Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними
Порядок межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними
В ходе реализации межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними согласно предлагаемому порядку будут решаться следующие задачи:
Повышение оперативности в получении информации о фактах насилия и жесткого обращения с детьми с целью своевременного принятия соответствующих мер.
Создание объективной системы учета детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения в семье с целью восстановления их нарушенных прав и дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком.
Появление доступной информации для ребенка, подвергшегося насилию, о местах, куда можно обратиться за помощью (возможно действие на правах социальной рекламы – телефоны, адреса).
Появление доступной информации для граждан, ставших свидетелями жестокого обращения с ребенком, о местах, куда можно обратиться с сообщением (возможно действие на правах социальной рекламы – телефоны, адреса).
Появление доступной информации о местах временного проживания (социальные приюты, социальные гостиницы и т.д.) для лиц, ставших жертвами насилия.
Разработка общего алгоритма действий специалистов, выявивших факты насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Разработка нормативных ведомственных актов, закрепляющих действия специалистов в случаях выявления фактов насилия над детьми и жестокого обращения с ними, и их персональную ответственность за эти действия или бездействия (Устав учреждения, приказ, постановление, должностная инструкция специалиста и т.д.).
Формирование через СМИ общественного мнения о роли и месте семьи в обществе, о формировании здорового образа жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье. Привлечение общественного мнения к решению этих проблем и их профилактике.
№ | Ведомства, орган, учреждение | Действия | Сроки | Правовая основа |
1. | Все органы и учреждения | Направляют сообщение (информацию) о выявленном факте насилия по отношению к несовершеннолетнему в ОВД и прокуратуру для дальнейшего разбирательства по существу и принятия мер. Направляют информацию в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав ребенка. Обеспечивают доступность информации о местах, куда можно обратиться за помощью в случае подвержения насилию. Формируют через СМИ общественное мнение о роли и месте семьи в обществе, о здоровом образе жизни, о негативном отношении к насилию и жестокости в семье. Привлекают общественное мнение к решению этих проблем и их профилактике. | незамедлительно в течение суток | |
2. | Органы внутренних дел | Принимают меры по защите ребенка, если его жизни и здоровью угрожает опасность – изъятие из семьи и помещение в детское учреждение. При необходимости назначают судебно-медицинскую экспертизу. Устанавливают в действиях родителей состав административного правонарушения, составляют протокол и направляют на рассмотрение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Информируют органы опеки и попечительства о необходимости сбора материалов на лишение родительских прав в отношении родителей, допускающих насилие или жестокое обращение с детьми и направлении дела в суд. Устанавливают в действиях родителей состав преступления, возбуждают уголовное дело. Проводят следственные действия по уголовному делу. Ставят на учет в ПДН ОВД неблагополучных родителей (иных законных представителей), проводят с ними профилактическую работу. | незамедлительно в течение суток в течение суток незамедлительно в течение 3-х суток до 30-ти суток в течение 3-х суток систематически | КоАП РФ УПК РФ УПК РФ Приказ МВД РФ № 569-2000г. |
3. | Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Принимает сообщение о факте насилия, анализирует имеющуюся информацию о данной семье, при необходимости запрашивает информацию в других ведомствах. Представляет необходимые сведения для следственных служб ОВД. Принимает решение по административному производству в отношении родителя или иного законного представителя. Организуют сбор материалов на лишение родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы по лишению родительских прав в прокуратуру или суд. Участвует при необходимости в судебном разбирательстве. Ставит семью на контроль до окончательного разрешения вопроса. Координирует и контролирует проведение социальной реабилитации либо устройства ребенка, а также профилактику семьи ведомствами в случае оставления ребенка в семье, если факты насилия не подтвердились, однако в действиях родителей усматривается уклонение от исполнения родительских обязанностей либо отрицательное влияние на детей. | весь период в течение 15 дней со дня поступления в течение 7 дней | ФЗ № 120 От 24.06.1999 КоАП РФ Семейный кодекс РФ |
4. | Органы опеки и попечительства | Принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка: Решают вопросы по восстановлению необходимых документов и защите имущественных прав ребенка (свидетельство о рождении, справки о жилье, о закрепление жилья за ребенком и т.д.). Организуют сбор материалов на лишение родительских прав, составляют мотивированное заключение и направляют материалы по лишению родительских прав в прокуратуру или суд. При необходимости принимают участие в судебных разбирательствах на стороне несовершеннолетнего. Готовят материалы для государственного устройства ребенка. | весь период в течение 7 дней | Семейный кодекс РФ |
5. | Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, социальные учреждения со стационаром для несовершеннолетних | Организуют социальную реабилитацию несовершеннолетнего, поступившего в учреждение по факту насилия в семье. Организуют работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении. Организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с детьми и родителями, находящимися на обслуживании. | весь период согласно плана работы учреждения. | ФЗ № 120 от 24.06.1999, Устав учреждения |
6. | Центры социальной помощи семье и детям, социальные учреждения с отделениями по работе с семьей и детьми без стационара | Организуют социальную реабилитацию несовершеннолетнего по факту насилия в семье. Организуют работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении. Организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с детьми и родителями, находящимися на обслуживании учреждения или микрорайона. | весь период согласно плана работы учреждения. | ФЗ № 120 от 24.06.1999, Устав учреждения |
7. | Лечебно-профилактические учреждения | Организуют оказание медицинской помощи ребенку по фактам жесткого обращения в семье. Проводят профилактику жесткого обращения с детьми при патронажах в семьях, находящихся в социально-опасном положении. | весь период по плану учреждения | ФЗ № 120 от 24.06.1999, Устав учреждения |
8. | Центры психолого-педагогической диагностики, коррекции и развития (или консультирования) | Разрабатывают методики социальной реабилитации и индивидуальных программ профилактики детского насилия в семье для специалистов разных ведомств (образование, социальная защита и т.д.). Организуют индивидуальную реабилитацию несовершеннолетнего по факту насилия в семье, а также работу с семьей, как находящейся в социально опасном положении. | согласно плану работы учреждения весь период | ФЗ № 120 от 24.06.1999, Устав учреждения |
9. | Образовательные учреждения | Проводят правовой всеобуч для детей и родителей. Организуют психологическую и педагогическую помощь детям, подвергшимся насилию. Организуют мероприятия общей профилактики насилия в семье с учащимися и родителями. Предоставляют информацию по запросам об учащемся, подвергшемуся насилию, и его семье. | согласно плану работы учреждения в течение 3-х дней | ФЗ № 120 от 24.06.1999, Устав учреждения |
10 | Органы и управления ведомств | Разрабатывают общий алгоритм действий специалистов, выявивших факты насилия над детьми и жестокого обращения с ними. Разрабатывают нормативные ведомственные акты, закрепляющие действия специалистов в случаях выявления фактов насилия над детьми и жестокого обращения с ними, и их персональную ответственность за эти действия или бездействия (Устав учреждения, приказ, постановление, должностная инструкция специалиста и т.д.). Осуществляют контроль за: проведением мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних; родителями, неисполняющими обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав своих детей либо жестоко обращающихся с ними. | | ФЗ № 120 от 24.06.1999 |
11 | Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае | Осуществляет независимый контроль и экспертизу по реализации порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия и жестокого обращения в семье с несовершеннолетними. Участвует (по согласованию) в организации и проведении акций и мероприятий, направленных против насилия и жестокого обращения с детьми в семье. | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: