NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Подготовлено учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории моу сош №11 г. Серпухова Московской области Парфеновой Натальей Васильевной



Подготовлено учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №11 г. Серпухова Московской области

Парфеновой Натальей Васильевной
РЕКОМЕНДАЦИИ к написанию сочинения части С3 ЕГЭ- 2015

Данная тема осмыслена и подготовлена к работе с частью С3.

Лотман Юрий Михайлович (1922 – 1993), выдающийся советский филолог и культуролог, ученый с мировым именем. Член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук, академик Шведской Королевской Академии и член Академии наук Эстонии. В конце 1980-х годов на телевидении им была создана известная серия познавательных передач «Беседы о русской культуре».

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ.

(1) Гуманитарные науки сейчас решительно движутся к точным. (2) Но их слияния никогда не произойдет. (3) Как существуют север и юг, стихи и проза, так всегда будут соседствовать науки гуманитарные и точные. (4) И поэтому у гуманитария свое лицо. (5) Он вплотную связан с этическими проблемами. (6) Если инженер, проектируя, скажем, автомобиль, не интересуется тем, кто будет в нем ездить, или задается этим вопросом только во внерабочее время, то гуманитарий в процессе своей работы от такого вопроса отмахнуться не может. (7) Ибо этот вопрос составляет сущность его деятельности.

(8) Гуманитарные науки существуют для того, чтобы обеспечить человечеству непрерывную этическую память, без которой оно немыслимо, без которой оно не выживет. (9) Память выражается в том, что мы знаем, что мы пишем, что мы получаем от предков и передаем потомкам. (10) Это и есть культура – отнюдь не праздная забава.

(11) Гуманитарные знания органически связаны с совестью. (12) Равнодушный к эстетическим проблемам инженер может быть безупречен с профессиональной точки зрения.

( 13)Физик, равнодушный к этике, - явление социально опасное, но профессионально допустимое. (14) Чуждый морально-этическим проблемам профессионально непригоден.
(15) И если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.

(16) Каждое поколение закономерно задает этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования. (17) Есть вопросы, на которые культура дает вопрос. (18) Другие же – сохраняет, ставит их заново и заново, лишь меняя формулировки.

(19) В чем смысл жизни? (20) Это должно стоять перед человеком как извечный вопрос, чтобы определить этическую устремленность его поведения (21) Тем самым человек отличается от животных. (22) Хотя я думаю, что мы несколько примитивизируем животных. (23) Они умнее, чем мы полагаем. (24) И, наконец, было бы большим несчастьем, если я или кто-то вдруг смог бы ответить на вопрос о смысле жизни. (25) Зачем тогда жить?..
( Ю. Лотман)

Страница 2

Вступление (общие размышления по данной теме).

Задачи:


  • Вступить в контакт с читателем.

  • Ввести читателя в тему.

  • Подготовить к восприятию текста..


Приемы:

  • Сообщение о теме;

  • Сообщение об авторе;

  • Цитата (Ц)

  • Афоризм;

  • Риторический вопрос;

  • Риторическое восклицание;

  • Сообщение о прочтении текста;

  • Аналогия;

  • Парадокс


Объем: 3-7 предложений.
ИНФОРМАЦИЯ К НАПИСАНИЮ ВСТУПЛЕНИЯ.

1.

Текст посвящен размышлениям о вечном вопросе, который задается человечеством на протяжении нескольких тысячелетий. Задает этот вопрос своим собеседникам и известнейший ученый Юрий Лотман.
2.

Лотман Юрий Михайлович (1922 – 1993), выдающийся советский филолог и культуролог, ученый с мировым именем. Член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук, академик Шведской Королевской Академии и член Академии наук Эстонии. В конце 1980-х годов на телевидении им была создана известная серия познавательных передач «Беседы о русской культуре».
3. Древняя Индийская мудрость гласит: «Творец дал человеку глаза, поэтому человек глядит вовне, а не внутрь себя. Мудрец же, стремясь к бессмертию, глядит внутрь себя, закрыв глаза». Эти слова учат каждого из нас задумываться над смыслом пребывания каждого из нас на земле.

4. «Человек рожден для мышления и действия» (афоризм Древней Греции).

5. Не искавшему путь вряд ли путь и укажут-

Постучись – и откроются двери к судьбе!

Разве не о смысле человеческого существования размышлял Омар Хайям!

6. Я прочитал текст Ю. Лотмана, и он не оставил меня равнодушным.

7. Жизнь - пустыня, и по ней мы бредем нагишом.

Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!

Ты для каждого шага находишь причину –

Между тем он давно в небесах предрешен.

Если слова персидского древнего мыслителя справедливы, стоит ли тогда стремиться к чему-либо в своей жизни, в чем смысл человеческого существования?

8. «Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая», писал о парадоксальности природы человека французский философ 17 века Паскаль Блез. Попробуем доказать, что чем более человек задумывается о себе и своей сути, тем сильнее он становится, превращаясь из тростинки в могучее дерево.
Страница 1.

(начинать необходимо только с выбора одной проблемы текста)

Блок 1. Анализ исходного текста.


  1. Анализ проблематики текста. Формулирование проблемы текста:

( формулировка проблемы).
Задачи: вычленение проблемы, рассматриваемой автором текста. Ц., формулировка её, мотивация своего выбора.

Объем: 2-3 предложения.


  1. Комментарий проблемы.

Задачи:

  • Растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, соотнесенности с определенным типом проблем, её актуальности, новизне;

  • Объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Ц.

Объем: 8-12 предложений.


  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задачи:

  • Понять мнение автора относительно вычлененной проблемы;

  • Объяснить причину возникновения такой позиции. Ц.

Объем 2-3 предложения.
Задания к Блоку 1. (Анализ исходного текста).
1. Формулировка проблемы исходного текста.


  1. Выберите из предложенных ту проблем, которая соответствует сформулированной проблеме исходного текста:

    • «Слияния гуманитарных и точных наук никогда не произойдет, потому что у гуманитария свое лицо».

    • «Сущность деятельности гуманитария составляет обеспечение человечеству непрерывной этической памяти».

    • Гуманитарий не может быть равнодушным к морально-этическим проблемам, одна из которых – смысл человеческой жизни.

    • Главный вопрос в истории человечества – это смысл жизни.

    • Автор текста размышляет о соотнесенности гуманитарных и точных наук, которые давно стали антонимичными понятиями.

    • Культура – это память о том, что мы знаем, что пишем, что получаем от предков и передаем потомкам.

  2. Сформулируйте проблему исходного текста, использовав выражения:

  • «Автор поднимает (затрагивает) актуальную проблему___».

  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что___ («заключается в следующем:_____»).

  • «Проблема, которую поднимает Ю.Лотман, волнует умы____».

  • «Проблема, поднимаемая автором текста (Ю.Лотманом), - это____»

  • «Проблема_________ привлекает многих Задумался о ней и Ю.Лотман ».

  • «Волнующая нас проблема__________ понимается известным культурологом и филологом Ю.Лотманом.

  • Обращение к тексту Ю.Лотмана заставило меня задуматься о проблеме, _________, которую и рассматривает автор».

  • «Что есть____? В чем _________»Эту важную проблему поднимает Ю.Лотман.




      1. Комментарий проблемы.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ.
(1) Гуманитарные науки сейчас решительно движутся к точным. (2) Но их слияния никогда не произойдет. (3) Как существуют север и юг, стихи и проза, так всегда будут соседствовать науки гуманитарные и точные. (4) И поэтому у гуманитария свое лицо. (5) Он вплотную связан с этическими проблемами. (6) Если инженер, проектируя, скажем, автомобиль, не интересуется тем, кто будет в нем ездить, или задается этим вопросом только во внерабочее время, то гуманитарий в процессе своей работы от такого вопроса отмахнуться не может. (7) Ибо этот вопрос составляет сущность его деятельности.

(8) Гуманитарные науки существуют для того, чтобы обеспечить человечеству непрерывную этическую память, без которой оно немыслимо, без которой оно не выживет. (9) Память выражается в том, что мы знаем, что мы пишем, что мы получаем от предков и передаем потомкам. (10) Это и есть культура – отнюдь не праздная забава.

(11) Гуманитарные знания органически связаны с совестью. (12) Равнодушный к эстетическим проблемам инженер может быть безупречен с профессиональной точки зрения.

( 13)Физик, равнодушный к этике, - явление социально опасное, но профессионально допустимое. (14) Чуждый морально-этическим проблемам профессионально непригоден.
(15) И если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.

(16) Каждое поколение закономерно задает этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования. (17) Есть вопросы, на которые культура дает вопрос. (18) Другие же – сохраняет, ставит их заново и заново, лишь меняя формулировки.

(19) В чем смысл жизни? (20) Это должно стоять перед человеком как извечный вопрос, чтобы определить этическую устремленность его поведения (21) Тем самым человек отличается от животных. (22) Хотя я думаю, что мы несколько примитивизируем животных. (23) Они умнее, чем мы полагаем. (24) И, наконец, было бы большим несчастьем, если я или кто-то вдруг смог бы ответить на вопрос о смысле жизни. (25) Зачем тогда жить?..
Вариант комментирования исходного текста.


Формулировка проблемы.

Комментарий проблемы.

Гуманитарий не может быть равнодушным к морально-этическим проблемам, одна из которых – смысл человеческой жизни.


Внимание автора привлекает аспект проблемы, напрямую связанный с пониманием значимости гуманитарных наук в формировании потребности размышления человека над смыслом жизни. Ю.Лотман - человек неравнодушный к сохранению истинной культуры – рассматривая проблему, считает, что только гуманитарные науки, и ни какие другие, в том числе и точные, могут «обеспечить человечеству непрерывную эстетическую память», а значит, сохранить связь времен, культуру, то, что «мы получаем от предков и передаем потомкам». Именно гуманитарий, личность, обращенная к правам и интересам человека, «стоит лицом к лицу с Историей Человечества», именно ему наиболее близки раздумья над смыслом пребывания человека на земле. Несомненно, проблема, поднятая автором текста, актуальна в свете того, что интерес к подобным вопросам у современной молодежи падает. Однако Ю.Лотман не морализирует, а пытается заинтересовать читателя, называя профессионалами только тех гуманитариев, кому не чужды морально-этические проблемы.




  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.


Формулировка позиции автора - это умение определить позитивное или негативное, или двоякое отношение автора к рассматриваемой проблеме.
Для формулировки позиции автора можно использовать следующие выражения:

  • «Автор считает, что…»

  • «Автор глубоко убежден в том, что…»

  • «С автором трудно спорить относительно…»

  • «Позиция автора сформулирована весьма четко:…»

  • «Позиция автора такова, что…»

  • «Автор выступает против того, чтобы…»


Вариант формулировки позиции автора исходного текста.



Формулировка проблемы.

Формулировка позиции автора.

Гуманитарий не может быть равнодушным к морально-этическим проблемам, одна из которых – смысл человеческой жизни.



Мнение автора вполне понятно: он считает неразрывной связь между «извечным вопросом» («В чем смысл жизни?») и эстетической устремленностью человеческого поведения. Обращаясь к разуму человека, сравнивая существо разумное с животным, не способным к подобным размышлениям, Ю.Лотман приглашает читателей ответить на вопрос «Зачем жить, если не задумываться над смыслом самой жизни».


. «Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая», писал о парадоксальности природы человека французский философ 17 века Паскаль Блез. Попробуем доказать, что чем более человек задумывается о себе и своей сути, тем сильнее он становится, превращаясь из тростинки в могучее дерево.

Задания к Блоку 2. Изложение собственного мнения.


  1. Выражения согласия, несогласия, частичного согласия с автором.




  1. Задачи:

  • Одобрить или не одобрить позицию автора,

  • Выразить солидарность или несолидарность, понимание , принятие или непринятие позиции. Ц.

Объем: 1-2 предложения.
2. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи:

    • Сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения; сформулировать тезис будущей аргументации.

Объем: 1-2 предложения.


  1. Доказательство справедливости собственной позиции (тезис).

Задачи:

  • Подобрать не менее 2 доводов (аргументов), доказывающих справедливость тезиса;

  • Подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Ц.

Объем: 8-12 предложений.


  1. Вывод из аргументации:

Задача:

  • Сделать вывод о справедливости тезиса, верности позиции.

Объем: 1-2 предложений.
1.Выражения согласия, несогласия, частичного согласия с автором.

2. Формулирование собственной позиции (тезиса).
Вариант выражения согласия с автором исходного текста.



Блок

Фрагмент сочинения.

Выражение согласия с автором исходного текста.

Нельзя не согласиться с суждением автора. Действительно, только те, кто ищет истину, смысл человеческой жизни, достойны называться и профессионалами, и личностями.

Формулировка собственной позиции.

Именно это стремление к разрешению этого вопроса вечно. «Иначе зачем жить!» - восклицает филолог.

Связка.

Попробую доказать высказанную мысль.



3. Доказательство справедливости собственной позиции (тезис).
Структура аргументации.
Тезис
Довод 1 Довод2
Иллюстрация Иллюстрация


Вывод


Тезис:

Только те, кто ищет истину, смысл человеческой жизни, достойны называться и профессионалами, и личностями.

Довод 1.

Довод 2





Стремление к разрешению этого вопроса вечно.









«Иначе зачем жить!» - восклицает филолог.

Гуманитарий не может быть равнодушным к морально-этическим проблемам, одна из которых – смысл человеческой жизни.



Мнение автора вполне понятно: он считает неразрывной связь между «извечным вопросом» («В чем смысл жизни?») и эстетической устремленностью человеческого поведения. Обращаясь к разуму человека, сравнивая существо разумное с животным, не способным к подобным размышлениям, Ю.Лотман приглашает читателей ответить на вопрос «Зачем жить, если не задумываться над смыслом самой жизни».


Мне кажется совершенно справедливым утверждение Ю.Лотмана: это несчастье, если вдруг кто-то скажет, что он нашел смысл жизни. Прекращение этих поисков равносильно духовной смерти человека.

Композиция части «С».


Вступление

Блок 1. Анализ исходного текста.

Блок 2. Изложение собственного мнения.

Концовка.


Задачи:

  • Вступить в контакт с читателем;

  • Ввести читателя в тему;

  • Подготовить к восприятию текста.


Приемы:

  • Сообщение о теме;

  • Сообщение об авторе;

  • Цитата (Ц)

  • Афоризм;

  • Риторический вопрос;

  • Риторическое восклицание;

  • Сообщение о прочтении текста;

  • Аналогия;

  • Парадокс


Объем: 3-7 предложений.


  1. Анализ проблематики текста. Формулирование проблемы текста:

( формулировка проблемы).
Задачи: вычленение проблемы, рассматриваемой автором текста. Ц., формулировка её, мотивация своего выбора.
Объем: 2-3 предложения.


  1. Комментарий проблемы.

Задачи:

  • Растолковать проблему, разъяснить, охарактеризовать её, сказав об отношении общества к ней, соотнесенности с определенным типом проблем, её актуальности, новизне;

  • Объяснить интерес автора к проблеме, ход его мыслей. Ц.


Объем: 8-12 предложений.


  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

Задачи:

  • Понять мнение автора относительно вычлененной проблемы;

  • Объяснить причину возникновения такой позиции. Ц.


Объем: 2-3 предложения.



  1. Выражения согласия, несогласия, частичного согласия с автором.




  1. Задачи:

  • Одобрить или не одобрить позицию автора,

  • Выразить солидарность или несолидарность, понимание , принятие или непринятие позиции. Ц.


Объем: 1-2 предложения.


  1. Формулирование собственной позиции (тезиса).

Задачи:

    • Сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме и путям её разрешения; сформулировать тезис будущей аргументации.


Объем: 1-2 предложения.


  1. Доказательство справедливости собственной позиции (тезис).

Задачи:

  • Подобрать не менее 2 доводов (аргументов), доказывающих справедливость тезиса;

  • Подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Ц.

Объем: 8-12 предложений.


  1. Вывод из аргументации:

Задача:

  • Сделать вывод о справедливости тезиса, верности позиции.


Объем: 1-2 предложений.

Задачи:

  • Завершить контакт с читателем;

  • Подвести итог;

  • Побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.


Приемы:

  • Нравственный вывод;

  • Резюмирование;

  • Цитата (Ц)

  • Призыв;

  • Возвращение к началу;

  • Риторическое восклицание;

  • Сообщение об итоге анализа текста

  • Пословица;

  • Пожелание на будущее.


Объем: 2-5 предложений.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: