Пояснительная записка к учебному плану муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей г. Козьмодемьянска»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «Лицей
г.Козьмодемьянска»:
___________ /В.В.Толстов/
«___» ____________ 201__г.
Пр. № 64/4 от 30.08.2013 г.
Пояснительная записка к учебному плану
муниципального общеобразовательного учреждения
«Лицей г.Козьмодемьянска»
на 2013 – 2014 учебный год
Начальная школа
1. Общие положения
Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» разработан на основе нормативно правовых документов федерального уровня:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст . 9, 13, 14, 15, 32);
– Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г .№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (зарегистрирован в Минюсте России 03 марта 2011 г.);
- нормативных документов Министерства образования и науки РФ:
– О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ
№ 220/11-13 от 20.02.1999);
– Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ
№ 1561/14-15 от 19.11.1998);
– Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной
школы (Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001);
– Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
(Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
– Приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст №17785
от 22.12.2009 « Федеральный государственный стандарт начального общего
образования »;
- Приказ МОиН РФ № 1241 от 26.11.2010 г . « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г .№ 373» (зарегистрирован в Минюсте России № 19707 от 04 февраля 2011 г.);
- Приказ МОиН РФ № 2885 от 27 декабря 2011г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию , на 2012/2013 учебный год";
- Приказ МОиН РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ , реализующих программы общего образования (в редакции от 20 августа 2008 года №241);
- Приказ МОиН РФ от 30.08.2010 г. №889 и Приказ МОиН РФ от 03.06.2011 года №1994
« О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования »;
- Приказ МОиН РФ от 01.02.2012 г №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации , реализующих программы общего образования »;
- Приказ МОиН РФ от 31.01.2012 №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего , основного общего и среднего (полного ) общего образования , утвержденный приказом МО РФ от 5.03.2004 г № 1089».
• Устава МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»,
• Программы развития лицея,
• Основной образовательной программы лицея,
Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска», реализующего общеобразовательные программы, определяет:
• перечень учебных предметов, изучаемых на каждой ступени в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, по которым проводится итоговая аттестация выпускников этой ступени или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года;
•распределение учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, основанное на рекомендациях Федерального базисного учебного плана в условиях преподавания с использованием распространенных апробированных учебных программ, учебно-методических комплектов, педагогических технологий;
• максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
•максимальный объем домашних заданий.
Учебный план МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от31 августа1994 г. №1008 (в редакции постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 216) предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель.
В 1-х классах обучение организуется только в режиме 5- дневной учебной недели (п.10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Продолжительность урока для 1 класса – с целью реализации «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии 1 класса, постепенного наращивания учебной нагрузки, в соответствии с п.10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001года № 408/13-13): в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь- май – по 4 урока по 45 минут каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми.
Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Предусмотрены дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
Во 2-4-х классах обучение организуется в режиме 6-дневной учебной недели (п. 10.4.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10). Величина недельной образовательной нагрузки, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность – 26 часов (п.10.5. СанПиН 2.4.2. 2821-10).
Продолжительность урока для 2-4 классов, в соответствии с пп. 10.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 и Федеральным базисным учебным планом - 45 мин.
В учебный план школы включены индивидуальные и групповые занятия, которые учитываются при определении максимальной аудиторной нагрузки обучающихся (п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Домашние задания даются обучающимся в таком объеме, чтобы затраты времени на его выполнение по всем предметам не превышали: во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах –
2 ч.
В соответствии с традицией и для удобства восприятия для начальной школы учебный план сформирован в «недельной » форме.
Учебный план составлен в целях:
• дальнейшего совершенствования образовательного процесса;
•достижения базового уровня образования;
•повышения результативности обучения учащихся;
•обеспечения вариативности образования;
• развития творческих способностей учащихся;
• сохранения единого образовательного пространства;
выполнения гигиенических требований к обучению учащихся.
В 2013-2014 учебном году в начальной школе будут функционировать 16 классов.
Классы 1А, 2А, 3А, 4А занимаются по УМК «Гармония». Остальные классы - по образовательной системе «Школа 2100».
Часы образовательного компонента в учебном плане использованы на изучение:
• предметной области Математика и информатика во 2 и 4 классах – по 1 часу.
• предметной области Филология: учебный предмет Литературное чтение - в 4 классе –
1 час,
• национально-региональный компонент, который представлен в объеме:
- 1 часа на Историю и культуру народов Марий Эл (ИКН);
- 1 часа на марийский (государственный) язык.
Марийский (государственный) язык изучаются во всех 2-4 классах, ИКН – в 2-3 классах.
2. Начальное общее образование.
Цель базовой части:
• формирование гражданской идентичности школьников;
•их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
• готовность к продолжению образования в основной школе;
•формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
•личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные для изучения в начальной школе учебные предметы |
русский язык, литературное чтение, английский язык, математика, окружающий мир, физическая культура, изобразительное искусство, музыка, технология, основы религиозных культур и светской этики (4 классы) |
Образовательная область «Филология» представлена следующими предметами:
1. | 1-е – 4-е классы | Литературное чтение |
2. | 1-е – 4-е классы | Русский язык |
3. | 2-е – 4-е классы | Иностранный язык (английский) |
Изучение Русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.
На учебный предмет «Русский язык» во всех первых классах дается по 5 часов. Русский язык в 4 классах изучается 4 часа в неделю. Прохождение программы обеспечивается за счет использования продуктивных педагогических технологий и методов обучения.
На изучение русского языка во 2- 3-х классах отводится 5 часов и гарантируется качество образования учащихся в соответствии с программой по предмету.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается 4 часа в неделю в 1-4 классах. Основная цель изучения Литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.
При изучении всех предметов уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, навыков скорописи и компьютерного набора текста.
Учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык) изучается 2 часа в неделю во 2-4 классах. Изучение Иностранного языка призвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык дружественных стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. В процессе изучения иностранного языка осуществляется развитие коммуникативной деятельности во взаимосвязи всех ее сторон: аудирования, диалогической и монологической речи, чтения и письма, решения творческих задач на страноведческом материале.
Предметная область Математика и информатика реализуется предметом Математика. Изучение этого учебного курса способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношения объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).
На изучение математики в 1, 3 классах выделяется 4 часа недельной учебной нагрузки, в 2, 4 классах- 5 часов.
Предметная область естествознание и обществознание реализуется с помощью учебного предмета Окружающий мир. Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно ценностных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд, труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного типа (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).
Учебный предмет «Окружающий мир» изучается 2 часа в неделю в 1-4 классах. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы экологической направленности, истории и культуры народов Марий Эл, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Предметная область и предмет – Физическая культура. Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика (нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры), формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и изучается 3 часа в неделю.
Предметная область - Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка. Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой один час в неделю в 1 -4 классах.
Учебный предмет «Музыка» изучается 1 час в неделю в 1-4 классах.
Предметная область - Технология представлена учебным предметом Технология.
Основная цель его изучения - формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия - планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, изучается
1 час в неделю в 1-2 классах и 2 часа в неделю в 3-4 классах.
Формирование ИКТ -компетентности учащихся 1-4 классах происходит в ходе использования информационных технологий на различных предметных уроках, в проектной деятельности, на занятиях во внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается
1 час в неделю в 4 классах.
В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включены материалы профориентационного информирования обучающихся при изучении математики, литературного чтения, окружающего мира. В проектной деятельности обучающихся предусмотрена пропедевтическая профориентационная направленность.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования 1-2 классов реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Учебным планом МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска» предусмотрена организация внеурочной деятельности по следующим направлениям развития личности:
Внеурочная деятельность (кружки, секции и др.) | 1 кл. | 2 кл. | |||
1 | Спортивно-оздоровительное | 1.1. | Дзюдо | 3 | 3 |
1.2. | Юный пловец | ||||
1.3. | Будь здоров | ||||
1.4. | Каратэ | ||||
1.5. | Спортивная карусель | ||||
2 | Художественно-эстетическое | 2.1. | Вокальный кружок «Капитошка» | 3 | 3 |
2.2. | Бисероплетение | ||||
2.3. | Драматический | ||||
2.4. | Школа искусств | ||||
2.5. | Роспись по дереву | ||||
3 | Образовательное | 3.1. | Юный математик | 2 | 1 |
3.3. | Математическая шкатулка | ||||
3.4. | Эрудит | ||||
3.5. | Математический сундучок | ||||
4 | Научно-познавательное | 4.1. | Риторика | 1 | 1 |
4.2. | Игровой английский | ||||
4.3. | Книгознайка | ||||
4.4. | Все обо всем | ||||
5 | Проектная деятельность | 5.1. | Учусь исследовать | 1 | 2 |
| | 5.2. | Познай себя | ||
| | 5.3. | Юный эколог | ||
| Итого: | 10 | 10 |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: