NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Курс «География. 5 класс»


И.И. Баринова, доктор педагогических наук, профессор, зав. Кафедрой географии МИОО

О курсе географии 5 класса.

Примерная программа и тематическое планирование
С нового учебного года география в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из которых по 35 часов (1 час в неделю)- в 5 и 6 классах и по 70 ч. (2 часа в неделю)- в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным планом систематическому курсу географии в основной школе предшествует пропедевтический курс «Окружающий мир».

Предлагаемая рабочая программ по курсу географии 5 класса. По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География 5 класс»- авторы И.И. Баринова, Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, которая является первым в классической линии учебников данного издательства.

Пояснительная записка

Курс «География. 5 класс»- это первый систематический курс географии в основной школе. Главная особенность этого курса- за весьма непродолжительное время (35 ч.) познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов- географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание курса включает пять основных блоков:

- что изучает география;

- как люди открывали Землю;

- Земля во Вселенной;

- виды изображения земной поверхности Земли;

- природа Земли.

Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучения многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, поэтому многие вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Основная цель данного курса- познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.

На предметном уровне основная задача курса- пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.

На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения географии как возможной области будущей практической деятельности.
Основное содержание программы

Что изучает география (4 ч.)

Живая и неживая природа нашей планеты Земля.

Явления природы (гроза, смена дня и ночи, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.)

Влияние человека на природу Земли. Человек на Земле.

Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.

Физическая география- наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.

Социально-экономическая география- наука и хозяйстве, населении (демография) и др.

Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.

Как люди открывали Землю (4 ч.)

Для чего люди изучали Землю.

Географические открытия в древности: плавания финикийцев.

Географы древнего мира- греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.

Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша, Васко да Гама, Марко Поло.

Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.)

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521-1522 г.).

Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820г.).

Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнёва (1648-1649 г.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).

Практикум: с к/к, учебником, диском.

Земля во Вселенной (8 ч.)

Представление древних народов о Вселенной.

Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представление о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы: планеты-гиганты и карлики.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Многообразие звезд и созвездий. Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Уникальная планета Земля.

Исследования космоса.

Виды изображений земной поверхности Земли (6 ч. )

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.

План местности.

Географическая карта.

Условные знаки плана и карты.

Практикум: Ориентирование с помощью компаса (работа на местности или в классе). Чтение плана и карты. Самостоятельное построение плана (класса, своей комнаты).

Природа Земли (9 ч.)

Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы.

Путешествие по материкам: разнообразие их природы.

Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.

Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.

Биосфера- живая оболочка Земли. В.И. Вернадский- создатель учения о биосфере.

Почва- особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев- основоположник учения о почвах.

Человек и природа. Человек- часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.

Природа- источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.

Практикум: на к/к обозначение материков и океанов Земли, районов землетрясений и вулканизма.

Резерв – 4 часа

Примерное тематическое планирование по курсу «География», 5 класс

Жирным шрифтом (в содержании уроков) дан материал, который проверяется в ЕГЭ.

№ урока

Тема

Содержание урока

Вид деятельности

Что изучает география- 4 ч.

1.

Мир, в котором мы живем.

Наш дом- планета Земля.

Живая природа- все многообразие живых организмов, включая человека.

Неживая природа- реки, горы, полезные ископаемые.

Явления природы.

Знакомство учащихся с учебником.

Изучение и анализ иллюстраций.

Работа с диском.

2.

Науки о природе.

Знакомство с основными науками о природе: астрономия, география, физика, химия, геология, биология, экология.

Естественные науки.

Формирование приемов работы с учебником и диском.

3.

География- наука о Земле.

Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Работа с учебником и диском, знакомство с презентацией.

4.

Методы географических исследований.

Представление о методах географических исследований и их развитии от географических описаний до аэрокосмических методов.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Как люди открывали Землю- 4ч.

5.

Географические открытия древности Средневековья.

Знакомство с основными открытиями и величайшими географами древности; плавания финикийцев; описания стран Геродотом; вычисление размеров Земли Эратосфеном.

Путешествие Марко Поло в Индию и Китай; плавания португальских моряков вокруг Африки- Б. Диаш и Васко да Гамма.

Работа с картой, умение правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника и на диске.

6.

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки Х. Колумбом (1492г.).

Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1522).

Открытие Австралии В. Янсзоном (1606г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллингаузеном и М.П.Лазаревым (1820г.).

Работа с текстом учебника, к/к, анализа презентаций.

7.

Открытия русских путешественников.

Новгородцы и поморы- первые исследователи севера Европы и Азии (XIIв.).

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XVв.).

Поход Ермака Тимофеевича в Западную Сибирь (XVв. ).

Экспедиция Семёна Дежнёва в Восточную Сибирь (XVIIв. ).

Великие Северные экспедиции В. Беринга и А.С. Чирикова (XVIIIв.).

Чтение и анализ карты атласа.

Самостоятельная подготовка презентаций по опережающему заданию «Десять великих путешественников».

8.

Земля во Вселенной- 8 ч.

9.

Представления о Вселенной в древности.

Что такое Вселенная.

Представления древних индийцев о форме Земли.

Древнегреческие ученые Пифагор и Аристотель о шарообразности Земли и модели строения Вселенной.

Работа в тетради: опорный конспект рассказа и презентации учителя.

10.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

Изменение представлений о мире после географических открытий XIV- XVIвв.

Первая модель Вселенной польского астронома Николая Коперника.

Учение о Вселенной итальянцев Джордано Бруно и Галилео Галилея (XVI- XVII вв.).

Современные представления о Вселенной.

Самостоятельная подготовка сообщений и презентаций по теме «Ученые, перевернувшие мир».

11.

Солнечная система.

Солнечная система- это планеты и небесные тела. Планеты делятся на две группы: планеты земной группы- Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты- Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон.

Работа с текстом учебника и диском, выполнение заданий учебника.

12.

Планеты-гиганты.

Отличительные свойства планет - гигантов: состоят преимущественно из газов, не имеют твердых поверхностей, обладают большим количеством спутников, имеют кольца.

Происхождение названий планет.

Составление характеристики планет-гигантов по плану (с.60 учебника).

Анализ иллюстраций учебника и диска.

13.

Небесные тела.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Самая известная комета- Галлея.

Самый большой астероид- Церера.

Значение изучения небесных тел для познания космических процессов.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентации.

14.

Мир звезд.

Солнце- ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Многообразие звезд: сверхгиганты, гиганты, карлики.

Созвездия. Почему люди с древних времен наблюдали за звездным небом.

Наблюдение за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.

15.

Уникальная планета Земля.

Планета Земля- планета жизни:

Благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Сравнение особенностей планет земной группы.

16.

Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых в развитие космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв.

Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

Самостоятельные сообщения о первой женщине-космонавте В. Терешковой; о первом выходе человека в открытый космос- А. Леонов.

Рефлексия (самоанализ): что нового я узнал из этой темы.

Виды изображений поверхности Земли- 6ч.

17.

Стороны горизонта.

Горизонт. Основные (север, юг, восток, запад) и промежуточные (сз, св, юв, юз) стороны горизонта.

Ориентирование.

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

18.

Способы ориентирования.

Компас - прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по Солнцу и звездам.

Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа: ориентирование по компасу и местным признакам.

19.

План местности и географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности.

План местности. Масштаб. Условные знаки. Отличие географической карты от плана. Начальные меридиан. Экватор- сама длинная параллель.

Отработка знаний условных знаком плана.

Тренинг: ориентирование по плану и географической карте.

20.

Практикумы по теме.

Обобщение и отработка знаний и умений по теме при решении практических задач.

Практикум: Составление простейшего плана.

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты.

21.

22.

Природа Земли – 9ч.

23.

Как возникла Земля.

Гипотезы разных ученых о происхождении планеты Земля и Солнечной системы.

Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска.

24.

Внутреннее строение Земли.

Ядро и мантия. Литосфера и земная кора. Движения земной коры.

Породы и минералы.




25.

Землетрясения и вулканы.

Грозные явления природы, связанные с литосферой. Землетрясения. Причины землетрясений, сейсмические районы.

Вулканы. Строение вулкана: кратер, жерло, очаг магмы. Действующие и потухшие вулканы.

Практическая работа: обозначение на к/к сейсмических зон Земли, крупнейших вулканов.

26.

Путешествие по материкам.

Краткая характеристика особенностей природы всех материков Земли.

Формирование представлений о разнообразии природы нашей планеты.

Подготовка образных рассказов и презентаций по опережающим заданиям о природе разных материков Земли.

Обозначение на к/к всех материков и особенностей их природы.

27.

Вода на Земле.

Гидросфера- водная оболочка Земли. Мировой океан. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды.

Вода в атмосфере.

Роль воды в жизни человека.

Работа с к/к: обозначение океанов, морей, крупных рек и озер.

28.

Воздушная оболочка Земли.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха.

Атмосферные явления: грозы, смерчи, ураганы, ливни, град.

Погода и климат.

Роль атмосферы в жизни человека.

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока.

29.

Живая оболочка Земли.

Биосфера- живая оболочка Земли.

Границы биосферы.

Русский ученый В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере.

Работа с учебником и диском.

30.

Почва- особое природное тело.

Что такое почва.

В.В. Докучаев- основоположник науки о почвах- почвоведении.

Плодородие- основное свойство почвы..

Значение почвы для человека.

Анализ текста учебника и работа с диском.

31.

Человек и природа.

Систематизация и обобщение знаний курса.

Роль природы в жизни человека.

Воздействие человека на природу.

Необходимость бережного отношения к природе.

Правила поведения в природе.

Итоговый контроль по курсу: выполнение тестовых заданий; работа с картами; проверка географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант).

Резерв времени- 4 часа.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.