NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» на 2012-2016 г. Ожидаемые результаты Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №16» города Обнинска

«Утверждаю»

директор МБОУ СОШ №16

_______________________ Бачина Н. В.

«__»___________________ 2012г.


 

Программа

« Одаренные дети»

на 2012-2016 г.г.

2013
 Содержание программы.

 

  1. Пояснительная записка

  2. Концепция работы с одарёнными детьми

  3. Цели и задачи программы

  4. Принципы работы с одарёнными детьми

  5. Основные направления работы

  6. Стратегия работы с одаренными детьми

  7. Формы работы с одаренными обучающимися

  8. Кадровое обеспечение программы

  9. Методическое обеспечение системы работы с одарёнными обучающимися в школе.

  10. Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы

  11. Этапы реализации:

  12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»  на 2012-2016 г.

  13. Ожидаемые результаты

 

 

1.Пояснительная записка

ФГОС нацеливают школы на повышение результативности деятельности за счёт учёта индивидуальных способностей и потенциала обучающихся. Школа, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества обучающихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является возможностью для качественного и эффективного образования в школе. Наблюдается необходимость не только в получении образования, но и в успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Жизненные ситуации заставляют искать возможности решения проблемы, используя дополнительное образование. Это кружковая работа, организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся и развитие исследовательской деятельности. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

            Анализ участия обучающихся школы  в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих обучающихся не всегда в полной мере удается реализовать.

            Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности обучающихся, рост усвоения знаний.

            Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров, в ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

            Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.
2.Концепция работы с одарёнными детьми

 

Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

В своей работе будем опираться на следующее определение:

Одарённые и талантливые дети – это дети, имеющие интеллектуальные, физические, художественные, творческие способности, способные к высоким достижениям.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашей школы.
3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.

2. Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

 

Задачи программы

1.Выбор рациональных форм деятельности с интеллектуально-развитыми обучающимися. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

   4.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, творческих выставках, конкурсах разных уровней.

 

4.Принципы работы с одарёнными детьми

  1. Индивидуализация обучения

  2. Принцип комфортности в любой деятельности.

  3. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  4. Возрастание роли внеурочной деятельности.

  5. Принцип развивающего обучения.


 

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

  1. Создание банка методик для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

  2. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

  3. Изучение личностных потребностей одарённых обучающихся путем собеседования.

  4. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

  5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи обучающихся в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых обучающихся.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных, поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

 IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам олимпиад.

2.Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, программы на школьном ТВ, стенгазеты).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

 

7.Формы работы с одаренными обучающимися


- групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- элективные курсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
- участие в олимпиадах;

8. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР, УВР

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы.

Использование современных педагогических технологий.

Организация исследовательской работы обучающихся.

Классные руководители,

учителя, педагоги

дополнительного образования

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Участие в мероприятиях школы и города.

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.



9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными обучающимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного тура олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (адаптированные программы элективных курсов и т.п.)

 

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы системы.


10.Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы

Форма

Задачи

Элективные курсы

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.

  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.


11. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2012-2016 годы)

  • пополнение банка данных по одаренным детям;

  • банка творческих работ обучающихся;

  • банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

 

2 этап: деятельностный (2012-2015 годы)

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности обучающихся.

  • Активное использование метода проектов.

  • Проведение выставок детского творчества.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

  • Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

 

12. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 

на 2012-2016 гг.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

педагог-психолог

2

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у обучающихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам директора по УВР

 

3

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

педагог-психолог

4

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов обучающихся

Апрель, май  

Администрация

5

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

 

Администрация

6

Участие в городских, областных олимпиадах

Ноябрь, декабрь


Зам директора по УВР 

7

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Зам директора по УВР

 

8

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.




Администрация

9

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей




Администрация

10

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Администрация

11

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

учителя-предметники

12

Аналитический отчет

май

Зам директора по УВР

13

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

Ежегодно

Зам директора по ИКТ

 

 

 

 

13.Ожидаемые результаты

1.Активизация инициативы и творчества обучающихся в разных областях наук;
 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

 4. Формирование интереса обучающихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышение качества образования и воспитания школьников.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 1 стр.