Преломление света
Тема урока: ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА
Цели урока:
-сформировать знания о явлении преломления света;
-сформировать понятия – преломленный луч, угол преломления, оптическая плотность среды;
-сформировать знание о связи между углами падения и преломления света при переходе из среды оптически менее плотной в среду оптически более плотную и наоборот;
-сформировать умение строить падающий и преломленный лучи при прохождении света через границу двух сред;
-продолжить работу по формированию методологических знаний и умений – знаний о методах естественнонаучного познания и умения применять их;
-продолжить работу по формированию экспериментальных исследова-тельских умений при работе с компьютерными моделями;
-продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.
Организационные формы и методы обучения:
Традиционные – вводная беседа, беседа при формировании понятий, беседа при подведении итогов урока.
Инновационные – исследовательский метод, экспериментальная работа учащихся в малых группах.
Средства обучения:
Традиционные – оптическая шайба; стакан с водой стеклянная палочка.
Инновационные – сетевая версия программы «Открытая физика» или «Физика в картинках».
Печатные – рабочие листы с краткими указаниями по проведению исследования и образцом оформления результатов.
План урока:
Актуализация знаний и мотивация учения – 5 мин
Фронтальный опыт по наблюдению явления преломления света – 5 мин.
Изучение нового материала в процессе работы с компьютером – 20 мин
Демонстрация закона преломления света учителем - 5 мин
Обобщение результатов эксперимента и формулирование вывода – 3 мин
Закрепление знаний –5 мин
Подведение итогов урока – 2 мин
Ход урока:
Актуализация знаний и мотивация учения:
Фронтальный опрос или проверочная работа, в процессе проведения которых проверяется знание явлений, происходящих на границе раздела двух сред; знание закона отражения света, умение строить падающий и отраженный лучи.
Рассмотрение примеров явления преломления света, демонстрация приборов, в которых применяется преломление света.
Подведение итогов: Свет, падая на границу раздела двух сред, не только отражается от границы, но и проходит во вторую среду. При этом направление светового луча меняется. Дается определение явления преломления света. Ставится познавательная задача пронаблюдать это явление и установить его закономерности.
2. Фронтальный эксперимент по наблюдению явления преломления света:
Учащиеся имеют стакан с водой и стеклянную (деревянную) палочку. Они выполняют фронтальный эксперимент по наблюдению явления преломления света. Учитель на доске, а учащиеся в тетради изображают границу раздела двух сред, лучи падающий, отраженный и преломленный, отмечают углы падения и преломления.
Подведение итогов этого этапа урока и постановка познавательной задачи – установить соотношение между углами падения и преломления при переходе света из среды оптически более плотной в средй оптически менее плотную и обратно.
3.Изучение нового материала
1.Выдвижение гипотез
2.Выполнение компьютерного эксперимента
Учитель обсуждает в процессе беседы возможности ППС
Учащиеся выполняют компьютерный эксперимент, меняя углы падения через 100, и определяют углы преломления сначала при переходе света из среды оптически менее плотной в среду оптически более плотную, а затем из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Показывают обратимость лучей. Данные записывают в рабочий лист.
4. Демонстрация закономерностей явления преломления учителем. Достаточно трех значений угла падения. Результаты эксперимента записываются на доске. Следует продемонстрировать обратимость световых лучей.
5.Обобщение результатов эксперимента и формулирование вывода:
Учитель: просит учащихся озвучить результаты компьютерного и демонстрационного эксперимента и сделать общий вывод. Необходимо обратить внимание на следующее:
-проведены две серии экспериментов и во всех результат повторялся, на основании результатов экспериментального исследования сформулирован закон преломления, таким образом, от частных конкретных результатов пришли к общему выводу. Такой путь установления закона (познания) называется индуктивным;
-логика познания в данном случае: наблюдение явления, экспериментальное исследование закономерностей, которым подчиняется явление, обобщение экспериментальных фактов, вывод.
6.Закрепление:
Целесообразно решить задачи такого типа:
Построить ход лучей при переходе света из стекла в воздух.
Построить ход лучей при переходе света из воздуха в масло.
7.Подведение итогов урока, домашнее задание.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: