NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования Авторы: А. Г. Маслов Ю. С. Константинов Адаптировал: Е. В. Дудина


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Камчатского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГОУ ДОД

«Камчатский центр детско-юношеского туризма»

__________________________

С.В. Кожин

«____» ____________ 2009 г.



ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПАСАТЕЛИ


Программа дополнительного образования
Авторы: А.Г. Маслов

Ю.С. Константинов
Адаптировал: Е.В. Дудина

г. Петропавловск-Камчатский

2009 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ДЛЯ СИСТЕМЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПАСАТЕЛИ

Утверждена Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации

Одобрена Отделом обучения населения, подготовки руководящего состава

и гражданских организаций гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

и рекомендованы для использования в системе дополнительного

образования детей

Программа подготовлена как типовая Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России.

Программа утверждена Ассоциаций спасательных формирований Российской

Федерации.

Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом

специфики образовательного учреждения.

Автор

Дрогов И.А., кандидат педагогических наук, мастер спорта по туризму,

судья Всесоюзной категории, спасатель II класса.

Разработка программы первого года обучения и ряда тем программ следующих лет обучения:

Константинов Ю.С., кандидат педагогических наук, судья всесоюзной

категории,

Маслов А.Г., кандидат педагогических наук, судья республиканской

категории, отличник народного образования.

Рецензенты:

Курсаков А.В., кандидат военных наук, доцент, спасатель 1 класса, мастер спорта по туризму, судья республиканской категории,

Латчук В.Н., член учебно-методического совета по безопасности жизнедеятельности высшего педагогического образования при Минобразования России, инструктор-спасатель международного класса,

Усков СВ., директор Центра детско-юношеского творчества и туризма, член-корреспондент академии детско-юношеского туризма и краеведения, спасатель.

© Дрогов И.А., 2000

© ЦДЮТиК МО РФ, 2000

ПРОГРАММА «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СПАСАТЕЛИ»

Объяснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Предложенные программы составлены с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовую подготовку любого туриста. Вариативная часть программ отвечает направленности ее на определенную специализацию.

Программа объединений (кружков, секций) рассчитана на учащихся 6-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Юный спасатель».

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 4 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения четырехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Содержание программ первого и второго года обучения предполагает освоение детьми основ туризма, ориентирования, краеведения, знакомство с проведением туристских соревнований (в качестве участников). Со второго года обучения начинается введение в специализацию — юный спасатель.

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения — 15 человек, второго года — не менее 10 человек, в последующие годы — не менее 8 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 — 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умение и навык самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей-предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов.

Практические занятия проводятся в 1-3-дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или ка-тегорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей.

В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности и экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия — 8 часов.

После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категорийного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЙ ТУРИСТСКОЙ, ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1 год обучения



п.п.

Наименование тем и разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма

1

1



1.2.

Воспитательная роль туризма

1

1



1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

5

1

4

1.4.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

13

1

12

1.5.

Подготовка к походу, путешествию

9

1

8

1.6.

Питание в туристском походе

5

1

4

1.7.

Туристские должности в группе

3

1

2

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий

11

3

8

1.9.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

7

3

4

1.10.

Подведение итогов туристского похода

5

1

4

1.11

Туристские слеты и соревнования

17

1

16




Всего:

77

15

62

2.

Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

3

2

1

2.2.

Условные знаки

5

2

3

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимут

5

2

3

2.4.

Компас. Работа с компасом

4

2

2

2 5.

Измерение расстояний

3

1

2

2.6.

Способы ориентирования

5

2

3

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

6

2

4




Всего:

31

13

18

3.

Краеведение

3.1.

Родной край. Его природные особенности, история, известные земляки

9

2

7

3.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

12

2

10

3.3.

Изучение района путешествия

8

2

6

3.4.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

7

2

5




Всего:

36

8

28

4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика травм и заболеваний

3

1

2

4.2.

Походная медицинская аптечка

3

1

2

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

6

2

4

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего

8

2

6




Всего:

20

6

14

5.

Общая и специальная физическая подготовка

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

1

1

-

5.2.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

3

1

2

5.3.

Общая физическая подготовка

23

1

22

5.4.

Специальная физическая подготовка

25

1

24




Всего:

52

4

48




Итого за период обучения:

216

46

170

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: