NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа дополнительного образования «Зажги свою звезду»



МОУ СОШ с. Каринка

Программа

дополнительного образования
«Зажги свою звезду»
социально-педагогической

направленности


Автор: Шаляпина Г.Е.,

вожатая ДПО

«Страна добрых сердец»

с. Каринка

2007 год

план программы.


  1. введение, пояснительная записка.

  2. цель и задачи программы.

  3. сфера реализации программы.

  4. актуальность.

  5. принципы построения программы.

  6. актуальность.

  7. принципы построения программы.

  8. ключивые понятия.

  9. теоретический базис программы.

  10. прогнозируемый результат.

  11. тематическое планирование.

  12. содержание программы I года реализации

II года реализации

III года реализации

  1. Организация учебно-познавательной и воспитательной деятельности.

  2. Знания и умения учащихся.

  3. Критерии оценки эффективности программы.

  4. Приложения.


I.Введение, пояснительная записка.
«Если ребёнку удаётся

добиться успеха в школе,

он добьется его и в жизни». (У. Глиссер)

Ведущая идея программы - создание в детском сообществе комфортной атмосферы - жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой. Она проявляется в развитии способностей, индивидуального и коллективного творчества, овладении навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии и позволяет детям становиться субъектами социума, его активными строителями.

Необходимость данной программы обуславливается следующими факторами:

В современных условиях, когда изменилась жизнь всех членов человеческого общества, в связи с глобальными переменами во всех сферах жизнедеятельности общества, когда экологический, экономический, фонографический и т.п. кризисы охватывают нас со всех сторон, на первый план выдвигается главная для общества проблема - проблема его будущего.

В условиях нестабильного состояния общества детство оказалось в социально-психологическом кризисном состоянии.

Главный смысл детства - это вхождение в социум, освоение составных форм, ролей. Внутренние связи детства блокированы взрослым обществом. В нашей стране отказались от всех самодеятельных детских организаций очень быстро. Дети же испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой (разных в разных возрастах); это могут быть проявление ребёнка среди других детей, с другими, в другом социуме и т. п. Т.е существует противоречие между ускоренными социальным развитием детей и возможностями реального функционирования и реальных личнозначимых путей социализации.

Человек - это существо социальное, поэтому одним из основных условий развития его личности является общение с другими людьми в процессе трудовой, учебной, досуговой и т.п. деятельности.

Кроме того, современная жизнь требует, чтобы ребёнок был не только обучен, но и умел общаться с самыми разными людьми, был способен работать в команде, мог заинтересовать и мотивировать деятельность других.

II. Цели и задачи.

Первой целью данной работы следует считать формирование основы лидерских качеств активной, социально востребованной личности через создание ситуации успеха, организацию социально значимой деятельности на основе самоизучения и саморазвития детей в игровой деятельности.

Задачами программы являются:

  1. обучать детей жизненно важным навыкам;

  2. выявлять, развивать и совершенствовать качества личности, необходимые для лидера детского коллектива;

  3. формировать навыки групповой и коллективной работы;

  4. дать детям возможность найти свою нишу для противодействия стихиям среды;

  5. обучать детей методом самопознания, саморазвития, самокоррекции;

  6. способствовать положительному общественному оцениванию личности ребёнка;

  7. решать проблему преемственности поколений актива детской организации;

  8. научить детей способам взаимодействия с коллективом;

  9. развивать в детях навыки управления коллективом сверстников;


III. Сфера реализации программы.

Данная программа осуществляется на начальном этапе после приёма детей в детскую организацию. По уставу ЮВК, дети могут вступить в организацию с восьмилетнего возраста.

Это возраст, когда ребёнок пытается активно изучать окружающий мир, пытается завоевать место в детском коллективе, пытается самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы. В данном возрасте основным мотивом является познание мира через игру. «Нетрудный возраст» младший школьный - это самый ценный, самый ответственный период детства, в котором могут развиваться или не развиваться те качества личности, которые помогут позднее войти во взрослую жизнь.

«Им интересно многое», но есть круг интересов, признание и развитие которых в совместной деятельности со старыми ребятами и взрослыми поможет сделать выбор в пользу детской общественной организации. «Сами!» - это желанное для всех детей слово, в котором реализуются потребности и позиции, цели и мотивы, стимулы поведения и ожидание доверия взрослого.

Программа рассчитана на три года, чтобы участники могли освоить знания, умения и навыки, которые помогли бы детям участвовать в дальнейшей работе организации. В ДПО ЮВК «Страна добрых сердец» учащиеся так же вступают в 8-летнем возрасте. Соответственно, программа рассчитана на детей 8-10 летнего возраста. Численность групп зависит от количества вступающих в организацию, поэтому количество детей в группе колеблется от 5 до 15 человек. В этом году численный состав участников по этапам реализации распределяется следующим образом:

  • 1-й год - 7 человек

  • 2-й год - 10 человек

  • 3-й год - 11 человек

Режим занятий с детьми объясняется возрастными особенностями. В данном возрасте развита кратковременная память, непроизвольное внимание, высокая двигательная активность, поэтому занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по одному часу в 1-й и 2-й год обучения. В третий год обучения, когда дети уже адаптировались к видам деятельности занятия лучше проводить 1 раз в неделю по 2 часа. Соответственно, программа рассчитана на 216 часов за 3 года.

  • Первый год - 1ч. ∙ 2р. в неделю · 36 недель = 72 часа

  • Второй год - 1ч. · 2р. в неделю · 36 недель = 72 часа

  • Третий год - 2 ч. · 1р. в неделю · 36 недель = 72 часа

Возможен другой вариант организации занятий. Занятия по материалу можно разделить по тематическим разделам и провести методом погружения. (Ежедневные занятия по группам по 6 часов) и проводить в качестве школы актива во время осенних, зимних, весенних каникул или в рамках летнего лагеря отдыха.
IV. Актуальность.

Данная воспитательная программа имеет практическую, социально-педагогическую направленность, обеспечивающую формирование таких компетентностей личности как коммуникативная, проектная, рефлексивная.

Данная программа реализуется в МОУ СОШ с. Каринка в ДПО «Страна добрых сердец». Занятые материальными проблемами родители часто не обращают внимания на проблемы детей. Многие из них являются педагогически запущенными детьми, которые испытывают дефицит внимания и общения, кроме того, находясь в удалении от культурных центров, сельские дети не имеют возможности общаться с другими детьми их возраста за пределами школы. Несмотря на природой заложенные способности и усилия классных руководителей, дети испытывают дефицит общения со сверстниками и трудности при вхождении детей в другие социальные условия. Например, застенчивость, необщительность, страх перед публичным выступлением, конфликтность, а так же проблемы самовыражения и адекватной самооценки.

Программа «Зажги свою звезду» позволяет решить следующие противоречия:

  1. между полезным времяпровождением и неумением себя организовать;

  2. между накопленным опытом прошлого и современностью;

  3. между успешной учёбой и приобретением опыта взаимодействия вне урока;

Данная программа направлена на решение данных противоречий.

Программа реализуется в младшей группе СДС «Почемучкино» за счёт Совета малышей и добровольных занятий учащихся в школе актива.
V.Принципами построения программы являются:

    • системность;

    • природосообразность;

    • освоение навыков в условиях конкретного социума;

    • максимальная активность;

    • максимальная достоверность информации;

    • партнёрское общение;

    • диагностика и прогноз;

    • посильность или доступность;

    • адекватность.

Вывод: программа носит адаптивный характер, т.к. создаётся она для детей и субъектом её являются дети.

VI. Ключевые понятия.

Программа «Зажги свою звезду» - это программа формирование основы человеческих качеств, которые необходимы молодым людям в современных условиях для того, чтобы стать организаторами и лидерами в своей социальной среде.

В данной работе я опираюсь на следующие ключевые понятия:

  • Лидер - это человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Лидер-созидатель действует в интересах дела, организации и всех его членов.

  • Среда - совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей, как в рамках организации, так и вне ее.

  • Ниша - определённое пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности.

  • Полномочия детей - это сочетание прав и обязанностей детей.

  • Оптимизм - уверенность в себе, в своих силах и возможностях. (Кто всем недоволен, тот всем неинтересен).

  • Требовательность к себе - это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей.

  • Человеколюбие - сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.

  • Веселье - радость и удовольствие, получаемое от жизни.

  • Любознательность - стремление всё знать и всему научиться.

  • Свобода - реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения.

Программа «Зажги свою звезду» предполагает использование элементов ниже следующих технологий.

Основная технология - это технология педагогического общения, психологические аспекты которой отражены в работах Д. Карнеги, Э. Шострома, А.А. Леонтьева и В.А. Кан-Калика.

Её использование заключается в том, чтобы моделировать предстоящее с детьми общение: цель (ради чего?)

  • Анализ состояния детей;

  • Анализ ситуации;

  • Изменение отношений.

Общение возможно только при условии открытости и временного доверия и соблюдения правил:

  • Формирование чувства «Мы»;

  • Установление личностного контакта;

  • Демонстрации собственного расположения;

  • Постоянное проявление интереса.


Следующим основным элементом программы является организация групповой деятельности, т.к. в группе существует такое явление как психологическое заражение и заражение эмоциональное (влияние детей друг на друга, т.е. деятельность одного даёт толчок для деятельности всех, и при этом каждый получает дополнительный энергетический заряд). Кроме того, распределение функций в групповой деятельности производится в согласии с индивидуальными склонностями и интересами. Организованная групповая деятельность сама по себе содержит взаимный контроль и стимулирование.

Важным для осуществления программы является создание ситуации успеха, т.е. организуемая по программе деятельность содержит скрытые в себе ситуации успеха.

Программа нацелена на то, чтобы ребёнок чувствовал, как он преодолевает трудности, своё неумение, незнание, неопытность в отношении своей деятельности в детской организации.
VII. Прогнозируемый результат.

В результате работы над программой ожидается, что ученик будет иметь следующие знания:

  • о детском движении в России и за рубежом;

  • о своих правах , гарантируемых Конвенцией ООН о правах ребёнка;

  • права ребёнка, гарантируемые Конституцией РФ;

  • основные положения (законы, устав) о ЮВК и СДС;

  • методику КТД.

Участник программы сможет:

  • правильно оценить свои силы и способности;

  • выразить себя в деле;

  • поставить цель и найти способы её достижения;

  • спланировать деятельность группы;

  • распределить поручения;

  • организовать КТД;

  • составить план мероприятия;

  • проанализировать свою деятельность;

  • общаться с ребятами другого возраста или других групп;

  • правильно применить свои знания и умения.

Работа по программе развивает:

  • творческие способности учащихся;

  • активность, инициативу;

  • коммуникабельность;

  • гибкость в поведении;

  • самоанализ, самоконтроль;

  • чувство ответственности;

  • трудолюбие;

  • коллективизм.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: