Пояснительная записка Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса моу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2
Урок чистоты
Урок подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
с. Карагай - 2009
Пояснительная записка
Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2».
Урок проведен в течение 90 минут.
В ходе урока использованы следующие виды деятельности учащихся:
Познавательная.
Коммуникативная.
Рефлексивная
Первая часть урока посвящена знакомству с теорией по проблеме отходов. Используется электронная презентация (15 мин). Вторая часть урока (55 минут) – интерактивная деятельность учащихся. Учащиеся работают в группах по 5 человек. Для них подготовлены раздаточные материалы и задания, с которыми они работают 25 минут, затем группы в течение 30 минут представляют отчёт о выполнении заданий.
Третья часть урока - заключительная (20 минут). Учащимся предлагается 10 тестов по теме (10 мин). Если тесты выполнены верно, то в клетках ответов получается слоган «Мусору - нет». Для рефлексии отводится 7 минут. Три минуты – для подведения итогов урока.
Для урока использовано оборудование: мультимедийная техника для демонстрации презентации; ватман, бумага писчая, маркеры, карточки с заданиями, раздаточные материалы, магниты для организации интерактивной работы в группах. Подготовлена подборка литературы.
Для подготовки конспекта урока использованы методические материалы сборника информационных материалов «Урок Чистоты», а также собственные наработки автора.
«Урока Чистоты»
Организационный момент.
Столы в классе расставлены для работы в группах. Учащиеся образуют группы по 4-5 человек. На столах подготовлены раздаточные материалы, бумага и маркеры для работы.
Определение целей и задач урока.
Учитель: ребята, исходя из темы урока, о цели и задачах нашего урока. (ответы кратко фиксируются на листе бумаги). Думаю, что ваши высказывания вошли в те цели и задачи, которые демонстрируются на слайде.
Цель: изучение проблемы отходов с экономической, экологической и социальной точки зрения, развитие понятий о раздельном сборе отходов.
Задачи:
Узнать о видах отходов и их классификации.
Познакомиться со способами утилизации отходов, выяснить их положительные и отрицательные стороны.
Изучить преимущества системы раздельного сбора бытовых отходов.
Определить способы изменения собственного образа жизни для того, чтобы уменьшить потребление ресурсов и сократить отходы.
(слайд 2-3)
3. Актуализация знаний.
В ходе актуализации знаний с учащимися проводится беседа с использованием электронной презентации, ставятся проблемные вопросы, при ответе на которые учащиеся должны оперировать знаниями из курса биологии, экологии, географии.
Учитель: Ежегодно на территории Пермского края в год образуется 1,2 млн. тонн бытовых отходов, из них 32 % бытовых отходов – потенциальное вторичное сырье. В настоящее время в Пермском крае только 1 % отходов подвергается вторичному использованию. 40 % твердых бытовых отходов размещено на несанкционированных свалках (слайд 4). Образно этот объём отходов можно представить в виде железнодорожного состава, протяжённостью от Москвы до Екатеринбурга. (слайд 5)
Учитель: Почему в природе нет таких объемов отходов? Вспомните примеры из жизни животных, растений и микроорганизмов.
Ответы учащихся:
В биосфере преобладают замкнутые циклы. Отходы разлагаются и становятся сырьём для нового роста.
Бактерии переводят органические вещества в минеральные, которые потребляются растениями, служащими пищей для животных и т. д.
Учитель: Почему перед человечеством встала проблема утилизации отходов?
Ответы учащихся:
«Человечество производит много отходов, природа не справляется с их утилизацией».
«Люди создали новые вещества, которые не перерабатываются микроорганизмами-редуцентами».
Отходов в природе нет, т.к. за многие миллионы лет сложились определённые цепи питания. Многие вещества, созданные человеком, живые организмы не могут включить в цепи питания.
Учитель: Человек – единственный вид на планете, который не живёт согласно принципу нулевых отходов. Менталитет царя природы «Взять, сделать… и выбросить» должен быть заменён идеологией нулевых отходов. Мы должны снижать свой «мусорный показатель» - уменьшать объём того, что мы не можем переработать, и постоянно выбрасываем в окружающую среду.
Знакомство с новым материалом - Беседа с использованием электронной презентации.
Учитель: каждый житель Пермского края ежегодно образует в среднем 300 кг отходов в год. Что же относится к твердым бытовым отходам - ТБО?
Твердые бытовые отходы (ТБО) относят к отходам потребления, образующимся в результате жизнедеятельности людей (слайд 6)
Источниками образования муниципальных отходов являются (слайд 7):
Жилой фонд (индивидуальные и многоквартирные дома);
Хозяйственные учреждения (магазины, культурные заведения, предприятия общепита, гостиницы);
Коммунальные службы (снос и строительство зданий, уборка улиц, зеленое строительство, парки, пляжи);
Социальные учреждения (школы, больницы, тюрьмы).
Морфологический состав ТБО разнообразен(слайд 8):
В Екатеринбурге провели исследования по изучению морфологического состава твердых бытовых отходов. Наиболее распространенными являются пищевые отходы, бумага и картон. Как показывает данная диаграмма, пищевые отходы – 34 %, бумага и картон – 31 %, полимеры – 7 %, металлы 6 %.
ТБО можно подразделить на три категории (слайд 9)
1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Для этого его нужно выделить из общего потока, сортировать и пускать в дальнейшую переработку (бумага, металлы, пластик, стекло).
2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать (пищевые отходы, садовые отходы, бумагу и картон).
3. Неутилизируемые отходы – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики (пластмассовые изделия, электронные и электрические приборы и др.)
4. Опасные отходы – виды отходов, содержащие токсичные или биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду недопустимо (батарейки, ртутные градусники, лекарственные препараты).
Почему Д.И.Менделеев сказал: «…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»? (слайд 10)
Ответы учащихся:
Д.И. Менделеев задумывался над тем, что и отходы могут служить сырьем для получения каких-либо предметов или веществ, но по каким-либо причинам эти отходы не используются.
Очевидно, надо разрабатывать технологии для переработки отходов, чтобы они стали сырьём для получения продукции.
Учитель: Скажите, какие из отходов можно использовать повторно? Сколько % от всех отходов можно отнести к вторичному сырью? Работа по диаграмме (слайд 11) .
Учащиеся определяют, какие отходы можно отнести к вторичному сырью, рассчитывают их количество.
0,9 (цветные металлы) + 3 (черные металлы) + 10 (пластмасса) + 10 (бумага) + 9 (стекло)=32,5 (%)
Вывод: 1/3 часть отходов может быть переработана.
Учитель: В Пермском крае разработана Концепция по обращению с отходами производства и потребления, призванная закрепить общие подходы к организации системы управления отходами на территории края.
К концептуальным положениям, которые заложены в основу системы управления отходами на территории Пермского края, относятся (слайд 12):
- минимизация образования отходов на всех этапах жизненного цикла материалов, продуктов, изделий;
- экологически безопасное обращение с отходами;
- экономия ресурсов всех видов;
- снижение эмиссий в окружающую природную среду до экологически безопасного уровня;
- исключение перемещения отходов в пространстве и во времени;
- захоронение неутилизируемых отходов, исключающее негативное влияние на объекты окружающей среды и в настоящее время и в будущем («вечное захоронение»).
В построении политики обращения с отходами установлена четкая иерархия методов обращения с отходами (слайд 13).
В первую очередь система должна быть нацелена на предотвращение образования отходов и снижение их токсичности. Если образование отходов не удалось минимизировать, отходы в максимальном объеме должны направляться на вторичное использование или энергетическую утилизацию (требуется максимальное использование ресурсного потенциала отходов). И только в третью очередь при невозможности материальной и энергетической переработки неутилизируемые отходы и продукты переработки/обезвреживания направляются на захоронение.
Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые (в идеале) не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.
Вторичное сырье – утильные фракции – материалы и изделия (макулатура, пластик, ПЭТ-бутылка, полиэтилен, стекло, текстиль, металлическая банка), которые после полного первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье (слайды 14-17).
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы использовать эти отходы в качестве сырья?
Ответы учащихся:
При выгрузке мусора на свалках необходимо его сортировать.
Необходимо отделять разные отходы друг от друга при сборе.
Можно расставить контейнеры для раздельного сбора мусора
Нужно агитировать людей за раздельный сбор мусора.
Учитель: Действительно, мы должны иметь новый взгляд на проблему отходов. Природные ресурсы не безграничны. Как отметил Р.Мюррей: «Старая система создаёт отходы из благосостояния, теперь мы нуждаемся в создании благосостояния из отходов».
Сейчас мы переходим к интерактивному этапу урока, в ходе которого группы готовятся к круглому столу «Отходы: мифы и реальность».
Интерактивный этап урока - 55 минут.
На этом этапе урока учащиеся работают в группах в течение 25 минут. Каждая группа получает раздаточные материалы по своей теме из методического сборника «Урок чистоты». Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом, обсуждают его, готовят выступление и наглядность.
На отдельном столе подготовлены справочники и подборка литературы по теме. Это «Консультационный Центр».
Затем в течение 5 минут каждая группа представляет сообщение по своей теме, придерживаясь основного плана.
План сообщения
1. Сущность способа утилизации отходов.
2. Плюсы и минусы.
3. Влияние на экологическую обстановку в крае.
4. Экономический эффект.
5. Роль социума.
6. Альтернатива.
7. Что должен делать каждый для уменьшения отходов.
1 группа. Термические методы утилизации отходов.
2 группа. Биологические методы утилизации отходов.
3 группа. Захоронение (депонирование) ТБО. Мусороперерабатывающие заводы.
4 группа. Раздельный сбор отходов.
После выступления другие группы выступают в роли оппонентов и задают вопросы.
Закрепление нового материала – тестирование 10 минут.
Тесты составлены по материалам сборника «Уроки чистоты на территории Пермского края»
Рефлексия.
Каждый учащийся пишет на заготовленном заранее листе с надписью «Экологический совет на каждый день» свой совет в соответствии с темой урока.
По желанию учащиеся проговаривают окончание одного из предложений:
- Сегодня я узнал, что …
- На уроке я удивился тому, что…
- Я понял, что…
- Мне на уроке было ..., потому что…
Подведение итогов урока.
Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрели очень важную тему, связанную с нашей повседневной жизнью. Думаю, что знания, полученные на уроке, вы начнёте применять в своей жизни и сократите количество мусора, производимого вашей семьёй. А образующийся мусор будете собирать раздельно. И в напутствие хочется напомнить слова И.Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Желаю вам, чтобы все ваши позитивные мысли превратились в конкретную деятельность по раздельному сбору отходов.
Источники информации
Сапожникова Г.П., Снакин В.В. Мир в наших руках.- Пущино-Москва:Изд-во «11 формат», 2006.-76 с.
2. Уроки чистоты на территории Пермского края. – Составители: И.Зязева, С.М.Морозова, Е.Н.Овчинникова, Н.А.Пронина
Дополнительный материал для урока
Приложение1.
Знаете ли вы?
Если каждая школа России станет потреблять меньше на 1 пачку бумаги в месяц, то это спасёт 23400 взрослых дерева от вырубки.
Более 93 % бумажно-картонной упаковки и 75 % газетной продукции Германии изготавливается из макулатуры.
60 кг макулатуры спасает от вырубки
1 дерево.
Приложение2.
Электронный мусор
К 2010 году человечество выбросит более 250 млн. компьютеров и 130 млн. мобильных телефонов.
Вес компьютера – 27 кг, в том числе: 6,8 кг силикона, 6,3 кг пластика, 5,6 железа, 3,8 кг алюминия, 1,9 бронзы, 1,7 кремния, 0,6 цинка, 0,2 олова, 0,2 никеля, титан, селен, бериллий, ртуть, магний, мышьяк, ниобий, хром, тантал, ванадий, кобальт, европий, иридий, серебро, золото.
Приложение3.
Из пластика изготавливают бутылки и упаковку для бытовой химии, одноразовую посуду, пенопласт, пластмассу.
Ежегодно в мире производится 1,2 триллиона пластиковых пакетов.
Каждый человек в год приобретает около 300 пластиковых пакетов.
Альтернатива пластиковым пакетам – сумки из ткани.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: