NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пояснительная записка




(в ДОУ для детей с отклонениями в развитии)




Оглавление

Пояснительная записка……………………………………….….....................................3

Цели и основные задачи комплексной практики в дошкольных учреждениях для

детей с отклонениями в развитии.................................................................................4

Организация и содержание комплексной практики…………………………………….5

Основные этапы комплексной практики………………………………………………...6

Обязанности студента…………………………………………………………………….6

Отчетная документация по комплексной практике…………………………………….6

Приложение 1. Схема оформления дневника практики ……………………………….7

Приложение 2. Психологический анамнез и его основные разделы…………………..7

Приложение 3. Тактика проведения психологического обследования........................12

3.1. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы…………………………………………………………14

3.2. Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста……………………………..18

Приложение 4. Анализ результатов психологической диагностики. Общие замечания по проведению анализа……………………………………………………..21

4.1. Схема анализа результатов углубленного психологического обследования………………………………………………………………22

4.2.Технология составления заключения по результатам психологического обследования…………………………………………26

Критерии оценки практики……………………………………………………………...31

Рекомендации к оформлению отчета (дневника практики)…………………………..32

Литература………………………………………………………………………………..32

Пояснительная записка

Комплексная практика в дошкольных образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии – обязательный этап обучения студентов по специальности 0507116.65 «Специальная психология». Она является связующим звеном между теоретическим обучением студентов в вузе и их будущей самостоятельной профессиональной деятельностью, и поэтому занимает очень важное место в системе профессионально - педагогической подготовки будущих специальных психологов.

Программа комплексной практики предназначена для студентов IV курса факультета очно-заочного обучения, обучающихся по специальности 0507116.65 «Специальная психология». Продолжительность практики составляет 6 недель (8 семестр). Программа практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности 0507116.65 «Специальная психология» и учебным планом. Практика представляет собой логическое продолжение усвоения психологических знаний и формирования научной позиции, основа которых заложена в теоретических курсах. В ходе практической деятельности студенты синтезируют знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Психология развития», «Специальная психологи», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы психокоррекции», «Психология лиц с ЗПР», «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» и т.п. По итогам изучения данных дисциплин студенты должны знать современные технологии диагностической работы, основные теоретические направления психологической коррекции; особенности и возможности использования тех или иных методов диагностики и коррекции при работе с детьми разного возраста и с разной структурой нарушения.

Комплексная практика вводит студентов в круг обязанностей психолога дошкольного специального (коррекционного) образовательного учреждения, дефектолога, дает возможность применить теоретические знания в практической работе с детьми с отклонениями в развитии.

В программе указаны цель, задачи, объём и содержание комплексной практики студентов, предлагаются образцы оформления отчётной документации и методические материалы, которые окажут помощь студентам в практической деятельности.


Цели и основные задачи комплексной практики в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии

Комплексная практика проводится в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии.

Цели практики:

  1. Формирование у студентов навыков практической работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

  2. Систематизация, и расширение у студентов представлений о типах психического дизонтогенеза, основных методологических подходах в работе с детьми с отклонениями в психическом развитии.

Основные задачи комплексной практики

  1. Овладение методологическими принципами, основами деятельности психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

  2. Овладение основными принципами и технологиями диагностической работы, составления заключений и ведения рабочей документации психолога образования.

  3. Выявление особенностей развития детей дошкольного возраста с отклонениями в психомоторном развитии (несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах, в поведении в целом).

  4. Определение прогноза развития и возможностей обучения детей дошкольного возраста на основе выявленных особенностей когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сфер поведения.

  5. Закрепление теоретических представлений об общих закономерностях психического дизонтогенеза, отдельных видах нарушений психического развития, основных принципах и методологических подходах в работе с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии посредством самостоятельной практической деятельности.

В течение всего периода комплексной практики студенты должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Владение основными методологическими принципами работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

  2. Владение основными принципами и технологиями диагностической работы.

  3. Владение основными принципами составления заключения и результатам психологического обследования.

  4. Владение основными принципами ведения рабочей документации психолога образования.

  5. Умение исследовать особенности несформированности или нарушений в когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сферах, поведении в целом детей с отклонениями в развитии.

  6. Умение определить прогноз развития и возможности обучения детей с отклонениями в развитии на основе выявленных, особенностей когнитивной, моторной, эмоционально-личностной сфер поведения.

Организация и содержание комплексной практики

Комплексную практику студенты проходят в течение шести недель. До начала практики проводится инструктаж, определяющий цели и задачи практики, место ее прохождения, сроки сдачи отчётной документации, производится распределение студентов в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Содержание комплексной практики


Период

Содержание комплексной практики

1 неделя

  • Знакомство с правилами внутреннего распорядка специального (коррекционного) образовательного учреждения;

  • посещение занятий педагога-дефектолога и воспитателя;

  • посещение групповых и индивидуальных занятий специального психолога;

  • изучение документации и оборудования кабинета психолога дошкольного учреждения;

  • планирование самостоятельной работы по изучению и сбору анамнестических данных, проведению психологического обследования ребенка с отклонениями в развитии;

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объем ежедневно выполняемой работы.




2-3

неделя

  • самостоятельный сбор и изучение анамнестических данных одного ребенка с отклонениями в развитии;

  • самостоятельное исследование особенностей познавательной деятельности и личностной сферы одного ребенка с отклонениями в развитии;

  • активное участие в организации работы учреждения, группы;

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объём ежедневно выполняемой работы;




4 неделя

  • знакомство с правилами внутреннего распорядка специального (коррекционного) образовательного учреждения;

  • посещение зянятий педагога-дефектолога и внеклассного мероприятия, составление плана-конспекта внеклассного мероприятия;

  • посещение групповых и индивидуальных занятий специального психолога;

  • изучение документации и оборудования кабинета психолога дошкольного учреждения;

  • планирование самостоятельной работы по изучению и сбору анамнестических данных, проведению психологического обследования ребенка с отклонениями в развитии;

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объем ежедневно выполняемой работы.

5-6

неделя

  • самостоятельное исследование особенностей познавательной деятельности и личностной сферы одного ребенка с отклонениями в развитии;

  • ведение дневника практики, отражающего содержание и объём ежедневно выполняемой работы;

  • оформление отчетной документации по практике.





Основные этапы комплексной практики

  1. Ознакомление с программой практики, методическим обеспечением к ней.

  2. Знакомство с составом группы. Посещение занятий педагога-дефектолога, воспитателя, психолога, составление конспектов занятий как основной формы учебно-воспитательной работы.

  3. Сбор анамнестических данных одного ребенка с отклонениями в развитии как неотъемлемая часть построения психологической диагностики.

  4. Выявление особенностей развития и поведения в целом двоих детей с от­клонениями в развитии.

  5. Составление заключения по результатам психологического обследования, определение прогноза развития и возможностей обучения исследуемых детей с отклонениями в развитии.

  6. Подготовка отчетной документации по практике и устного отчеоа на итоговую конференцию по практике.


Обязанности студента

  • Строгое выполнение правил внутреннего распорядка МДОУ, распоряжений администрации, дефектолога, психолога и воспитателя;

  • обязательное присутствие на занятиях педагога-дефектолога, воспитателя, психолога и конспектирование их хода;

  • диагностика особенностей развития детей с отклонениями в психомоторном развитии;

  • своевременное оформление документации;

  • активное участие в организации работы учреждения, группы.


Отчетная документация по комплексной практике

  1. Дневник практики (схема оформления дана в Приложении 1 методических указаний).

  2. Отчет о прохождении комплексной практики с приложением:

  • протоколов психологического обследования двух детей с отклонениями в развитии (методическое обеспечение данного вида работы предлагается в Приложении 3 методических указаний по организации практики);

  • психологического анамнеза одного ребенка (схема оформления психологического анамнеза дана в Приложении 2 методических указаний).

  • заключений по результатам психологического обследования двоих детей с отклонениями в развитии (методическое обеспечение дано в Приложении 4 методических указаний по организации практики).

  1. Психодиагностические методики.



Приложение 1

Схема оформления дневника практики

Общие сведения (1-я страница)

Студент IV курса специальности 0507116.65 «Специальная психология»

факультета очно-заочного и заочного обучения

НОУ ВПО «Омской гуманитарной академии»

Ф.И.О.____________________________________________________________

Комплексную практику проходит в ___________________________________

II стр. Ф.И.О. директора, психолога, дефектолога, воспитателя________________________________________________________

III стр. Расписание занятий в группе.

IV стр. Список детей в группе.

V стр. и далее. Фиксация всех видов выполняемой работы: посещение занятий, их психологический анализ, протоколы психологического обследования, заключения.
Приложение 2

Психологический анамнез и его основные разделы

Общие положения

В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипотезы, с другой представляет собой систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.

До начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необходимо ознакомиться со всеми предыдущими данными обследования, если таковые имеются, и проанализировать имеющиеся сведения со своей точки зрения.

Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере их формирования, о тех "точках", "зонах", где происходили "сбои" или девиации их развития. Это позволяет более эффективно построить диагностическую гипотезу и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно - развивающих программ.

В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в каждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще более детализироваться.

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и семьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом.

Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для того, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.

В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследовании ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также необходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием. В случае, когда ребенок «нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители. В такой ситуации об отдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказательно, в максимально завуалированной форме.

Беседа с родителями, как правило, начинается с предъявления жалоб. В начале обследования психолог должен отметить с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя все сведения, особенно если они подаются с точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особенностями семьи.

При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсутствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обследование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. При этом обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.

Условия и особенности протекания беременности и родов

В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физиологическом (угроза выкидыша, повышенное артериальное давление, нефропатия, вирусные или инфекционные заболевания в этот период и т.п.), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребенка в группу риска по неврологическим особенностям, а, следовательно, по темпу и особенностям раннего психомоторного развития, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфликтные отношения в семье, нежелательность беременности, социально неблагоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предрасположенностей, наследственных заболеваний с обеих сторон, множественных пороков развития у других членов семьи, предшествующих выкидышей, мертворождения и каких-либо зависимостей (табакокурение, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).

Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или переношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из родильного дома - как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

Данный раздел психологического анамнеза имеет решающее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности (последовательность и особенности моторного развития как основная предпосылка формирования пространственных представлений у ребенка, становление базальных уровней аффективной регуляции) па первом году жизни, и поэтому он должен быть проанализирован с наибольшей тщательностью.

Необходимо проанализировать характер поведения ребенка на первом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, наличие проблем питания, сна и т.п. в этот период. Например, неустойчивость ритма «сон — бодрствование», условия засыпания, длительность сна; характер реакции на мокрые пеленки, тесное пеленание или облегающую одежду (изменение порогов тактильной и проприорецептивной чувствительности). Отмечается наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих, трудности привыкания к твердой пище, болезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В этой части анамнеза очень важно отметить характер реакции ребенка на другого человека.

Не менее важным является ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот период.

Одним из важных косвенных показателей состояния ребенка, отража­ющих его, являются сроки проведения вакцинации (прививок) ребенка.

Также должны быть отмечены знаки, имеющие отношение к невроло­гическому состоянию на первом году жизни: наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, подбородка, слишком ранние сроки вставания на ножки (до семи месяцев), беспричинные пронзительные крики, судороги на фоне высокой температуры (фебрильные судороги).

Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсутствию периода ползания и срокам его возникновения.

В таком же ключе (сроки возникновения и последовательность) анализируется и психоэмоциональное развитие: эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, появление страха чужого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой). Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрастном периоде является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечаются общий эмоциональный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.

Оценивается понимание интонационной стороны речи взрослых, соб­ственно обращенной речи и се интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, первые слова, указывание частей тела).

При оценке речевого развития также отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.

Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.


Анамнестическая часть карты развития ребенка

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Возраст _______________Дата обследования____________________________

Беременность:

по счету___________________________________________________________

течение (токсикоз первой половины, тяжесть)___________________________

(токсикоз второй половины, тяжесть)__________________________________

угроза прерывания беременности (да, нет)______________________________

срок прерывания беременности_______________________________________

Роды:

по счету_________________________________________________________________

срок (в срок, запоздалые)___________________________________________________

наркоз (да, нет)___________________________________________________________

быстрые, стремительные, длительные________________________________________

самостоятельные (да, нет)__________________________________________________

со стимуляцией (да, нет)___________________________________________________

вакуум, экстракция (да, нет)________________________________________________

выдавливание (да, нет)_____________________________________________________

вес, длина, оценка по шкале АПГАРа________________________________________

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.


Пояснительная записка

Пояснительная записка: 4 стр.


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.