NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа А. Г. Кутузова. Ипм сценарий урока № Сказка как жанр фольклора. Возникновение сказки. Виды народных сказок



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»
г. Череповец
Формирование коммуникативной компетентности учеников 5-х классов при работе
над фольклорной сказкой.

Работа учителя русского языка и литературы Г.В.Павловой.


Список ИПМ

ИПМ – 1. Теоретическая интерпретация опыта.

ИПМ – 2. Основные понятия деятельностной теории учения.

ИПМ – 3. Деятельностный подход на уроках литературы.

ИПМ – 4. Тематическое планирование раздела «Фольклорная сказка». 5 класс.

Программа А. Г. Кутузова.

ИПМ – 5. Сценарий урока № 1.Сказка как жанр фольклора. Возникновение сказки.

Виды народных сказок.

ИПМ – 6. Сценарий урока № 5. «Два Ивана – солдатских сына» - сюжет сказки. Карты

В.Я.Проппа.

ИПМ – 7. Сценарий урока № 6. Время и пространство волшебной сказки «Два Ивана

солдатских сына».

ИПМ – 8. Сценарий урока № 7. «Два Ивана – солдатских сына»: выражение

нравственного идеала в сказке.

ИПМ – 9. Сценарий урока № 9. «Финист – Ясный Сокол». Творческий практикум. Работа

в группах.

ИПМ – 10. Сценарий урока № 10. «Финист – Ясный Сокол»: выражение нравственного

идеала в сказке.

ИПМ – 11. Сценарий урока № 12. Немецкая сказка «Снегурочка» и сказка А.С.Пушкина

«О мертвой царевне и семи богатырях».

ИПМ – 12. Сценарий урока № 14. Творческая мастерская: мы сочиняем волшебную сказку

- разработка сюжета.

ИПМ – 13. Список литературы


ИПМ – 1. Теоретическая интерпретация опыта.
Актуальность темы.

Современная жизнь все настойчивее выдвигает перед школьными учителями требование формирования коммуникативной компетенции учащихся. Особенно это касается учителей русского языка и литературы. Именно они на своих уроках дают представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах; о видах общения; о речевой (коммуникативной) деятельности, ее структуре; видах и этапах (процедурах) предтекстовой деятельности; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.) – на основе чего у детей постепенно формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

И особому, специфическому виду общения между людьми, живущими давно и ныне живущими, но с которыми не происходит непосредственного контакта, а только посредством художественных текстов, тоже учит учитель русского языка и литературы. Общению, в котором участвуют автор и читатель. А чтобы это общение состоялось, учитель должен научить ученика воспринимать реальность, выраженную в тексте, как можно более полно, но, в то же время не приписывая тексту смыслов, которых в нем нет. Однако природа художественного восприятия, с которым мы сталкиваемся на уроках литературы, в корне отличается от природы восприятия предметов действительности, оно предполагает сотворчество читателя.

В свою очередь стандарты нового поколения нацеливают учителей на применение деятельностного подхода в обучении. Для учителя это означает, что в процессе обучения перед ним стоит задача формирования определенных видов деятельности и, прежде всего, учебной деятельности.

Сущность данного опыта заключается в создании технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-х классов на уроках литературы в процессе работы над фольклорной сказкой.

Новизна опыта:

- коммуникативная компетентность учащихся формируется через применение технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся, основанной на деятельностной теории обучения,

- в творческом осмыслении трудов Л.С.Выготского, теории понимания М.Е.Бершадского, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и дальнейших исследований его учеников (Н.Ф.Талызиной и Т.В.Габай), а также теории о трех фазах процесса художественного восприятия художественного произведения искусства.

Результативность:

  1. Результаты работы:

Применение технологии помогает:

- привить интерес к литературе,

- сохранить здоровье детей, так как учитывает психологические основы усвоения знаний,

- содействует развитию логического и образного мышления,

- совершенствует навыки связной речи,

- повышает выразительность устной и письменной речи,

- обучает различным видам речевой деятельности,

- формирует и затем способствует развитию творческих способностей обучающихся,

- готовит к использованию полученных знаний и навыков в последующей жизни.

Все это подтверждается творческими работами ребят.

Школьники с радостью берутся за придумывание сюжета сказки, ищут различные способы оформления своей книжки, с интересом изучают творческие решения выполнения работы своими одноклассниками. В последнее время появилась возможность оформления работы с помощью информационно-коммуникационных технологий, которыми ребята овладевают в ходе работы над своей книжкой. Полученные умения совершенствуются при изготовлении следующих книжек: «Сказочный салат» (5 класс) (ребята придумывают свою сказку на основе 3-4 известных литературных сказок», сборника любимых стихов (6 класс, после изучения раздела «Лирика») (в данной работе обязательна вступительная статья, где ребята должны обосновать, почему именно эти стихотворения являются любимыми, и иллюстрации. Кроме того ребята должны придумать название, отражающее основное настроение или основную мысль сборника), сочинении баллады, былины (6 класс). Полученные умения учащиеся переносят и на другие предметы.

Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает. М.А.Рыбникова писала: «Сказка – одна из самых доступных форм для ребят 8-12 лет. Свобода передвижений, превращений и действий сказочного мира облегчает ребенку словесное творчество. Мало ли что можно создать, открыв двери в этот желанный для ребенка мир!»

В статье «О сказках» Максим Горький вспоминал, что поэтический вымысел имел в детстве над ним большую власть, что сказки помогли ему лучше и глубже осознать окружающий его мир. «Я думаю, что уже тогда, - писал Горький, - сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый…»

Русские народные сказки вдохновляли писателей, музыкантов, художников на создание высоко поэтических произведений на сказочные темы. Вспомним непревзойденные сказки А.С.Пушкина, сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок», поэтическую «Снегурочку» А.Н.Островского и т.д.

Анализ методической литературы показывает, что вопросам изучения сказок в школе сейчас уделяется большое внимание. В методических руководствах к учебникам для 5 класса, в журналах «Литература в школе», «Русский язык в школе» появились методические рекомендации, посвященные изучению русских народных и литературных сказок в школе. Все чаще и чаще встречаешь в различных изданиях и задания для ребят: придумайте сказку. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания, инсценировки, игр, которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средством развития литературно—творческих способностей учащихся и тем самым — развития речи. Несмотря на то, что о значении сказок для развития личности ребенка написано очень много (К.Д.Ушинский, М.А.Рыбникова, В.А. Сухомлинский и др.), в сущности, вопрос о том, как поддержать интерес детей, привлекая их к созданию своих сказок, не был предметом специального исследования, если не считать книги Д.Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (1978г.), в которой содержится описание некоторых путей пробуждения творческого воображения детей.

Но почему именно с народных сказок следует начинать развитие литературно-творческих способностей учащихся?

Во-первых, народные сказки более других произведений фольклора известны детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. В.Г.Белинский писал: «…посмотрите, как сильно у детей стремление ко всему фантастическому, как жадно слушают они рассказы о мертвецах, привидениях, волшебствах. Что это доказывает? – потребность бесконечного, предощущение таинства жизни, начало чувства поэзии..».

Во-вторых, в процессе слушания сказки, а тем более в процессе работы над сказкой происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого-нибудь предлога, и тем не менее сказка дает ему обильные сведения о языке.

В-третьих, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко – близко») и о времени («давно – сейчас», «сначала – потом» «вчера – сегодня – завтра»). Очень скоро ребенок обнаруживает, что мир сказки – иной, чем тот, в котором он живет. Но, углубившись в сказку, он также начинает понимать, что этот фантастический мир все же близок к реальному, и что сказка учит тому, как жить в этом реальном мире. Никто так проникновенно, как В.А.Сухомлинский, не писал о той роли, которую играет сказка в духовной жизни ребенка и коллектива. Сухомлинский не представлял обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Он писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка — это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова — его эмоциональные краски и оттенки — доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум—ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Чем еще хороша волшебная сказка для первого творческого опыта?

  1. Она имеет строгую и стройную композицию волшебного повествования.

  2. В ней определена последовательность сказочных действий (карты В.Я.Проппа)

  3. Существует определенная система образов.

  4. В них нет развивающихся характеров. Воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них – характеры, разработана специальная поэтика создания сказочного героя.

  5. Очень просто решается конфликт в сказках.

  6. Волшебная сказка обращается к сходным ситуациям, но редко основывает на их повторении весь рассказ. С тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич – и каждый его новый противник сильнее предыдущего: трехглавого змея сменяет шестиглавый, шестиглавого – девятиглавый или двенадцатиглавый. Три трудных задания дает морское чудовище юноше-герою. Трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве. Трижды разгоняет своего верного коня герой в намерении доскочить до верха терема и поцеловать царевну в губы.

  7. В ней разработан специальный поэтический прием заданий, который выполняет большую роль в создании образов героев, усилении драматизма сказки, повышении ее психологического напряжения.

  8. Герой волшебной сказки разные трудные задания, как правило, выполняет посредством вмешательства друзей-помощников и чудесных предметов.

  9. В волшебных сказках широко применяется прием всевозможных превращений, который еще более усиливает занимательность сказки.

  10. Понятно пространство сказки: свой и чужой мир.

  11. Время действия неопределенное.

  12. Разработан широкий набор присказок, зачинов, концовок, сказочных формул, клишированы типичные речи героев, используются постоянные эпитеты.


ИПМ – 2. Основные понятия деятельностной теории учения.
Деятельностная теория учения, известная под названием теории поэтапного формирования умственных действий, всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процесс учения во главу угла. Так, один из главных ее акцентов состоит в требовании осуществления учащимся той деятельности, умение выполнять которую он должен усвоить; обучающий должен определенным способом организовать динамику ее изменения по ряду характеристик.

Деятельность учения состоит из двух составляющих: ученик должен выполнять усваиваемое действие и действия, которые обеспечивают усвоение первого с заданными свойствами. Если мы не обеспечили умения учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Это означает, что, прежде чем приступать к обучению новому действию, необходимо проверить, располагают ли учащиеся умением научиться этому действию. Другими словами, для успешного протекания процесса усвоения ученик должен иметь соответствующий исходный уровень своей познавательной деятельности. Этот исходный уровень должен проверяться: а) со стороны наличия действий, на которые опирается новое; б) со стороны умения учиться, т.е. наличия действий, которые необходимы для понимания нового.

Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определенных познавательных действий. Вот почему при планировании усвоения любых знаний необходимо определить, в какой деятельности (в каких умениях) они должны использоваться учеником – с какой целью они усваиваются, и владеют ли учащиеся всей необходимой в данном случае системой действий, составляющих умение учиться. Учителю также необходимо не только уметь выделять действия, входящие в различные виды познавательной деятельности учащихся, но и знать их структуру и функциональные части. Так ему надо знать, что в состав любого действия входит та или иная система операций, с помощью которых действие и выполняется; что необходимым компонентом любого действия является ориентировочная основа - система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия; что любое человеческое действие всегда направлено на какой-то предмет (это может быть внешний материальный предмет, а также слова, представления и понятия); и, наконец, действие не существует вне человека (субъекта), который его выполняет и, естественно, всегда проявляет в действии свою индивидуальность.

Действие состоит из ориентировочной, исполнительной, контрольной и корректировочной частей.

Центральной является ориентировочная часть действия. П.Я.Гальперин указывает, что характер и успешность исполнения непосредственно зависят от ориентировочной части действия, а следовательно, при формировании умения основную задачу составляет формирование ориентировочной его части, изменения же исполнительной части являются вторичными.

Интересно, что один и тот же акт часто выступает и как исполнительный и как ориентировочный. Все зависит от того, что является продуктом выполнения действия.

Контрольная часть направлена на проверку правильности как результатов ориентировочной части, так и исполнительной, на слежение за ходом исполнения, на проверку соответствия его намеченному плану. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного пути необходима коррекция, исправление.

Таким образом, если ориентировочная часть действия выполняется для того, чтобы получить информацию об исходных структурных моментах действия, то контрольная часть – чтобы получить информацию о промежуточном продукте и о собственных движениях (их характере и последовательности). В этом отношении контроль дополняет ориентировку, и его следует также считать органической частью действия.

Итак, учебная деятельность – это не что-то аморфное, а всегда система определенных действий и входящих в них знаний. Это означает, что познавательную деятельность следует формировать в строго определенном порядке, считаясь с содержанием слагающих ее действий.

Однако прежде чем мы начнем формировать новую деятельность, учитель должен позаботиться о мотивах, обеспечивающих принятие учеником планируемых знаний и умений. Каждый учитель знает, что если ученик не хочет учиться, то его научить нельзя. Значит, у каждого ученика должен быть мотив, побуждающий его принять намеченные действия и знания.

Мотивационный этап. Н.Ф.Талызина отмечает, что данный этап необходим только в тех случаях, когда учащиеся не имеют готовой мотивации для усвоения намеченного материала. Один из путей создания познавательной мотивации – введение проблемной ситуации. Разумеется, введение проблемы в обучающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемой, для ученика она таковой может и не стать. Тем не менее, как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности; в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попытка это сделать. Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним; ученик может стараться найти решение на основе так называемой соревновательной мотивации (проверка знаний, состязание с другими учениками в находчивости). Как правило, ученики самостоятельно не находят необходимую деятельность, но по тем или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Этого достаточно для прохождения ими следующих этапов усвоения. Однако учитель всегда должен помнить, что познавательная мотивация – это эффективный путь побудить человека к учению, особенно если эта мотивация правильно соотнесена с социальной. Независимо от того, сумел или не сумел учащийся найти решение предложенной ему проблемы, он должен осознать деятельность, составляющую ее решение. М.Е.Бершадский выделяет этот аспект как самостоятельную фазу процесса понимания и называет ее состоянием готовности ученика к пониманию или предпониманием (состоянием, предваряющим понимание).

По мнению Татьяны Васильевны Габай, доктора психологических наук, профессора кафедры педагогики и педагогической психологии МГУ, в процессе учения можно выделить две основные стадии – возникновение в учащемся некоторого первоначального умения и совершенствование его. По терминологии Гальперина этим стадиям соответствуют этап составления схемы ориентировочной основы действий и этапы выполнения формируемой деятельности учащимися, куда входят этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме, этап внешнеречевых действий, этап выполнения действий во внешней речи про себя и этап умственных действий.

Типичным содержанием учения на первой стадии, по терминологии Габай, является уяснение. В результате этого процесса учащийся обычно не получает полной и исчерпывающей системы ориентиров, достаточной для того, чтобы воспроизвести подлежащее усвоению действие (деятельность) и получить «деловой» продукт. Продуктом уяснения является, скорее, достижение предварительного понимания того, что и как должно быть выполнено, т.е. усвоение наиболее существенных черт схемы ориентировочной основы предметно-специфического действия. Здесь важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения. Учитель должен выделить, с одной стороны, все необходимые знания о предмете, с которыми надо действовать, об условиях, которые необходимо при этом соблюдать, с другой, - знания о самом процессе деятельности: с чего надо начинать, в каком порядке производить действия и т.д. Но одного словесного объяснения и даже выполнения этой деятельности учителем недостаточно. Ученики далеко не всегда смогут сразу запомнить все звенья введенных знаний и все действия, составляющие требуемую деятельность. Вот почему объяснение учителя должно сопровождаться внешней, наглядной фиксацией знаний и формируемой деятельности.

По мнению Бершадского, эта стадия процесса усвоения – понимание закономерностей возникновения и развития нового знания – является центральным, наиболее важным его этапом, создающим основу для формирования новых когнитивных схем, расширяющих возможности ученика адекватно реагировать на разнообразные виды информации. Поэтому он выделяет его как вторую самостоятельную фазу понимания – фазу генетического понимания новой информации.


Т.В.Габай

Теория поэтапного формирования умственных действий

М.Е.Бершадский

Мотивационный этап

Фаза предпонимания

Возникновение первоначального умения (уяснение)

Этап составления схемы ориентировочной основы действий

Объяснение учителя

Фаза генетического понимания новой информации.

Наглядная фиксация знаний и формируемой деятельности.

Трансформация первичного умения по определенным характеристикам с доведением их показателей до желаемых.

Этапы выполнения формируемой деятельности учащимися

Этап выполнения действий в материализованной (материальной) форме

Фаза структурного понимания

Этап внешнеречевых действий

Этап выполнения действий во внешней речи про себя

Этап умственных действий

Фаза системного понимания


Почему же невозможно усвоить всю информацию единовременно, в одном акте? Есть две причины. Схема ориентировочной основы может содержать слишком большое количество единиц информации. В других случаях она заключает в себе относительно небольшую информацию, которая, однако, является качественно новой для учащегося, что означает, что у него отсутствует адекватный «исходный уровень». В таких случаях процесс усвоения разбивается на ряд качественно своеобразных этапов, каждый из которых по сути дела является пропедевтическим циклом учебной деятельности по отношению к следующему за ним этапу.

Иными словами, при уяснении обеспечивается лишь частичное усвоение, сопровождаемое рефлексией; обычно это и называется «пониманием». Однако следует помнить, что процесс понимания часто происходит на подсознательном уровне, поэтому возникшее понимание может переживаться учеником как определенное психическое состояние уверенности в правильности полученных выводов. Однако сам факт переживания учеником этого состояния нельзя рассматривать как объективное свидетельство понимания, так как оно может быть ложным (учитель не выделил в явном виде используемые операции или применил понятие, не указав значение, в котором он его использовал, а ученик применил известные ему средства, не соответствующие в данном случае предмету познания, считая свои действия правильными). Поэтому состояние понимания необходимо объективировать, т.е. сделать доступным наблюдению и изучению.

Содержанием второй стадии является трансформация первичного умения по определенным характеристикам с доведением их показателей до желаемых. Эти характеристики П.Я.Гальперин подразделил на первичные (форма («уровень»), обобщенность, сокращенность и освоенность; позже он выделил еще один независимый параметр – самостоятельность действия) и вторичные (разумность действия и его сознательность).

Этой стадии соответствуют две фазы понимания, выделяемые М.Е.Бершадским: фаза структурного понимания и фаза системного понимания. По мере прохождения этапа выполнения действий в материализованной (материальной) форме, этапа внешнеречевых действий и этапа выполнения действий во внешней речи про себя новые элементы начинают связываться между собой, образуя новую понятийную сеть с присущими ей связями между понятиями и операциями, разрешенными в ней. В результате предметом понимания становится структура нового знания, взаимосвязи между его элементами. Но изученная система понятий и действий не является изолированным образованием, ее истинное значение раскрывается только после того, как будет определено ее место в общей подсистеме понятий и действий, описывающих изучаемую предметную область. Этот этап и называет фазой системного понимания.

Т.В.Габай говорит и о возможности появления третьей стадии, которую можно было бы рассматривать как продолжение и завершение второй: на ней также происходит отработка формируемого умения. Вместе с тем она имеет выраженную специфику. К ее началу умение в принципе уже сформировано и готово к функционированию. Но познавательная цель сочетается с деловой целью, так что в одном процессе деятелем реализуются одновременно две деятельности. Это обеспечивает наличие большого объема обратной связи и первичного подкрепления, что положительно влияет на процессы усвоения. При этом создаются условия для включения нового действия в систему той или иной жизненно важной деятельности.

Итак, главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно проходя через ряд этапов. Если учитель строит процесс усвоения с учетом их последовательности, он существенно повышает возможность достижения цели всеми учащимися. Далее. Процесс усвоения – это процесс выполнения учащимися определенных действий, процесс решения с их помощью соответствующих задач. Это означает, что без разрешения проблемы, без выполнения определенных заданий полноценного усвоения ни знаний, ни умений произойти не может. В связи с этим перед учителем встает задача правильного подбора задач, разработки различного рода проблем.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: