NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Полное наименования в соответствии с уставом: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»

Сокращенное наименование МБОУ «Школа №23»

Организационно-правовая форма его уставом: муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Авторы основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов:

Торгова Наталья Борисовна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе;

Коллектив учителей начальных классов; педагог- психолог.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением членов Управляющего совета школы.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального общеобразовательного учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

Образовательная программа образовательного учреждения строится на основе Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании РФ», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Концепции модернизации российского образования, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010г. №189, Примерной основной образовательной программой начального общего образования, Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов».

Образовательная программа создана на основе анализа деятельности образовательного учреждения. При разработке образовательной программы учитывался социальный запрос родителей, потребностей их семей, особенностей социально-экономического развития района и национально-культурных традиций.

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ «Школа №23» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.


Образовательная программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Целью реализации образовательной программы МОУ «Школа №23» является:

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов по достижению целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам используемых УМК.

Задачи реализации образовательной программы «Школа №23»:


  • формирование общей культуры личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • достижение личностных результатов учащихся:

    1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    2. сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    3. осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • достижение метапредметных результатов обучающихся:

освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • достижение предметных результатов:

освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

  • изучение и учет образовательных потребностей субъектов образовательного процесса, а также познавательных интересов и способностей обучающихся и воспитанников;

  • организация системы мониторинга качества образования основным индикатором которого является уровень образованности, а также степень удовлетворенности обучающихся качеством образовательных услуг;

  • введение системы менеджмента качества образования;

  • внедрение гуманистического, личностно-ориентированного образования, развивающего обучения, а также передовых технологий образовательного процесса;

  • обеспечение непосредственного участия каждого учащегося во всех видах учебной деятельности для формирования социокультурной воспитательной среды, самовыражения и саморазвития;

  • сохранение и укрепление здоровья детей за счет валеологизации образовательного процесса, организации мониторинга физического здоровья учащихся и условий здоровьесберегающей организации учебного процесса;

  • организация дистанционного обучения с детьми- инвалидами;

  • обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

  • обеспечение высокого профессионального уровня всех категорий работников школы.


В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа  МОУ «Школа №23» содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  • учебный план ;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учётом реализуемых педагогических технологий;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа внеурочной деятельности;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «Школа №23».

Учебный план образовательного учреждения содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. В соответствии со Стандартом внеурочная образовательная деятельность как вариативная часть образовательной программы состоит из образовательных модулей в соответствии с видами деятельности обучающихся, организуется в различных формах, выбирается самим обучающимся в соответствии с его индивидуальной образовательной программой и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку.

Приоритетные направления внеурочной деятельности в начальной школе: спортивно-оздоровительное, художественно - эстетическое, научно-познавательное, социально-педагогическое, общественно полезная деятельность.

Ведущие формы внеурочной деятельности: образовательные и краеведческие экскурсии, туристические походы, классные часы, коллективно – творческое дело, праздники, викторины, познавательные игры, смотры-конкурсы, выставки, исследовательская деятельность, школьный музей, этические беседы, уроки мужества, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), разработка социальных проектов, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня. Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки; концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; кружки художественного творчества; художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Работа по озеленению школы; организация дежурства в классах; встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; сюжетно-ролевые игры и др.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации, утверждаемым Министерством образования и науки РФ, приказами и распоряжениями Министерства образования Московской области. С целью оценки усвоения обучающимися учебного материала при их переводе в следующий класс, а также выявления их способностей, возможностей и интересов в школе проводится промежуточная аттестация. Школа самостоятельно определяет систему промежуточной аттестации.. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации, перечень учебных дисциплин, выносимых на аттестацию, утверждаются решением педагогического совета в начале учебного года и доводятся до сведения обучающихся и их родителей. Развитие учащихся 1 - 4-х классов оценивается средствами комплексного тестирования и диагностики с обязательным учетом динамики их развития. В качестве формы промежуточной аттестации могут применяться письменные контрольные работы, итоговые опросы, тестирования (в том числе и компьютерные).

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.


В соответствии со Стандартом реализация образовательной программы начальной ступени общего образования осуществляется в приоритетных видах деятельности младшего школьника:

• учебное сотрудничество (коллективная учебная деятельность, групповая работа);

• индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

• игровая деятельность (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

• творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование и др.);

• исследовательская деятельность;

• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

• спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Обучение в начальной школе ведется по образовательной системе «Школа России». Концептуальные положения образовательной системы реализуют фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования. Одной из основных целей учебно-методического комплекта является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик рассматривается как субъект деятельности. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся взаимное сотрудничество и системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает: развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Образовательная система «Школа России» - комплект, который способствуют решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа». Это – комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования (все учебники включены в Федеральный перечень учебников в раздел рекомендованных к использованию в образовательном процессе образовательных учреждений РФ на 2011-2012 учебный год).

Это комплект, который позволяют обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.

Образовательная система «Школа России» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность заключается в его целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов; единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единой навигационной системе. Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по всем предметам. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников и рассматривается авторами как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

На основе принципа вариативности закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий комплектов предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.

Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.

Дифференцированный подход в обучении может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала - базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности – поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности – по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, в том числе олимпиадного уровня, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий. Эти возможности предоставляют и основной учебный материал, и дополнительный вариативный материал учебников, и широкое использование межпредметных связей и наглядных примеров живописи, музыки, истории, кино, театра, литературы, природы, архитектуры и т.д.

Реализация в комплектах межпредметных и внутрипредметных связей помогает младшему школьнику удерживать и воссоздавать целостность картины мира, видеть разнообразные связи между объектами и явлениями, обеспечивает его целостное развитие с учетом возрастных и психологических особенностей.

Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам первого класса.

страница 1страница 2 ... страница 37страница 38


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.