Пояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 имени Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова города Георгиевска на 2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5 имени Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова
города Георгиевска на 2013-2014 учебный год
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 имени Олега Васильевича Гудкова на 2013-2014 учебный год разработан на основе:
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312, в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994; от 01 февраля 2012 года, №74;
- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее – ФГОС НОО) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124 (для 1-х и 2-х классов);
- типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196, в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919, от 01 февраля 2005 года « 49, от 30 декабря 2005 года №854, от 20 июля 2007 года № 459, от 18 августа 2008 года № 617, от 10 марта 2009 года № 216;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357 и от 18 декабря 2012 года № 1060;
-в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года регистрационный № 19993);
-базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012 года № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края, реализующих программы общего образования»);
- на основании методических рекомендаций учителям-предметникам на 2012-2013 учебный год, разработанных Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Учебный план общеобразовательного учреждения является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса.
Учебный план I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ начального общего образования. В начальной школе используется два учебно-методических комплекса: «Школа России», «Школа 2100» (1а, 2а,3а, 3б, 3в, 4а классы). Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель.
Учебные занятия в первых классах проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый (остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми). В течение восьми недель последними часами проводятся уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
В ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 минут каждый. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 ч.; во 2-3 классах – 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах – 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч.
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования; продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).
Учебный план для обучающихся X-XI классов ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования на основе базовых предметов для 10-11 классов; продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы).
При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-8 классы), а также по «Информатике и ИКТ» (9-11 классы) осуществляется деление классов на 2 группы (при условии наполняемости класса не менее 25 человек).
Продолжительность учебной недели в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, по решению педагогического коллектива, всех участников образовательного процесса общеобразовательное учреждение работает в режиме 6-дневной учебной недели. Учебные занятия в первых классах проводятся по 5-дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из инвариантной части (федеральный компонент) и вариативной части (региональный компонент и компонент образовательного учреждения).
В учебном плане отражены все предметные области, учебные предметы и учтены нормативы учебной нагрузки школьников. Федеральный компонент представлен следующими предметными областями: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, технология, физическая культура. Реализация федерального компонента образовательным учреждением обязательна.
В вариативной части плана по решению образовательного учреждения выделены часы на изучение регионального компонента и компонента образовательного учреждения в виде спецкурсов, элективных курсов, факультативов. Выбор обучающимися элективных, факультативных курсов и индивидуально-групповых занятий осуществляется добровольно на основе личных интересов и склонностей обучающихся. Часы школьного компонента распределены с учетом интересов и пожеланий обучающихся их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и используются на:
- организацию индивидуальных и групповых занятий;
- факультативные и элективные курсы;
- увеличение количества часов, отводимых на предметные области федерального и регионального компонента;
- занятия с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
Вариативная часть обучения направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;
- выполнение социального заказа родителей, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;
- подготовку к выбору предпрофильной направленности образования в основной школе;
- подготовку к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Часы вариативной части учебного плана распределены следующим образом:
Для I-IV классов
введение дополнительных учебных предметов:
- в 3-4 классах «Информатика и ИКТ» по 1 часу в соответствии с рекомендациями министерства образования Ставропольского края. Обучение информатике и ИКТ в 3 – 4 классах реализуется по бескомпьютерному варианту, так как материально-технические возможности для организации работы детей на компьютере в начальной школе отсутствуют. Данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления, что позволяет обучающимся начальной школы успешно обучаться математике.
- предмета «Риторика» в классах, обучающихся по программе «Школа 2100» (2а, 3а, 3б, 4а классы).
увеличение количества часов на изучение предметов:
- «Литературное чтение» в 4 классе – 1 час;
введение спецкурсов:
- во 2 классах 1 час выделен на изучение спецкурса «Информатика в играх и задачах» с целью формирования у обучающихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией – развития у школьников теоретического, творческого мышления, формирования операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умения грамотно пользоваться источниками информации, умения правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность;
-во 2б, 2в классах выделено по 1 часу на преподавание спецкурса «Разговор о правильном питании» с целью формирование ответственного отношения к своему здоровью;
-в 3 классах 1 час введен для изучения курса «Азбука нравственности». Курс направлен на формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование нравственных качеств, ориентацию на общечеловеческие ценности;
-в 4 классах 1 час выделен на изучение курса «Твоя Вселенная» с целью получения целостного представления о современной естественнонаучной картине мира.
проведение индивидуально-групповых занятий.
На ступени получения начального общего образования выделены по 0, 5 часа на индивидуально-групповые занятия по математике и русскому языку во вторых и четвертых классах с целью повышения качества знаний обучающихся; предупреждения неуспеваемости; развития мотивации обучающихся; удовлетворения интереса обучающихся с повышенной мотивацией.
Для V-VIII классов
Часы вариативной части учебного плана распределены следующим образом:
введение дополнительных учебных предметов:
- в 5-7 классах «ОБЖ» по 1 часу в соответствии с рекомендациями министерства образования Ставропольского края;
- в 5-7 классах «Информатика и ИКТ» по 1 часу в соответствии с рекомендациями министерства образования Ставропольского края.
увеличение количества часов на изучение предметов:
- «Литература» в 5-х классах на 1 час;
- «География» в 6-х классах на 1 час за счет часов для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов:
- в учебный план школы введены учебные модули краеведческой направленности «География Ставропольского края» в 7а, 7б, 8б классах по 1 часу; «Краеведческое изучение Георгиевска» в 8а классе (1 час);
- с целью формирования экологической культуры для обучающихся 8в класса предусмотрен элективный курс «Экология современного человека»;
- в 5а, 6а, 7а, 8а кадетских классах выделено по 1 часу на преподавание спецкурса «Школа безопасности». Курс нацелен на выработку у обучающихся навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- элективный курс «История кадетских корпусов» в 7а кадетском классе (0, 5 часа) рассчитан на воспитание чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого;
- с целью повышение уровня культуры здоровья обучающихся и становления на ее основе готовности к здоровому образу жизни в 5б и 6б классах по 1 часу отводится на проведение спецкурса «Культура здоровья»;
- на второй ступени основного общего образования в 6 классе в предмете «Биология» на базовом уровне отводится 34 часа в год (1 час в неделю), что затрудняет формирование у обучающихся наиболее глубокого представления о мире растений и их жизнедеятельности. С целью расширения и углубления знаний обучающихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладения практическими умениями и формирования у обучающихся познавательной, эстетической и экологической культуры в 6-х классах введен 1 час на преподавание спецкурса «Избранные главы биологии. Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники»;
- в 7б классе 1 час предусмотрен на введение спецкурса «Подросток и закон». Этот курс направлен на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;
- с целью формирования у школьников представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитания экономической культуры мышления введен элективный курс «Основы предпринимательской деятельности» (1 час) в 8а, 8б классах;
- в 8-х классах вводится по одному дополнительному часу на преподавание спецкурсов по русскому языку: «Уроки словесности»;
- элективный курс «Избранные вопросы математики» предусмотрен для обучающихся 8-х классов;
- в рамках профориентации обучающихся введены по 1 часу за счет часов компонента образовательного учреждения элективные курсы «Мой профессиональный выбор» и курс «Новые компьютерные технологии» для обучающихся 8в класса;
- для обучающихся 8б класса предусмотрен факультатив по химии: «Химия и мы»;
проведение индивидуально-групповых занятий.
С целью повышения качества знаний обучающихся; предупреждения неуспеваемости; развития мотивации обучающихся; удовлетворения интереса обучающихся с повышенной мотивацией выделено:
- по русскому языку в 6в и 7б классах по 1 часу;
- по математике в 7а классе - 0, 5 часа.
Для IX классов
Часы вариативной части учебного плана распределены следующим образом:
введение спецкурсов, элективных курсов:
Часы учебного предмета «Технология» в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся не менее 105 часов в год за счет учебного предмета «Технология» (70 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента).
Для осуществления предпрофильной подготовки в 9 классе используются часы инвариантной и вариативной части учебного плана в количестве 3 часов на элективные курсы:
-«Твоя профессиональная карьера» (9а, 9б, 9в классы) по 1 часу
- «Основы предпринимательской деятельности» (9а, 9б, 9в классы) по 1 часу
- «Права человека» (9а, 9б, 9в классы) по 0,5 часа
- «Занимательное черчение» (9а, 9б, 9в классы) по 0, 5 часа
С целью подготовки выпускников 9-х классов к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации в новой форме введен элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9а, 9б, 9в классах по 0, 5 часа; введен элективный курс по математике «Школа решения нестандартных задач» в 9а, 9б, 9в классах по 0, 5 часа.
проведение индивидуально-групповых занятий.
Выбор индивидуально-групповых занятий обусловлен результатами мониторинга выбора предметов государственной (итоговой) аттестации в новой форме: по истории в 9в классе - 0,5 часа, по биологии в 9а, 9б классах по 0, 5 часа, по физике в 9в классе – 0, 5 часа, по химии в 9а, 9б классах по 0, 5 часа.
Для X-XI классов универсального обучения
Часы вариативной части учебного плана распределены следующим образом:
введение дополнительных учебных предметов:
- в целях развития личности ребенка, его познавательных интересов; выполнения социального заказа родителей, удовлетворения образовательных потребностей обучающихся введены в 10а классе в качестве учебных предметов «экономика» и «право», «МХК» по 1 часу.
увеличение количества часов на изучение предметов:
- для обеспечения качественной подготовки выпускников старшей школы к государственной (итоговой) аттестации добавлен 1 час на преподавание математики в 10 и 11 классах;
- по одному дополнительному часу добавлено на реализацию программы по учебному предмету «Биология» в 10 б и 11 классах для усиления практической направленности в преподавании предмета и для обобщения изученного материала;
- в целях усиления практической направленности, на решение задач по одному дополнительному часу добавлено на изучение учебных предметов «Физика» и «Химия» в 10б и 11 классах.
-
введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов: Для удовлетворения социального запроса родителей, для реализации творческого потенциала обучающихся за счет вариативной части учебного плана введены часы факультативных курсов:
- в учебный план школы введен учебный модуль краеведческой направленности «Экология Ставропольского края» в 11 классе 1 час;
- в рамках профориентационной работы введены элективные курсы «Основы предпринимательской деятельности» (1 час) в 10б классе и курс «Мы в мире экономики» в 11 классе;
- в связи с трудностями, возникающими у обучающихся при изучении русского языка и математики, низким процентом успешности по данным предметам и необходимостью подготовки выпускников средней школы к сдаче государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ вводится по одному дополнительному часу на преподавание спецкурсов по русскому языку: «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10а, 10б классы), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (11 класс);
-в 10а, 10б классах предусмотрен подготовительный факультатив по математике; в 11 классе отведен 1 час на преподавание элективного курса «Основные вопросы математики в ЕГЭ»;
- в 10б классе 1 час отводится на элективный курс «Химическая лаборатория знаний»;
- в 10а, 11 классах по 1 часу отведено для преподавания элективного курса по обществознанию «Основы политологии»;
- в целях выработки навыков ведения научно-исследовательской работы в 10б классе введен элективный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» (1 час);
- с целью формирования у обучающихся культурной компетентности, необходимой для межличностного взаимодействия введены элективные курсы: «Все мы разные» (основы этнопсихолиогии) в 10а, 10б классах и «Психология успеха» в 11 классе.
- с целью систематизации имеющихся у обучающихся знаний и помощи при подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ в 10а классе введен элективный курс «Совершенствуй свой английский» (1 час).
-в целях развития гуманитарного мышления, накопления опыта диалогического восприятия художественных произведений в 10а классе введен курс «Литературно-художественные диалоги» (1 час).
Для классов VII вида обучения
Для создания в школе целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья открыты специальные (коррекционные) классы VII вида.
В 2013 - 2014 учебном году в школе функционирует 5 специальных (коррекционных) классов VII вида (3в, 4г, 5в, 6г, 7в классы).
Учебный план для обучающихся специальных (коррекционных) классов составлен в соответствии с Базисным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучения воспитанников с отклонениями в развитии), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года регистрационный № 19993); Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 имени Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова.
Специальное (коррекционное) обучение для обучающихся с задержкой психического развития VII вида осуществляется общеобразовательным учреждением в объеме начального и основного общего образования. Продолжительность обучения в начальной школе - 3 года, в основной школе - 5 лет.
Для расширения кругозора, развития речи и привития любви к чтению в образовательной области «Филология» увеличено количество часов на преподавание литературы в 3-4 классах за счет объединения часов, предусмотренных на изучение образовательных компонентов «Родной язык и литература» и «Русский язык как государственный».
В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта в 5-7-х классах добавлен третий дополнительный час физической культуры и 1 час ОБЖ.
За счет часов, предусмотренных на изучение компонента «Русский язык как государственный», введен 1 час на проведение курса «Разговор о правильном питании» в 3г, 4в классах.
Для предупреждения возможных пробелов в знаниях введены коррекционные, групповые и индивидуальные занятия: 1час на русский язык (3в класс), 1 час на математику (4г класс), по 1 часу на русский язык и математику в 5-7 классах.
С учетом интересов и пожеланий обучающихся и родителей в 3в, 4г классах введен курс «Информатика в играх и задачах». В качестве обязательных занятий по выбору введены курсы, способствующие социализации обучающихся: «Подросток и закон (5в, 6г классы), «Выбор профессии» (7в класс), «Прикладное искусство» (5в, 6г, 7в классы), «Азбука нравственности» (5в, 6г классы), «Культура здоровья» (5в, 6г классы); «Домашний дизайн» (7в класс).
Данный учебный план отражает и обеспечивает решение важнейших целей современного образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям; информационным технологиям; готовности к продолжению образования; элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях; личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Реализация данного учебного плана предоставляет возможность получения стандарта образования всеми обучающимися, позволяет достигнуть целей образовательной программы школы, удовлетворить социальный заказ родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, образовательные запросы и познавательные интересы обучающихся.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана
Директор МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова ________________Е.А. Левыкина
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: