NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка к учебному плану мбоу «Гимназия №1»

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



У Ч Е Б Н Ы Й П Л А Н



на учебный год 2013-2014
МБОУ «Гимназия № 1»

г. Норильск



Пояснительная записка

к учебному плану МБОУ «Гимназия № 1»

на 2013-2014 учебный год
I. Учебный план МБОУ «Гимназия №1» является одним из основных механизмов реализации образовательной программы образовательного учреждения. Он составлен на основе:

4-11 классы - Федерального базисного учебного плана;

1-3 классы - примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Всего по учебному плану часов (с делением на группы): 1463,5 часов.
II. Краткая характеристика классов (наличие классов компенсирующего обучения, специального коррекционного обучения, профильных, с углубленным изучением предметов и т.п.)

В гимназии создано единое многоуровневое образовательное пространство, имеющее четко выраженные горизонтальную и вертикальную составляющие. Соответственно возрастным, учебным и психологическим особенностям по горизонтали выделяются три ступени, каждая из которых включает субъектов образования и формирует собственное образовательное пространство:

I ступень – 1-4 классы (начальное общее образование) – 15 классов (361 чел.);

II ступень – 5-9 классы (основное общее образование) – 19 классов (442 чел.);

III ступень –10-11 классы (среднее (полное) общее образование) – 5 классов (116 чел.)

Вертикальная структура, постоянно меняющаяся и развивающаяся, представлена учебными предметами, обеспечивающими многообразие в содержании образования.


Ступени

обучения

Углубленное изучение предметов

Русский язык

Английский язык

II

5 «А», «Б», «В»

6 «А», «Б»

7 «А», «Б»

8 «А», «Б»

9 «А», «Б»

5 «А», «Б», «В»

6 «А», «Б»

7 «А», «Б»

8 «А», «Б»

9 «А», «Б», «В»

III

10 «А»

11 «А», «Б»

10 «А»

11 «А», «Б»



Классы

Профильное обучение

Профиль

Профильные учебные предметы

10 «А»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

10 «Б»

Универсальный




11 «А»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

11 «Б»

Гуманитарный (с углубленным изучением русского языка и английского языка)

Русский язык

Английский язык

Обществознание (профильный)

11 «В»

Универсальный




IV. Реализация федерального, регионального и школьного компонентов:

1. Особенности учебного плана классов I ступени:

Учебно-воспитательный процесс в школе 1 ступени обучения организуется по образовательным программам начального общего образования «Система Л.В.Занкова» (1а, б), «Школа 2100» (1 в, д; 2а, б, в, д; 3а, б, в; 4 а, б, в, д).

1, 2, 3 классы (новые ФГОС)

Учебный план для 1-3 классов составлен на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, примерного базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009) и Основной образовательной программы начального общего образования «Школа 2100» и Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое из расчета до 10 часов на ученика за счет занятий, организованных в рамках работы группы продленного дня, в том числе с привлечением педагогов дополнительного образования культурных, спортивных, досуговых учреждений города.

Духовно-нравственное развитие – на занятиях: «Бусинка», «Мастерица» (народно-прикладное творчество), «Я – гражданин России»;

Спортивно-оздоровительное направление представлено следующими объединениями и секциями: мини-футбол, легкая атлетика, баскетбол, шахматы, лыжные гонки;

Социальное развитие будет осуществляться на занятиях: «Экономика и мы», «Учусь создавать проект», «Дом, в котором мы живем», «Тайм-менеджмент для школьников», «Мир деятельности»;

Общеинтеллектуальное – на занятиях: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), «Мир геометрии»; «Я - исследователь», Информатика в задачах и картинках», «Занимательная грамматика»;

Общекультурное – вокальный ансамбль «Просто дети», клуб «Волшебная кисточка», «Занимательный английский».

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их родителей разрабатываются индивидуальные учебные маршруты, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы. Реализация индивидуальных учебных маршрутов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Инвариантная часть учебного плана в школе I ступени по программе «Школа 2100» представлена следующими предметами:

«Русский язык» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.: Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.);

«Литературное чтение» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.: Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.);

«Иностранный (английский) язык» (Программы образовательных учреждений «Английский язык» Н.И. Быкова, М. Д. Поспелова, М.: Просвещение, 2010 г.);

«Математика», (Демидова Т.Е., Козлова С.А.: Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.);

«Окружающий мир (человек, природа, общество)» (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Тырин С.В., Раутиан А.С.: Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.);

«Искусство (Музыка и ИЗО)» (Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.);

«Физическая культура» (Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс. Базовый уровень». - М.: «Просвещение», 2011 г.).

«Технология (труд)» (Куревина О.А. , Лутцева Е.А.: Образовательная система "Школа 2100". Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа /под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011 г.).

Содержание образования на первой ступени реализуется пре­имущественно через учебные дисциплины, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет сочетания гимназического и ученического компонентов, реализации принципов деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и индивидуализации обу­чения. Со второго класса в начальной школе вводится изучение иностранного языка, в 1-х классах занятия по иностранному языку в занимательной форме организуются в рамках групп продленного дня. В 3-4 классах изучение предмета «Информатика» ведётся в рамках учебной дисциплины «Технология». Основы религиозной культуры и светской этики планируется проводить в 4-х классах (1 час в неделю в течение всего учебного года).

Часы гимназического компонента выделены на следующие предметы: «Русский язык» (программа "Школа 2100" Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Сборник программ". - М.: "Баласс", 2010 г.) в 4 классах, «Литературное чтение» в 4 классах,).

Инвариантная часть учебного плана в школе I ступени по программе «Система Л.В. Занкова» представлена следующими предметами:

«Русский язык» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В., С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Нечаева Н.В. Русский язык. 1 класс. Учебник. ФГОС – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.

«Литературное чтение» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. ФГОС – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011; Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учись читать. 1 класс. Учебное пособие. ФГОС – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.

«Обучение грамоте» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) -Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. ФГОС – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012; Нечаева Н.В. , Булычева Н.К. Обучение грамоте. 1 класс. Тетрадь по письму в 4-х частях – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2012; Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Обучение грамоте: Я читаю. 1 класс. Тетрадь по чтению в 3-х частях. ФГОС Самара: Издательский дом «Федоров», 2012 г.

«Математика» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. 1 класс. Учебник в 2-х частях. ФГОС – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2011; Бененсон Е.П. , Итина Л.С. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь в 4-х частях. ФГОС – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2012 г.

«Окружающий мир (человек, природа, общество)» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х частях. ФГОС – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2011; Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2011 г.

«Иностранный (английский) язык» (Программы образовательных учреждений Н.И. Быкова, М. Д. Поспелова «Английский язык» - М.: Просвещение, 2010г.) 2, 3 класс: Н.Быкова, Дж. Дули «Английский в фокусе» - М.: Просвещение, 2010г.; 4 класс: Н.Быкова «Английский в фокусе», 3-й год обучения - М.: Просвещение, 2010г.

Искусство (ИЗО) (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.

Искусство (Музыка) (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Ригина Г.С. Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

«Технология (труд)» (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: сборник программ: в 2 ч. - 2-е изд., испр./ сост. Нечаева Н.В. , С.В.Бухалова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.) - Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология: Умные руки. 1 класс. Учебник. ФГОС – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2012; Проснякова Т.Н. Технология: Школа волшебников. 1 класс. Рабочая тетрадь – Самара: Издательство: ИД "Федоров", 2012 г.;

«Физическая культура» (Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 класс. Базовый уровень». – М.: «Просвещение», 2011 г.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Красноярского края № 11138 от 13.11.2009 «О введении третьего урока физической культуры» и изменений от 30.10.2010 №889 внесены корректировки в учебный план гимназии. В Федеральный компонент включён третий час физической культуры.

В 4-х классах ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по программе Данилюк А.Я. «Программы для общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы». - М.: Просвещение, 2010; по учебникам: А.В.Кураев «Основы православной культуры. 4-5 классы» (2 группы). А.Л.Беглов и др. «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы» (1 группа); Л.И.Бондаренко «Основы светской этики. 4-5 классы». - М.: Просвещените, 2010 (4 группы). Данный курс ведется с учетом запросов родителей и обучающихся (по заявлениям).

2. Особенности учебного плана классов II ступени:

Содержание образования в школе II ступени обеспечивает базовый уровень и гарантирует сохранение единого образовательного пространства гимназии, соответствует Федеральному и Региональному Базисному учебному плану. Оно создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самореализации.

Особое место на этой стадии обучения принадлежит 5 классам. Это связано с адаптацией детей к обучению в новых условиях после школы I ступени. Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной шко­лой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для школы II ступени. Гимназия создаёт условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или выбора иного варианта жизненной стратегии. По­этому гимназический компонент использован на расширение и углубление знаний по предметам «Русский язык», «Английский язык».

В учебном плане в 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б» классах предмет «Русский язык» изучается по программе для общеобразовательных учреждений (углубленный уровень) «Русский язык». 5-9 класс В.В.Бабайцева. М.:Дрофа, 2008 г.

В 5 «Г», 5 «Д», 6 «В», 6 «Г», 7 «В», 9 «А», 9 «Б», 9 «В» классах русский язык изучается по программе по русскому языку для основной школы 5-9 класса, М.: Баласс, 2004, Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучевой. В 8 «В», 9 «Г» классах обучение русскому языку проводится по программе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) «Русский язык» 5-9 класс В.В. Бабайцева. М.: Дрофа, 2010 9-х

С целью углубления знаний обучающихся 8-9 классов по русскому языку, изучения фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка в 8 «А», 8 «Б», 8 «В» классах в школьный компонент (предметы по выбору) учебного плана школы II ступени введен курс «Русская словесность», данный курс в 9 классах введен за счет часов предпрофильной подготовки (межпредметные курсы).

В 5 «В», 5 «Г», 6 «В», 7 «В», 8 «Г» классах обучение английскому языку ведётся по программе Биболетовой М.З. «Программа для общеобразовательных учреждений 2-9 класс. М.:Титул,2007»; в 9 «В» и 9 «Г» классах - по программе В.П.Кузовлева, Пассова В.Б. «Программа для общеобразовательных учреждений, 2000», «Иностранный язык» 2005 №5.

В 5 «А», «Б», 6 «А», «Б», 7 «А», «Б», 8 «А», «Б», «В», 9 «А», «Б» классах изучение английского языка осуществляется по программе общеобразовательных учреждений "Английский язык". Школа с углубленным изучением иностранных языков II -XI классы. – автор О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, М.: Просвещение, 2010 г.

Предмет «Математика» в 5 – 6 классах изучается по программе. Математика 5-6 классы. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011г. В 7 – 9 классах обучение осуществляется по двум программам: Алгебра 7-9 классы. И.И. Зуборева, А.Г.Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011г. и программе обще-образовательных учреждений. Геометрия 7-9 класс. Составитель Т.А. Бурмистрова. авт. Л.С. Атанасян и др. «Программа по геометрии». Просвещение – 2009г.

Изучение предмета «Биология» параллели 5-8 и 9 «А» и 9 «Б» классах по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строганова, И.Н. Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2008 г. В 9 «В» и 9 «Г» классах по программе под редакцией Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.,Агафонова И.Б. и др. Биология 9 класс. М.: «Дрофа», 2008.

Предмет «Физика» в параллели 7-9 классах изучается по программе (государственной): физика 7-9кл., автор Перышкин А.В., Гутник Е.М.; Программе для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2011 год

Изучение предмета «Химия» в 8 – 9 классах осуществляется на базовом уровне на основе предметно-методической линии О.С.Габриеляна. Сборник программ "Химия 8-9,10-11 классы. Серия "Школа Олега Габриеляна" Авторы: И.Г. Остроумова, А.С. Боев, О.С.Габриелян (базовый уровень) М. «Просвещение».2010.

Обучение истории ведётся в 5 классах по программе общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5 – 11 классы» авторы А.А. Вигасин, Г.И.. Годер, И.С. Свенцицкая "История древнего мира". - М.: "Просвещение", 2007.

В 6 классах по программе общеобразовательных учреждений, утвержденной МО РФ. Составитель А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и др. М: Просвещение, 2008, Агибалова Е.В. Г.М. Донской "История средних веков". - М.: Просвещение", 2008г.

В 7, 8 классах по программе Юдовской А.Я. «История нового времени 7,8 классы», М. Просвещение, 2007 г. и А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 классы», М. Просвещение, 2007г.

В 9 классе по программе Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история. XX век. 9 класс». - М.: "Просвещение", 2007 г. и А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 классы», М. Просвещение, 2007; История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2007г.

Предмет «Обществознание» (с включением экономики и права), изучается в 9 «В» и 9 «Г» классах по программам общеобразовательных учреждений, «Введение в обществознание 8-9 класс», М: Просвещение, 2007; в остальных классах по программе под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание, учебник для 9 классов. – М.: "Русское слово", 2007г.

Предмет «География» изучается в 6-9 классах по программам «География» для общеобразовательных учреждений, 6 – 11 классы, автор Домогацких Е.М. и др. М. «Русское слово», 2010 год.

Предмет «Искусство (музыка) изучается в 5 – 7 классах по программе для общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-8 классы. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М: Дрофа 2007.

Предмет «Технология» изучается в 5 – 8 классах по программе под редакцией И.А. Сасова, А.В. Марченко Технология - М.: Вентана - Граф, 2007.

Предмет «Физическая культура» в 5 – 9 классах изучается по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, Министерство Образования, 2007 г.

Национально-региональный компонент представлен такими предметами как «Художественная культура Красноярского края» в 5,6,7 классах, «Природа и экология Красноярского края» в 5,6,7 8 классах, «История Красноярского края» в 6,7,8,9 классах.

При распределении часов гимназического компонента (усиление базового уровня, проведение факультативных, элективных занятий, организация индивидуальной и групповой работы) учитывалось приоритетное направление МБОУ «Гимназия №1», задачи образовательной программы гимназии, содержание образования которой направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся.

Часы гимназического компонента, отведённые на «Иностранный язык» в 5-9 классах, направлены на углублённое изучение предмета в соответствии с приоритетами гимназического образования (по 2 часа дополнительно).

В 5-6 классах введен 1 час предмета «Информатика и ИКТ» для ознакомления учащихся с основами компьютерной грамотности и с целью ориентации учащихся на развитие алгоритмического мышления и элементарных навыков программирования, что, в конечном итоге, обеспечивает более высокий уровень освоения образовательного стандарта в области информатики.

3. Особенности учебного плана классов III ступени:

III ступень – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Достижение указанных целей в гимназии осуществляется через введение профильного обучения, которое ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы профилей. При этом созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ, обеспечено углубленное изучение отдельных учебных предметов, установлен равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся (из общеобразовательных и гимназических классов, сформированных в основной школе), расширить возможности, обеспечена преемственность между общим и профессиональным образованием.

В основу построения учебного плана классов III ступени положен принцип построения федерального базисного учебного плана для X-XI классов, основанный на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане и выбраны для изучения обучающимися на базовом, углубленном, профильном уровне.

Учебный план III ступени составлен с учетом шестидневной рабочей недели, нормативов учебного времени, установленных СанПиНами и ориентирован на нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего (полного) общего образования - 2 года.

Базовые общеобразовательные учебные предметы, учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся 10-11 классов; перечень их определен профилем, выбранным старшеклассниками.

Профильные общеобразовательные учебные предметы, учебные предметы федерального компонента повышенного уровня (углубленного) определяют специализацию обучения в школе III ступени. Так «Русский язык», «Иностранный язык» изучаются на углубленном уровне в 10 «А», 11 «А», 11 «Б» классах; на профильном уровне в 11 «Б» классе изучается предмет «Обществознание».

Совокупность базовых, углубленных и профильных учебных предметов определяет состав инвариантной части федерального компонента федерального базисного учебного плана; в случае, если те или иные предметы, входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 «А», 10 «Б», 11 «А» и 11 «В» классах и включает разделы «Экономика» и «Право».

Региональный (национально-региональный) компонент для X-XI классов представлен предметом «Основы регионального развития» по примерной программе учебного курса «Основы регионального развития», допущенной Агентством образования Администрации Красноярского края от 29.09.2006г. № 7422, в количестве 2 часов, отводимых на его изучение.

В школьный компонент учебного плана школы III ступени введены элективные учебные предметы (обязательные учебные предметы по выбору обучающихся): «Решение уравнений с параметрами», «Математика в архитектуре», «Массовая культура», «Политика и право», «Беседы о русской стилистике и культуре речи», «Здоровье человека и окружающая среда», «Грамматика английского языка», «Страноведение», «Стилистика русского языка», что позволяет углублять содержание профильных учебных предметов или развивать содержание базовых учебных предметов. Элективные курсы «Макетирование», «Архитектурная графика», «Дизайн», «Гомеостаз в живой природе», «Жизненные циклы», «Генетика человека», Геометрическое моделирование мира» и др. удовлетворяют познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности, носят внепредметный характер и обеспечивают межпредметные связи.

4. Особенности учебного плана классов с углубленным изучением отдельных предметов:

В 2013-2014 учебном году в основной школе созданы классы, реализующие программы углубленного изучения русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой и английского языка под редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой (5 «А», 5 «Б», 5 «В», 6 «А», 6 «Б», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 9 «В» (только английский язык). Данные программы реализуются за счет федерального и школьного компонентов учебного плана.

В 8 классах за счет школьного компонента (обязательные занятия по выбору) введен курс «Русская словесность. От слова к слову», который соотнесен с программами по русскому языку и литературе и призван обеспечить углубление знаний обучающихся по русскому языку в соответствии с уровнем их языкового и литературного развития. В 9 «А», 9 «Б» классах данный курс введен за счет школьного компонента в рамках межпредметных курсов.

Таким образом, на II ступени обучения в учебном плане решается задача углубленного изучения английского языка и русского языка, обеспечивающая формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций обучающихся 5-9 классов и их дальнейшую профилизацию на III ступени обучения.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

На III ступени обучения в 10 «А», 11 «А», 11 «Б» классах продолжается развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций старшеклассников. В данных классах реализуются программы углубленного изучения русского языка и английского языка: русский язык и английский язык изучаются на углубленном уровне в 10 «А», 11 «А», 11 «Б» классах на основе учебного комплекса под редакцией В. В. Бабайцевой. Изучение английского языка на углубленном уровне в 10-11 классах реализуется на основе учебника под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В.

5. Особенности учебного плана классов предпрофильного и профильного обучения: На II ступени обучения в 9 классах за счет часов школьного компонента осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся, целью которой является выявление интересов, склонностей, способностей школьников и формирование их практического опыта в различных сферах познавательной и практической деятельности, ориентированной на выбор профиля обучения в старшей школе. С этой целью введены предметно-ориентированные курсы, профориентационной и информационный модули.

С учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов обучающихся III ступени обучения в 10 «А», 10 «Б» и 11 «А», 11 «В» классах гимназии организуется профильное обучение на основе индивидуального учебного плана.

Учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать, интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых гимназией в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуализированную образовательную программу. В данных классах разработаны и реализуются индивидуальные учебные планы химико-биологического и архитектурно-дизайнерского профилей.

Максимальный объем учебной нагрузки учащихся соответствует нормативам, предусмотренным РБУП 2004 г.

Обязательный минимальный объем учебной нагрузки обучающихся выдержан в соответствии с требованиями стандарта по всем классам III ступени.

Изучение учебного предмета «Обществознание» на профильном уровне реализуется в 11«Б» классе.

6. Использование факультативных часов (краткое обоснование необходимости введения данных факультативов в разрезе ступеней):

В школьный компонент (факультатив) учебного плана школы 1 ступени для качественной подготовки обучающихся к итоговой аттестации включены следующие факультативы в 4-х классах: «Конструирование и моделирование» и «Занимательный синтаксис».

В школе II ступени обучения запланированы факультативы гуманитарной направленности: в 6 «Б», 6 «В» классах введен курс «Иностранный язык (второй)» для развития лингвистичекой компетентности у обучающихся. В 5 «Д», 5 «Г» классах по 1 часа, в 6 «В» и 6 «Г» - «Занимательный синтаксис» (2 час).

В 5 –х классах включены по 1 часу 6 «В», 6 «Г»- по 2, 1.5 часа «Решение нестандартных задач», а в 8 «В» - 1 час и 9 «Г» классе 1,5 часа - «Квадратные уравнения с параметром». В 8 –х классах -1 час «Начертательной геометрии». Эти факультативные занятия направлены на развитие логического мышления учащихся.

Так же в 5-8 классах включен курс «Общие основы противодействия терроризму», в 7-х классах – «Основы потребительских знаний».

7. Краткое обоснование необходимости использования научных и лекционных лицейских (гимназических) часов:

Основной задачей педагогического коллектива является реализация миссии гимназии как инновационного образовательного учреждения и практическое овладение современными технологиями обучения в новых условиях. Гимназическое знание призвано формировать у учащихся широкий гуманитарный потенциал, навыки и умения умственного труда, методы получения информации в процессе самостоятельной работы, обеспечивающее определение дальнейшей траектории обучения и поступление в высшее учебное заведение. Главные направления деятельности, определённые в образовательной программе - формирование содержания гимназического образования и конкретного учебного плана с учётом региональных требований и корректировка учебных программ для организации работы с различными группами учащихся. Исходя из этих задач часы, отведённые на организацию научной работы с детьми реализуются в следующих направлениях: организация работы в секциях научного общества учащихся, подготовка гимназистов к олимпиадам различного уровня, обучение по индивидуальным образовательным маршрутам, проведение специализированных курсов и организация сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города. Научные и лекционные (гимназические) часы выделяются на параллелях 1 -11 классов на основании результатов изучения познавательных интересов обучающихся (в т.ч. в рамках введения ФГОС нового поколения)

8. Использование часов дополнительного образования:

Дополнительное образование в гимназии реализуется через систему работы творческих объединений. Работа строится на основе мониторинга запросов родительской и ученической общественности. Используется потенциал педагогов гимназии, а также педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

9. Организация сетевого взаимодействия (передача часов учебного плана в другие образовательные учреждения):

Учителя гимназии ведут городские сетевые курсы по различным направлениям за счет часов, переданных другими образовательными учреждениями.
V. Дополнительные платные образовательные услуги.

В рамках курса раннего развития «Классик» реализуются следующие занятия: «По дороге к азбуке», «Раз, ступенька! Два, ступенька!», «Оч.умелые ручки», «Английский для малышей».

Приложения:

УМК

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Пояснительная записка к учебному плану

Пояснительная записка: 1 стр.