NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Преломление света


Тема урока: ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
Цели урока:

-сформировать знания о явлении преломления света;

-сформировать понятия – преломленный луч, угол преломления, оптическая плотность среды;

-сформировать знание о связи между углами падения и преломления света при переходе из среды оптически менее плотной в среду оптически более плотную и наоборот;

-сформировать умение строить падающий и преломленный лучи при прохождении света через границу двух сред;

-продолжить работу по формированию методологических знаний и умений – знаний о методах естественнонаучного познания и умения применять их;

-продолжить работу по формированию экспериментальных исследова-тельских умений при работе с компьютерными моделями;

-продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.
Организационные формы и методы обучения:

Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.

Инновационные – исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.
Средства обучения:

Традиционные – оптическая шайба; стакан с водой стеклянная палочка.

Инновационные – сетевая версия программы «Открытая физика» или «Физика в картинках».

Печатные – рабочие листы с краткими указаниями по проведению исследования и образцом оформления результатов.
План урока:

  1. Актуализация знаний и мотивация учения – 5 мин

  2. Фронтальный опыт по наблюдению явления преломления света – 5 мин.

  3. Изучение нового материала в процессе работы с компьютером – 20 мин

  4. Демонстрация закона преломления света учителем - 5 мин

  5. Обобщение результатов эксперимента и формулирование вывода – 3 мин

  6. Закрепление знаний –5 мин

  7. Подведение итогов урока – 2 мин



Ход урока:


  1. Актуализация знаний и мотивация учения:

Фронтальный опрос или проверочная работа, в процессе проведения которых проверяется знание явлений, происходящих на границе раздела двух сред; знание закона отражения света, умение строить падающий и отраженный лучи.

Рассмотрение примеров явления преломления света, демонстрация приборов, в которых применяется преломление света.
Подведение итогов: Свет, падая на границу раздела двух сред, не только отражается от границы, но и проходит во вторую среду. При этом направление светового луча меняется. Дается определение явления преломления света. Ставится познавательная задача пронаблюдать это явление и установить его закономерности.
2. Фронтальный эксперимент по наблюдению явления преломления света:

Учащиеся имеют стакан с водой и стеклянную (деревянную) палочку. Они выполняют фронтальный эксперимент по наблюдению явления преломления света. Учитель на доске, а учащиеся в тетради изображают границу раздела двух сред, лучи падающий, отраженный и преломленный, отмечают углы падения и преломления.

Подведение итогов этого этапа урока и постановка познавательной задачи – установить соотношение между углами падения и преломления при переходе света из среды оптически более плотной в средй оптически менее плотную и обратно.
3.Изучение нового материала

1.Выдвижение гипотез

2.Выполнение компьютерного эксперимента

Учитель обсуждает в процессе беседы возможности ППС

Учащиеся выполняют компьютерный эксперимент, меняя углы падения через 100, и определяют углы преломления сначала при переходе света из среды оптически менее плотной в среду оптически более плотную, а затем из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Показывают обратимость лучей. Данные записывают в рабочий лист.
4. Демонстрация закономерностей явления преломления учителем. Достаточно трех значений угла падения. Результаты эксперимента записываются на доске. Следует продемонстрировать обратимость световых лучей.


5.Обобщение результатов эксперимента и формулирование вывода:

Учитель: просит учащихся озвучить результаты компьютерного и демонстрационного эксперимента и сделать общий вывод. Необходимо обратить внимание на следующее:


-проведены две серии экспериментов и во всех результат повторялся, на основании результатов экспериментального исследования сформулирован закон преломления, таким образом, от частных конкретных результатов пришли к общему выводу. Такой путь установления закона (познания) называется индуктивным;

-логика познания в данном случае: наблюдение явления, экспериментальное исследование закономерностей, которым подчиняется явление, обобщение экспериментальных фактов, вывод.
6.Закрепление:

Целесообразно решить задачи такого типа:

Построить ход лучей при переходе света из стекла в воздух.

Построить ход лучей при переходе света из воздуха в масло.
7.Подведение итогов урока, домашнее задание.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Преломление света

Урок: 1 стр.