NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа деятельности детско-юношеского объединения «Новое поколение» х. Маркин Пояснительная записка





«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 6

__________ И.А. Кацилова


Программа деятельности

детско-юношеского объединения

«Новое поколение»

х. Маркин

Пояснительная записка

Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми и как важно вымостить его кирпичиками счастья.

Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации.

В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как ребёнок, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она, жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание, организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.

Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономики, политики, полностью реализовал себя как личность.

Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Программа деятельности – необходимое условие для повышения эффективности деятельности ДЮО, создание условий для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом.

Работая по данной программе, члены ДЮО получают:

- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

- участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

- возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.

Программа предоставляет не только различные методы и формы работы детского коллектива, но и новую технологию ее реализации.

Программа предполагает создание для каждого члена ДЮО «ситуации успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
Цель программы: создание условий для формирования и становления современной целостной личности, всесторонне развитого в различных сферах общественной жизни человека.

Задачи:

  • Развивать детское общественное движение как альтернативу террористическим и экстремистским организациям, способствовать накоплению социально-практического опыта противодействия асоциальным явлениям в подростковой среде.

  • Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

  • Формировать культуру здорового образа жизни.

  • Поддерживать инициативы, направленные на интеллектуальное, духовное, физическое развитие детей и молодежи.

Концептуальные основы программы

Наряду с собственными разработками в ДЮО довольно успешно используются идеи таких видных педагогов, как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, А.А. Захаренко.

Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики (А.В. Мудрик) и психологии:

  • принцип личностного подхода - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;

  • принцип деятельного подхода - находясь в детско-юношеском объединении, ребенок живет реальной жизнью, отвечающий общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью - общественно- полезной, творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребенку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

  • принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок);

  • принцип средового подхода - включает различные варианты взаимодействия детско-юношеского объединения со средой (семьей, школой, учреждениями дополнительного образования).


Содержание деятельности

Основные направления

1. Лидерское – Центр «Лидер».

2. Волонтерское – Центр «Труд и забота».

3. Спортивно-оздоровительное – Центр «Спорт и Здоровье».

4. Экологическое – Центр «Экополис».

6. Информационное – Центр «МАГ (Молодёжная авангардная газета)

Приоритетная форма деятельности – участие в социально значимых делах.
Содержание основных направлений

Центр «Лидер»

Задачи:

1. Формировать ответственное и осознанное отношение к себе как к руководителю своего жизненного плана.

2. Развивать навыки самоорганизации; выявление, корректировка личного жизненного плана каждого участника.

3. Активизировать развитие лидерских качеств у членов школьного актива.

4. Создавать условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД.

Формы работы: школа Лидера.
Центр «Труд и Забота»

Задачи:

1. Продолжать лучшие традиции тимуровского движения, проявлять заботу к ближнему.

2. Воспитывать толерантное отношение к людям и стремление быть им полезными.

3. Развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

4. Привить чувство уважения и любви к культуре, истории России, родного края.

Формы работы: трудовые акции и десанты, волонтерские отряды.
Центр «Спорт и Здоровье»

Задачи:

1. Способствовать физическому развитию и самосовершенствованию учащихся, ориентировать детей на здоровый образ жизни.

2. Укреплять здоровье детей и воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

3. Организовать и проводить спартакиады, дни здоровья, спортивные праздники и походы.

Формы работы: спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья, акции, социальные проекты.
Центр «Экополис»

Задачи:

1. Воспитывать экологическую грамотность, бережное отношение к живой природе и готовность к активным действиям по её охране.

2. Вовлекать обучающихся в природоохранную деятельность.

3. Учить умению понимать и ценить красоту и богатство природы.

4. Озеленение территории школы, хутора, своего дома и класса.

Формы работы: экологические акции, праздники, конкурсы, проекты.
Центр «МАГ»

Задачи:

1. Познакомить учащихся с азами журналистики.

2.Формировать и развивать навыки работы с информацией: поиск, обработка, преподнесение.

3. Развивать школьную газету.

3. Пропагандировать деятельность ДЮО через средства СМИ.

Формы работы: ежемесячное издание школьной газеты, публикация материалов о деятельности ДЮО в СМИ.
Механизм реализации программы

Срок реализации программы – 3года (2011-2014г). Этапы реализации программы

I этап – подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством опроса, анкетирования, проведения разовых мероприятий и нетрадиционных дел). Этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
II этап – основной (практический), предполагает определение, учитывая собранную информацию, традиционных дел ДЮО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта социального общения со сверстниками и жителями хутора.

Происходит расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.

III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач добровольного самоуправляемого детско-юношеского объединения. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
4.2. Деятельность участников программы строится в соответствии с принципами:

  • открытости – участником программы может стать любой желающий;

  • развития - деятельность в рамках программы направлена на развитие личности;

  • взаимодействия – обеспечение тесного взаимодействия между участниками и исполнителями программы;

  • сотрудничества – обеспечение условий для сотрудничества со всеми участниками объединения.



4.3. Методы реализации программы, формы работы:

  • анкетирование, диагностики;

  • беседы, интервью;

  • наблюдение;

  • обучающие семинары;

  • практические занятия, тренинги;

  • коллективные творческие дела и акции;

  • социальные проекты;

  • игры и игровые программы;

  • встречи;

  • соревнования;

  • выставки, ярмарки;

  • поездки и экскурсии.


Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают эмоциональное восприятие. Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).

Таким образом происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детско-юношеского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение; приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского - общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
Кадровое обеспечение

Руководитель программы - старшая вожатая.

Для успешной организации деятельности ДЮО «Новое поколение» планируется привлечь в качестве консультантов-помощников заместителей директора по ВР и УВР, классных руководителей, учителей-предметников школы, родителей.
Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при наличии:

  • работоспособного Совета ДЮО;

  • помещения для работы Совета ДЮО «Новое поколение»;

  • печатного издания ДЮО «Новое поколение»;

  • создание методической базы для работы организаций;

  • необходимого оборудования и инвентаря.

Нормативно-правовая база организации:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Федеральный закон об общественных объединениях;

  • Устав школы;

  • Устав ДЮО «Новое поколение»;

  • Договор о совместной деятельности;

  • Протоколы заседаний;

  • План работы с активом;

  • План работы ДЮО;

  • Программа деятельности ДЮО «Новое поколение»;

  • Программа «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Материально-техническая база

Наличие материально-технической базы: оборудованный компьютерный класс с выходом в интернет, спортивный зал, мультимедийный проектор, интерактивная доска, микрофоны, колонки, телевизор, DVD, музыкальный центр, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера,

Финансовое обеспечение программы: за счет спонсорских средств. Предполагаемые затраты:

1. Транспортные расходы (проезд до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций, участия в мероприятиях различного уровня).

2. Питание во время туристических походов.

3. Приобретение необходимого оборудования.

4. Приобретение расходных материалов для благоустройства.

5.Фотопечать.
Ожидаемые результаты

Мы планируем через реализацию программы воспитать гражданина и патриота своей страны, вырастить доброго и чуткого человека, творческую личность, обладающую нравственной, правовой и политической культурой, способную прийти на помощь нуждающимся людям, защитить свою страну, свой народ.

В процессе реализации программы члены ДЮО «Новое поколение» должны:

  • сформировать положительные духовно-нравственные качества,

  • развить способность к активной и общественно полезной деятельности, потребности и способностями к самопознанию, самореализации и саморазвитию;

  • приобрести опыт взаимодействия с социальными структурами: знание устройства социума, сотрудничество со структурами социума при организации деятельности, опыт социального проектирования;

  • научиться проектированию и организации деятельности: целеполаганию, планированию, организации, анализу достигнутых результатов;

  • приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы;

  • повысить свою социальную активность;

  • расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности

  • развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого.


Механизм оценки эффективности реализации программы

Мониторинг изменения уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

  • анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДЮО «Новое поколение», диагностика «Личностного роста» (в ходе программы и по окончании);

  • беседы, интервью с членами ДЮО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы;

  • социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации программы);

  • включение педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;

  • метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;

  • проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;

  • анализ документации по проекту, программных документов ДЮО


Критерии и показатели реализации программы

Воспитательно-образовательные:

1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы).

2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении): не умел – научился; не знал – узнал; не имел – приобрел.

3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.

Косвенные:

1. Количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.).

2. Участие в городских и окружных проектах.

3.Характер и число реализованных инициатив ДЮО в рамках программы.

Социально-экономические:

1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность).

2. Популярность (рейтинг) ДЮО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).

3. Количество полученных средств.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.