Программа дополнительного образования «Зажги свою звезду»
МОУ СОШ с. Каринка
Программа
дополнительного образования
«Зажги свою звезду»
социально-педагогической
направленности
Автор: Шаляпина Г.Е.,
вожатая ДПО
«Страна добрых сердец»
с. Каринка
2007 год
план программы.
введение, пояснительная записка.
цель и задачи программы.
сфера реализации программы.
актуальность.
принципы построения программы.
актуальность.
принципы построения программы.
ключивые понятия.
теоретический базис программы.
прогнозируемый результат.
тематическое планирование.
содержание программы I года реализации
II года реализации
III года реализации
Организация учебно-познавательной и воспитательной деятельности.
Знания и умения учащихся.
Критерии оценки эффективности программы.
Приложения.
I.Введение, пояснительная записка.
«Если ребёнку удаётся
добиться успеха в школе,
он добьется его и в жизни». (У. Глиссер)
Ведущая идея программы - создание в детском сообществе комфортной атмосферы - жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой. Она проявляется в развитии способностей, индивидуального и коллективного творчества, овладении навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии и позволяет детям становиться субъектами социума, его активными строителями.
Необходимость данной программы обуславливается следующими факторами:
В современных условиях, когда изменилась жизнь всех членов человеческого общества, в связи с глобальными переменами во всех сферах жизнедеятельности общества, когда экологический, экономический, фонографический и т.п. кризисы охватывают нас со всех сторон, на первый план выдвигается главная для общества проблема - проблема его будущего.
В условиях нестабильного состояния общества детство оказалось в социально-психологическом кризисном состоянии.
Главный смысл детства - это вхождение в социум, освоение составных форм, ролей. Внутренние связи детства блокированы взрослым обществом. В нашей стране отказались от всех самодеятельных детских организаций очень быстро. Дети же испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой (разных в разных возрастах); это могут быть проявление ребёнка среди других детей, с другими, в другом социуме и т. п. Т.е существует противоречие между ускоренными социальным развитием детей и возможностями реального функционирования и реальных личнозначимых путей социализации.
Человек - это существо социальное, поэтому одним из основных условий развития его личности является общение с другими людьми в процессе трудовой, учебной, досуговой и т.п. деятельности.
Кроме того, современная жизнь требует, чтобы ребёнок был не только обучен, но и умел общаться с самыми разными людьми, был способен работать в команде, мог заинтересовать и мотивировать деятельность других.
II. Цели и задачи.
Первой целью данной работы следует считать формирование основы лидерских качеств активной, социально востребованной личности через создание ситуации успеха, организацию социально значимой деятельности на основе самоизучения и саморазвития детей в игровой деятельности.
Задачами программы являются:
обучать детей жизненно важным навыкам;
выявлять, развивать и совершенствовать качества личности, необходимые для лидера детского коллектива;
формировать навыки групповой и коллективной работы;
дать детям возможность найти свою нишу для противодействия стихиям среды;
обучать детей методом самопознания, саморазвития, самокоррекции;
способствовать положительному общественному оцениванию личности ребёнка;
решать проблему преемственности поколений актива детской организации;
научить детей способам взаимодействия с коллективом;
развивать в детях навыки управления коллективом сверстников;
III. Сфера реализации программы.
Данная программа осуществляется на начальном этапе после приёма детей в детскую организацию. По уставу ЮВК, дети могут вступить в организацию с восьмилетнего возраста.
Это возраст, когда ребёнок пытается активно изучать окружающий мир, пытается завоевать место в детском коллективе, пытается самостоятельно найти ответы на интересующие его вопросы. В данном возрасте основным мотивом является познание мира через игру. «Нетрудный возраст» младший школьный - это самый ценный, самый ответственный период детства, в котором могут развиваться или не развиваться те качества личности, которые помогут позднее войти во взрослую жизнь.
«Им интересно многое», но есть круг интересов, признание и развитие которых в совместной деятельности со старыми ребятами и взрослыми поможет сделать выбор в пользу детской общественной организации. «Сами!» - это желанное для всех детей слово, в котором реализуются потребности и позиции, цели и мотивы, стимулы поведения и ожидание доверия взрослого.
Программа рассчитана на три года, чтобы участники могли освоить знания, умения и навыки, которые помогли бы детям участвовать в дальнейшей работе организации. В ДПО ЮВК «Страна добрых сердец» учащиеся так же вступают в 8-летнем возрасте. Соответственно, программа рассчитана на детей 8-10 летнего возраста. Численность групп зависит от количества вступающих в организацию, поэтому количество детей в группе колеблется от 5 до 15 человек. В этом году численный состав участников по этапам реализации распределяется следующим образом:
1-й год - 7 человек
2-й год - 10 человек
3-й год - 11 человек
Режим занятий с детьми объясняется возрастными особенностями. В данном возрасте развита кратковременная память, непроизвольное внимание, высокая двигательная активность, поэтому занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по одному часу в 1-й и 2-й год обучения. В третий год обучения, когда дети уже адаптировались к видам деятельности занятия лучше проводить 1 раз в неделю по 2 часа. Соответственно, программа рассчитана на 216 часов за 3 года.
Первый год - 1ч. ∙ 2р. в неделю · 36 недель = 72 часа
Второй год - 1ч. · 2р. в неделю · 36 недель = 72 часа
Третий год - 2 ч. · 1р. в неделю · 36 недель = 72 часа
Возможен другой вариант организации занятий. Занятия по материалу можно разделить по тематическим разделам и провести методом погружения. (Ежедневные занятия по группам по 6 часов) и проводить в качестве школы актива во время осенних, зимних, весенних каникул или в рамках летнего лагеря отдыха.
IV. Актуальность.
Данная воспитательная программа имеет практическую, социально-педагогическую направленность, обеспечивающую формирование таких компетентностей личности как коммуникативная, проектная, рефлексивная.
Данная программа реализуется в МОУ СОШ с. Каринка в ДПО «Страна добрых сердец». Занятые материальными проблемами родители часто не обращают внимания на проблемы детей. Многие из них являются педагогически запущенными детьми, которые испытывают дефицит внимания и общения, кроме того, находясь в удалении от культурных центров, сельские дети не имеют возможности общаться с другими детьми их возраста за пределами школы. Несмотря на природой заложенные способности и усилия классных руководителей, дети испытывают дефицит общения со сверстниками и трудности при вхождении детей в другие социальные условия. Например, застенчивость, необщительность, страх перед публичным выступлением, конфликтность, а так же проблемы самовыражения и адекватной самооценки.
Программа «Зажги свою звезду» позволяет решить следующие противоречия:
между полезным времяпровождением и неумением себя организовать;
между накопленным опытом прошлого и современностью;
между успешной учёбой и приобретением опыта взаимодействия вне урока;
Данная программа направлена на решение данных противоречий.
Программа реализуется в младшей группе СДС «Почемучкино» за счёт Совета малышей и добровольных занятий учащихся в школе актива.
V.Принципами построения программы являются:
системность;
природосообразность;
освоение навыков в условиях конкретного социума;
максимальная активность;
максимальная достоверность информации;
партнёрское общение;
диагностика и прогноз;
посильность или доступность;
адекватность.
Вывод: программа носит адаптивный характер, т.к. создаётся она для детей и субъектом её являются дети.
VI. Ключевые понятия.
Программа «Зажги свою звезду» - это программа формирование основы человеческих качеств, которые необходимы молодым людям в современных условиях для того, чтобы стать организаторами и лидерами в своей социальной среде.
В данной работе я опираюсь на следующие ключевые понятия:
Лидер - это человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Лидер-созидатель действует в интересах дела, организации и всех его членов.
Среда - совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей, как в рамках организации, так и вне ее.
Ниша - определённое пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворить свои потребности.
Полномочия детей - это сочетание прав и обязанностей детей.
Оптимизм - уверенность в себе, в своих силах и возможностях. (Кто всем недоволен, тот всем неинтересен).
Требовательность к себе - это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей.
Человеколюбие - сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь.
Веселье - радость и удовольствие, получаемое от жизни.
Любознательность - стремление всё знать и всему научиться.
Свобода - реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения.
Программа «Зажги свою звезду» предполагает использование элементов ниже следующих технологий.
Основная технология - это технология педагогического общения, психологические аспекты которой отражены в работах Д. Карнеги, Э. Шострома, А.А. Леонтьева и В.А. Кан-Калика.
Её использование заключается в том, чтобы моделировать предстоящее с детьми общение: цель (ради чего?)
Анализ состояния детей;
Анализ ситуации;
Изменение отношений.
Общение возможно только при условии открытости и временного доверия и соблюдения правил:
Формирование чувства «Мы»;
Установление личностного контакта;
Демонстрации собственного расположения;
Постоянное проявление интереса.
Следующим основным элементом программы является организация групповой деятельности, т.к. в группе существует такое явление как психологическое заражение и заражение эмоциональное (влияние детей друг на друга, т.е. деятельность одного даёт толчок для деятельности всех, и при этом каждый получает дополнительный энергетический заряд). Кроме того, распределение функций в групповой деятельности производится в согласии с индивидуальными склонностями и интересами. Организованная групповая деятельность сама по себе содержит взаимный контроль и стимулирование.
Важным для осуществления программы является создание ситуации успеха, т.е. организуемая по программе деятельность содержит скрытые в себе ситуации успеха.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок чувствовал, как он преодолевает трудности, своё неумение, незнание, неопытность в отношении своей деятельности в детской организации.
VII. Прогнозируемый результат.
В результате работы над программой ожидается, что ученик будет иметь следующие знания:
о детском движении в России и за рубежом;
о своих правах , гарантируемых Конвенцией ООН о правах ребёнка;
права ребёнка, гарантируемые Конституцией РФ;
основные положения (законы, устав) о ЮВК и СДС;
методику КТД.
Участник программы сможет:
правильно оценить свои силы и способности;
выразить себя в деле;
поставить цель и найти способы её достижения;
спланировать деятельность группы;
распределить поручения;
организовать КТД;
составить план мероприятия;
проанализировать свою деятельность;
общаться с ребятами другого возраста или других групп;
правильно применить свои знания и умения.
Работа по программе развивает:
творческие способности учащихся;
активность, инициативу;
коммуникабельность;
гибкость в поведении;
самоанализ, самоконтроль;
чувство ответственности;
трудолюбие;
коллективизм.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: