Приложение №2
Приложение № 2
к протоколу заседания
комиссии при Правительстве края
от 24.04.2012 № 3
Регламент
межведомственного взаимодействия при выявлении и первичной социализации несовершеннолетних,
оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью
Настоящий Регламент определяет основные направления и этапы работы специалистов опеки и попечительства
над несовершеннолетними, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, сотрудников ОВД при выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в условиях непосредственной угрозы их жизни и здоровью, изъятии
из обстановки, не отвечающей требованиям безопасности (далее – изъятие из обстановки), отобрании ребенка у родителей
при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью, первичной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с изъятием из обстановки и (или) отобранием ребенка у родителей.
В случае, когда лишение или ограничение родительских прав не позволяет защитить интересы ребенка с достаточной быстротой, ст. 77 Семейного кодекса РФ (далее - СК) позволяет осуществить незамедлительное отобрание ребенка
у родителей или иных лиц, на попечении которых он находится, при наличии угрозы для жизни или здоровья ребенка.
Условием, при котором ребенок может быть отобран, является наличие реальной угрозы для его жизни или здоровья, устранить которую невозможно другим способом. При этом данную угрозу необходимо устранить немедленно. Правовое значение имеет факт существования такой опасности, а не наличие негативных последствий.
Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью осуществляется
в административном порядке органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
Под непосредственной угрозой жизни следует понимать совокупность обстоятельств, в которых физическое и (или) психическое состояние близко к критическому, и данные обстоятельства являются последствиями действий (бездействий) родителей (законных представителей). Критическое состояние граничит с такими состояниями, как смерть, атараксия.
Под непосредственной угрозой здоровью следует понимать высокую вероятность наступления вреда здоровью ребёнка средней или тяжёлой степени, неотвратимой и непоправимой инвалидности.
Следует разделять «угрозу жизни и здоровью» от «опасности жизни и здоровью» - по степени вероятности наступления неблагоприятных последствий для ребёнка. При «угрозе» вероятность наступления максимальная, при «опасности» - возможная.
При наличии непосредственной угрозы жизни ребёнка или его здоровью, носящий прямой и явный характер,
не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений, стойких нарушений здоровья, или иного вреда здоровью ребёнка, связанного с:
- отсутствием полноценного ухода за ребёнком, создающим угрозу его жизни или здоровью;
- отказом законных представителей от лечения ребёнка, имеющего заболевания, требующие срочного медицинского вмешательства;
- наличие признаков физического и / или психического насилия над ребёнком;
- нахождением родителей (законных представителей) в тяжелой степени опьянения;
- наличием иных обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью ребёнка, в том числе отказом или уклонением родителей (законных представителей) от лечения имеющихся у них опасных для здоровья ребёнка форм заболевания
(в том числе открытой формы туберкулёза, обострение психических заболеваний), ребёнок, на основании письменного заявления его родителей или законных представителей, может быть помещён в специализированное учреждение, осуществляющее социальную реабилитацию несовершеннолетних, учреждение здравоохранения, семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства) (далее - временное помещение).
При невозможности получения письменного заявления от законных представителей ребёнка о его временном помещении, принимается решение об изъятии его из обстановки, представляющей угрозу жизни и здоровью и временном помещении
в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ № 120) на основании Акта оперативного дежурного органа внутренних дел
(п.5 ч. 3 ст. 13 ФЗ № 120).
Изъятие – мера, которая создает альтернативу лишению прав и оставляет шанс на возврат ребенка в семью. Основными критерием для решения вопроса об изъятии становится безопасность среды ребенка, а для лишения – способность и намерение родителей выполнять свои родительские обязанности.
Отобрание ребенка у родителей – акт принудительных действий по отношению к родителям, которые не способны или
не желают выполнять обязанности по воспитанию, обучению, содержанию и защите их прав своих несовершеннолетних детей.
Отобрание ребенка выражается в предъявлении родителям распорядительного акта органа местного самоуправления, свидетельствующего о невозможности дальнейшего пребывания ребенка с родителями.
Отобранию ребенка может предшествовать изъятие ребенка из обстановки, представляющей угрозу их жизни
и здоровью, которая возникла по вине родителей или законных представителей (в форме умышленных действий или бездействия).
Отобрание ребенка у родителей осуществляется исключительно специалистами опеки и попечительства
в строгом соответствии со ст. 77 СК РФ и по основаниям, предусмотренным ст. 69, 73 СК РФ.
В случаях привлечения специалистов опеки и попечительства к работе в выходные, нерабочие праздничные дни следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ.
Алгоритм
неотложных межведомственных действий при выявлении и изъятии детей, оказавшихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью
Изъятие – это акт (действие), направленный на оперативное реагирование и незамедлительное обеспечение мер безопасности ребенка, нуждающегося в оказании экстренной государственной помощи. Изъятие – мера
в краткосрочной перспективе, мера быстрого, кризисного реагирования.
Этапы (мероприятия) | Исполнители | Сроки исполнения |
Этап 1. Выявление и проверка сигнала о чрезвычайном происшествии, связанном с непосредственной угрозой жизни и здоровью несовершеннолетнего | ||
Источники выявления:
*Сигнал – информация о признаках нарушения прав и законных интересов ребенка, переданная и зарегистрированная в установленном порядке. | Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: образования, здравоохранения, социального обслуживания семьи и детей, специалисты опеки и попечительства, органы внутренних дел (далее - ОВД), специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) общественные организации и объединения, граждане и иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | по факту |
| Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым стало известно о чрезвычайном происшествии | незамедлительно |
| | |
| Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | в течение 3 часов с момента получения информации |
| Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | в течение 24 часов |
Этап 2. Экстренное реагирование | ||
Обязательное взаимодействие со специалистами опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или иных законных представителей).
*Оценка безопасности – выявление и оценка средовых и динамических факторов, действие которых с высокой степенью вероятности может в ближайшем будущем представлять угрозу жизни ребенка или причинить серьезный вред его здоровью.
| ОВД, специалисты опеки и попечительства ОВД специалисты опеки и попечительства совместно с представителями субъектов системы профилактики специалисты опеки и попечительства или иные лица, уполномоченные осуществлять защиту прав детей специалисты опеки и попечительства *ОВД – в исключительных случаях, когда присутствие специалиста опеки и попечительства по уважительным причинам невозможно (отпуск, командировка, болезнь). | немедленно, в течение суток в течение суток |
Этап 3. Изъятие ребенка из обстановки, не отвечающей условиям безопасности или представляющей угрозу для его жизни и здоровья и оказание экстренной помощи в государственной защите | ||
| сотрудники ОВД совместно со специалистами опеки и попечительства, представителями органов местного самоуправления специалисты опеки и попечительства во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты населения, органами местного самоуправления | на срок не свыше 10 суток. При необходимости пребывания ребенка в учреждении свыше 10 суток составляется мотивированное ходатайство о продлении срока пребывания ребенка в учреждении |
| специалисты опеки и попечительства | постоянно |
*План безопасности ребенка – документ, лимитированный по времени, с конкретными сроками исполнения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ребенка и стабилизацию ситуации в семье, контроля над установленной угрозой или помещения ребенка в государственное учреждение либо альтернативное место в целях его безопасности до момента, пока не будет проведена комплексная оценка семьи и определено, в каких услугах нуждается ребенок. Безопасность – отсутствие условий для возникновения угроз жизни и (или) здоровью ребенка. | КДНиЗП во взаимодействии с ОВД, специалистами опеки и попечительства, специализированными учреждениями для несовершеннолетних | в течение 3-х рабочих дней с момента изъятия из обстановки или отобрания ребенка у родителей |
- о факте изъятия ребенка по месту обнаружения и временном помещении ребенка в учреждение, состоянии первичного обследования условий проживания в семье; - о причинах и условиях возникновения угрозы и рисков опасности для ребенка. | специалисты опеки и попечительства, ОВД, учреждение, куда помещен ребенок | в течение 3-х рабочих дней |
3.7. Информирование КДНиЗП при Правительстве края в соответствии с Порядком экстренного реагирования, утвержденного протоколом КДНиЗП при Правительстве края от 28.01.2012 № 1. | КДНиЗП в муниципальном образовании | в течение суток с момента получения информации об изъятии ребенка (как случай ЧП) |
Этап 4. Экспертная оценка положения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в связи с угрозой безопасности его жизни и здоровью | ||
| КДНиЗП в муниципальном образовании | в течение 3-х рабочих дней с момента изъятия ребенка |
4.2.1. Проведение доследственной проверки и принятие одного из следующих решений (в соответствии со ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ):
О принятом решении в обязательном порядке уведомляются:
| органы и учреждения системы профилактики в пределах компетенции специалисты опеки и попечительства органы внутренних дел | в течение 10 рабочих дней после изъятия ребенка в течение 3 дней до 3 суток, в исключительных случаях – до 10 суток. в течение 24 час. |
| органы и учреждения системы профилактики, работающие со случаем | в течение 10 рабочих дней |
| КДНиЗП в муниципальном образовании | в течение 3-х рабочих дней |
Этап 5. Открытие случая и организация работы по первичной социализации ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации | ||
* Дети, нуждающиеся в защите государства, - дети, в отношении которых органы опеки и попечительства обязаны принять необходимые меры по защите их прав и законных интересов в соответствии со п.3 ст. 56 СК РФ. | КДНиЗП в муниципальном образовании члены комиссии | Не позднее: 7 дней с момента отобрания ребенка у родителей и 14 дней - с момента изъятия из обстановки |
| КДНиЗП в муниципальном образовании, межведомственная рабочая группа, работающая со случаем учреждение, в которое определен ребенок | в течение 7 дней . |
| куратор случая, специалисты органов и учреждений системы профилактики в рамках межведомственного взаимодействия, КДНиЗП | не реже 1 раза в 10 дней, и до устранения или нейтрализации обстоятельств реальной угрозы безопасности ребенка |
Советник
председателя Правительства края -
заместитель председателя
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве края Г.А. Рыкова
страница 1
скачать
Другие похожие работы: