NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа для детей неуспевающих в обучении общеобразовательная программа для детей и родителей "Эрудит 1" методика «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»


Утверждаю

Начальник______________

________________________

________________________

________________________

_________________________

«___»__________200 г.

М.П.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


о прохождении практики.

Студентка Барбина Надежда Михайловна, 3 курса, 1 группы, факультета социальной работы, педагогики и психологии, специальности педагогика и психология Курского института социального образования (филиала) РГСУ проходила практику с ________________по ____________________200 г.

в _________________________________________________________________ в должности______________________________________________________

В ходе прохождения практики студентка Барбина Н.М. проявила себя как прилежный и ответственный человек. С отличными познаниями в детской психологии.

Барбина Н.М. за время практики принимала активное участие в составлении различных методических разработок, с ее помощью были созданы следующие методические рекомендации к образовательным программам:


  1. общеобразовательная программа для детей неуспевающих в обучении

  2. общеобразовательная программа для детей и родителей “Эрудит – 1”

  3. методика «Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

  4. Составила предварительную версию программы по математике для детей 5 – 6 лет на 2009 – 2010 год.

  5. общеобразовательная программа для детей и родителей “Стартовая школа”

  6. Сделала обзор основных психологических методик применяемых в дошкольном образовательном учреждении

  7. Участвовала в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.


Успешно ознакомилась и применила на практике следующие диагностические методики:


  1. методика для исследования восприятия у детей «Узнай, кто это»

  2. методика для исследования внимания у детей «Проставь значки»

  3. методики для исследования мышления у детей «Обведи контур»

  4. методика для исследования мышления у детей «Времена года»

  5. методика для исследования внимания у детей «Запомни и расставь точки»

  6. методикой составления диагностических карт психического развития детей 5-6 лет, по методике М.Ильиной, Л.Парамоновой и Н.Головневой


Успешно исследовала следующие нормативные документы


  1. правилами внутреннего трудового распорядка МДОУ детского сада N 93

  2. этическими принципами и правилами работы педагога – психолога в образовательном учреждении

  3. нормативами продолжительности различных видов работ педагога-психолога в образовании

  4. с требованиями к «Кабинет психолога»

  5. с должностными и функциональными обязанностями педагога – психолога в дошкольном учреждении

  6. порядке и проведении индивидуальных обследований детей

  7. основными задачами педагога – психолога в детском саду


При прохождении практики студентка Барбина Н.М. отличилась способностью анализировать факты, собирать необходимую информацию и на основании этого принимать взвешенные решения. Практикантка демонстрировала способность, рассматривая разные варианты, принимать правильное решение. Она быстро учится и умеет смотреть "в корень" вопроса, отделять важное от второстепенного.

Барбина Н.М. хорошо работает не только в обычной, но и в стрессовой ситуации, всегда сохраняет оптимизм, выдержку и позитивное отношение к учебе и наставникам.
Оценка за практику – отлично


Руководитель практики:


(ф.и.о., должность)


Согласовано

Председатель ПК

МОУ детского сада N__

_________________________

"___" ______________200__г.

Утверждаю

Завудующий

МОУ детского сада N __

________________________

"___" ______________200__г.

Должностная инструкция педагога-психолога 


1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается на должность из числа лиц с высшим профессиональным образованием.

1.2. Подчиняется заведующему детским садом.

1.3. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.

1.4. Проходит медицинский осмотр 1 раз в пол года.

1.5. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.

1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.  

2. Должностные обязанности.

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия воспитанников.

2.2. Содействует охране прав личности ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

2.4. Оказывает помощь детям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.5. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

2.6. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

2.7. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

2.8. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2.9. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.10. Формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуру полового воспитания.

2.11. Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологии, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.

3. Педагог-психолог должен знать

3.1. Нормативные правовые документы сферы образования.

3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологию, психогигиену, психологии труда, психологического консультирования.

3.3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3.4. Порядок оказания первой медицинской помощи.

3.5. Порядок действий в экстремальной ситуации.  

4. Права

4.1. Продолжительность очередного отпуска - 42 календарных дня.

4.2. Продолжительность рабочей недели - 36 часов.

4.3. Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.  

5. Ответственность

Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

СОГЛАСОВАНО

на заседании ПК

Протокол N ___

<__>________200_ г.

Председатель ПК

______________________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МОУ д/с 169

_______ Стекольникова Н.В.

<__>________200_ г.

ПРАВИЛА

ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА

МОУ детского сада N 169

Красноармейского района г. Волгограда

В соответствии с требованиями ст. 189, 190 Трудового кодекса Российской Федерации в целях упорядочения работы МОУ детский сад и укрепления трудовой дисциплины утверждены и разработаны следующие правила.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила - это нормативный акт, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также другие вопросы регулирования трудовых отношений. Правила должны способствовать эффективной организации работы коллектива дошкольного образовательного учреждения (МОУ детский сад), укреплению трудовой дисциплины.

1.2. Настоящие правила внутреннего трудового распорядка утверждает трудовой коллектив МОУ детский сад по представлению администрации и профсоюзного комитета.

1.3. Вопросы, связанные о применением правил внутреннего трудового распорядка, решаются администрацией МОУ детский сад, а также трудовым коллективом в соответствии с их полномочиями и действующим законодательством.

2. Прием и увольнение работников

2.1. Поступающий на основную работу при приеме представляет следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку (для лиц, поступающих на работу впервые, справку о последнем занятии, выданную по месту жительства);

- документы об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовке, наличии квалификационной категории, если этого требует работа;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в МОУ детский сад.

2.2. Лица, поступающие на работу по совместительству, вместо трудовой книжки предъявляют справку с места основной работы с указанием должности, графика работы, квалификационной категории.

Работники-совместители, разряд ЕТС которых устанавливается в зависимости от стажа работы, представляют выписку из трудовой книжки, заверенную администрацией по месту основной работы.

2.3. Прием на работу осуществляется в следующем порядке:

- оформляется заявление кандидата на имя руководителя МОУ детский сад;

- составляется и подписывается трудовой договор;

- издается приказ о приеме на работу, который доводится до сведения нового работника под подпись;

- оформляется личное дело на нового работника (листок по учету кадров; автобиография; копии документов об образовании, квалификации, профподготовке; медицинское заключение об отсутствии противопоказаний; выписки из приказов о назначении, переводе, повышении, увольнении).

2.4. При приеме работника на работу или при переводе его на другую работу руководитель МОУ детский сад обязан:

- разъяснить его права и обязанности;

- познакомить с должностной инструкцией, содержанием и объемом его работы, с условиями оплаты его труда;

- познакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, санитарии, противопожарной безопасности, другими правилами охраны труда сотрудников, требованиями безопасности жизнедеятельности детей.

2.5. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются в МОУ детский сад.

2.6. Трудовые книжки хранятся у руководителя МОУ детский сад наравне с ценными документами, в условиях, гарантирующих их недоступность для посторонних лиц.

2.7. Перевод работника на другую работу производится только с его согласия за исключением случаев, предусмотренных в ст. 74 ТК РФ (по производственной необходимости, для замещения временно отсутствующего работника). При этом работник не может быть переведен на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья. Продолжительность перевода на другую работу не может превышать одного месяца в течение календарного года.

2.8. В связи с изменениями в организации работы МОУ детский сад (изменение режима работы, количества групп, введение новых форм обучения и воспитания и т.п.) допускается при продолжении работы в той же должности, по специальности, квалификации изменение существенных условий труда работника: системы и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение наименования должностей и другие. Об этом работник должен быть поставлен в известность в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ст. 73 ТК РФ).

Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

2.9. Срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ), заключенный на определенный срок (не более пяти лет), расторгается с истечением срока его действия, о чем работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее, чем за три дня до увольнения. В случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

2.10. Увольнение в связи с сокращением штата или численности работников либо по несоответствию занимаемой должности, допускается при условии, если невозможно перевести увольняемого работника с его согласия на другую работу и по получении предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа МОУ детский сад.

2.11. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты администрацией МОУ детский сад лишь в случаях, предусмотренных статьями 81 и 83 ТК РФ.

2.12. В день увольнения руководитель МОУ детский сад обязан выдать работнику его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести с ним окончательный расчет, а также по письменному заявлению работника копии документов, связанных с его работой.

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ  5-6 лет.


Выполнила : Барбина Н.М помощник педегога - психолога МДОУ N 93

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  3. ПРОГРАММА  по ФЭМП  (5-6 лет).

  4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН.     
Пояснительная записка

  Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует  его общему умственному  развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Основные задачи

  1. Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.

  2. Развития восприятия и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

  3. Увеличение объёма внимания и памяти.

  4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

  5. Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы старшей группы.

  6. Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятий.

Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом тд. Игровые виды деятельности : имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. В конце каждого занятия необходимо подвести итог. Детям необходимо задать вопросы: Что нового узнали ?..Чему сегодня научились?
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач- осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и  интереса к математике.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).Остановимся на этом подробнее. Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических   представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных  среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ-это процесс, расчленения целого  не части, а также установление  связей, отношений между ними.
Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение- процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация-это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
Учитывая , что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно- логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных  способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка, такие задания всё более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций.
Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей.
Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:
- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.
-задания должны иметь математическое содержание и нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.
- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.
Программа по развитию ФЭМП

Старший возраст.
(1 занятие в неделю, по 25 мин  каждое)
1. количество и счёт
Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.
Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)
Арифметические знаки: ( +,-,=,). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.
Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.
2. величины
Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению  сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.
Введение в активный словарь понятий : больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.
3.геометрические фигуры.
Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор . Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными  телами : шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.
4.ориентировка в пространстве.
Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном  направлении.
5.ориентировка во времени.
Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.

6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память, мышление).
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

1неделя
Признаки и свойства предметов (цвет). Упражнения на развития внимания ( найди такую же, расставь значки ).
2неделя
Один - много. Ориентация в пространстве :справа, слева, посередине.
3неделя
Свойства предметов(форма, величина ).
4неделя
Сравнение групп предметов по количественному признаку.

Октябрь

1неделя
Геометрические фигуры :круг, квадрат.
2неделя
Количество и счёт. Число и цифра 2. Знаки "+"и "=".
3неделя
Сравнение предметов по величине (длиннее- короче ).
4неделя
Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия).

Ноябрь

1 неделя
Ориентация во времени :раньше, позже, сначала, потом.
2 неделя
Геометрические фигуры:  треугольник, овал.
3неделя
Количество и счёт 3.Состав числа три.
4 неделя
Количество и счёт 4. Состав числа четыре. Пространственные отношения : между, посередине.

Декабрь

1 неделя
Сложение. Выявление закономерности (чисел, фигур, величин) и продолжение по заданному правилу.
2 неделя
Количество и счёт 5. Состав числа. Порядковый и обратный счёт.
3 неделя
Сравнение величин по  линейным размерам с использованием условной меры.
4 неделя
Ориентация на листе бумаги : правый, левый угол.

Январь

1 неделя
Вычитание. Количество и счёт 6.
2 неделя
Сравнение предметов по величине ( шире-уже)
3 неделя
Сравнение чисел. Слуховые и зрительные диктанты.
4 неделя
Дни недели.

Февраль.

1 неделя
Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат.
2неделя
Количество и счёт 7. Состав числа семи.
3 неделя
Пространственные отношения: на, над, под.
4 неделя
Сравнение предметов по массе (на руках, при помощи гирь).
Март

1 неделя
Ориентировка на листе: верхний, нижний угол, центр листа.
2 неделя
Многоугольники .Геометрические мозаики
3 неделя
Количество и счёт 8.Состав числа восьми.
4 неделя
Установление закономерности и использование для выполнения задания.

Апрель

1 неделя
Времена года. Месяц.
2 неделя
Количество и счёт 9. Состав числа девяти.
3 неделя
Число 10. Состав чисел первого десятка.
4 неделя
Пространственные тела :куб, шар, брусок.

Май

1 неделя
Количество  счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт.
2 неделя
Сравнение предметов по размеру.
3 неделя
Игра-путешествие в страну Математики.
4 неделя
Содержательно- логические задания.

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование"

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  -это:

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  1. Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;

  2. Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

  3. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я,  как заместитель руководителя по ВМР  пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  (см. Приложения)
Инновационные направления методической работы
маркетинговое: изучение спроса педагогов
информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

  1. научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

  2. психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

  3. управленческое: повышение компетентности педколлектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в образовательном учреждении  определенные условия.  Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с  научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности  наших педагогов  на городском, районном и международном уровне. Педагоги МДОУ детского сада N 2 "Золотая искорка" систематически принимают участие в региональных и международных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; заместителем заведующей по ВМР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МДОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста

  1. Самообразовательная  работа над рефератом по теме

  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

  3. Обзор в Интернете информации по теме

  4. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.

  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

  6.  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

  8. Изучение информационно-компьютерных технологий.

  9.  Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.

  10. Участие в конкурсах в Интернете.

  11. Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

Получение новой информации помогает нашим педагогам  решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем дошкольном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной  подготовки.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.  Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МДОУ "Школа педагога- дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
-лекции по заявкам педагогов;
-Тренинги;
- Практикумы;
Направления деятельности "Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
формы самообразования педагогов

  1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

  2.  коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Обучение начинается с формирования  мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых 
Результативность:
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
у педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом
"Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
При организации  обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Занятие группы детей неуспевающих в обучении

Эта группа набрана из детей, неуспевающих в обучении, плохо воспринимающих школьный материал и как следствие с плохим поведением.

Упражнение №1. Этой группе дали решить те же самые ребусы, что и группе “Эрудит – 1” в упражнении номер три. Но в отличии от группы “Эрудит – 1”, данная группа решала ребусы очень медленно, допустили много ошибок, некоторые ребусы никто не смог решить. Активность группы намного ниже, чем у группы “Эрудит – 1”.

Упражнение №2. Детям выдали специализированные учебные тетради – “Профессия – школьник” и они делали задания по этим тетрадям. Многим не понравилось делать такие задания.

Упражнение №3. Упражнение на внимание. Все встают из за своих мест и психолог командует (например – левая рука на голову, правая на живот и т. п.). Дети очень сильно терялись, слушали не внимательно.

Упражнение №4. Работа в тетрадях.

Упражнение №5. Работа в кругу. Ведущий встает в центр круга и в произвольном порядке кидая мяч кому либо называет какую нибудь категорию, а тот, кто поймал мяч должен назвать предмет из этой категории (например: время года – лето). Детям очень тяжело было быстро подбирать предметы из определенных категорий.

Упражнение №6. По кругу передается мяч и каждый говорит, с какой геометрической фигурой он себя в данный момент ассоциирует, когда мяч идет на второй круг, все добавляют цвет к своей фигуре. После идет обратная связь.

Данная группа очень сильно отличается от группы “Эрудит – 1”. Дети намного сложнее решали задания, им было тяжелее сконцентрироваться, было намного меньше желания участвовать в заданиях.

Занятие группы “Стартовая школа”

На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

Упражнение №1. Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

Упражнение №2. “Воздух – вода – земля – огонь”. Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например “Воздух”, то остальные участники должны поднять обе руки вверх. “Вода” – все опускают руки вниз. “Земля” – выставляют руки перед собой и “Огонь” – все перебирают руками, изображая огонь. Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит “Земля”, а движение делает соответствующее выражению “Вода”. Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

Упражнение №3. “Пирожки – шанежки”. В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в “ладушки”, говоря “пирожки – шанежки”. По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

Упражнение №4. Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки – домики и силуэты животных. Пара родитель – ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

Упражнение №5. На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.

Упражнение №6. В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.

Упражнение №7. Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит “Саймон сказал сделай так” и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто “поднимите руки” или что то подобное (без слов “Саймон сказал”). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов “Саймон сказал”.

Занятие группы “Эрудит – 1”

Также я присутствовал на занятии группы эрудит. Это группа детей, набранных из третьей параллели, с наивысшими показателями по учебной деятельности, отличники. Задания группе давались в основном интеллектуального характера.

Упражнение №1. Детям предлагается список слов: Карета, Урон, Арап, Мошкара, Лапоть, Соль, Лига, Колун.

Из данных слов надо составить другие слова, путем переставления букв местами. Нельзя убирать и добавлять буквы. Дети справились довольно легко, вопросов почти не было.

Упражнение №2. Задача: Червяк ползет по липе. Ночью он поднимается на 4 м, днем спускается на 2 м. На восьмую ночь он достиг вершины липы. Найти высоту липы.

Упражнение №3. Это задание представляло собой список, состоящий из семи ребусов. Дети сразу поняли задание и довольно быстро его выполнили.

Упражнение №4. Задача: У Светы и Маши столько яблок, сколько у Коли и Толи. У Маши 5 яблок, а у Коли 8 яблок. Сколько яблок у Светы и Толи? Дети задачу решили быстро и без затруднений.

Упражнение №5. Задача: Ира, Таня, Коля и Митя собирали ягоды. Таня собрала ягод больше чем все собирающие (каждый из них). Ира не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше чем мальчики?

Упражнение №6. Преподаватель произносит звук, и группа по очереди называют слова на этот звук. Дети работали очень активно, легко решали все задания, но очень торопились и часто друг друга перебивали. Некоторые задания они решали даже быстрее нашей группы студентов.

Принципы в работе психолога образовательного учреждения.

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.

  2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.

  3. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

  4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).


Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1.Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2.Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.3.Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.

4.Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5.Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6.Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

7.Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

8.Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

9.Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10.Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

11.Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12.Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13.Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14.Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15.Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16.Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17.Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Продолжительность различных видов работ

педагога- психолога образования



Вид работы

Среднее время, ч.

Примечание

1

Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

3,5 - 6,0

Из расчета на одного человека

2

Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

16 - 20

Из расчета на 15 человек

3

Индивидуальная и консультативная работа с учащимися, оформление результатов

1,5 – 3,0

На одну беседу

4

Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 - 60

На один цикл

5

Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов

5,0 – 7,0

На один консилиум (без учета диагностической работы)

6

Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов

1,5 – 2,5

На одну беседу

7

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов

1,0 – 2,5

На одну беседу

8

Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 - 40

На один цикл

9

Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов

1 - 4

На одно мероприятие

10

Подготовка и проведение “психологических часов” для детей, оформление результатов

1,5 – 3,0

На одно занятие

11

Ежедневное итоговое оформление документации

0,5 – 1,0




12

Методическая работа

12

В неделю

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: