NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса моу «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»


МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2

Урок чистоты

Урок подготовила:

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

с. Карагай - 2009

Пояснительная записка

Урок Чистоты проведён в рамках Дней защиты от экологической опасности для учащихся 10 класса МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2».

Урок проведен в течение 90 минут.

В ходе урока использованы следующие виды деятельности учащихся:

  • Познавательная.

  • Коммуникативная.

  • Рефлексивная

Первая часть урока посвящена знакомству с теорией по проблеме отходов. Используется электронная презентация (15 мин). Вторая часть урока (55 минут) – интерактивная деятельность учащихся. Учащиеся работают в группах по 5 человек. Для них подготовлены раздаточные материалы и задания, с которыми они работают 25 минут, затем группы в течение 30 минут представляют отчёт о выполнении заданий.

Третья часть урока - заключительная (20 минут). Учащимся предлагается 10 тестов по теме (10 мин). Если тесты выполнены верно, то в клетках ответов получается слоган «Мусору - нет». Для рефлексии отводится 7 минут. Три минуты – для подведения итогов урока.

Для урока использовано оборудование: мультимедийная техника для демонстрации презентации; ватман, бумага писчая, маркеры, карточки с заданиями, раздаточные материалы, магниты для организации интерактивной работы в группах. Подготовлена подборка литературы.

Для подготовки конспекта урока использованы методические материалы сборника информационных материалов «Урок Чистоты», а также собственные наработки автора.


«Урока Чистоты»

  1. Организационный момент.

Столы в классе расставлены для работы в группах. Учащиеся образуют группы по 4-5 человек. На столах подготовлены раздаточные материалы, бумага и маркеры для работы.

  1. Определение целей и задач урока.

Учитель: ребята, исходя из темы урока, о цели и задачах нашего урока. (ответы кратко фиксируются на листе бумаги). Думаю, что ваши высказывания вошли в те цели и задачи, которые демонстрируются на слайде.

Цель: изучение проблемы отходов с экономической, экологической и социальной точки зрения, развитие понятий о раздельном сборе отходов.

Задачи:

  1. Узнать о видах отходов и их классификации.

  2. Познакомиться со способами утилизации отходов, выяснить их положительные и отрицательные стороны.

  3. Изучить преимущества системы раздельного сбора бытовых отходов.

  4. Определить способы изменения собственного образа жизни для того, чтобы уменьшить потребление ресурсов и сократить отходы.

(слайд 2-3)

3. Актуализация знаний.

В ходе актуализации знаний с учащимися проводится беседа с использованием электронной презентации, ставятся проблемные вопросы, при ответе на которые учащиеся должны оперировать знаниями из курса биологии, экологии, географии.

Учитель: Ежегодно на территории Пермского края в год образуется 1,2 млн. тонн бытовых отходов, из них 32 % бытовых отходов – потенциальное вторичное сырье. В настоящее время в Пермском крае только 1 % отходов подвергается вторичному использованию. 40 % твердых бытовых отходов размещено на несанкционированных свалках (слайд 4). Образно этот объём отходов можно представить в виде железнодорожного состава, протяжённостью от Москвы до Екатеринбурга. (слайд 5)

Учитель: Почему в природе нет таких объемов отходов? Вспомните примеры из жизни животных, растений и микроорганизмов.

Ответы учащихся:

    • В биосфере преобладают замкнутые циклы. Отходы разлагаются и становятся сырьём для нового роста.

    • Бактерии переводят органические вещества в минеральные, которые потребляются растениями, служащими пищей для животных и т. д.

Учитель: Почему перед человечеством встала проблема утилизации отходов?

Ответы учащихся:

    • «Человечество производит много отходов, природа не справляется с их утилизацией».

    • «Люди создали новые вещества, которые не перерабатываются микроорганизмами-редуцентами».

    • Отходов в природе нет, т.к. за многие миллионы лет сложились определённые цепи питания. Многие вещества, созданные человеком, живые организмы не могут включить в цепи питания.

Учитель: Человек – единственный вид на планете, который не живёт согласно принципу нулевых отходов. Менталитет царя природы «Взять, сделать… и выбросить» должен быть заменён идеологией нулевых отходов. Мы должны снижать свой «мусорный показатель» - уменьшать объём того, что мы не можем переработать, и постоянно выбрасываем в окружающую среду.

  1. Знакомство с новым материалом - Беседа с использованием электронной презентации.

Учитель: каждый житель Пермского края ежегодно образует в среднем 300 кг отходов в год. Что же относится к твердым бытовым отходам - ТБО?

Твердые бытовые отходы (ТБО) относят к отходам потребления, образующимся в результате жизнедеятельности людей (слайд 6)

Источниками образования муниципальных отходов являются (слайд 7):

  1. Жилой фонд (индивидуальные и многоквартирные дома);

  2. Хозяйственные учреждения (магазины, культурные заведения, предприятия общепита, гостиницы);

  3. Коммунальные службы (снос и строительство зданий, уборка улиц, зеленое строительство, парки, пляжи);

  4. Социальные учреждения (школы, больницы, тюрьмы).

Морфологический состав ТБО разнообразен(слайд 8):

В Екатеринбурге провели исследования по изучению морфологического состава твердых бытовых отходов. Наиболее распространенными являются пищевые отходы, бумага и картон. Как показывает данная диаграмма, пищевые отходы – 34 %, бумага и картон – 31 %, полимеры – 7 %, металлы 6 %.



ТБО можно подразделить на три категории (слайд 9)

1. Вторичное сырье, которое можно пустить на переработку. Для этого его нужно выделить из общего потока, сортировать и пускать в дальнейшую переработку (бумага, металлы, пластик, стекло).

2. Биоразлагаемые отходы, которые можно компостировать (пищевые отходы, садовые отходы, бумагу и картон).

3. Неутилизируемые отходы – в настоящее время либо не могут быть переработаны в полезную продукцию, либо затраты на переработку будут очень велики (пластмассовые изделия, электронные и электрические приборы и др.)

4. Опасные отходы – виды отходов, содержащие токсичные или биологически опасные вещества, попадание которых в окружающую среду недопустимо (батарейки, ртутные градусники, лекарственные препараты).

Почему Д.И.Менделеев сказал: «…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»? (слайд 10)

Ответы учащихся:

  • Д.И. Менделеев задумывался над тем, что и отходы могут служить сырьем для получения каких-либо предметов или веществ, но по каким-либо причинам эти отходы не используются.

  • Очевидно, надо разрабатывать технологии для переработки отходов, чтобы они стали сырьём для получения продукции.

Учитель: Скажите, какие из отходов можно использовать повторно? Сколько % от всех отходов можно отнести к вторичному сырью? Работа по диаграмме (слайд 11) .

Учащиеся определяют, какие отходы можно отнести к вторичному сырью, рассчитывают их количество.

0,9 (цветные металлы) + 3 (черные металлы) + 10 (пластмасса) + 10 (бумага) + 9 (стекло)=32,5 (%)


Вывод: 1/3 часть отходов может быть переработана.

Учитель: В Пермском крае разработана Концепция по обращению с отходами производства и потребления, призванная закрепить общие подходы к организации системы управления отходами на территории края.

К концептуальным положениям, которые заложены в основу системы управления отходами на территории Пермского края, относятся (слайд 12):

- минимизация образования отходов на всех этапах жизненного цикла материалов, продуктов, изделий;

- экологически безопасное обращение с отходами;

- экономия ресурсов всех видов;

- снижение эмиссий в окружающую природную среду до экологически безопасного уровня;

- исключение перемещения отходов в пространстве и во времени;

- захоронение неутилизируемых отходов, исключающее негативное влияние на объекты окружающей среды и в настоящее время и в будущем («вечное захоронение»).

В построении политики обращения с отходами установлена четкая иерархия методов обращения с отходами (слайд 13).



В первую очередь система должна быть нацелена на предотвращение образования отходов и снижение их токсичности. Если образование отходов не удалось минимизировать, отходы в максимальном объеме должны направляться на вторичное использование или энергетическую утилизацию (требуется максимальное использование ресурсного потенциала отходов). И только в третью очередь при невозможности материальной и энергетической переработки неутилизируемые отходы и продукты переработки/обезвреживания направляются на захоронение.

Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые (в идеале) не должны смешиваться между собой, а должны утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичными и экологически приемлемыми способами.

Вторичное сырье – утильные фракции материалы и изделия (макулатура, пластик, ПЭТ-бутылка, полиэтилен, стекло, текстиль, металлическая банка), которые после полного первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье (слайды 14-17).
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы использовать эти отходы в качестве сырья?

Ответы учащихся:

  • При выгрузке мусора на свалках необходимо его сортировать.

  • Необходимо отделять разные отходы друг от друга при сборе.

  • Можно расставить контейнеры для раздельного сбора мусора

  • Нужно агитировать людей за раздельный сбор мусора.

Учитель: Действительно, мы должны иметь новый взгляд на проблему отходов. Природные ресурсы не безграничны. Как отметил Р.Мюррей: «Старая система создаёт отходы из благосостояния, теперь мы нуждаемся в создании благосостояния из отходов».

Сейчас мы переходим к интерактивному этапу урока, в ходе которого группы готовятся к круглому столу «Отходы: мифы и реальность».

  1. Интерактивный этап урока - 55 минут.

На этом этапе урока учащиеся работают в группах в течение 25 минут. Каждая группа получает раздаточные материалы по своей теме из методического сборника «Урок чистоты». Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом, обсуждают его, готовят выступление и наглядность.

На отдельном столе подготовлены справочники и подборка литературы по теме. Это «Консультационный Центр».

Затем в течение 5 минут каждая группа представляет сообщение по своей теме, придерживаясь основного плана.

План сообщения

1. Сущность способа утилизации отходов.

2. Плюсы и минусы.

3. Влияние на экологическую обстановку в крае.

4. Экономический эффект.

5. Роль социума.

6. Альтернатива.

7. Что должен делать каждый для уменьшения отходов.

1 группа. Термические методы утилизации отходов.

2 группа. Биологические методы утилизации отходов.

3 группа. Захоронение (депонирование) ТБО. Мусороперерабатывающие заводы.

4 группа. Раздельный сбор отходов.

После выступления другие группы выступают в роли оппонентов и задают вопросы.

  1. Закрепление нового материала – тестирование 10 минут.

Тесты составлены по материалам сборника «Уроки чистоты на территории Пермского края»

  1. Рефлексия.

Каждый учащийся пишет на заготовленном заранее листе с надписью «Экологический совет на каждый день» свой совет в соответствии с темой урока.

По желанию учащиеся проговаривают окончание одного из предложений:

- Сегодня я узнал, что …

- На уроке я удивился тому, что…

- Я понял, что…

- Мне на уроке было ..., потому что…

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: сегодня на уроке мы рассмотрели очень важную тему, связанную с нашей повседневной жизнью. Думаю, что знания, полученные на уроке, вы начнёте применять в своей жизни и сократите количество мусора, производимого вашей семьёй. А образующийся мусор будете собирать раздельно. И в напутствие хочется напомнить слова И.Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Желаю вам, чтобы все ваши позитивные мысли превратились в конкретную деятельность по раздельному сбору отходов.

Источники информации

  1. Сапожникова Г.П., Снакин В.В. Мир в наших руках.- Пущино-Москва:Изд-во «11 формат», 2006.-76 с.

2. Уроки чистоты на территории Пермского края. – Составители: И.Зязева, С.М.Морозова, Е.Н.Овчинникова, Н.А.Пронина

Дополнительный материал для урока

Приложение1.

Знаете ли вы?

  • Если каждая школа России станет потреблять меньше на 1 пачку бумаги в месяц, то это спасёт 23400 взрослых дерева от вырубки.

  • Более 93 % бумажно-картонной упаковки и 75 % газетной продукции Германии изготавливается из макулатуры.

  • 60 кг макулатуры спасает от вырубки

1 дерево.

Приложение2.
Электронный мусор

  • К 2010 году человечество выбросит более 250 млн. компьютеров и 130 млн. мобильных телефонов.

  • Вес компьютера – 27 кг, в том числе: 6,8 кг силикона, 6,3 кг пластика, 5,6 железа, 3,8 кг алюминия, 1,9 бронзы, 1,7 кремния, 0,6 цинка, 0,2 олова, 0,2 никеля, титан, селен, бериллий, ртуть, магний, мышьяк, ниобий, хром, тантал, ванадий, кобальт, европий, иридий, серебро, золото.

Приложение3.

  • Из пластика изготавливают бутылки и упаковку для бытовой химии, одноразовую посуду, пенопласт, пластмассу.

  • Ежегодно в мире производится 1,2 триллиона пластиковых пакетов.

  • Каждый человек в год приобретает около 300 пластиковых пакетов.

  • Альтернатива пластиковым пакетам – сумки из ткани.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: