Положение о логопедической группе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»
УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МАДОУ «Дюймовочка» ____________ Н.П. Данилова Приказ № 20/1-од от «10» сентября 2013 г |
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедической группе
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»
1. Общие положения
1.1. Группа компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушения речи (далее логопедическая группа), в дошкольном учреждении комбинированного вида открывается с целью коррекции речи у детей в возрасте от 4 до 7 лет при наличии на начало учебного года не менее 8 детей с диагнозом "общее недоразвитие речи", так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.
1.2. Логопедическая группа в своей деятельности руководствуется:
– Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
– Уставом ДОУ.
1.3. Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении – детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для функционирования.
1.4 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.5 Основные задачи логопедической группы МАДОУ детский сад «Дюймовочка»:
– коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
– своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
– коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
– активизация познавательной деятельности детей;
– пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.6. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению заведующей ДОУ и собрания общего трудового коллектива.
2. Организация логопедической работы
2.1. Комплектование группы осуществляется заведующей детского сада и учителем – логопедом ДОУ.
2.2. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с марта по апрель ежегодно. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи, регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки. Зачисление воспитанников в логопедическую группу осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения.
Для уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.4. В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5. В логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с трех-пяти лет. Срок коррекционно-развивающей работы 2-3 года. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.
2.6 Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития;
- фонетические нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждений;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.
2.7. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.8. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.9. Содержание образования в логопедической группе определяется основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида»
2.10. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой образовательной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.11. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.12. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
- с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи;
- с воспитанниками, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.13. Подгрупповые занятия проводятся:
- с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
2.14. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.15. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.16. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.18. Выпуск воспитанников из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.19. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующая МАДОУ Детский сад «Дюймовочка».
3. Руководство логопедической группой
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая МАДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с воспитанниками коррекционно-педагогической работы;
- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат МАДОУ вводится должность учителя-логопеда.
4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
- обследует речь воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;
- обследует речь воспитанников младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования воспитанников в психолого-медико-педагогическом консилиуме и территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения в специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации МАДОУ ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в МАДОУ и результатах коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами МАДОУ, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией;
- информирует педагогический коллектив МАДОУ о задачах, содержании, работы логопедического пункта;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе районного методического объединения учителей-логопедов;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед логопедической группы МАДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).
4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:
- годовой план;
- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;
- расписание занятий;
- журнал посещаемости;
- речевые карты;
- индивидуальные тетради для занятий с детьми;
- отчет логопеда за год.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение
5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении МАДОУ.
5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.
5.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
5.6 Учителям-логопедам МАДОУ повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15-20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Воспитателям работающим в логопедической группе, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 15- 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.
5.9. Педагогическим работникам МАДОУ, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 15-20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: