NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г. П37 Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир»




Платонов Ю. М., Уткин Ю. Г.

П37
Диагностика зависания и неисправностей компьютера/Серия «Техномир». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 320 с.
Книга представляет собой хорошо структурированное пособие-справочник для пользователей ПК и ремонтни­ков. Материал излагается в виде полезных советов. Про­читав эту книгу до конца и следуя рекомендациям и сове­там, приведенным в ней, вы избавите себя от необходимос­ти обращаться в сервис-центр и сможете «приручить» свой компьютер.
ISBN 5-222-02083-5 ББК 32.973
ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов

Введение

I. Общая характеристика причин зависаний, отказов и неисправностей

II. Первичная диагностика эпизодических отказов ПК и его технического состояния

Конструкция IBM-совместимого компьютера

в минимальной конфигурации (аппаратная часть)

III. Зависания, отказы и неполадки в работе ПК, выявляемые с помощью встроенных программно-аппаратных средств

IV. Диагностика зависаний и отказов, вызванных нарушением целостности программного обеспечения

1. Поиск причин отказов в среде MS-DOS -5.0, -6.22, -7.0

2. Поиск причин отказов в среде Windows 9x

3. Поиск причин отказов в среде Windows 2000, NT 4.0

V. Отказы и неисправности аппаратного обеспечения, рекомендации по ремонту

1. Ремонт системных плат (начальные сведения)

2. Диагностика и устранение неисправностей жесткого диска

3. Диагностика и ремонт мониторов

4. Профилактика, диагностика и ремонт НГМД в ПК

5. Сетевые платы, причины отказов сетевых плат

6. Ремонт блоков питания ПК

7. Диагностика неисправностей и ремонт принтеров

8. Рекомендации по ремонту накопителей CD-ROM

VI. Приложение

Глоссарий — справочник компьютерных сокращений и терминов
От авторов

Авторы, программист и аппаратчик, имея 20-летний опыт по обслуживанию и ремонту персональных компьютеров, вы­пустили 5 книг, посвященных этой проблеме. Наиболее удачными, судя по отзывам пользователей компьютеров, были следующие:

• «IBM PC в вопросах и ответах», печ. л. 20, 1998 г., «Радио и связь»;

• «37 зависаний персональных компьютеров», печ. л. 20, 1999 г., «Радио и связь»;

• «Ремонт зарубежных принтеров», печ. л. 34, 2000 г., «Солон-Р».

Работа в сервис-центре по ремонту импортной электрон­ной техники позволила накопить определенный материал по надежности работы отдельных узлов и компонентов и разра­ботать методику поиска неисправностей, которая позволяет сократить время и путь диагностики и ремонта компьютера от симптома неисправности до неисправной платы или ком­понента.

Необходимо отметить, что в 80-е годы ремонт произво­дился в основном путем замены плат и узлов, а в 90-е годы в связи с появлением на рынке большого выбора зарубеж­ных радиокомпонентов и комплектующих ремонт стал про­изводиться вплоть до неисправной детали или компонента (микросхемы, транзистора, диода и т. п.), что/значитель­но удешевляет ремонт, но требует повышенной квалифика­ции ремонтника.

При написании этой книги авторы сконцентрировали свое внимание на следующих аспектах:

- не утомлять читателя описаниями общеизвестных прин­ципов действия узлов и блоков компьютера;

- не приводить структурных и электрических схем ИС, БИС, процессоров и контроллеров, которые легко могут быть найдены в каталогах или через Интернет;

— отсутствие электрических схем и пособий по диагнос­тике и ремонту НЖМД, накопителей на CD-ROM, скане­ров и принтеров значительно затрудняет ремонт этих уст­ройств;

— проблемы зависания компьютеров и плавающих про­граммно-аппаратных неисправностей;

— дать читателям новые сведения по ремонту компьютер­ной техники, стандартам, комплектующим изделиям;

— классификация неисправностей компьютера на аппа­ратные и программные, причем для НЖМД четко произве­сти такую классификацию порой довольно трудно;

— знание ремонтником аппаратной части микропроцес­сорных систем, опыт проведения диагностики и ремонта компьютеров значительно сокращает срок ремонтных работ (известно, что в основном пользователи бойко работают на клавиатуре и щелкают мышкой, а подключение осциллог­рафа к шинам микропроцессора является для них «сверхза­дачей»);

— по статистике, в компьютере одновременно возника­ет только одна неисправность, а не несколько. Это значи­тельно облегчает диагностику и ремонт блока, устройства;

— каждая фирма-изготовитель НГМД, НЖМД, накопи­теля на CD-ROM, принтера рекомендует свою методику про­ведения диагностики и ремонта; одни предлагают дерево поиска неисправностей, другие — таблицу кодов ошибок, третьи — таблицу типовых неисправностей; авторы склонны давать таблицы типовых неисправностей как наиболее доступ­ную и наглядную форму помощи пользователю-ремонтнику.

Книга представляет собой хорошо структурированное по­собие-справочник для пользователей ПК и ремонтников. Материал излагается в виде полезных советов. Для широкого круга пользователей, может быть полезна специалистам-ремонтникам, найдет применение для теоретического изу­чения, так как проблемам диагностики и ремонта компью­теров и периферийных устройств уделяется недостаточнее внимание на всевозможных курсах по информатике и вычис­лительной технике, как в вузах, так и в различных государ­ственных и коммерческих организациях.

Если у вас окажется достаточно терпения и интереса и вы сможете прочесть эту книгу до конца, то, следуя рекомендациям и советам, приведенным в ней, сможете избавить себя от необходимости обращаться в сервис-центр.

Если в вашем компьютере появилась неисправность, не теряйтесь, проявите настойчивость и попробуйте отыскать ее самостоятельно. Не бойтесь ремонтировать компьютер, это не так трудно. В этом случае вы будете вознаграждены за старания, вновь имея перед собой ваш любимый компьютер в исправном состоянии.

Успехов вам, дорогие читатели!
ВВЕДЕНИЕ

Если перед вами встала задача устранить неполадки, зави­сания или отказы, препятствующие нормальной работе ком­пьютера, попробуйте сначала САМИ решить эту проблему.

Прочитайте рекомендации, изложенные авторами в этой книге, а в случае успеха примите наши поздравления.

Если проблема выходит за рамки содержания справочни­ка, обратитесь в сервис-мастерскую.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН ЗАВИСАНИЙ, ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ
7 типовых (часто встречающихся) причин зависаний и отказов ПК

Как показывает практика, к наиболее часто встречаемым причинам зависаний, отказов и неисправностей компьюте­ров относятся:

1. Нарушение контактов в аппаратной части ПК.

2. Перегрев СБИС (сверхбольших интегральных схем) электронных схем компьютера.

3. Разрыв фольгарованных полосок многослойных плат электроники.

4. Выход из строя отдельных узлов, блоков, устройств ПК.

5. Физическое подстирание магнитного слоя системной об­ласти жесткого диска (винчестера).

6. Нарушение целостности системного программного обес­печения из-за случайного или преднамеренного стирания.

7. Заражение программного обеспечения вирусами.

Мы обещали 7++ причин отказов, поэтому последняя причина - 8-я.

Например, апгрейдный ПК (с Pentium 166-го по 200-й) через несколько лет — отказал. При возврате к Pentium 166 (т. е. замене процессора снова на 166-й) восстановил свою работоспособность.

Существуют и другие типы отказов, но их можно отнес­ти к редко встречающимся или экзотическим, пользователи называют их глюками. Если при перезапуске ПК загрузка программ и дальнейшая работа компьютера носят нормаль­ный характер, значит отказ, или зависание, которое имело место, можно отнести к эпизодическому.

Поэтому первый совет пользователю — ПЕРЕЗАПУСТИ­ТЕ КОМПЬЮТЕР!

К аппаратным причинам относятся первые пять из пере­численных выше пунктов.

К программным зависаниям и отказам относятся 6-ой и 7-ой из вышеперечисленных пунктов.
Решение проблем, возникающих при включении компьютера: неполадки, отказы, зависания, неисправности

1. По сообщениям на дисплее ПК

Сразу же после включения ПК и начала работы програм­мы самотестирования (POST) нажмите клавишу ESC, пос­ле чего каждый раз нажимая ENTER, вы просматриваете на экране дисплея содержание сообщения об инициализации конфигурации ПК.

2. С применением программ диагностики

а) программ диагностики, встроенных в ПК;

б) стандартных программ (утилит) диагностики;

в) специальных программ диагностики.
Ваш компьютер не запускается

1. Экран дисплея не светится и не отображает сообщений об ошибках

Если дисплей темный и на нем нет сообщений об ошиб­ках при включении вашего компьютера, проделайте следу­ющие процедуры:

1. Проверьте, что отображается на жидкокристалличес­ком экране (LCD) системного блока (если он есть на вашем ПК).

2. Проверьте внешние соединения.

3. Проверьте внутренние соединения.

4. Заново перестройте конфигурацию компьютера в SETUP.

Проверка работы внешних (периферийных) устройств и соединений: 1. Убедитесь, что компьютер и дисплей включены (дол­жен светиться индикатор на системном блоке и на дис­плее).

2. Проверьте, работает ли регулировка яркости и контра­стности на дисплее.

3. Проверьте правильность подсоединения кабелей пита­ния и сигнальных кабелей к дисплею и системному блоку.

Если ваш компьютер все же не запускается:

1. Выключите дисплей, компьютер и все внешние уст­ройства.

2. Отключите кабель питания, сигнальные кабели, запом­ните позиции, в которых они были подсоединены.

3. Снимите кожух с системного блока ПК.

4. Тщательно проверьте следующие позиции:

• процессор (или процессоры, если их два) установ­лен правильно вместе с блоками регулировки напря­жения (CPU и VRM);

• убедитесь, что все внутренние соединения сделаны правильно;

• проверьте, правильно ли установлен переключатель скорости работы процессора;

• в соответствующих разъемах (слотах) должны быть установлены модули памяти — проверьте правиль­ность их установки;

• в соответствующих слотах должны быть установле­ны адаптеры, блоки VRM, сетевые карты;

• убедитесь, что все переключатели и перемычки на адаптерах занимают правильное (соответствующее) положение;

• убедитесь, что все вентиляторы работают, а воздуш­ный поток внутри системного блока не перекрыва­ется посторонней помехой — это позволит исключить перегрев жесткого диска (HDD), процессора (CPU) и буферных схем устройств ввода/вывода (I/O);

• проверьте правильность соединения сетевого кабеля.

5. Снова закройте системный блок кожухом.

6. Соедините компьютер сигнальными кабелями и под­ключите сетевые кабели,

7. Включите сначала дисплей, затем системный блок.

Если после включения ПК не загружается нормально, вытащите все адаптеры и карты из слотов системной платы, кроме адаптера жесткого диска и видеоадаптера. Если ПК теперь загружается нормально, последовательно вставляйте по одной плате в материнскую плату системного блока, включая и выключая компьютер до тех пор, пока не будет определен неисправный адаптер.
2. Вы не можете изменить параметры или какие-то величины в SETUP

Убедитесь, что вы ввели правильный пароль, если он ус­тановлен на вашем ПК.
3. При загрузке ПК на экране дисплея отображаются ошибки программы самотестирования (POSTPower On Self-Test)

Система самотестирования компьютера при включении (Power On Self-Test — POST) может обнаруживать как ошиб­ки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.

В зависимости от типа ошибки пользователь имеет опре­деленный выбор в своих действиях (для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универ­сальный характер). Итак, при включении компьютера и в процессе самотестирования (т. е. через несколько секунд после включения) пользователь может:

* нажать клавишу F1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;

* нажать клавишу F2, с тем чтобы войти в SETUP и ис­править ошибку конфигурации. Обычно фирмы-про­изводители рекомендуют исправлять ошибки, несмот­ря на то, что загрузка компьютера проходит успешно;

* нажать F4, с тем чтобы согласиться с изменениями в конфигурации и принять их, т.е. позволить SETUP обновить свои данные;

* нажать клавишу ENTER, с тем чтобы подробнее озна­комиться с сообщением об ошибке; после ознакомления с подробным описанием ошибки пользователь может вернуться к первоначальному экрану с описанием ошибки и нажать F4, F2 или F1 (см. выше), в зави­симости от того, какова ошибка и какое решение при­мет пользователь, имея более подробную информацию. Таким образом, при включении компьютера пользователь

может обойти вышеприведенные неполадки и загрузить ПК

для последующей работы.
4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS) компьютера

Если при включении компьютера программа самодиагно­стики (POST) будет вьщавать сообщение об ошибках конфи­гурации, пользователь должен очистить текущую конфигу­рацию в памяти и переустановить в ней встроенные по умол­чанию значения. Для этого необходимо:

1. Выключить компьютер, отсоединить кабель питания от сети и от системного блока, снять крышку компьюте­ра. Отключить от компьютера телекоммуникационный сетевой кабель, а затем:

• установить переключатель на системной плате (что это за переключатель, пользователь может узнать из документации на компьютер или «Руководства пользователя ПК») в положение «закрыть» для сброса текущей конфигурации;

• закрыть крышку комш ютера и подсоединить толь­ко кабель питания;

• включить ПК (этим пользователь сбросит те значе­ния, которые записаны в памяти);

• подождать, пока ПК не загрузится. На экран дис­плея может быть выведено сообщение о том, что память очищена и перед перезагрузкой необходимо поставить переключатель в положение «открыть». Далее необходим выключить ПК, отсоединить ка­бель питания и снять крышку системного блока,

• установить переключатель системной платы в поло­жение «открыть», чтобы сделать возможной запись в память конфигураии.

2. Закрыть крышку системного блока ПК и подсоединить кабели питания и телекоммуникационные кабели.

3. Включить ПК. На экране дисплея может появиться со­общение о неправильной конфигурации. После этого загрузка будет остановлена. Для продолжения загруз­ки нужно нажать любую клавишу. На экране будут появляться следующие сообщения об ошибках:

«CMOS checking is invalid» («контрольная сумма неправильна»)

«Default values will be loaded» («будут загружены стан­дартные по умолчаню значения») «Press any key to continue» («для продолжения на­жмите любую клавишу»)

4. Нажать клавишу (это может быть F2 или F7) для заг­рузки SETUP. В память конфигурации автоматичес­ки загрузятся и будут сохранены там значения конфи­гурации по умолчанию, то есть те значения, которые являются стандартными для данного ПК.

5. Если вы хотите сделать какие-то другие изменения конфигурации, вам нужно будет войти в SETUP, подставить эти значения, сохранить их и выйти из SETUP.
5. Пользователь не может выключить компьютер

1. Поскольку все современные ПК снабжаются режимом энергосбережения, то в процессе эксплуатации компь­ютера часто возникает ситуация, при которой пользо­ватель не может выключить ПК. В этом случае мож­но посоветовать следующее:

• разблокируйте пароль в ПК, т. е. снимите его;

• убедитесь, что вы не находитесь в режиме приос­тановки работы (suspend) — естественно, в этом случае выключение ПК может привести к риску по­тери информации, которую вы обрабатываете;

• при нажатии кнопки выключения сети (питания) и удержания ее в этом положении больше 4 секунд ПК должен выключиться. Заметим, что операционная система закрывается при таком выключении некор­ректно.

Отказы и зависания аппаратного (hard) характера
1. Дисплей не работает

Если дисплей не отображает правильно информацию, по­ступающую на него с системного блока или не читаются буквенно-цифровые сообщения, проверьте, правильно ли выбран режим дисплея. Для исправления ситуации выбери­те режим дисплея в соответствии с рекомендациями опера­ционной системы.

В случае, если на экране дисплея нет изображения, а клавиатура, дисководы и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в дисплейный блок и в каком положении находится выключатель сети (должно быть «switch on»);

• убедитесь, что регулировки яркости и контрастности работают нормально;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель дисплея к системному блоку;

• выключите дисплей и извлеките из розетки сетевой ка­бель;

• отсоедините сигнальный кабель от дисплея (если это возможно) и проверьте целостность контактов в разъе­ме кабеля. Если контакты погнуты, аккуратно разог­ните их;

• проверьте, правильно ли установлена видеоплата, и снова включите дисплей, а затем ПК;

• если дисплей работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а при загрузке операци­онной системы Windows экран меркнет, убедитесь, что на видеоплате установлена память, достаточная для установленного видеорежима. Загрузите операционную систему для режима VGA (возможного для некоторых систем),

• если кадровая частота дисплея установлена слишком высокой, экран будет темным. Выберите другую ус­тановку (возможно, для этого вам придется подклю­чить другой дисплей), при которой частота смены кад­ров не будет слишком высокой.
2. Отказ клавиатуры

• Убедитесь, что клавиатура правильно подключена к си­стемному блоку. Если клавиатура не подсоединена к компьютеру, то на дисплее при загрузке отобразится значок (клавиатуры).

• Если после загрузки операционной системы правиль­но подсоединенная клавиатура не подает признаков жизни, проверьте, может быть, для пароля установ­лена опция «блокировка клавиатуры» (Keyboard locked). Необходимо ввести пароль, чтобы разблокировать кла­виатуру и мышь. Для удобства дальнейшей эксплуата­ции ПК можно изменить эти установки.
3. Мышь не реагирует на перемещение

• Проверьте, правильно ли подсоединена мышь к сис­темному блоку.

• Убедитесь, что драйвер мыши прописан в файле кон­фигурации и соответствует операционной системе.

• Очистите резиновый шарик от пыли, вытащив его из корпуса мыши, предварительно освободив заслонку.
4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщение

Принтер присоединяется к системному блоку с помощью кабеля, на концах которого смонтированы разъемы «Centronix» («Центроникс»).

Проверить первичную работоспособность принтера мож­но, нажав кнопку TEST и удерживая ее в нажатом состоя­нии при включении принтера в сеть (сетевым включателем). Если принтер исправен, он начинает печатать так называе­мую тестовую страницу или страницу самотеста.

Для исправления ситуации выберите тип принтера в со­ответствии с рекомендациями операционной системы Windows.

Если принтер не работает, а клавиатура, дисководы, и другие периферийные устройства работают нормально, про­делайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в принтер и в каком положении находится выключатель сети (долж­но быть «switch on»);

• убедитесь, что индикатор питания светится;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель принтера к системному блоку;

• выключите принтер и выдерните из розетки сетевой кабель;

• отсоедините сигнальный кабель от принтера и проверь­те целостность контактов в разъеме кабеля. Если кон­такты погнуты, аккуратно разогните их;

• проверьте, правильно ли установлена мультиплата (если она есть), и снова включите принтер, а затем ПК;

• если принтер работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а после загрузки опера­ционной системы Windows принтер не работает, убе­дитесь, что в принтере установлена память, достаточ­ная для установленного режима.
5. Дисковод для гибких дисков не реагирует на обращение

• Проверьте, отформатирована ли дискета и правильно ли она вставляется в дисковод.

• Убедитесь, что плотность записи дискеты соответствует характеристикам дисковода.

• Проверьте, установлен ли драйвер дисковода в SETUP, (опция Flexible DiskDrive).

• Убедитесь, что драйвер гибкого дисковода в SETUP, (опция Flexible DiskDrive) установлен на опцию «enable».

• Возможно, в SETUP установлена опция «безопасность — защита от записи» (security - Hardware Protection).

• Вставьте в дисковод чистящую дискету и очистите го­ловки чтения/записи (обращением к соответствующе­му дисководу).
6. Не работает жесткий диск

• Убедитель, что четырехпроводный кабель питания и ленточные сигнальные кабели правильно подсоедине­ны к диску.

• Убедитесь, что жесткий диск имеет статус «Разреше­но» в SETUP.

• Проверьте, что жесткий диск был обнаружен системой BIOS и прописан в SETUP,

• Убедитесь, что системная шина имеет статус «Разре­шено», если вы используете интегрированный контрол­лер.

Если световой индикатор работы жесткого диска не мер­цает при обращении ПК к жесткому диску:

• убедитесь, что системная плата правильно соединена с контрольной панелью соответствующими проводни­ками;

• убедитесь, что четырехпроводный кабель питания и сигнальный ленточный кабель правильно подсоедине­ны к жесткому диску.

Если вы используете жесткий диск с платой контролле­ра, световой индикатор работы не должен мерцать, когда ПК обращается к жесткому диску.
7. Проблемы с CD-ROM

Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроиз­ведения компакт-дисков и индикатор устройства при вклю­чении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.

При повторном включении компьютера, если компакт-диск вставлен в CD-ROM, а индикатор по-прежнему не за­горается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли ка­бельные соединения обеспечивают CD-ROM питанием (со­единение с блоком питания), сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером IDE) или звуковым адапте­ром (соединение со звуковой платой).

Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:

• компьютером;

• звуковой платой;

• устройством CD-ROM.
Рекомендация:

страница 1страница 2 ... страница 25страница 26


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.