NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Проект Демонстрация реализации технологии критического мышления через чтение и письмо (ркмччп) при проведении заседания цикловой комиссии



Проект

Демонстрация реализации технологии критического мышления через чтение и письмо (РКМЧЧП) при проведении заседания цикловой комиссии.

Автор: Бокарева О.А.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Демонстрация реализации технологии критического мышления через чтение и письмо при проведении заседания цикловой комиссии»

Проблема: совместить две различные задачи - научить содержанию (познакомить преподавателей с некоторыми технологиями открытого образования) и научить деятельности (работе в одной из этих технологий - РКМЧЧП).

Участники: члены цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Время работы: краткосрочный проект.

Цель: повысить профессионализм преподавателей за счет овладения современными образовательными технологиями.

Задачи:

узнать насколько с технологиями открытого образования знакомы преподаватели цикловой комиссии;

ознакомить преподавателей с открытыми образовательными технологиями;

вовлечь каждого преподавателя в активную деятельность через применение самих открытых образовательных технологий.
Развить мотивацию к самообразованию по изучению технологий открытого образования.

Информационно-техническое обеспечение:

компьютер,

учебная и учебно-методическая литература,

ЗХУ таблицы,

карточки со словами и словосочетаниями.

Вступление.

Одной из задач цикловой комиссии является повышение качественного уровня обученности студентов. Это возможно путем качественного улучшения уровня их обучения, а это в свою очередь достигается повышением уровня научной и методической подготовки преподавателя, что также должна решать цикловая комиссия.

В текущем учебном году преподаватели нашей цикловой комиссии знакомились с некоторыми технологиями открытого образования, которые базируются на признании за каждым студентом права выбора собственного пути в получении образования и которые представляют каждому студенту, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и в учебном поведении. При использовании данных технологий меняется роль и преподавателя, он теперь не только носитель информации, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний, а еще организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой студентов, наставник.

Три преподавателя нашей комиссии побывали на курсах краткосрочного повышения квалификации «Современные педагогические технологии» при Московском педагогическом университете. При знакомстве с данными технологиями они поняли, что некоторые факты и идеи о которых шла речь, им уже известны, кое-что оказалось новым, а с чем- то они не согласны. Знания, прежде чем стать профессиональными убеждениями и умениями преподавателей, должны быть содержанием многочисленных действий и операций - от элементарного обсуждения их специфических особенностей до проверки данных теоретических идей в обучающей практике. Нужно время, чтобы все осмыслить, опробовать некоторые приемы данных технологий на занятиях по своим предметам и, наконец, поделиться своими знаниями, своим небольшим опытом с коллегами.

Специалисты в области открытого образования рекомендуют организовывать обучение технологиям открытого образования командами педагогов. Такой командой может быть цикловая комиссия.

Научившись сотрудничать, взаимодействовать в рамках цикловой комиссии, педагог может научить этому обучающихся. Вместе с тем «командное» восприятие дает право каждому педагогу на самоопределение - преподаватель решает сам: новая технология, которую принимает педагогический коллектив, «подходит» мне или «не подходит», буду я ее принимать полностью или частично или не буду применять совсем. Знакомство с технологиями РКМЧЧП и Кейс-стади была организована в ходе одного из заседаний цикловой комиссии в технологии РКМЧЧП, воспроизводя ее основные моменты, и попутно рассказывая о ней и о технологии Кейс-стади.

При проведении заседания в такой форме можно решить две задачи: во-первых; узнать насколько с данными технологиями открытого образования знакомы преподаватели цикловой комиссии; во-вторых, на конкретном примере увидеть использование технологии РКМЧЧП в реальной жизни, вовлечь каждого преподавателя в активную деятельность через применение самих открытых образовательных технологий.

Работа над проектом

Организационный этап

На первом, организационном этапе, собрались те преподаватели, которые были на курсах и сформулировали проблему: совместить при проведении заседания цикловой комиссии две различные задачи - научить содержанию ( ознакомить преподавателей с некоторыми технологиями открытого образования) и научить деятельности (работе в одной из технологий, а именно, в технологии РКМЧЧП), определили цель : повышение профессионализма преподавателей за счет овладения современными образовательными технологиями и задачи проекта: знакомство преподавателей с открытыми образовательными технологиями, развитие у преподавателей интереса к изучению данных технологий, развитие мотивации к самообразованию по изучению других технологий открытого образования.

Определив цели, задачи, преподаватели спланировали свою деятельность.

Поисковый и исследовательский этапы.

Преподаватели, побывавшие на курсах, изучили свои конспекты, литературу, предложенную на курсах для изучения и другую литературу по данному вопросу, просмотрели видеозаписи, привезенные ими с курсов, опробовали технологии открытого образования «Критическое мышление через чтение и письмо», «Дебаты», «Кейс-стади» на своих занятиях.

Творческий этап.

На данном этапе преподаватели готовили:

сообщения для заседания цикловой комиссии:

БокареваО.А.- «Критическое мышление через чтение и письмо».

«ШаутинаИ.Ю.- «Кейс-стади».

Шевкопляс Н.А «Синквейн и кластер», как приемы технологии критического мышления.

презентацию - практические задания с использованием технологии «Кейс-стади» - Шаутина И.Ю.

конкретный материал по своим предметам:

материал по новому учебнику английского языка А.В. Гниненко Современный автомобиль как мы его видим - БокареваО.А.

ЗХУ таблицы, карточки со словами и словосочетаниями - БокареваО.А.

синквейны студентов по философии - Шевкопляс Н.А.
Основной этап.

Заседание цикловой комиссии в технологии РКМЧЧП.

Ход заседания цикловой комиссии:

В соответствии с технологией РКМЧЧП заседание цикловой комиссии соответствовало одному из основных положений технологии критического мышления - следование трем стадиям: Вызов-Осмысление новой информации (Смысловая стадия) - Рефлексия (Размышление). Такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

На стадии вызова деятельность председателя цикловой комиссии направлена на актуализацию уже имеющихся знаний преподавателей по теме, активизацию деятельности преподавателей, мотивацию к дальнейшей работе. Преподаватели на этой стадии вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до изучения нового материала. Этот этап хорошо знаком преподавателям, так как с вызова часто начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие «создание мотива к обучению». Именно на этом этапе возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Это и является основным стимулом для развития критического и творческого мышления.

Чтобы обнаружить «брешь» в знаниях преподавателей необходимо преподавателей включить в выполнение такого задания, которое помогло бы выявить недостаток имеющихся знаний и пробудить желание получить новую информацию. С этой целью председатель цикловой комиссии использует один из приемов, используемый на стадии вызова, рассказ-предположение поданным словам. Она называет тему заседания цикловой комиссии и предлагает преподавателям листы с напечатанными на них словами и словосочетаниями, относящиеся к технологиям открытого образования и просит их составить небольшой логически построенный рассказ с использованием данных слов и словосочетаний. В случае затруднения в составлении рассказа преподавателям предлагается заполнить ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) таблицу. Работа при заполнении данной таблицы разделена на три шага. Председатель цикловой комиссии предлагает вспомнить преподавателям информацию, которой они владеют по теме. Преподаватели заполняют первую часть таблицы (Знаю). Затем председатель цикловой комиссии предлагает высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме. Преподаватели заполняют второй столбик таблицы (Хочу узнать). По изучению материала преподаватели заполняют третий столбик таблицы.

Затруднения в составлении рассказа по теме и в заполнении первого столбика таблицы вызывает у преподавателей коммуникативно-познавательную потребность. Эта потребность реализуется на смысловой стадии при прослушивании информации о некоторых открытых педагогических технологиях «Критическое мышление через чтение и письмо», «Синквейн и кластер - приемы технологии критического мышления», «Кейс - стади». Тексты выступлений прилагаются. Преподаватели на этой стадии вступают в непосредственный контакт с информацией (слушают выступающих), делают пометки в таблице или ведут записи.

Третья стадия технологии РКМЧЧП - рефлексия. Сегодня очень важно научить учащихся рефлексии. Для этого преподавателю необходимо создать такие условия, чтобы у учащихся возникла необходимость рефлектировать происходящее. Однако, чтобы учить этому учащихся, преподаватель прежде всего должен осознать необходимость рефлексии, научиться рефлектировать и включить рефлексию в собственную познавательную деятельность. Научить педагога рефлексии - одна из задач его ознакомления с открытыми образовательными технологиями. Преподаватели на этой стадии соотносят «старую» информацию с «новой», стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию), свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими преподавателями (знакомятся с различными представлениями, анализируют собственные мыслительные операции).

После заслушивания информации преподаватели на стадии рефлексии заполняют третий столбик таблицы (узнал), которая им была предложена на стадии вызова. Третья стадия - стадия рефлексии превращает информацию, прослушанную на заседании цикловой комиссии, в собственные знания. Она необходима не только для того, чтобы проверить память преподавателей, но и для того, чтобы проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей в начале работы или в процессе знакомства с новым материалом. Главные задачи стадии рефлексии заключаются в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, «присвоить» новую информацию. Информацию, которую преподаватели хотели бы узнать по этой теме, и которая была отмечена ими в таблице на этапе вызова, но не была отражена в выступлениях, не остается без внимания. Кроме того, в ходе обсуждения на стадии рефлексии возникают новые вопросы, которые держат интерес преподавателей, формируют новый запрос на получение информации, а, следовательно, представляют собой новый вызов. Чтобы у преподавателей не иссякла мотивация к дальнейшему продвижению в теме, выступающие ответили не на все поставленные вопросы. Они попросили преподавателей найти ответы в рекомендованной для них литературе.

Рефлективность - это осознание познавательного процесса через субъектный опыт. Размышление над своим субъектным опытом помогает преподавателю выйти на новый уровень «оценки» собственной деятельности и увидеть дальнейшую перспективу профессионального роста. Рефлексия -это необходимое условие для перехода от образования к самообразованию.

Решение заседания цикловой комиссии:

одобрить проект;

исходя из методической целесообразности использовать и в дальнейшем технологию критического мышления при проведении заседания цикловой комиссии;

организовать посещение занятий преподавателей Бокаревой О.А., Шаутиной И.Ю., Шевкопляс Н.А., которые используют в своей работе технологии открытого образования;

всем преподавателям самостоятельно ознакомиться с другими технологиями открытого образования.

Так в общем виде может выглядеть заседание цикловой комиссии, проводимое в технологии критического мышления.
Заключение.

Осуществление данного проекта позволило:

Показать работу технологии критического мышления через чтение и письмо на конкретном примере - в ходе заседания цикловой комиссии.

Ознакомить преподавателей цикловой комиссии с некоторыми технологиями открытого образования.

Вовлечь каждого преподавателя в активную деятельность через применение самих открытых образовательных технологий.

Создать у преподавателей мотивацию к самообразованию.

Предположение о том, что технология критического мышления может использоваться не только на учебных занятиях, но и во внеучебной деятельности, подтвердилось в ходе заседания цикловой комиссии.
Приложение.

Выступление председателя цикловой комиссии Бокаревой О.А.

Технология « Критическое мышление через чтение и письмо» (далее РКМЧЧП).

Перемены, существующие в обществе, а именно переход от классически закрытого общества к открытому, демократическому, не могли не коснуться сферы образования. В настоящее время в области образования осуществляется переход к открытым формам образования. Для открытого образования характерна ярко выраженная личностная ориентация вплоть до индивидуализации всего образовательного процесса. Открытое образование-это модель образования, основанная на базе принципа открытости, который означает:

свободу зачисления в число обучаемых;

составление индивидуального учебного плана;

свободу места и времени обучения;

свободу темпов обучения.

Открытые образовательные пространства альтернативны закрытым, цель которых - сформировать тот или иной кем-то (государством, коллективом учебного заведения, родителями) заранее запланированный образ. Основные признаки открытого образования:

вариативность;

наличие открытого образовательного пространства;

неограниченный доступ к образовательным ресурсам;

технологичность образовательного процесса;

направленность на самоопределение;

становление культуры выбора.

К открытым образовательным технологиям сегодня относят следующие методы, стратегии и технологии обучения:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

«Дебаты»;

«Метод проектов»

«Учебные исследования учащихся»;

«Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории учащихся»;

«Дидактический цикл»;

«Творческие мастерские»;

«Креативное письмо»;

«Кейс-стади»;

«Портфолио»;

И другие.

В своем выступлении я более подробно остановлюсь на технологии «Критическое мышление через чтение и письмо», которые можно применить на занятиях по всем дисциплинам нашей цикловой комиссии.

По определению И.О. Зюгашева и С.И. Заир-Бека Критическое мышление-это «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой для дальнейшей деятельности. Технология-это конструирование занятия или нескольких занятий на заданную тему на основании некоторых закономерностей. РКМЧЧП -современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает задачи:

образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Продуктивной работа в рамках данной технологии может быть только в том случае, если будет правильно выбран информативный материал, способствующий критическому мышлению. Информация должна быть актуальна и вызывать интерес у студентов.

Основное положение технологии критического мышления - следование трем стадиям: Вызов-Осмысление новой информации (Смысловая стадия) -Рефлексия (Размышление). Такая структура соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом

подумать для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Информация, полученная на стадии Вызова, прослушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах-группах. Задача данной стадии: актуализация уже имеющихся знаний по теме, активизизация деятельности обучающихся, мотивация к дальнейшей работе. Обучаемые анализируют собственные знания по заданной теме, систематизируют информацию до ее изучения, демонстрируют первичные знания посредством устной и письменной речи, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

На этой стадии могут использоваться следующие приемы:

составление списка «известной информации»;

рассказ-предположение по ключевым словам;

графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки.

На стадии Осмысление происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, фильм, материал учебника), работа ведется индивидуально, в парах.

Задачи этой стадии:

поддержание интереса, активности, созданного во время Вызова;

поддержание усилий обучаемых по описанию собственного понимания;

создание условий для активного восприятия новой информации.

Обучающиеся на этой стадии вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят), используя предлагаемые учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи.

Одним из приемов маркировки текста может быть прием «INSERT», который представляет собой особую маркировку текста при его прочтении.

Буквы в данном слове это сокращения следующих слов:

I - самоактивизирующая

N-noting - маркирующая

S-system - система

E-(for) effective - для эффективного

R-reading and - чтения и

T-thinking - размышления.

Использование значков: «+», «-», «?», «V» предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:


«V»-уже

«+» новое

«-»думал

«?»-не

знал




иначе

понял, есть вопрос


На стадии Рефлексии (размышления) происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации. Работа ведется в группах - парах - индивидуально.
Задачи данного этапа:

возвращение к предыдущим представлениям;

активная перестройка представлений с включением новых понятий (внесение изменений или дополнений);

закрепление полученных знаний и формирование долговременного значения;

создание нового смысла (присвоение знаний), «который соотносится со мной» через творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Обучаемые на этой стадии соотносят «старую» информацию с «новой», стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию), свободно аргументируют, обмениваются своими идеями с другими учащимися (знакомятся с различными представлениями, анализируют собственные мыслительные операции).

На этой стадии возможны следующие приемы и методы:

заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных

связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и

неверным утверждениям;

ответы на поставленные вопросы;

организация устных и письменных круглых столов и дискуссий; написание творческих работ: синквейнов, эссе; исследования по отдельным вопросам.

Выступление преподавателя общественных дисциплин Шевкопляс Н.А.

«Синквейн и кластер - приемы технологии РКМЧЧП»

Одним из приемов на стадии рефлексии при использовании технологии критического мышления является синквейн. Синквейн - это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлектировать по определенному поводу.

Синквейн состоит из пяти строк:

1-я строка - название синквейна.

2-я строка - два прилагательных.

3-я строка - три глагола.

4-я строка - фраза на тему синквейна.

5-я строка - существительное (наречие, междометие и т.д.)

Примеры синквейнов, написанные студентами по дисциплине «Основы философии» на стадии рефлексии по теме: «Проблема человека в философии»:

1.Человек.

2.Неповторимый. Добрый.

З.Развивается. Совершенствуется. Учится. 4.Каждый человек неповторим и индивидуален. 5.Личность.
1.Человек.

2.Мудрый. Безрассудный.

З.Наслаждается. Повелевает. Обучается.

4.Человек должен вести себя достойно.

5.Индивидуальность.

1.Человек.

2.Разумный. Прямоходящий.

З.Познает. Говорит. Делает.

4.Человек - высшая ступень эволюции.

5.Ношо Sapiens.

Прием " Кластер"- графический систематизатор.

На стадии вызова прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. Студентам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изображать логические связи между понятиями.

На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать новую информацию.

На стадии рефлексии систематизатор дает возможность проверить знание учащихся и отразить индивидуальные результаты обучения.

Прием " Кластер" и "Синквейн" повышают интерес к процессу обучения, активизируют восприятие учебного материала, развивают способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией разной сложности; способствуют формированию социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Выступление преподавателя Шаутиной И.Ю.

Технология «Кейс-метод».

За годы учебы учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им неизвестны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно использовать такие технологии, которые помогли бы учащимся объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций включает три этапа:

1.Подготовительный (до начала занятия), цель которого -конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2,Ознакомительныи (во время занятия), цель которого-вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

З.Аналитический этап (начало обсуждения кейса), цель которого -проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4.Итоговый этап, цель которого - представить и обосновать решение группы по кейсу.

Структура кейса.

1.Введение - первые несколько абзацев:

  • постановка задачи кейса;

  • название организации, имена, действующие лица;

  • профиль организации;

  • название кейса и авторство. 2.Проблема - несколько абзацев:

  • описание проблемы, ее видение разными действующими лицами;

  • описание структуры проблемной ситуации, если она имеется.

З.Материалы для решения (структурированы в виде вопросов и ответов):

  • развитие конфликта и проблемы;

  • описание внешней среды;

  • слабые и сильные стороны;

  • взаимодействие действующих лиц;

- схемы, таблицы, статистика, фотографии, картинки, иллюстрации, различные документы и формы отчетности.

Признаки хорошего обсуждения кейса:

активность участников;

количество вопросов, заданных участниками;

энергичность ведущего;

активность дискуссии;

позитивная атмосфера;

обоснованность вывода по кейсу.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: