NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С. Константинов Адаптировал: Н. Н. Бугаёв


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

М.В. Костыря

«____» ____________ 2011 г.



ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ


Программа дополнительного образования
Авторы: А.Г. Маслов

Ю.С. Константинов
Адаптировал: Н.Н. Бугаёв

г. Петропавловск-Камчатский

2011 г.


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Объяснительная записка

В последние годы определилась весьма актуальная педагогическая задача формирования психосоциальной компетентности подрастающего поколения — способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях.

Для решения этой задачи необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения:

• ставить цели;

• принимать решения и решать проблемные ситуации;

• критически мыслить;

• творчески мыслить;

• поставить себя на место другого человека;

• справляться со стрессами и эмоциями;

• позитивно общаться с окружающими;

• осознать себя как личность.

Выработке этих умений способствуют формирование самооценки ребенка, воспитание у него чувства ответственности за свои дела и поступки, а также формирование у него собственных этических ценностей.

Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности детей. Это должно помочь педагогу и ребенку проявлять и закреплять вышеперечисленные качества и умения в практической деятельности и общении детей в коллективе.

Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае, выступает обучение детей безопасному поведению.

Учитывая тот факт, что туристско-краеведческая деятельность является наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей, логично остановиться на обучении детей безопасному поведению в природной среде. Обучение следует начинать с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения. Затем, по мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации.

Таким образом, совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую подготовку, умения действовать в экстремальных ситуациях, обучающиеся в объединении дети смогут под руководством педагога выработать в себе и закрепить жизненно важные навыки, перечисленные выше.

Этими соображениями и определились направленность и содержание предлагаемых программ обучения детей жизненно важным навыкам.

Предлагаемая программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым, так как дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых трудно заниматься туризмом. Специализация по направлениям деятельности осуществляется на втором и в последующие годы обучения.

Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся в возрасте 11-15 лет (6—10-е классы). Рекомендуемый состав группы первого года обучения - 15 учащихся, второго года - не менее 10 человек, в последующие годы - не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений, социальных педагогов. Она рассчитана на 4 года обучения, но в случае необходимости могут быть реализованы в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программ. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Систематические занятия по данной программе должны способствовать приобретению воспитанниками знаний о своем крае; технике и тактике туризма (в избранном виде); об ориентировании на местности; оказании первой медицинской помощи; о действиях в экстремальных ситуациях природного характера. Совокупность этих знаний будет являться фундаментом для выработки жизненных навыков.

Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

1. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

2. Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

3. Формирование разносторонне развитой личности.

4. Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения.

При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации данных программ:

• обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

• насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

• дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

• гедонистическая направленность деятельности объединения, предполагающая организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Для эффективного усвоения учебного материала, развития жизненных навыков необходимо организовывать практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований, лагерей, экспедиций и путешествий. Следует учитывать интеллектуальный аспект туристско-спортивного направления дополнительного образования, тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленностью.

Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в группе в период подготовки и проведения походов, соревнований. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в экстремальных ситуациях.

Организация учебно-тренировочного процесса по каждой программе предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель). Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правила в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, Туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил для достижения поставленных целей - выживание с наименьшими потерями. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. Программы предполагают углубленное изучение вопросов выживания и деятельности туриста, спортсмена в экстремальных условиях природной среды и непосредственно на дистанциях (этапах) соревнований.

При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития.

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива.

Реализация программ предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации»; «Временных правил подготовки и проведения соревнований «Школа безопасности» («Правила соревнований по спортивному туризму»; «Правила соревнований по спортивному ориентированию»; «Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ»; Письмо Министерства образования РФ № 15-Т от 30.08.96).

Оплата за проведение практических занятий (тренировок) на местности, экскурсий в своем населенном пункте осуществляется минимум за 4 часа; за проведение одного дня похода, соревнований, загородной экскурсии, любого другого спортивно-туристского мероприятия - за 8 часов.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (БАЗОВЫЙ)

1-й год обучения




п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов







всего

теория

практика

1. Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма.

2

2

-

1.2.

История развития движения «Школа безопасности». Его цели и задачи.

1

1

-

1.3.

Воспитательная роль туризма.

1

1

-

1.4.

Личное и групповое туристское снаряжение.

10

2

8

1.5.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

6

2

4

1.6.

Подготовка к походу, путешествию.

18

2

16

1.7.

Питание в туристском походе.

10

2

8

1.8.

Туристские должности в группе.

6

2

4

1.9.

Правила движения в группе, преодоление препятствий.

8

2

6

1.10.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

10

2

8

1.11.

Подведение итогов туристского похода.

10

2

8

1.12.

Туристские слеты и соревнования.

2

2

-




84

22

62

2. Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной картах.

4

2

2

2.2.

Условные знаки.

7

3

4

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимут

4

2

2

2.4.

Компас, работа с компасом.

4

2

2

2.5.

Измерение расстояний.

3

1

2

2.6.

Способы ориентирования.

6

2

4

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

6

2

4




34

14

20

3. Краеведение

3.1.

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

10

2

8

3.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

4

2

2

3.3.

Изучение района путешествия.

10

2

8

3.4.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

10

2

8




34

8

26

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

3

1

2

4.2.

Походная медицинская аптечка.

3

1

2

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего

4

2

2




14

6

8

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

1

1

-

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

3

1

2

5.3.

Общая физическая подготовка.

33

1

32

5.4.

Специальная физическая подготовка.

13

1

12




50

4

46

Итого:

216

54

162

Зачетный поход 1 степени сложности или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т.д.) вне сетки часов.
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (БАЗОВАЯ)

1-й год обучения
I. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовною развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль и развитии пашен страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждою вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения.

1.2. История развития движения «Школа безопасности». Его цели и задачи

История создания Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности». Его роль в популяризации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, совершенствовании умений и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, привитии основ здорового образа жизни.

1.3. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Её роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

Общественно-полезная работа.

1.4. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Тины палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: