производственных процессов; инженер по автоматизированным системам управления производством; инженер-программист (программист); инженер по наладке и испытаниям и прочие.

1.4.1. Области профессиональной деятельности

Области науки и техники, которые включают в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на автоматизацию действующих и создание новых автоматизированных технологий и производств, средств автоматизации, применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения систем и средств контроля и управления ими, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции и освобождающих человека полностью или частично от непосредственного участия в процессах получения, трансформации, передачи, использования информации и управления производством.

1.4.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности инженеров по направлению «Автоматизированные технологии и производства» являются производственные и технологические процессы, автоматические и автоматизированные системы, средства технологического оснащения автоматизации, контроля, диагностирования основного и вспомогательных производств, их математическое, программное, информационное и техническое обеспечение, а также методы, способы и средства их проектирования, изготовления, отладки, производственных испытаний и научного исследования в различных отраслях национального хозяйства.

1.4.3. Виды профессиональной деятельности

Инженер по направлению подготовки «Автоматизированные технологии и производства» в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская;

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленченская;

  • научно-исследовательская;

  • эксплуатационная.

1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Проектно-конструкторская деятельность:

  • формулирование целей проекта (программы), задач при заданных критериях, целевых функциях, ограниченниях, построение структуры их взаимосвязей, определение приоритетов решения задач с учётом нравственных аспектов деятельности;

  • разработка обобщённых вариантов решения проблем, анализ вариантов и выбор оптимального, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределённости, планирование реализации проектов;

  • разработка проектов автоматизации процессов и производств (соответствующей отрасли национального хозяйства) с учётом механических, технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических, управленческих параметров и использованием информационных технологий;

  • разработка функциональной, логической и технической организации автоматизации

процессов и производств (отрасли), автоматических и автоматизированных систем

контроля и управления, их технического, алгоритмического и программного обеспе-

чения на основе современных методов, средств и технологий проектирования;

  • проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов автоматических и автоматизированных систем контроля и управления общепромышленного и специального назначений в различных отраслях национального хозяйства;

  • выбор средств автоматизации процессов и производств, аппаратно-программных средств для автоматических и автоматизированных систем контроля и управления;

  • разработка (на основе действующих стандартов) технической документации для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем автоматизации и управления.

Производственно-технологическая деятельность:

  • автоматизация действующих и создание автоматизированных технологий, их внедрение в производство;

  • разработка технических средств, систем автоматизации и управления, программных продуктов заданного качества;

  • создание аппаратно-программных комплексов систем автоматизации и управления, их отладка, передача на изготовление и сопровождение;

  • стандартизация и сертификация средств автоматизации и управления, программных средств и аппаратно-программных комплексов.

Организационно-управленческая деятельность:

  • организация процесса разработки, производства и внедрения средств, систем автоматизации и управления заданного качества;

  • организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

  • планирование работ по созданию и внедрению средств и систем автоматизации и управления;

  • выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процессов проектирования, изготовления, технического диагностирования и промышленных испытаний средств автоматизации и управления;

  • нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и краткосрочном планировании и определении оптимальных управленческих решений;

  • оценка производственных и непроизводственных затрат, связанных с автоматизацией;

  • обучение технического персонала в рамках принятой организации процесса проектирования и/или производства средств автоматизации и управления.

Научно-исследовательская деятельность:

  • разработка математических моделей технологических процессов, технических систем и производств как объектов автоматизации и управления;

  • разработка алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления;

  • создание аппаратно-программных средств проектирования, исследования, диагностирования и промышленных испытаний средств и систем автоматизации и управления;

  • диагностика состояния и динамики объектов деятельности (технологических процессов, оборудования, средств автоматизации и управления) с использованием необходимых современных методов средств и анализ;

  • планирование экспериментов и использование методик математической обработки результатов;

  • использование компьютерных средств при автоматизации действующих и создание новых автоматизированных технологий, производств, средств автоматизации и управления;

  • создание и совершенствование методов моделирования, анализа и синтеза объектов автоматизации и управления.

Эксплуатационная деятельность:

  • настройка и регламентное эксплуатационное обслуживание технических и программных средств систем автоматизации и управления;

  • выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления, анализ характеристик для определения требований по их модификации;

  • инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения систем автоматизации и управления.

1.4.5. Квалификационные требования

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • выполнение работы в области научно-технической деятельности по проектированию, реорганизации, автоматизации, информационному обеспечению, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю и обслуживанию;

  • рациональное использование природных и трудовых ресурсов, энергии, материалов, средств технического оснащения;

  • разработка методических нормативных материалов, технической документации;

  • участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с автоматизацией производства, испытаниями средств и систем автоматизации и управления, внедрение их в эксплуатацию, а также в выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, в составлении и анализе различной технической документации;

  • проведение комплексного технико-экономического анализа для обоснованного принятия решений, изыскание возможности сокращения цикла работ, содействие подготовке процесса их реализации с обеспечением необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, средствами автоматизации и управления, системного, инструментального и прикладного программного обеспечения;

  • изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, обобщение и систематизация результатов решений с использованием современных информационных технологий;

  • методическая и практическая помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров;

  • экспертиза технической документации, надзор и контроль за состоянием технологических процессов и эксплуатацией оборудования, систем автоматизации и управления;

  • взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке математических моделей объектов, процессов, алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления, в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности;

  • соблюдение установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;

  • организация работы по повышению научно-технических знаний работников;

  • содействие развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.

Инженер должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • технологию проектирования, производства и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;

  • перспективы и тенденции развития информационных технологий управления;

  • принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств;

  • технические характеристики и экономические показатели оте­чественных и зарубежных образцов программно-технических комплексов систем автоматизации и управления;

  • методы анализа эксплуатационных характеристик средств и систем автоматизации и управления;

  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

  • методы исследования, правила и условия выполнения работ;

  • основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;

  • стандарты и технические условия;

  • методы проведения технических расчётов и определения экономической эффективности исследований и разработок;

  • достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления;

  • правила, методы и средства подготовки технической документации;

  • основные требования к организации труда при проектировании, изготовлении и эксплуатации средств и систем автоматизации и управления;

  • основы трудового законодательства и гражданского права;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.


1.5. Возможности продолжения образования выпускника

Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста «Автоматизированные технологии и производства», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВА»

3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ -

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН -

Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД -

Общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД -

Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;

ФТД -

Факультативы.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: