NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования детей «Одарённые дети» Срок реализации: 2012-2016 гг


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Курьинского района Алтайского края

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД

«Дом детского творчества»

__________ Г.А. Сметюкова


ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Одарённые дети»
Срок реализации:2012-2016 гг.
Составитель: Сметюкова Галина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

с. Курья, 2012


Общие положения

Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экологически наиболее развитых государствах постиндустриальное общество. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоемких технологий и доминирование последних в экономике государства.

Интеллект по праву считается неисчерпаемым единственным богатством, данным человеку природой. Однако до настоящего времени имеется явное не соответствие между регистрируемыми многочисленными исследованиями числом людей с потенциально высокими интеллектуальными способностями и их реальным количеством.

Социально-экономическая ситуация в стране негативно отражается на образовательном и интеллектуальном уровне населения России, сопровождается утечкой интеллектуальных ресурсов, снижением заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей.

В сложившейся ситуации выявление, поддержка, развития и социализация одаренных детей становится приоритетной задачей общества в целом и образовательных учреждений в частности. Становление в человеке творческого потенциала, развитие личностных качеств исследователя – актуальная социально-педагогическая задача, решение которой возможно в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования на сегодняшний день позволяет создать условие и образовательную среду для перевода потенциальных способностей учащихся к интеллектуальному творчеству в реальные.

Деятельность учреждения дополнительного образования в данном направлении способствует совершенствованию системы работы с данной категорией детей, создание условий для ее устойчивого существования, а также увеличению числа одаренных детей, которым оказывается своевременная квалификационная педагогическая помощь и государственная поддержка.

Проведенные учеными исследования подтвердили, что интеллектуальная одаренность включает интеллект, креативность и духовность, и высокоодаренные личности в современных условиях являются носителями национальной культуры. Они поддерживают и сохраняют целостность российский традиций, и для детей важно создать среду, в которой в условиях размывания и вестернизации ценностей доминируют духовные и коллективистские ориентации, отражающие ядро российской культуры.

В связи с этим в тезаурус педагога дополнительного образования должны входить: аксиологический аспект (назначение человека и его жизненные смыслы и ценности, свобода, демократичная в том числе, как общие цели и ориентиры образования); образованность ( общая культура в сочетании с профессионализмом); творчества как ведущие элемент содержания и развития образования; разработка способов прогностического развития ребенка, отвечающего социальному заказу государства и общества.
Этапы реализации программы:

  • создание координационного центра взаимодействия Дома детского творчества и общеобразовательных школ по данной проблеме (2012-2013 уч. год);

  • отработка модели учебно-воспитательного процесса на принципах открытого образования (2012-2013 уч год);

  • проведение организационных мероприятий, направленных на функционирование Дома детского творчества (2012-2016 уч. годы);

  • подготовка учебно-методического комплекса для педагогов и учащихся (2013-2016 уч. год).

Программа «Одаренные дети» учреждения дополнительного образования реализуется при поддержки отдела по образованию администрации района в рамках краевой программы «Одаренные дети» и направлена на развитие и удовлетворение образовательных потребностей подрастающего поколения в области интеллектуального и художественного творчества в условиях дополнительного образования.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявление юных дарований, развитие их творческих способностей, оказание своевременной профессиональной поддержки;

  • поиск новых форм по развитию детского творчества в области интеллектуально-познавательной деятельности, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

  • развитие художественного вкуса юных талантов;

  • создание комфортной психологической обстановки, поля интеллекта, необходимых для духовного развития ребенка;

  • создание ориентации учащихся в познании на общечеловеческие культурные ценности и нравственность;

  • методическая помощь педагогам, работающих с одаренными детьми;

  • обобщение и распространение опыта работы с одаренными детьми.

Организаторы и учредители.

Учредитель: отдел по образованию администрации Курьинского района.

Организатор: МБОУДОД «Дом детского творчества».

Срок реализации программы: январь 2012 года - декабрь 2016 года

Участники программы: учащиеся общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования.

Содержание деятельности, определяемое программой, включает:

  1. Проведение районного слета трудовых объединений школьников «Молодые хозяева земли».

  2. Участие в краевом слете трудовых объединений школьников «Молодые хозяева земли».

  3. Проведение районной конференции учебно-исследовательских работ «Первые шаги в науку».

  4. Участие в краевом конкурсе учебно-исследовательских работ «Первые шаги в науку».

  5. Участие в краевой туристско-краеведческой олимпиаде «Алтай».

  6. Участие в краевом туристическом слете педагогических работников.

  7. Участие в открытом краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая».

  8. Участие во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ «Первые шаги».

  9. Проведение районного конкурса социально значимых проектов.

  10. Участие в краевом конкурсе социально значимых проектов «Я – Гражданин России».

  11. Участие в краевом заочно экологическом марафоне «Сохраним биосферу».

  12. Участие в краевой олимпиаде по натуралистическому направлению среди учреждений дополнительного образования.

  13. Участие в краевом конкурсе «Подрост».

  14. Участие в краевом смотре районов, образовательных учреждений по экологическому образованию учащихся и воспитанию детей дошкольного возраста.

  15. Участие в краевом конкурсе творческих работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Сторона моя родная».

  16. Участие в краевом литературном конкурсе «Слово о природе».

  17. Участие в краевом конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Весенние мелодии».

  18. Участие в краевом конкурсе декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Веселые краски».

  19. Участие в краевом конкурсе творческих работ «Радуга профессий».

  20. Проведение районного конкурса социально значимых плакатов «Творим добро».

  21. Участие в краевом конкурсе социально значимых плакатов «Творим добро».

  22. Участие в краевом конкурсе творческих работ по журналистики.

  23. Участие в краевом конкурсе исследовательских работ и научно-практической конференции «Судьба человека в истории двадцатого века».

  24. Участие в краевом конкурсе творческих работ «Прав человека в современном мире».

  25. Участие в краевом конкурсе литературных и литературоведческих работ «Золотое перышко».

  26. Участие в краевом конкурсе вокалистов «Курьинские звездочки».

  27. Проведение районного фестиваля патриотической песни.

  28. Участие в зональном, краевом конкурсе патриотической песни «Пою мое отечество».

  29. Проведение районного конкурса «А ну-ка парни!».

  30. Проведение районной выставки декоративно-прикладного творчества.

  31. Участие в краевой декоративно-прикладного творчества «Сибириада».

  32. Проведение районного фестиваля детского творчества.

  33. Проведение районного слета детского движения

  34. Проведение районного туристического слета.

  35. Участие в краевом фестивале «Золотые колокола».

  36. Участие в краевом МЛДД «Алтай».

  37. Участие в краевой профильной смене «Моя малая Родина».

Финансирование программы:

Реализация программы осуществляется за счет районного бюджета, средств внебюджетных источников.

Ожидаемые результаты программы:

  1. Создание условий для функционирования образовательного центра по работе с детьми, обладающими способностями в различных сферах.

  2. Увеличение числа одаренных детей.

  3. Совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.

  4. Расширение и укрепление связей между учреждениями дополнительного образования и обще образовательными школами по вопросам работы с одаренными детьми.

  5. Организация коммуникационного пространства между субъектами реализации программы (Дом детского творчества – Образовательная школа).

  6. Выделение наиболее значимых проблем в развитии работы с одаренными учащимися.

  7. Переход к системе индивидуальной проектной деятельности учащихся по принципу «каждому учащемуся – собственный проект развития».

Механизм реализации программы – выявление, направленное «выращивание» и распространение образовательных практик, работающих в области одаренности и развития творческих способностей, учащихся на основе исследовательской деятельности учащихся, внедрение различных форм инновационной педагогической практики.

Умственный возраст одаренных детей может значительно опережать фактический, а область интересов существенно отличатся от возрастных интересов сверстников, но возрастные закономерности развития носят универсальный характер. В связи с этим своеобразие и способности проявления этих закономерностей у одаренных детей происходит в процессе обучения по междисциплинарным программам, направленным на развитие творческого мышления, расширения познавательных интересов, развитие мотивационной сферы и навыков самостоятельной работы у каждого ребенка. Дом детского творчества – это место для развития одаренности и поэтому в группах обучающихся удовлетворяются запросы всех детей, как «обычных» так и «одаренных».

Образовательные программы направлены на многоуровневое образование и контрольно-диагностическая функция осуществляются в рамках индивидуального подхода в обучении.

Последовательность этапов целостного процесса обучения:

  • диагностическое исследование личности учащегося,

  • целеполагание,

  • организационно-деятельностный этап,

  • этап контроля переходящего в самоконтроль, и оценка, переходящая в самооценку,

  • анализ конечного результата и рефлексия.

Совокупность этих технологических этапов обеспечивает овладение каждым учащимся определенным объемов знаний, умений, навыков, как средством становления личности.

Педагогические технологии разноуровнего обучения:

  • диалоговое обучение,

  • «культурологический подход к обучению»,

  • «через игру к творчеству»,

  • «обучение творчеству»,

  • «метод проектов»,

  • «малые группы в учебном процессе»,

  • «технология проведения мастер-классов».

Результаты развитие творческих способностей ребенка, его личностных качеств, формирование его общей и профессиональной культуры, обозначенные в программах, соотносятся с целями программы, реальными и проверенными, то есть, заложен механизм проверки уровня достижения обозначенного результата.

Задача 1 ступени в основании программы.

  • формирование познавательных интересов обучающихся, освоение способов поиска информации, самообразовательных навыков;

  • развитие основных характеристик творческог о мышления;

  • гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогами;

  • приобретение учащимися опыта общения и сотрудничества;

  • формирование первых навыков творчества на основе положительной мотивации на учение, прочной подготовки по образовательным программам;

  • создание условий для самовыражения учащегося в различных видах творческой деятельности, развитие его исследовательской активности.

Задача 2 ступени в основании программы.

  • дальнейшее развитие творческого мышления, мотивационно-личностной сферы детей;

  • формирование фундамента общей подготовки, необходимой для продолжения образования на 3 ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • развитие стремления и способностей к большей самостоятельности в обучении, постановке и решению проблем, возникающих в окружающем мире и обществе;

  • развитие нравственного, физического становление обучающихся.

Задача 3 ступени в основании программы.

  • стимулирование творческой самореализации;

  • организация поисковой, исследовательской деятельности старшеклассников;

  • завершение начатого ранее нравственного, духовного, физического становления выпускников, полное раскрытие их способностей, психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению, обеспечение высокого уровня общекультурного развития, теоретического мышления, полная реализация творческого потенциала детей, в том числе одаренных.

Поскольку индивидуальные различия среди одаренных детей выражены столь сильно, что они фактически нивелирует возрастные, то уровни освоения программ не совпадают возрастным подходам:

-1 уровень: начальный (для детей 7-9 лет),

-2 уровень: основной (для детей 9-12 лет),

-3 уровень: авторский (для детей 14-16 лет и выше).

Особенности методики преподавания на разных ступенях обучения одаренных детей. При организации входного, текущего, итогового контроля педагогом определяется, на какой ступени образования находится тот или иной обучающийся и момент перехода от одной ступени к другой. Определение уровня (ступени) образования осуществляется через наблюдение, анкетирование, тестирование, творческие задания (проекты), карты личностного роста и т.п. естественность обучения достигается, прежде всего, за счет применения метода исследования как основы приобретения новых знаний и, конечно, отбора содержания адекватного возрастным и индивидуальным особенностям одаренных детей.

В дополнительном образовании реализуется подход к определению педагогической цели, который ориентирован на формирование у ребенка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности.

Инфраструктура учреждения в системе открытого образования должна обладать такими качествами, как:

  • эффективность,

  • устойчивость, стабильность,

  • доступность,

  • переносимость (возможность перенося прикладных систем с минимальными изменениями),

  • масштабируемость,

  • множественность применения,

  • разделяемость,

  • технологичность учебно-методического обеспечения и образовательных технологий.

Сегодня система дополнительного образования готова к тому, чтобы дать возможность школьнику получить начальное профессиональное образование в стенах Дома детского творчества.

Существует объективная необходимость развития системы непрерывного профессионального образования, определяемое в содержании и характере труда, его растущей интеллектуализации, мобильностью, дифференциацией спроса на рынке труда. Сегодня требуется дисциплинированный, компетентный профессионал, обладающий высоким чувством ответственности за свое дело, владеющий достижениями науки, техники и культуры.

На базе учреждения дополнительного образования более десяти лет существует объединения учащихся, на базе которых осуществляется допрофессиональная подготовка. Система обучения позволяет школьникам района удовлетворить интерес к определенной области знаний, способствует профессиональному самоопределению. В качестве эксперимента по созданию новой образовательной модели непрерывного профессионального образования выбрана музыкальное и эколого-биологическое направление.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: