NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии»




Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М

.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2011. - 72c.// , отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2012;

Календарно – тематический план




п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

9 А

9 Б

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки



1.

Введение в основы общей биологии.

Биология - наука о

живом мире.




04.09.





03.09.










2

Общие свойства живых организмов.




07.09.




04.09.










3

Многообразие форм живых организмов.




11.09.




10.09.












4

Основы учения о клетке.

Цитология - наука

о клетке. Многообразие клеток.

10ч


14.09.




11.09.










5

Химический состав

клетки.




18.09.




17.09.




Презентация.




6

Органические вещества клетки.




21.09.




18.09.




Таблица «Строение и функции нуклеиновых кислот», Строение белков», Строение и функции липидов», «Строение углеводов». Модель ДНК.




7

Строение клетки.




25.09.




24.09.




Таблица «Строение клетки»




8

Изучение клеток

растений и животных.

Изучение клеток

бактерий.

П/р № 1 «Изучение клеток растений и животных».




28.09.




25.09.










9

Обмен веществ и

энергии в клетке.




02.10.




01.10.




Таблица «Метаболизм»




10

Биосинтез белков в

живой клетке.




05.10.




02.10.




Таблица «Синтез белка»




11

Биосинтез углеводов - фотосинтез.




09.10.




08.10.




Таблица «Фотосинтез»




12

Обеспечение клетки энергией.




12.10.




09.10.










13

Зачет «Основы учения о клетке».




16.10.




15.10.










14

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Типы размножения организмов.





19.10.




16.10.






Презентация.




15

Деление клетки.

Митоз.

Л/р № 1 Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений».




23.10.




22.10.




Таблица «Деление клетки. Митоз»




16

Образование половых клеток. Мейоз.




26.10.




23.10.




Таблица «Деление клетки. Мейоз». Динамическое пособие «Перекрёст хромосом».




17

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.




30.10.




29.10.










18

Зачет «Размножение и индивидуальное развитие

организмов».




13.11.




30.10.












19

Основы наследственности и изменчивости.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Защита проектов.




16.11.




12.11.




Презентация.




20

Генетические опыты Г.Менделя.




20.11.




13.11.










21

Дигибридное скрещивание.




23.11.




19.11.




Динамическое пособие «Дигибридное скрещивание».




22

Сцепленное наследование.




27.11.




20.11.




Презентация.




23

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.




30.11.




26.11.




Презентация.




24

Наследование признаков, сцепленных с полом.

П/ р № 2«Решение генетических задач».




04.12.




27.11.










25

Наследственная изменчивость.




07.12.




03.12.




Презентация.




26

Другие типы

изменчивости.

П/р № 3 « Выявление изменчивости организмов» и выводы к ней.




11.12.




04.12.










27

Зачет «Основы наследственности и изменчивости».




14.12.




10.12.










28

Основы селекции растений. животных и микроорганизмов.

Генетические основы селекции организмов. Защита проектов.





18.12.




11.12.










29

Особенности

селекции растений.




21.12.




17.12.




Презентация.




30

Особенности селекции животных.




25.12.




18.12.




Презентация.




31

Основные направления селекции микроорганизмов.




11.01.




24.12.




Презентация.





32

Происхождение жизни и развитие органического мира.

Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.



15.01.




25.12.










33

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.




18.01.




14.01.










34

Этапы развития жизни на Земле.




22.01.




15.01.










35

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.




25.01.




21.01.











36

Учение об эволюции.

Идея развития органического мира в биологии.

10ч

29.01.




22.01.










37

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.




01.02.




28.01.










38

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Выявление приспособленности к среде обитания.

П/р № 4 «Выявление приспособленности к среде обитания»




05.02.




29.01.










39

Современные представления об эволюции органического мира.




08.02.




04.02.




Таблица «Филогенетическое древо животного мира»




40

Вид, его структура и особенности.




12.02.




05.02.




Видеофильм «Критерии вида»




41

Процесс образования видов – видообразование.




15.02.




11.02.




Презентация




42

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.




19.02.




12.02.










43

Основные направления эволюции.




22.02.




18.02.




Таблица «Главные направления эволюции»




44

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.




26.02.




19.02.










45

Зачёт «Учение об эволюции»




26.02.




25.02.












46

Происхождение человека (антропогенез).

Место и особенности человека в системе органического мира.





01.03.






26.02.










47

Доказательства эволюционного происхождения человека.




05.03.




04.03.




Таблица «Эволюционное древо приматов и человека»




48

Этапы эволюции вида Человек разумный.




08.03.




05.03.










49

Человеческие расы, их родство и происхождение.




12.03.




11.03.




Презентация




50

Защита проектов по теме «Происхождение человека. Антропогенез»




15.03.




12.03.











51

Основы экологии.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

13ч

19.03.




18.03.




Таблица «Среды жизни»




52

Закономерности действия факторов среды на организмы.




22.03.




19.03.




Таблица «Действия факторов среды на живые организмы»




53

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.




02.04.




01.04.










54

Биотические связи в природе.




05.04.




02.04.




Презентация. Таблица «Биотические взаимодействия»




55

Популяции как форма существования видов в природе.




09.04.




08.04.










56

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.




12.04.




09.04.










57

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.




16.04.




15.04.










58

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии.

Урок комплексного применения ЗУН.

П/р № 5 « Составление схем передачи вещества и энергии» и выводы к ней.




19.04.




16.04.




Таблица «Строение экосистемы»




59

Развитие и смена биогеоценозов.




23.04.




22.04.




Таблица «Сукцессия – саморазвитие природного сообщества»




60

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

П/р № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»




26.04.




23.04.










61

Основные законы устойчивости живой природы.




30.04.




29.04.










62

Рациональное использование природы и её охрана. Защита проектов.




03.05.




30.04.










63

Экологические проблемы.




07.05.




06.05.




Презентация





64

Обобщение.

Становление современной теории эволюции.




10.05.





07.05.










65

Клетка – структурная и функциональная единица живого.




14.05.




13.05.




Таблица «Строение прокариотической и эукариотической клеток»




66

Закономерности наследственности и изменчивости.




17.05.




14.05.










67

Взаимодействие организма и среды обитания.




21.05.




20.05.










68

Итоговая контрольная работа.




24.05.




21.05.












Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение в основы общей биологии - 3 часа.

     Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. 

Тема 2. Основы учения о клетке - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические  и органические вещества в клетке. Их  функции. Вода и ее роль в клетках. Углеводы (полисахариды), жиры и липиды. Их разнообразие и свойства.

Белки. Аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль.

Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения.

Строение клетки. Основные  компоненты клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и ее основные органоиды, их функции в клетке.

Разнообразие клеток. Прокариоты  и эукариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы и бактериофаги.  Автотрофы и гетеротрофы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.  Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке - фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания.

Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов. Бесполое и половое. Вегетативное размножение.

Деление клетки прокариот и эукариот. Подготовка клетки к делению. Митоз, его фазы. Гаплоидные и диплоидные наборы хромосом.

Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторные работы.

Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. 
Тема 4. Основы наследственности и изменчивости - 9 часов.

Основные понятия генетики. Понятие о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности изменчивости.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Генотип и фенотип.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы.

Решение генетических задач.

Тема 5. Основы селекции - 4 часа

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.

Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира - 6 часов

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле.  Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в археозойскую эру. Усложнение жизни в протерозое. Эволюция от анаэробного к аэробному способам дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных горных пород, формирование первичных почв.

Освоение растениями суши в палеозойскую эру. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты, приспосабливающие животных к наземному образу жизни.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Появление  человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Тема 7. Учение об эволюции - 10 часов

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции.Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Изменчивость организмов в природных условиях. Факторы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор.  Формы естественного отбора. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии.  Популяционная структура вида. Популяция как  форма существования вида, как генетическая система и единица эволюции.

Основные закономерности эволюции. Популяция и вид как надорганизменные биосистемы.

Образование новых видов в природе. Роль изоляции в расхождении видов. Видообразование. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволюции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Практические работы.

Приспособленность организмов и ее относительность.

Экскурсии.

Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) - 5 часов

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными.

Доказательства происхождения человека от животных. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический тип. Движущие сила и этапы эволюции человека: древнейшие, древние люди, становление человека разумного.  Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 

Тема 9. Основы экологии - 13 часов

Экология – наука о взаимосвязях организма с окружающей средой.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и другие организмы как среда обитания.

Общие законы действия факторов среды на организм. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексное действие факторов. Учет меры действия фактора  как необходимый принцип в хозяйственной деятельности человека (удобрения, ядохимикаты, лекарства, радиация и другие загрязнения окружающей среды). Понятие экстремальных условий.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности). Экологические группы и жизненные формы организмов.Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов как адаптация их к ритмам внешней среды. Свет как сигнал сезонных изменений. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные демографические и структурные характеристики популяции: рождаемость, смертность, численность, плотность, возрастная и половая структура. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Причины массового размножения популяций и видов.  Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярусное строение, количественное участие видов, средообразователи, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Связи: хищника и жертвы, паразита и хозяина, конкуренции. Взаимовыгодные отношения. Симбиоз. Понятие биологической продукции. Первичная и вторичная биологическая продукция, их соотношение. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.   

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи и циклы  питания. Круговорот веществ и баланс потоков веществ и энергии как основа устойчивости экосистемы. Роль разнообразия видов в устойчивости экосистем.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы (на примере восстановления леса на  месте гари или пашни). Понятие сукцессии как процесса развития сообществ от неустойчивых к устойчивым. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Агроценоз, его особенности и значение для человека.  Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.    Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Рациональное использование биологических ресурсов.  Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Биосфера как система жизнеобеспечения человечества. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере и устойчивом развитии общества на Земле.

Экологические потребности и экологическая ответственность людей. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Практические работы.

Составление схем передачи вещества и энергии. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

 

Обобщение – 5 часов

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты.  Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности человека.

 


Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;



Перечень учебно – методического обеспечения


Учебник: Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб.

заведений. - М.: Вентана-Граф, 2012;
Методическая литература:

1) Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие для учителя- М.:

Вентана-Граф, 2005;
2) Сухова Т. А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

Список литературы. Перечень ИКТ

Методические пособия для учителя:


  1. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;




  1. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;




  1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;




  1. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;




  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;




  1. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997




  1. Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;


для учащихся:
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2.-М.: Вентана-Граф, 2006.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

ИКТ

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии

  • www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



страница 1


скачать

Другие похожие работы: