Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.// , отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
На изучение биологии в 10 классе на базовом уровне отводится 34 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень). В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 10 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока усложнено и углублено, но в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» компоненты знаний: термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2005.
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков. Проектная деятельность. | Кол - во часов | Дата | Наглядные пособия. ИКТ, ТСО. | Корректировка | |||
10 А | 10 Б | |||||||
По плану | Фак-ки | По плану | Фак-ки | | | |||
1. | Тема № 1 «Введение в курс основы биологии» Что изучает общая биология. | 5 ч. | 02.09. | | 02.09. | | | |
2 | Основные свойства жизни. | | 09.09. | | 09.09. | | | |
3 | Структурные уровни организации жизни. | | 16.09. | | 16.09. | | Таблица | |
4 | Методы биологических исследований. | | 23.09. | | 23.09. | | Презентация | |
5 | Значение биологических знаний. | | 30.09. | | 30.09. | | | |
6 | Тема № 2 «Биосферный уровень организации жизни» Учение В.И.Вернадского о биосфере. | 8 ч. | 07.10. | | 07.10. | | Презентация | |
7 | Функции живого вещества в биосфере. | | 14.10. | | 14.10. | | Презентация | |
8 | История развития жизни на Земле. | | 21.10. | | 21.10. | | Таблица | |
9 | Биосфера как глобальная экосистема. | | 28.10. | | 28.10. | | Таблица | |
10 | Человек как житель биосферы. | | 11.11. | | 11.11. | | Презентация | |
11 | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | | 18.11. | | 18.11. | | Презентация | |
12 | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | | 25.11. | | 25.11. | | Презентация | |
13 | Зачет «Биосферный уровень организации жизни». | | 02.12. | | 02.12. | | | |
14 | Тема № 3 «Биогеоценотический уровень организации жизни» Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | 9 ч. | 09.12. | | 09.12. | | | |
15 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. | | 16.12. | | 16.12. | | Презентация | |
16 | Строение и свойства биогеоценоза. | | 23.12. | | 23.12. | | Таблица | |
17 | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. | | 13.01. | | 13.01. | | Презентация | |
18 | Смена биогеоценозов и её причины. | | 20.01. | | 20.01. | | Презентация | |
19 | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. | | 27.01. | | 27.01. | | Презентация | |
20 | Природопользование в истории человечества. | | 03.02. | | 03.02. | | Презентация | |
21 | Экологические законы природопользования. | | 10.02. | | 10.02. | | Презентация | |
22 | Зачёт «Биогеоценотический уровень организации жизни» | | 17.02. | | 17.02. | | | |
23 | Тема № 4 «Популяционно-видовой уровень организации жизни» Основные свойства и критерии вида. | 12 ч. | 24.02. | | 24.02. | | | |
24 | Популяция – как форма существования вида. | | 03.03. | | 03.03. | | Презентация | |
25 | Популяция – как основная единица эволюции. | | 10.03. | | 10.03. | | Презентация | |
26 | Видообразование и его способы. | | 17.03. | | 17.03. | | Презентация | |
27 | Человек как уникальный вид живой природы. | | 07.04. | | 07.04. | | Презентация | |
28 | Этапы эволюции человека. | | 14.04. | | 14.04. | | | |
29 | Особенности популяционно – видового уровня жизни. | | 21.04. | | 21.04. | | Презентация | |
30 | Основные закономерности эволюции. | | 28.04. | | 28.04. | | Презентация | |
31 | Современные представления об эволюции органического мира. | | 05.05. | | 05.05. | | Презентация | |
32 | Основные направления эволюции. | | 12.05. | | 12.05. | | Презентация | |
33 | Проблемы сохранения видов. | | 19.05. | | 19.05. | | Презентация | |
34 | Зачёт « Популяционно – видовой уровень организации жизни» | | 26.05. | | 26.05. | | | |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Введение в курс основы биологии – 5 часов
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками1. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания. Структурные уровни организации жизни. Значение биологических знаний.
Тема 2. Биосферный уровень организации жизни – 8 часов
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотеза А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические , биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Тема 3. Биогеоценотический уровень организации жизни – 9 часов
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем.
Тема 4. Популяционно – видовой уровень организации жизни – 12 час
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Нарастание биологического разнообразия. Отражение хода эволюции в систематике растений и животных. Понятие о коэволюции видов.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Особенности популяционно – видового уровня жизни.
Требование к уровню подготовки учащихся
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
отличать научные методы, используемые в биологии;
определять место биологии в системе естественных наук;
доказывать, что организм - единое целое;
объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живо
природы;
обосновывать единство органического мира;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
отличать биологические системы от объектов неживой природы.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. - М.: Вентана-Граф, 2005;
Методическая литература:
Сухова Т. А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы.- М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
Список литературы. Перечень ИКТ
Методические пособия для учителя:
Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. -М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. -М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. -М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997
Фросин В. /-/., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
MULTIMEDIA- поддержка курса «Основы общей биологии»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
1
страница 1
скачать
Другие похожие работы: