Приемы работы по устранению акустической дисграфии
Бородина Ольга Николаевна
учитель – логопед
I квалификационной категории
МОУ Георгиевской СОШ № 5
Приемы работы по устранению акустической дисграфии
Среди разнообразных нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является особое проявление речевой патологии, как нарушение фонемного распознавания.
Этот дефект речевого развития проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, 3-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К и др., а также гласные О-У, Е-И).
Данные нарушения обычно выявляются при логопедическом обследовании детей. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.
Прежде чем выбрать методы и приемы коррекционной работы по устранению данного нарушения у детей, провожу тщательное обследование речи. При обследовании речи детей я использую следующие задания:
1) Повторение серий слогов и их запись.
Серии из двух слогов
бапа паба гака кага
заса саза саша шаса
жаша шажа зажа жаза
чатя тяча щача чаща
Серии из трех слогов
бапаба | пабапа | гакага | кагака |
датада | датада | засаза | сазаса |
цасаца | сацаса | сашаса | шасаша |
жашажа | шажаша | чатяча | тячатя |
Исследование проводится с помощью картинок на слова-квазиомонимы
(коса-коза, усы-ужи, сук-жук, мышка-мишка, плюс-плющ и т.д.) и их запись.
Составление и запись предложений со словами-квазиомонимами.
Результаты обследования фонематического восприятия
на начало учебного года:
| Кол-во обслед. | Нарушено восприятие | |
Свистящих, шипящих звуков | Звонких, глухих звуков | ||
3 класс | 10 | 4 | 6 |
Таким образом, в ходе первичного обследования выявляется степень нарушения фонематического восприятия у детей на письме. Данные результаты позволяют планировать дальнейшую коррекционную работу. Коррекционная работа проходит в 2 этапа.
1 этап – подготовительный.
На данном этапе ведется работа устного характера.
1. Узнавание гласного звука (на слух)
• В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся
должны поднять карточки со знаком «+», если нет — карточки со
знаком «-»:
Уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уао
• В начале слова:
А) в ударной позиции:
окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул.
Б) в безударной позиции:
аптека, изюм, идут, ушли, арбуз, уборка, экран, эмблема.
• В середине слова. Определить наличие главного звука:
О А Ы
куст сын дым
шкаф наш боль
пол шар бык
рос бык рыть
сад шаг нес
рот лук мыть
2. Вычленение гласного звука на слух
У зуб сом суп жук ток шил
• Из ряда гласных (в начальной позиции) поднять соответствующую букву:
Уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ.
• Из серии слогов с повторяющимся гласным:
Ул-ус-ук Ом-он-ор па-ка-на
Ар-аш-ан ах-ал-ас то-со-ло
Ил-ит-ис эх-эк-эт ру-ну-ту
• Из слова (в начальной позиции, под ударением) поднять
соответствующую букву:
Искра, армия, аист, очень, умный, издали, удочка, иволга.
• Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
Пух, дочь, лил, рос, жук, кит, мыл, мышь, гусь.
3. Согласные звуки
• Рассмотрение артикуляции отдельных согласных звуков,
произношение которых доступно для всех учащихся.
4.Узнавание согласного звука (на слух)
• Начального звука в слове: поднять знак «+» или «-»:
М — парус, молоко, морковь, капуста, палатка, молоток, балкон.
П - крошки, пакет, колесо, палатка, ножницы, знамя, панама.
Ф - груша, фуражка, плоды, фасоль, природа, флакон, футбол.
Н - ноты, заботы, награда, газеты, приборы, начало, новость.
Т - кувшины, таблица, ладони, качели, тарелка, тайга.
• Последнего согласного в слове:
Ф — трудный, крепость, шкаф, торф, жираф, костер, телеграф.
Т- кот, совет, сахар, пример, компот, привет, самокат, торт.
К — дом, стук, звон, паук, порошок, помидор, фартук.
• Согласного в середине слова:
П — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, салат, капля.
М - рябина, комната, синица, лампа, труба, трамвай, клумба.
Ф - корка, кофта, муфта, лифт, таблетка, салфетка, сарафан.
Отобрать картинки, в названии которых содержится определенный
согласный звук: в начале слова; в любой позиции.
Выборочный диктант слов.
5. Вычленение согласного звука (на слух)
Из серии слогов.
Из слова (в начальной позиции).
Вычленение последнего согласного в слове:
Назвать последний согласный:
Куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес.
Добавить недостающую букву (одну из данных: X ,Т, К).
С каждым полученным словом составить предложение:
Ко-, пу-, pa-, лу-, жу-, ме-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. Запись одними буквами (т, ш, л, к...):
Самоле-, каранда-, самосва-, чуло-, пена-.
2 этап - основной
На данном этапе ведется работа дифференцированного характера. Дети делятся на две группы:
1 группа. Дифференциация свистящих, шипящих звуков (26 часов).
С-Ш – 5 ч. Ч- Т – 4 ч.
З-Ж – 5 ч. Ш-Щ – 4 ч.
Ч-Щ – 5 ч. Щ- СЬ – 3 ч.
В процессе работы были использованы следующие упражнения и игры:
Вычленить указанные согласные из слов в начальной позиции.
Сравнить по артикуляции (подчеркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.
Соотнести звуки с буквами с, ш. Дифференцировать их в слогах типа:
Ша – СА ша-са-ша
Шос суш
Сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения:
Споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел
Указать, из какого стихотворения взяты следующие строчки. Отметить в них слова, различающиеся лишь одним звуком:
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки!
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»
Записать слова в две колонки (по наличию с, ш):
Принес, пришил, шпалы, спали, краски, крошка.
Определить место звука в словах.
Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование с-ш: а) устно – с перекидыванием мяча; б) письменно.
Образец: просить - я прошу.
Четко повторить.
Предложения для анализа и записи:
Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костер. Слышу свист суслика
2 группа. Дифференциация звонких, глухих звуков (29 часов).
С-З – 5 ч. Ш-Ж – 5 ч.
П-Б – 5 ч. К- Г – 5 ч.
Д-Т – 5 ч. В- Ф – 4 ч.
Задания:
• Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф -
синим. Записывая слова, проговаривай их вслух;
...олк, ...утбол, ...рукты, дере...о, крапи...а, ...ишня.
Подчеркни букву В в ряду букв:
Ровсчвповыврлгвгеввукв
Подчеркни букву Ф в ряду букв:
ышфпафяфцукфбюфафяф
Назови и запиши первый звук в словах:
Слава, стакан, завод, спор, забота, загадка, сабля, скала, звон.
• Угадай слово:
...блоко, ...ашина, ...абота, ка...ка, сли...ва, ...зел, ...илот.
Записать слова на букву Д.
Выписать из предложения слово со звуком «к»:
По лесу бегает косуля.
• Выписать слова со звуком «м», которые находятся в конце
слова:
Сом, пух, рот, ком, тир, стук, дом, паром, фара.
Написать слова, начинающиеся на звук «с».
Зрительный диктант.
Зрительно-слуховой диктант.
Исправь, где надо, ошибки:
Грус, замерз, паруз, исчес, срез, завязь, глас. • Тест. Выбери правильный вариант.
| 1 | 2 | 3 |
Коле...о | с | 3 | с |
Гла... | с | 3 | 3 |
Кре...ло | с | 3 | с |
Голо... | с | 3 | с |
Арбу... | 3 | с | 3 |
Ответ: 3. | | | |
Вставь в тексте буквы д, т, объясни правописание этих
слов.
Письмо по памяти.
Запиши слова, раскрывая скобки.
Выборочный диктант.
Предупредительный диктант.
«Проверь себя».
Блиц-контроль.
1) Воронеж, 2) ландыш, 3) шалаш, 4) еж, 5) этаж,
6) карандаш, 7) багаж, 8) пляж, 9) сторож, 10) душ. Самопроверка: Ж: 1.4,5,7,8,9111: 2,3, 6, 10.
Контрольный диктант.
Вставь слова, подходящие по смыслу.
Вставь нужные по смыслу слова:
Открыл однажды...
В горе огромный... (крот, грот).
Работа с текстом.
Запись под диктовку.
Прочитай и замени букву Ч на С.
Выучи скороговорку и запиши по памяти.
Отгадай загадку и запиши отгадку.
игра «Угадайка» (на распознавание звуков);
игра «Узнай, кто это» (из первых букв сложить слово);
игра «Последний звук» (Вычленить последний звук в слове);
игра «Кто дальше» (деление слов на слоги и звуки);
игра «Кто быстрей» (составить как можно больше слов на определенный
звук);
«Звук и буква» (определить соответствие звуков и букв в слове);
«Игра в кубик» (на определенную букву составляется слово или
предложение со словом из конкретного количества букв);
«Слово-загадка» (отгадать слово на определенную букву из конкретного
количества букв);
«Цепочка слов» (дом-мох-хор-рысь и т.д.);
«Составь слово» (из заданного слова нужно составить как можно
большее количество слов);
Ребусы;
- Кроссворды;
- Логопедическое лото.
Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий привлечь внимание детей к работе артикуляционного аппарата. С этой целью в начальном периоде занятий рассматриваю в общих чертах артикуляцию отдельных согласных, произношение которых не страдает у
школьников-логопатов. При этом выделяю наиболее выразительные, характерные артикуляционные признаки звука.
В своей работе помимо перечисленных видов упражнений я использую методические материалы по данной проблеме Л.М.Козыревой, «Уроков логопеда» Н.С.Жуковой, И.Н.Садовниковой.
Результаты обследования на конец первого полугодия показывают эффективность данной системы работы по коррекции письма при акустической дисграфии у детей КРО.
| Кол-во обслед. | Нарушено восприятие | |
Свистящих, шипящих звуков | Звонких, глухих звуков | ||
3 класс | 10 | 2 | 3 |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: