NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С. Константинов Адаптировал: Е. В. Дудина


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

С.В. Кожин

«____» ____________ 2009 г.



ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ПРОВОДНИКИ


Программа дополнительного образования
Авторы: А.Г. Маслов

Ю.С. Константинов
Адаптировал: Е.В. Дудина

г. Петропавловск-Камчатский

2009 г.
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ТУРИСТЫ-ПРОВОДНИКИ»

Объяснительная записка
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованного туристского похода способствует выявлению и развитию этих качеств.

Поэтому учебная программа «Туристы-проводники» логично вытекает из самой сути туристско-краеведческой деятельности. Основной ее смысл заключается в том, что ребенок, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессии.

Программа объединения (кружка, секции) туристов-проводников рассчитана на учащихся 6-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, получение спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма».

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 4 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может расширить и дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив. На протяжении всех четырех лет обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки организации туристского быта, техники туризма, ориентирования, краеведения. Со второго года обучения предполагается углубленная специальная подготовка.

Особое внимание следует уделить общей и специальной физической подготовке учащихся, которой в программе отведено примерно по 70 часов в год. В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия — 8 часов. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия и времени года.

Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения — 15 человек, второго года — не менее 10 человек, в последующие годы — не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (класс, спортзал) и на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных и категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного многодневного туристского мероприятия — похода, слета, соревнований, туристского лагеря, сборов и т.п.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЙ

ТУРИСТСКОЙ, ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(БАЗОВЫЙ)

1 год обучения


№№

Наименование тем и разделов

Количество часов

п/п



Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма

2

2

-

1.2

Воспитательная роль туризма

2

2

-

1.3

Личное и групповое туристское снаряжение

10

2

8

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

15

2

13

1.5

Подготовка к походу, путешествию

8

2

6

1.6

Питание в туристском походе

8

2

6

1.7

Туристские должности в группе

6

2

4

1.8

Правила движения в походе, преодоление препятствий

12

2

10

1.9

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

10

2

8

1.10

Туристские слеты и соревнования

24

2

22

1.11

Подведение итогов туристского похода

4

2

2





101

22

79

2.

Топография и ориентирование

2.1

Понятие о топографической и спортивной карте

2

1

1

2.2.

Условные знаки

7

3

4

2.3

Ориентирование по горизонту, азимут

4

2

2

2.4.

Компас. Работа с компасом

2

1

1

2.5.

Измерение расстояний

3

1

2

2.6.

Способы ориентирования

7

1

6

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

6

2

4





31

11

20

3.

Краеведение

3.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

6

1

5

3.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

4

1

3

3.3.

Изучение района путешествия

7

1

6

3.4

Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

5

1

4





22

4

18

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

2

1

1

4.2

Походная медицинская аптечка

3

1

2

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

6

2

4

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

8

2

6





19

6

14

5.

Общая и специальная физическая подготовка

5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

1

1



5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

3

1

2

5.3

Общая физическая подготовка

25

1

24

5.4

Специальная физическая подготовка

14

1

13





43

4

39



ИТОГО за период обучения

216

54

270

Зачетный поход I степени сложности или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т.д.) — вне сетки часов

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЙ

ТУРИСТСКОЙ, ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(БАЗОВАЯ)

1 год обучения
1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм — средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и(органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму,, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения.

1.2. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива. Общественно полезная работа.

1.3. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: