NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология»




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.// , отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 10 классе на базовом уровне отводится 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 10 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока усложнено и углублено, но в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» компоненты знаний: термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Биология. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2005.

Календарно – тематический план




п/п

Наименование разделов и

тем уроков.

Проектная деятельность.

Кол - во часов

Дата

Наглядные пособия.

ИКТ, ТСО.

Корректировка

10 А

10 Б

По плану

Фак-ки

По плану

Фак-ки









1.

Тема № 1 «Введение в курс основы биологии»

Что изучает общая биология.

5 ч.



02.09.






02.09.










2

Основные свойства жизни.




09.09.




09.09.










3

Структурные уровни организации жизни.




16.09.




16.09.




Таблица




4

Методы биологических исследований.




23.09.




23.09.




Презентация




5

Значение биологических знаний.




30.09.




30.09.











6

Тема № 2 «Биосферный уровень организации жизни»

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

8 ч.



07.10.






07.10.





Презентация




7

Функции живого вещества в биосфере.




14.10.




14.10.




Презентация




8

История развития жизни на Земле.




21.10.




21.10.




Таблица




9

Биосфера как глобальная экосистема.




28.10.




28.10.




Таблица




10

Человек как житель биосферы.




11.11.




11.11.




Презентация




11

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.




18.11.




18.11.




Презентация




12

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.





25.11.




25.11.




Презентация




13

Зачет «Биосферный уровень организации жизни».




02.12.




02.12.












14

Тема № 3 «Биогеоценотический уровень организации жизни»

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

9 ч.

09.12.




09.12.










15

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.




16.12.




16.12.




Презентация




16

Строение и свойства биогеоценоза.




23.12.




23.12.




Таблица




17

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.




13.01.




13.01.




Презентация




18

Смена биогеоценозов и её причины.




20.01.




20.01.




Презентация




19

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов.




27.01.




27.01.




Презентация




20

Природопользование в истории человечества.




03.02.




03.02.




Презентация




21

Экологические законы природопользования.




10.02.




10.02.




Презентация




22

Зачёт «Биогеоценотический уровень организации жизни»




17.02.




17.02.












23

Тема № 4 «Популяционно-видовой уровень организации жизни»

Основные свойства и критерии вида.

12 ч.


24.02.





24.02.










24

Популяция – как форма существования вида.




03.03.




03.03.




Презентация




25

Популяция – как основная единица эволюции.




10.03.




10.03.




Презентация




26

Видообразование и его способы.




17.03.




17.03.




Презентация




27

Человек как уникальный вид живой природы.




07.04.




07.04.




Презентация




28

Этапы эволюции человека.




14.04.




14.04.










29

Особенности популяционно – видового уровня жизни.




21.04.




21.04.




Презентация




30

Основные закономерности эволюции.




28.04.




28.04.




Презентация




31

Современные представления об эволюции органического мира.




05.05.




05.05.




Презентация




32

Основные направления эволюции.




12.05.




12.05.




Презентация




33

Проблемы сохранения видов.




19.05.




19.05.




Презентация




34

Зачёт « Популяционно – видовой уровень организации жизни»




26.05.




26.05.











Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение в курс основы биологии – 5 часов

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания. Структурные уровни организации жизни. Значение биологических знаний.

Тема 2. Биосферный уровень организации жизни – 8 часов

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотеза А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические , биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 9 часов

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем.
Тема 4. Популяционно – видовой уровень организации жизни – 12 час

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволюции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов.  Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Особенности популяционно – видового уровня жизни.


Требование к уровню подготовки учащихся


Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

отличать научные методы, используемые в биологии;

определять место биологии в системе естественных наук;

доказывать, что организм - единое целое;

объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живо

природы;

обосновывать единство органического мира;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2005;
Методическая литература:

Сухова Т. А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

Список литературы. Перечень ИКТ
Методические пособия для учителя:


  1. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;




  1. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;




  1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;




  1. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;




  1. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;




  1. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997




  1. Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;


MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

  • http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

  • www.bio.nature.ru - научные новости биологии

  • www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  • www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

1



страница 1


скачать

Другие похожие работы: