NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»


Русский язык. 5 класс. 02.04.2014.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» 

Цель урока: 

 Образовательные: 1) повторить изученные сведения о согласовании прилагательных с существительными. 2) закрепить навыки правописания падежных окончаний прилагательных, опираясь на вопрос от определяемого слова

(существительного). 3) проверить степень усвоения знаний о прилагательном как части речи, о правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Развивающие: 1) развивать навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных. 2) развивать умение синтаксического разбора предложения, морфемного, фонетического разборов прилагательных. 3) развивать умение учащихся производить комплексный анализ текста. 4) продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся. 5) развивать умение учащихся работать с тестами.

Воспитывающие: 1) воспитывать интерес к урокам русского языка, любовь ко всему живому на земле.

Тип урока: 

 Урок закрепления знаний

Оборудование урока:

1) таблица падежных окончаний имен прилагательных;

2) рисунки учащихся;

3) карточки для индивидуальной работы;

4) карточки с текстами стихотворений русских поэтов;

5) тесты по теме: «Правописание падежных окончаний

 имен прилагательных»;

6) опорные схемы.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент  

- Сегодня на уроке речь пойдет о правописании падежных окончаний имен прилагательных. Ребята, а что вы знаете об имени прилагательном? (повторение § 101, запись в тетрадях опорной схемы:

 

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

(Три П означают: прилагательное (обозначает)

                              признак

                              предмета

- Какую роль играют прилагательные в речи? (ответы школьников)

 

2.1) Сказка о Прилагательных ( рассказывает ученик).

- Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных,  хотя бы на время?» - догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе - служба, вместе - и дружба!(показать картинку «Дружба Прилагательного с Существительным»)

 

2)Слово учителя.

- Да, мир без покладистых и дружелюбных Прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы. (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

 

                           Если б все на свете было

                           Одинакового  цвета,

                           Вас бы это рассердило

                           Или радовало это? (ответы учеников)

 

                           Видеть мир привыкли

                           Белым, желтым, синим, красным…

                           Пусть же все на свете будет

                           Удивительным и разным!

                                             

(учащиеся закрывают глаза, и появляется другая картинка, точно такая же, но цветная.)

 

3.Устная синтаксическая пятиминутка.

- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, не записывая его, составьте схему и дайте его характеристику.

В долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (                , сложное)

- Сколько в этом предложении словосочетаний типа «прил. + сущ.»? (три)

- А сейчас проведем небольшое соревнование. Каждый ряд - то команда: 1) «Целеустремленные», 2)«Находчивые»,3) «Смекалистые».

Задание: после повторного чтения предложения выписать каждой команде по одному словосочетанию из этого предложения («прил .+ сущ.») и просклонять его письменно в тетради.

-Всем все понятно? Тогда за работу! Посмотрим, какая команда справится быстрее, а главное - правильнее напишет окончания прилагательных. Кто готов - поднимите руку.

 

ВЫВОД - по таблице или учебнику (п. 102).

 

4.Физкультминутка.

                               Как же долго мы сидели,

                               Наши руки онемели,

                               Наши ноги затекли,

                               Ими топнем: раз, два, три!

                               Руки в сторону, дружок!

                               Раз, два, три, потом - прыжок!

                               А теперь присядь скорее,

                               Не держись за батарею.

                               Со здоровьем все в порядке,

                               Если делаешь зарядку!

 

5.Закрепление.

1)   Работа с текстом ( Игра «Кто лучше слушает?»)

- Я прочту вам текст. Если вы услышите имя прилагательное, поднимите руку. А Азалия будет считать количество всех прилагательных в тексте ( всего их 15.)Кроме этого вы должны определить тип и стиль текста (тип-описание, стиль - художественный).

 

 

 
Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать). Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно

 

их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы, чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.

                                                                                                 (А. Перфильева.)

 

Задание: после повторного прочтения текста по отдельным предложениям учащиеся выписывают словосочетания «прил. + сущ.»(один ученик делает это на доске, объясняя написание окончаний прилагательных), разбирают по составу слово волнистая, находят в тексте прилагательные с таким же суффиксом, затем пересказывают текст.

 

   2)Самостоятельная работа (списывание с творческим заданием).

 

                                                        На лугах.

Ползают по былинкам(?) жучки, порхают(?) бабочки. Издалека слышно(?) пчелу, с цветка на цветок перелетают(?) шмели. Медовый запах исходит от(?) клевера. (По Соколову-Микитову.)

 

Слова для справок: пестрые, мохнатые, разноцветные, трудолюбивая , сочный.

 

Задание: 1) спишите текст (кроме первого предложения, его разбираем устно), распространив его определениями(повторить термины «распространенное предложение», «определение»), 2) поставьте к прилагательным вопросы от существительных, выделив окончания прилагательных.

-Какая команда справится быстрее?

 

 3) Физкультминутка.

                                  -А теперь, ребята, встали!

                                   Быстро руки вверх подняли,

                                   В стороны, вперед, назад.

                                   Повернулись вправо, влево,

                                   Тихо сели, вновь за дело!

 

4)Индивидуальная работа по карточкам (4 человека у доски). Параллельно ведется беседа по вопросам с классом.

 а) выделите окончания в записанных на доске словах (синие, здание)
армии, большие, (к) станции)

 

б) в каких частях речи возможно окончание – ие?(у прилагательных).Назовите примеры.

в) приведите примеры слов, оканчивающихся на –ие (здание, произведение).

г) в какой части речи возможно написание –ии на конце слова?(у существительных на –ия, -ий, -ие: в армии, в планетарии, в здании).

д) возможно ли такое написание на конце прилагательных- ии?(нет)

 

5) Работа с тестами(1 вариант частично)

 

6) Работа в парах: найти в текстах эпитеты, указать, какой частью речи они выражены(прилагательными), каким членом предложения являются(определением)(повторение термина «эпитет»)

 

6. Итоги урока: работа с орф.№19 по таблице.

 

 

 

 

 

М.р.                                                                     Ж.р.

                                                                            

И.п. какой? –ый ,-ий ,-ой                                    какая? –ая,-яя

Р.п. какого? –ого ,-его                                        какой?-ой,-ей

Д.п. какому? –ому,-ему                                      какой?-ой,-ей

В.п. какой? –ый , -ий ,-ой                                   какую?-ую,-юю

Т.п. каким? -ым, -им                                           какой?-ой,-ей

П.п. о каком?-ом, -ем                                          о какой?-ой,-ей

 

С.р.                                                                                Мн.ч.

                                 

И.п. какое?-ое, -ее                                                   какие?-ые,-ие 

Р.п. какого? –ого, -его                                             каких?-ых,-их

Д.п. какому? –ому,-ему                                       каким?-ым,-им

В.п. какое? –ое, -ее                                              какие?-ые,-ие

Т.п. каким? –ым, -им                                           какими?-ыми,-ими

П.п. о каком?-ом,-ем                                           о каких?-ых,-их

 

 

- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? (работа по опорной схеме на доске или по учебнику п.102)

 

ВЫВОДЫ .Учитель обращает внимание учащихся на следующее:

1)    в окончаниях прилагательных –ого ,-его на месте г всегда произносится в,например : сильново ,чистово ,домашнево

2)    прилагательные в форме м.р. в им.п. и в сходном с ним вин. п. имеют окончания –ый ,-ий ,-ой, а отвечают на вопрос какой?,например : большой, медный, клейкий.

ПОМНИТЕ! Эти окончания нельзя проверять вопросом.

-Так для чего же нужны прилагательные в речи?

 

7. Оценки за урок.

 

8. Домашнее задание: п. 102, упражнение 579, 583..


страница 1


скачать

Другие похожие работы: