NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С. Константинов Адаптировал: Н. Н. Бугаёв


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

С.В. Кожин

«____» ____________ 2009 г.



ЮНЫЕ ИНСТРУКТОРЫ-ТУРИСТЫ


Программа дополнительного образования
Авторы: А.Г. Маслов

Ю.С. Константинов
Адаптировал: Н.Н. Бугаёв

г. Петропавловск-Камчатский

2009 г.

программа
Объяснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Предложенная программа составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовую подготовку любого туриста. Вариативная часть программы отвечает направленности ее на определенную специализацию.

Программа объединений (кружков, секций) рассчитана на учащихся 6-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении, необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма».

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Они рассчитаны на 4 года обучения, но в случае необходимости могут быть использованы в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Содержание программ первого и второго года обучения предполагает освоение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Со второго года обучения начинается введение в специализацию - инструкторская подготовка. С третьего года обучения начинается специализация в одном из видов туризма (пешеходный, водный, лыжный, горный, велосипедный).

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения — 15 человек, второго года — не менее 10 человек, в последующие годы - не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения. когда начинается специализация.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умение и навык самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей.

В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности и экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия - 8 часов.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
учебный план туристского объединения

юные инструкторы туризма”

Первый год обучения




Наименование тем и разделов

Количество часов

п/п




Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма.

2

2

-

1.2

Воспитательная роль туризма.

2

2

-

1.3

Личное и групповое туристское снаряжение.

6

2

4

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

12

2

10

1.5

Подготовка к походу, путешествию.

8

2

6

1.6

Питание в туристском походе.

10

2

8

1.7

Туристские должности в группе.

2

2

-

1.8

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

10

2

8

1.9

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.

8

2

6

1.10

Подведение итогов туристского похода.

2

2

-

1.11

Туристские слеты и соревнования.

2

2

-







64

22

42

2.

Топография и ориентирование

2.1

Понятие о топографической и спортивной карте.

4

2

2

2.2.

Условные знаки.

7

3

4

2.3

Ориентирование по горизонту, азимут.

6

2

4

2.4.

Компас. Работа с компасом.

6

2

4

2.5.

Измерение расстояний.

5

1

4

2.6.

Способы ориентирования.

6

2

4

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2

2

-







36

14

22

3.

Краеведение

3.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

6

2

4

3.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи.

6

2

4

3.3.

Изучение района путешествия.

10

2

8

3.4

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры.

2

2

-







24

8

16

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

3

1

2

4.2

Походная медицинская аптечка

3

1

2

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

6

2

4

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

8

2

6







20

6

14

5.

Общая и специальная физическая подготовка

5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

1

1




5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

3

1

2

5.3

Общая физическая подготовка

43

1

42

5.4

Специальная физическая подготовка

25

1

24







72

4

68




Итого

216

54

162

Зачетный поход I степени сложности или многодневное мероприятие (лагерь, слет, соревнования и т.д.) - вне сетки часов.

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЙ

ТУРИСТСКОЙ, ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(БАЗОВАЯ)

1 год обучения
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения.
1.2. Воспитательная роль туризма

Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности.

Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

Общественно-полезная работа.
1.3. Личное и групповое туристское снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
1.4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.


Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
1.5. Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.
1.6. Питание в туристском походе

Значение правильного питания в походе.

Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках.

Приготовление пищи на костре.

Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: