NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа деятельности отряда «Семь нот моего успеха»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Утверждена:

Директором МБОУДОД «Дом детского творчества»

____________Г.А. Сметюкова
Программа

деятельности отряда

«Семь нот моего успеха»

Направление – туристско-краеведческое

Для работы с детьми 11-13 лет

Срок реализации: 1 смена (21 день)

Авторы-составители:

Д.В. Колупаев, вожатый детского отряда

Г.А. Сметюкова, директор МБОУДОД «Дом детского творчества»;

В.Н. Зубова, педагог дополнительного образования МБОУДОД «Дом детского творчества»;

с. Курья, 2012

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Содержание…………………………………………………………………7

  3. Организационные формы и виды деятельности…………………………10

  4. Механизм реализации программы………………………………………..17

  5. Ожидаемые результаты…………………………………………………….19

  6. Критерии определения эффективности воспитательного воздействия программы……………………………………………………………………19

  7. Условия успешности реализации программы…………………………….20

Приложения


  1. Введение

Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Туристские походы в летнем лагере издавна были неотъемлемой частью воспитательной работы, со времен движения юных разведчиков дореволюционных лет, пионерских отрядов 20-х годов.

Туризм – это один из видов спорта, это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Туризму принадлежит важная роль, направленная на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей. Кроме того, занятия туризмом являются той ступенькой, на которой ребенок приобретает знания об окружающем мире, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения, у него складывается характер.

Важно максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Все это увеличивает познавательную активность, развивает эмоциональные возможности детей ( учить смотреть и видеть, слушать и слышать). Навыки самореализации, дисциплинированности, воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки. Одновременно идет оздоровление и закаливание ребенка, развитие его физических возможностей, формируются начальные туристические навыки и умения, включая ориентирование на местности.

Но прежде всего турпоходы – это игровая деятельность, влияющая на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов детей. Походы способствуют воспитанию смелости, выносливости, учат преодолевать трудности.

Анализ и оценка современной ситуацию в крае, опыт работы вожатых в детских лагерях Алтайского края показали, что большинство современных детей и подростков практически не уделяет время «живому» общению (его заменяет интернет), романтике походов, исполнению добрых и «вечных» песен о дружбе, любви, семье у костра.

Актуальность программы

Каждое лето десятки детей и подростков Курьинского района отправляются в оздоровительный лагерь «Озеро Белое». Расположение лагеря в красивых, экологически чистых лесных массивах, интересен в туристском и краеведческом отношении способствует хорошему отдыху учащихся, позволяет организовать туристские походы, экскурсии, ориентирование. Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.

В районном лагере накоплен немалый положительный опыт воспитания детей в условиях детских оздоровительных лагерей. Сегодня детский лагерь призван и может стать активным субъектом реализации краеведческой работы с подрастающим поколением. Деятельность районного лагеря «Озеро Белое» носит эколого- краеведческую направленность, она обусловлена стремлением ребёнка к духовному общению с другими людьми; самоутверждение, естественная тяга к миру природы. Проводимая работа предлагает эффективный способ формирования здорового образа жизни и мировоззрения человека и общества в целом, что является актуальным во все времена.

В образовательной среде района появилась необходимость донести до широких масс результаты исследований и поисковых работ учеников района, краеведов. Лагерь «Озеро Белое» способен познакомить с культурными историческими памятниками и обобщить накопленные знания по истории и краеведению района, как среди местного населения, так и среди приезжих детей.

Оздоровительный лагерь «Озеро Белое» на протяжении многих лет занимает важное место в образовательном пространстве района, выполняет целый ряд важнейших функций в обществе, способствующих развитию, воспитанию и оздоровлению детей.

Идея программы

Идея программы состоит в том, чтобы включить ребят в «живое» общение через красоту и прелесть бардовских песен, песен студенчества, туристических песен, при этом ознакомить детей с достопримечательностями Курьинского района. Провести необходимые исследовательские и поисковые работы по эколого- краеведческой деятельности.

Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к своему району, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.

Наш район, является исторически ценным: родина Михаила Тимофеевича Калашникова- генеральный конструктор стрелкового оружия; восстановление и возрождение каменной однопрестольной церкви по имени Знамения Пресвятой Богородицы «Знаменская», построенной в 1903г.; церковно-приходской школы, открытой в 1887 г., где проходил обучение М.Т. Калашников, которое после реставрации станет музеем; огромные залежи золота, полиметаллов, руд,; 210 – летие Колыванского камнерезного завода.

Внимание к этим и другим примечательным фактам истории района будет способствовать росту интереса к истории всего Курьинского района, что благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины - Курьи, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с учащимися, через походы, общение и песни. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Все мы с детства знаем, что песня нужна для воодушевления или побуждения, она «строить и жить помогает», вызывает душевный подъем, побуждает к деятельности. В лагере задача воодушевления весьма актуальна, это способ создания настроения человека или группы людей, отряда. Песня также способна повлиять на сплоченность группы, дыша в такт и проговаривая в этот момент определенные слова, педагоги и воспитанники психо-эмоционально существуют в резонансе. При экскурсиях, поисковых и исследовательских работах с детьми - песня является надёжным путеводителем.

Программа «Семь нот моего успеха» является воспитательной основой деятельности отряда по краеведческой и туристической работе.

Воспитательная деятельность проекта осуществляется по основным 7 направлениям1:

туристко - краеведческое;

правовое и гражданско-патриотическое;

духовно- нравственное;

интеллектуальное;

художественно-эстетическое;

здоровьесбережение;

экологическое;

Для полноценного развития личности необходима включенность детей во все виды деятельности. У песен, которые исполняются коллективно, есть возможность коллективного внушения – воздействия, приводящие либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.

Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности туристко – краеведческой деятельности.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности ребенка через туристско-краеведческую деятельность.

Задачи:

  1. Углубленное изучение истории, природы и проблем экологии района;

  2. Развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;

  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо района и края;

  4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы;

  5. Воспитание гуманного отношения к окружающей природе родного района.

Основные принципы реализации программы:

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что оздоровительный лагерь определяет вариант программы реализации, но и тем, что вожатый самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;

  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, походов, творческих заданий.

  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения туристко- краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего района.

Функции загородного лагеря «Озеро Белое»:

1.Рекреативно – оздоровительная: восстановление психологического и физического здоровья, творческого потенциала воспитанников.

2.Развивающая: удовлетворение личных образовательных интересов ребенка в форме особого рода услуг (деятельность творческих объединений, психологической службы), позволяющих ребенку усвоить и развить знания, полученные в оздоровительно- загородном лагере.

3.Социальная: создание условий, позволяющих развивающейся личности умножать свой творческий потенциал.

4.Культурно-досуговая: предоставление возможностей для отдыха и разрядки.

5.Коммуникативная: создание условий для общения, участия в неофициальных общественных структурах.


  1. Содержание

Уникальность данной программы состоит в том, что она осуществляются с учетом следующих факторов:

кратковременность пребывания ребенка в лагере;

временность детского коллектива как основного средства развития личности ребенка в условиях лагеря;

интенсивность и быстрая сменяемость деятельности;

тематика программы лагеря.

Педагогические условия реализации программы основаны на теории развития временного детского коллектива.

Воспитательная деятельность в отряде организована в рамках программы «Семь нот моего успеха». В течение смены ребята участвуют в отрядной и общелагерной работе ,собирают ноты и составляют из них общелагерную песню «Озеро Белое». Каждая нота отвечает за одно из направлений воспитательной деятельности отряда, обучающий момент - приобретение навыков игры на гитаре, знание нотной грамоты, на основе которого реализуются многие функции образовательного процесса. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Все это способствует расширению кругозора, определяет образное мышление, развитие памяти, гибкости пальцев - физическое развитие. Все это развивает самостоятельность в решении различных задач. Воспитывает активность в исполнении композиций, на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

Авторская песня под аккомпонимент гитары всегда волнует и трогает человека своей лиричностью и доступностью. Ребята с большим удовольствием разучивают авторские песни патриотического содержания, что формирует у них любовь к Отечеству.

До – добротолюбие, дорога, доверие, туристко - краеведческое воспитание
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Детский оздоровительный лагерь невозможно представить без похода. Да и дети будут считать себя обделенными – на природе были, а в поход не сходили. Поэтому большое внимание надо уделить планированию маршрутов и организации походов. Поход нельзя организовать без туристской подготовки. От правильной организации похода зависит его успех. Организация похода начинается с разработки маршрута.

Курьинский район выделяется среди районов Алтайского края своей богатой историко-культурной средой. На территории района расположены 144 памятника. Из них 34 – памятника истории, 12 архитектуры, 98 археологии.

Невозможно представить ни одну смену без похода на вершину горы Синюхи, которую жители Алтайского края назвали одним из семи чудес света, озеро Моховое – уникальная экосистема, расположено на высоте 500- 600 м в тектонической котловине, лежащей в острогах Колыванского хребта.

В рамках этого направления проводятся мероприятия: походы, экскурсии, отрядные дела по изучению и сохранению местности.

Ре – революционный, режиссёр.

Правовое и гражданско-патриотическое воспитание

В районе существует немало мест связанных с революционным прошлым нашей страны. На территории с. Колывань, находится братская могила партизан за власть Советов (1919год), в с. Бугрышиха- братская могила партизан гражданской войны (1919), которые были расстреляны «колчаковцами» и сброшены в колодец.

Все проводимые мероприятия в этом направлении воспитывают патриотов своей страны, уважающих и ценящих историю своей малой Родины, уважение к окружающим людям.
Ми – минерал, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, миф.

Духовно- нравственное воспитание

с. Колывань, Курьинского района по праву считается «жемчужиной» сибирских окраин России, которую прославили три минерала: зелёно- волнистая ремнёвская яшма, коргонский по рфир, белорецкий кварцит.

На её территории сочетаются природные особенности и народные мифы: скала Очаровательная, которую ассоциируют с головой рыбы или птицы с « раскрытым ртом – пастью или клювом» и даже выделенным «глазом» - выступом.

Рядом со скалой «Чудо - рыбы» существует место, которое использовалось в ритуальных целях для жертвоприношений.

Неподалёку находится г. Синюха, восхождение на неё окружено ореолом паломничества, по сей день сюда приходят верующие, чтобы испить воды из источника, который находится на вершине горы, а у подножья г. Синюхи был христианский старообрядческий женский монастырь. Все проводимые мероприятия должны быть направлены на почитание и продолжение духовных и нравственных качествах, которые были присущи нашим предкам.
Фа – фабрика, фальшивомонетчик, фанатик, фантазии.

Интеллектуальное воспитание

Культурное наследие современной Колывани включает в себя памятники истории и культуры трёх хронологических периодов истории горнозаводского посёлка: начального (Демидовского), «серебряного» периода 18в. и «камнерезного» 19 в.

На ряду с исторической значимостью фабрики ,имеет место старинная легенда местного населения о «фальшивомонетчике» и «таинственном острове». Озеро Белое залегает в широкой котловине Колыванского хребта,

Искусственно пробитым каналом озеро соединяется с речкой Белой. В центре озера находится каменистый остров, состоящий из гранитных скал, на котором печатал монеты, в тайне от императрицы Елизаветы Петровны, крупнейший уральский промышленник Акинфий Демидов, который в ожидании ревизора императрицы, затопил таинственный остров.
Соль – солировать, солнышко, солидарность.
Художественно-эстетическое воспитание


Функционирующие музеи на территории района: музей камнерезного дела, Колыванский краеведческий музей, музей растительного и животного мира в с. Колывань, этнографический музей в с. Усть-Таловка, краеведческий музей им. М.Т. Калашникова, в с. Курья, помогают воспитывать в подрастающем поколении высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности. Сегодня образованность человека определяется его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях родной культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию.

Ежегодно ребята лагерных смен посещают эти музеи, обогащают свои знания за счёт непосредственного наблюдения.

Ля – лето, любить, лидер.

Здоровьесберегающее воспитание

Здоровье-это одно из главных условий достижения успеха в жизни. Здоровье нужно нам для того, чтобы найти своё место в жизни. В походах решаются такие важные задачи, как воспитание коллективизма, расширение знаний, вовлечение детей в активную деятельность, экологическое воспитание. Развиваются качества общей выносливости, т.к. организация и проведение туристических походов требует огромного количества сил.

В лагере сохранность и укрепление здоровья детей, является ключевым ориентиром в деятельности отрядного вожатого. Важной задачей является способствовать пониманию детьми необходимости вести здоровый образ жизни, для того чтобы являться активным участником туристических походов.

Приоритетной задачей в этом направлении является -воспитание здорового лидера и инициатора, способного вести за собой весь отряд.

Си – символ, система, сигнал.

Экологическое воспитание

Уникальность Курьинского района издавна привлекает огромное количество туристов. В то же время здесь имеются серьёзные экологические проблемы, обусловленные высокой антропогенной нагрузкой. Природа нуждается в бережном отношении к ней, чистоте и понимании. Для того, чтобы сохранить её необходимо постоянно контролировать и очищать, с этой целью проводятся экологические десанты, природоохранные акции, прокладываются экологические тропы, ведётся систематическая исследовательская работа. Во время проведения лагерных смен на первое место выдвигается экологическое образование и просвещение детей и молодёжи, ведётся экологическая работа, с целью осознания детьми фразы «Экология души – экология мира».


  1. Организационные формы и виды деятельности

Виды деятельности:

культурно-досуговая – максимальное использование и развитие творческого потенциала детей смены, через фантазию, современные технологии, нетрадиционного подхода к каждому творческому отрядному делу;

художественно-эстетическая - создание условий для творческого общения детей через воспитание способности к эмоциональному отношению к природе, красоте, формирования любви к творчеству ;

коммуникативная - создание комфортных условий для межличностных отношений, является неотъемлемой частью успешной реализации программы;

социально-трудовая – каждое творческое дело направлено на воспитание трудолюбия и потребности в труде, в результате.

Организационные формы:

  • беседы, конкурсы, викторины, посещение музеев;

  • познавательные, походы, концерты, фестивали;

  • тематические вечера, коллективные творческие дела;

  • интеллектуальные игры , праздники, оформление стенгазет;

  • общественно-полезный и творческий труд;

  • музыкальные часы и игры.


РАСПОРЯДОК ДНЯ В ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ «ОЗЕРО БЕЛОЕ»

Время

Элементы распорядка дня

8.00-8.10

Подъем

8.20 – 8.40

Утренняя зарядка

8.40 – 9.10

Гигиенические процедуры

9.10– 9.20

Общее построение

9..30 – 10.00

Завтрак

10.00 – 10.30

Уборка комнат, проверка санитарного состояния комнат

10.30 – 13.30

Игры, соревнования, конкурсы, кружки по интересам, отрядные дела

13.30 – 13.50

Свободное время

13.50 - 14.00

Общее построение

14.00 – 14.40

Обед

14.40 – 15.00

Свободное время, подготовка к тихому часу

15.00 – 16.30

Тихий час

16.30 – 16.55

Уборка комнат

16.55 – 17.00

Общее построение

17.00 – 17.15

Полдник

18.00 – 19.50

Общие мероприятия, спортивные часы, секции, мероприятия в отрядах

19.50 – 20.00

Общее построение

20.00 – 20.30

Ужин

20.30 – 22.30

Игры, просмотр фильмов, культурные мероприятия, дискотеки

22.30 – 23.00

Подготовка ко сну

23.00

Отбой

Описание организации жизнедеятельности участников программы «Семь нот моего успеха»

День

Мероприятие

Время

1 день

- Заезд детей

- Знакомство с территорией лагеря «Здравствуй ,лагерь»

- Инструктаж по технике безопасности

- Игры на знакомство, отрядный огонёк «Здравствуй, незнакомый друг…»




2 день


- Клуб интересных встреч «Все мы родом из Курьи»

- Станционная игра «Собиралочка»

- Спортивные игры

- Музыкальная тропа «Вокруг корпуса с речевкой»

- Огонек «Моя малая Родина»




3 день


- Музыкальный десант «По следам бременских

музыкантов»

- Брейн-ринг «Родной край»

- Открытие смены

- Дискотека

- Огонек «Это было недавно. Это было давно…»




4 день


- Конкурсная программа «Я всегда пою ….»

- Станционная игра «Туристический калейдоскоп»

- Открытие туристической Спартакиады часть I

- Туристическая Спартакиада часть II

- Экскурсия за территорию лагеря «Там, на неведомых дорожках»




5 день


- Экологический марафон «Начни с того, что окружает»

- презентация и защита работ«Виват, эколог!»

- Общелагерное дело «Украсим Родину садами!»- Дискотека

Огонек «Песни души»




6 день


- Игра – соревнование «Узкая тропинка»

- Поход в с. Колывань, к мемориалу памятнику погибшим воинам

- Спортивное мероприятие «В здоровом теле – здоровый

дух!»

- Конкурсная программа «Великие земляки»

- Дискотека

Огонек «Дерево дружбы»




7 день


Инструктаж «Я- турист!»

-Акция «Помоги роднику!»

- Игры-соревнование «Собери рюкзак»

- Встреча - Музыкальный час «…радостный строй гитар…»

Огонек «От песни к делу»




8 день


- Однодневный поход на гору Синюха

- викторина «Всё о сосне!»

- Познавательная программа «Мудрый лесовик»

- Огонек «Детства чистые глазенки»




9 день


- Разработка и защита экологических и краеведческих проектов «Я узнал»

- Спортивные игры «Победи. Сохрани»

Интеллектуальная игра «Необычное рядом»

- Огонек «Когда мои друзья со мной»




10 день


- Однодневный поход на гору Очаровательная

- Развлекательная викторина «Я и не знал»

-Танцевальная программа «Загнанная лошадь»

- Огонек «Есть народ такой особый»




11 день


- Творческий конкурс «Мастерская Буратино»

- Музыкальный час Песни Бардов «Пою сердцем»

- Сюжетно-ролевая игра «Назад к природе»

- Конкурс костюмов из бросового материала

- Костюмированная дискотека

Огонек «Мы особенные»




12 день


- Гала-концерт «Без песни жизнь совсем скучна»

-Игра на местности «Робинзон и Ко»

- Туристическая эстафета «Последний герой»

- Интеллектуальная игра «Чудесный остров»

Огонек «Счастливы вместе»




13 день


- Творческий конкурс природоохранных знаков «Осторожно: природа!»

- Общелагерный турнир по футболу

-Станционная игра по пожарно-прикладной тематике «Будь

осторожен и внимателен!»

- Развлекательная программа «Сладкая парочка»

-Дискотека

Огонек «В яблочко!»




14 день


- Ориентирование на местности «Где бы мог быть компас?»

-Станционная игра «В поисках клада»

-Изготовление поделок из бросового материала

- Конкурсная игра «Таинственный остров»

Огонек «Могу! Действую!»




15 день


- Однодневный поход по музеям с. Колывань

- Развлекательная программа «Пропавшие воспитатели»

-Конкурс видеоклипов «Туристская рапсодия»

-Дискотека

- Огонек «Краски лета»




16 день


- Песенный бумеранг «Если с другом вышел в путь»

-Общелагерный шахматно-шашечный турнир

-Юморина «Ловцы жемчуга»

Викторина «Реки и озёра Алтайского края»

-Конкурсная программа «Старая сказка на новый лад»

- Огонек «Помоги мне»




17 день


- Очистка территорий прилегающих к лагерю, исторических памятников «Мы помним и помогаем»

- Спортивное мероприятие «Веселые старты»

-Митинг памяти «Служу Отчизне!»

-Конкурс видеоклипов «Туристская рапсодия»

-Дискотека

- Огонек «Я теперь могу…»




18 день


- Выезд в районные музеи

- Общелагерный турнир по волейболу

- конкурс актерского мастерства «Мы ищем таланты»

- Дискотека

- Огонек «Песни-символы, гимны, традиции»




19 день


- Акция «Летний лагерь – территория здоровья»

- Закрытие Спартакиады часть I

- Спартакиада частьII

-Конкурсная программа «Бенефис Бабы Яги»

-Дискотека

Прощальный огонек «Лагерь – это маленькая жизнь»




20 день


- Познавательная экскурсия в лес «Ты и я друзья!»

- Конкурс поделок «Лесная быль»

-Коллективно-творческая работа «Мы такие разные, но все

-таки мы вместе!»

- Закрытие смены

«Костер дружбы»




21 день

- Отъезд детей





IV.Механизм реализации программы

Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение. Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации туристко-краеведческой деятельности детей лагеря.

Организационный период - это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Цель огрпериода: создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь.

Задачи:

  • удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, работающих в нем;

  • предъявить единые общепринятые лагерные требования;

  • оформить основы самоуправления;

  • ввести детей в содержательную и познавательную жизнь лагеря, отряда;

  • организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

  • заинтересовать детей краеведением;

Основные мероприятия:


  • Игры на выявление творческого потенциала, коммуникативных и лидерских качеств, знакомство, сплочение отряда;

  • Коллективно-творческие дела малых форм: выявление готовно­сти работать вместе, проявление творческого и лидерского по­тенциала, формирование навыков взаимоотношений;

  • Хозяйственный сбор: предъявление единых лагерных тре­бований, установка единых правил и норм проживания;

  • Организационный сбор: выбор органов самоуправления, разра­ботка Законов отряда;

  • Сбор-планирование: определение основных видов деятельности отряда, распределение по творческим группам;

  • Музыкальный час: знакомство с программой работы на смену, отрядными песнями, введение в отрядный спецкурс.

В первый же день пребывания детей в лагере проводится экскурсия по лагерю «Здравствуй, лагерь!», знакомство детей в отряде.

Во второй и третий день проводятся музыкальный час, во время которого происходит знакомство с программой «7 нот моего успеха» и праздничный концерт-фестиваль, во время которого ребята в творческой форме представляют их отрядную любимую песню. В последующие 3 дня разрабатываются основные маршруты походов, экскурсий.

Основной период ВДК

Характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к вожатому и к его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

Цельпериода: формирование и развитие детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи:

  • контролировать состояние здоровья детей;

  • организовать разнообразную деятельность;

  • выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту

  • развивать лидерские качества детей, творчество и инициативу;

В основной период задачами вожатого становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.

Основные мероприятия:

  • Познавательные игры, викторины на тему краеведения;

  • Музыкальные часы, концерты;

  • Экскурсии, походы;

  • Разработка, презентация и защита исследовательских работ;

  • Спартакиады, соревнования, спортивное ориентирование;

  • Экологическая работа, очистительные акции.

Заключительный период

Цель: превращение отряда в единую, инициативную, сплочённую команду.

Задачи:

  • организовать деятельность, в которой каждому ребенку предоставляется возможность осознать себя через коллектив, свои возможности, проявить инициативность;

  • помочь каждому ребенку определить дальнейшую самостоятельную деятельность;

  • анализ достигнутого уровня развития коллектива, а также лич­ностного роста каждого ребенка в течение смены;

  • мотивация детей на дальнейшее развитие интереса к краеведению;

  • обогащение музыкального опыта.

Это время подготовки к закрытию лагерной смены, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий. В итоговый период проводятся следующие дела и мероприятия: итоговое анкетирование, отрядные дела: финальный гала-концерт «Без песни жизнь совсем скучна», прощальный огонек «Лагерь – это маленькая жизнь», музыкальные часы, на котором подводятся итоги.

V.Ожидаемые результаты

1. Оздоровление детей;

2. Овладение обучающимися научными основами экологии, краеведения;

3. Развитие практических знаний, умений, навыков по основам охраны природы,

что приводит к повышению уровня воспитанности.

4. Научить ориентироваться на местности, наблюдать, воспитывать потребность

помогать всему живому, научить самостоятельности, взаимовыручке.

5 .Раскрыть нравственные качества, проявленные во время похода.

VI. Критерии определения эффективности
воспитательного воздействия программы


Количественные показатели:

- количество охваченных детей организованными формами отдыха и оздоровления;

- сохранность детей до конца смены.

Качественные показатели:

- психологически комфортная обстановка для всех участников программы;

- степень включенности в активную жизнь детского коллектива оздоровительного лагеря «Озеро Белое»;

- готовность к творчеству и познанию;

- приобретение нового социального и исследовательского опыта.

Формы контроля

экологические проекты, исследовательские работы;

однодневные походы, экскурсии;

коллективные творческие дела;

творческие задания: конкурсы, концерты, выставки и т.д.

Методы контроля:

- наблюдение;

- опрос;

- анкетирование;

- тестирование.

Используемые методики:

  • Основы диагностики в работе вожатого

  • Карта настроения

  • Тест на определение особенностей характера по улыбке

  • Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное»

  • Анкета «Лесной лагерь»

  • Тест «Дерево»

  • Анкета «Десять моих Я»

  • Диагностика отряда методом с помощью социометрии

  • Ознакомительная анкета участника лагеря

  • Анкета родителям

  • Тест «Я – лидер»

  • Анкета «Что у меня на сердце»

  • Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере

  • «Методика изучения детской креативности» Е.Е.Тупик

  • Социометрия

  • Методика на определение уровня тревожности

Результаты реализации программы отслеживаются и фиксируются в дневниках участников смены, отрядных уголках.
VII. Условия успешной реализации программы

Нормативно-правовая база:

1.Декларация прав ребенка от 20.11.1959

2.Ведомственная целевая программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае» на 2011 – 2013 годы»

3.Конвенция ООН «О правах ребенка», 20.11.1989.

4.Конституция РФ.

5. Краевая целевая программа «Формирование условий и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края».

6.Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года

7.Нормативно-правовые документы МБУДОСЛ «Озеро Белое»;

8.Оздоровление и занятость детей в период каникул    /Нормативные документы образовательного учреждения/. 2007. №12

9.Права ребёнка. Нормативные документы. М., Сфера, 2005.

10.Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Введены в действие приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, Чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313.

11.Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

12.Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.

13.Устройство, содержание и организация режима детских оз­доровительных лагерей. Санитарно-гигиенические правила и нормы .

14.Устав МБОУДОД «Дом детского творчества».

15.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 22 августа 2004 г.

Программно-методическое обеспечение

1.Наличие справочной и информационной литературы, информационно-методических материалов, периодических изданий, аудио- и видеокассет.

2.Разработка и апробирование:

– программ спортивных секций по направлениям;

– программ детских творческих объединений;

– воспитательных программ, направленных на укрепление здоровья, развитие творческих способностей детей и подростков;

– современных технологий организации летнего отдыха детей;

– сценариев акций, походов, экскурсий, просветительско-оздоровительных, спортивных программ;

– сценариев познавательно-досуговых программ.

Организационно-методическое обеспечение

– наличие команды подготовленных к осуществлению программы единомышленников;

– привлечение психологической службы (консультирование, диагностика);

Материально-техническое обеспечение

– стадион, баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле, теннисные столы, перекладины и др. спортивный инвентарь, туристическое снаряжение;

– актовый зал для проведения познавательно-досуговых программ;

– летняя эстрада для проведения музыкально-развлекательных и спортивных программ на свежем воздухе;

– помещения для работы детских объединений;

– ТСО (магнитофоны, видеомагнитофоны, экран, проектор, принтер, микшерный пульт, усилитель, компакт-диски, компьютеры, цифровые фотоаппараты, видеокамера, микрофоны со стойками, аудиоаппаратура, световая аппаратура, фонд аудиокассет и дисков);

– канцтовары (цветная бумага, картон, альбомы, ватман, краски, кисти, баночки для воды, карандаши цветные и простые, фломастеры, маркеры, скотч, ластик, линейки, секундомеры, цветная клеящаяся пленка, калькулятор, ножницы, клей, доска, мел, листы бумаги, ручки, тетради и т.д.);

– противопожарное оборудование;

– музыкальные инструменты;

– реквизит к общелагерным акциям, мероприятиям, конкурсам и т.д.
Дальнейшие перспективы развития программы

Реализация данной программы не разовое мероприятие, это совместная творческая познавательная деятельность детей и вожатого в вопросах:

- дальнейшего повышение творческих и познавательных способностей и активности детей;

- развития и стимулирования исследовательской деятельности;

Возможные факторы риска по реализации программы

- невыдержанность запланированного времени в процессе реализации проекта;

- нежелание ребят отряда принимать участие в походах, экскурсиях, исследовательских работах.

Список литературы:

  1. Бианки В. Лесная газета. - М., 1971г

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона - Л.: 1974г.

  3. Журнал «Муравейник», 2006 - 2008гг.

  4. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988.

  5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль: Академия развития, 2004.

  6. Князева Е.Л. У похода есть начало/проект внеклассного мероприятия. – География школе, № 3, 2008.

  7. Кошеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. – М.: Экология, 1992.

  8. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1995г.

  9. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие /авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова/. М., АРКТИ, 2008.

Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение - М., 1982г.

  1. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.

  2. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками. – М. «Аркти». 2001.

  3. Русов В.А., Теплов Д.А. Юные экологи. - М., 1997г.

  4. Рыжева Н.А. Наш дом - природа. - М., 1998г.

  5. Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждения несчастных случаев с детьми в пионерском, спортивно-оздоровительном лагерях и ЛТО. Письмо ВЦСПС от 14.06.1983, №332.

  6. Спортивные игры /под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова/. М., 2000.

  7. Титкова Т. В., Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. Ростов-на -Дону, 2003.

  8. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика, 1981.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета

  1. Нравится ли тебе ездить в оздоровительный лагерь?

  2. Ты приехал (а) по желанию или по настоянию родителей?

  3. Жалеешь ли ты об этом?

  4. Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:

    • положительного

    • отрицательного

  5. Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?

  6. Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:

    • положительного

    • отрицательного

  7. Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?

  8. Считаешь ли ты, что вожатый твоего отряда самый лучший?

  9. Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;

б) личная симпатия;

в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

  1. Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?

  2. В каком году в лагере было лучше?

  Ключ: по ответам детей вожатый делает вывод, как себя чувствуют дети в лагере. По результатам диагностики ответы детей были только положительными. Можно смело говорить о том, что лагерная смена прошла удачно. Вожатому удалось реализовать все поставленные задачи.


Приложение 2

Десять моих «Я»

Детям раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «я». Ребята должны дать определение каждому «я», рассказывая о себе и своих качествах. Например: Я – умный, Я - красивый и т.д.

Воспитатель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ребёнок для своей характеристики.

Что у меня на сердце

Детям раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Вожатый даёт следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, найти пути их преодоления.

Лесной лагерь

Детям предлагается немного пофантазировать и отправиться в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесной лагерь?

  2. Какие кружки есть в расписании лесного лагеря?

  3. Кто воспитывает зверят в лесном лагере?

  4. Какой он - вожатый в лесном лагере?

  5. Какие поощрения в лесном лагере?

  6. Как ведут себя зверята в лесном лагере?

Фантазируя и составляя рассказ о лесном лагере, ребёнок передаёт свои ощущения и своё восприятие жизни в лагере, которое переживает сам. Если ребёнок описывает лесной лагерь негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной жизни в лагере.

Приложение 3

Викторина «Все о сосне!»

Вопросы


  1. Как определить возраст дерева по спилу пня?

  2. Как определить возраст молодой сосны, не спиливая ее?

  3. Сколько лет живет иголка со­сны?

  4. Стоят рядом сосна и ель. Кто ко­го обгонит в росте и заглушит?

  5. Какой музыкальный инструмент делают из сосны?

  6. Почему годичные слои древеси­ны в разные годы имеют неодинако­вую толщину?

  7. Чем отличаются друг от друга со­сны, растущие на опушке и в чаше леса?

  8. Какие приспособления имеет со­сна для жизни на песках?

  9. Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток против цин­ги?

  10. Почему сосну называют пионе­ром леса?

  11. Годичные слои спиленной со­сны представляют собой не кольца, а овалы, смещенные в одну сторо­ну. Где росла эта сосна: в кругу дру­гих деревьев, на открытом месте или на опушке?

  12. Почему под соснами можно уви­деть молодые елочки, а под елями сосенки увидеть нельзя?

  13. Почему в сосновом лесу мы ви­дим так много отмерших сучьев, а у деревьев зеленеют только верхуш­ки?

  14. Какая сосна дает более крепкую древесину: растущая быстро или медленно?

  15. Школьник заблудился в лесу в облачный день. На растущих вок­руг соснах он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо раз­вились на одной стороне стволов. Как он может определить стороны горизонта?

  16. Как деревья сами залечивают нанесенные им раны?

  17. Почему хвоя в лесной подстил­ке долго не истлевает, а лист березы гниет быстро?

  18. Каковы основные правила раз­жигания костров в лесу?
  19. Почему нельзя ворошить мура­вейник, нарушать его форму?

Ответы


  1. По числу годичных колец - слоев древе­сины, которые ежегодно отлагаются, обра­зуя ствол.

  2. Возраст молодой сосны определяется по количеству мутовчатых веток плюс два, так как два года молодая сосна растет од­ним побегом.

  3. Сосна меняет иглы через два года.

  4. Ель сосну, потому что сосна более свето­любива.

  5. Скрипку.

  6. Толщина годичного кольца зависит от питания, засухи, болезни, затененности соседями, лесного пожара, нападения вредных насекомых, паразитных грибов и т.д.

  7. У сосны, растущей на опушке, раскиди­стая крона, спущена она низко, ствол дере­ва конический; у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический.

  8. Сосна имеет мощную корневую систему. Главный корень уходит глубоко в землю, боковые корни сильно разветвлены и рас­положены близко от поверхности земли. При помощи корней сосна достает воду из глубоких слоев почвы и собирает влагу даже от слабого дождя.

  9. Хвою промывают, растирают в ступе, кладут в сосуд на 1/3 его объема и залива­ют кипяченой водой. Через 2 часа настой процеживают и добавляют для вкуса са­хар, лимонную кислоту или сок.

  10. Она первая занимает новые площади, поселяясь на горах, вырубках; она нетре­бовательна к условиям жизни и выносли­ва.

  11. Дерево росло на опушке леса. Свет оно получало с той стороны (поле, луг), куда вытянуты годичные кольца.

  12. Ель - теневыносливое растение, кото­рое может жить под соснами, а сосна под тенистой елью расти не может: она свето­любива.

  13. Сосна светолюбива. Ее сучья, не полу­чая в лесу достаточно света, отмирают и опадают.

  14. Самая крепкая часть кольца древесины образуется в конце лета - позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем годичное кольцо уже, тем ближе один к другому позднелетние слои, тем крепче дерево.

  15. Мхи и лишайники на коре дерева луч­ше развиты на стороне, обращенной к севе­ру: здесь больше влаги. (Этим признаком следует пользоваться с осторожностью, так как какие-либо местные особенности могут изменить микроклимат, и замшелая сторо­на стволов будет указывать не на север).

  16. Деревья выделяют в месте раны сок - смолу (живицу), заливают ею рану, что ме­шает проникновению внутрь дерева насе­комых, спор паразитных грибов.

  17. Хвоя содержит смолистые вещества, задерживающие процесс гниения, а в лист­ве березы их нет.

  18. Костры можно разводить вблизи воды, на открытых местах (не ближе 5 м от де­ревьев). С места будущего кострища убира­ют легковоспламеняющийся материал и снимают верхний слой почвы. Уходя, нуж­но залить костер водой и вернуть на место снятый дерн.

  19. В муравейник будет затекать вода, по­гибнут муравьи и их потомство.


Приложение 4

Подготовить детей к походам и серьезным соревнованиям помогут игры-соревнования по прикладным туристским навыкам. Несмотря на кажущуюся простоту, они требуют от организаторов подго­товки и строгого соблюдения ряда специфических условий и требований.

Соревнования могут быть проведены по каждому отдельному этапу. На­пример, кто лучше и быстрее поставит палатку? Кто перепрыгнет с шестом канаву при наименьшем количестве попыток? Кто быстрее разведет костер?

Здесь оценивается каждый вид в отдельности, а команды награждаются за каждый элемент: лучший прыгун, лучший костровой и т.д. Игра – это самая про­стая форма соревнований, рекомендуемых для оздоровительных лагерей. Игры активно пропагандируют туризм и обязательно должны быть занимательными и зрелищными. Главное требование к организаторам таких игр - обеспечить полную безопасность, исключить всякую возможность получения травм.

Укладка рюкзака

Перед началом игры участники раскладывают аккуратно на траве или на полу пустой рюкзак и необходимые вещи: спальный мешок, туристский костюм (брю­ки, куртка, кроссовки), предметы туалета, миску, ложку, кружку, нож, запис­ную книжку или тетрадь. Можно каждому из участников дать консервную банку и мешочек с «крупой». По команде «Марш!» ребята начинают уклады­вать вещи в рюкзак. Условия игры: быстро и правильно уложить рюкзак, за­стегнуть ремешки, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уло­жив рюкзак, докладывает: «Готов!»

Но скорость - это еще не все; важно правильно уложить рюкзак. Уклад­ка каждого рюкзака проверяется руководителем, он штрафует за ошибки. Так, например, штрафуется участник игры, если он уложил вместе обувь и миску или спальный мешок (одеяло) положил, комом, а не разложил вдоль спинки рюкзака. Юные туристы могут забыть, что мыло, кружка и туалетные принадлеж­ности должны лежать в боковых карманах, чтобы их можно было легко дос­тать. Тяжелые вещи, если они есть, должны быть уложены на дне рюкзака, а легкие - наверху. За каждую ошибку начисляется штрафное очко.

Лучший костровой

Игроки соревнуются в умении разжигать костер. Объясняется задача, по команде «Марш!» участники разбегаются по лесу и собирают хворост на рас­топку. Подготовив дрова, они поджигают костер одной спичкой. Пользоваться легковоспламеняющимися предметами - бумагой, горючими жидкостями и др. не разрешается.

Оговаривается количество воды, которую надо вскипятить. Котелок, подвес для него - судейские. Участникам разрешается передвигать котелок, поднимать и опускать его, при этом на руках кострового должны быть рукавицы.

Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2-3 человека. Главное условие - время, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипячение воды. За каждую лишнюю спичку при­бавляется одна минута штрафа.

Соревнование на лучшего кострового возможно и без кипячения воды. В таком случае на двух колышках натягивается металлическая проволока, ко­торая ограничивает уровень выкладки топлива-хвороста, а сантиметров на 25-30 выше - шпагат или нитка, которая пережигается пламенем разожженного костра. Побеждает команда, которая первой пережжет нитку. Ес­тественно, что организаторы устанавливают для всех одинаковые уровни на­тяжения проволоки и нитки.

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.




Тайна моего имени

Презентация: 1 стр.