NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (начальное общее образование) Введение


ПРОГРАММА

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

(начальное общее образование)

Введение
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России способствовал глубокому духовно-нравственному кризису общества, который привёл к дефициту социального оптимизма, любви, милосердия.

В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» вектор образовательной политики направлен на духовно-нравственное воспитание. Только одухотворённое образование может заложить основы национальных ценностей, дать веру в жизнь, глубоко осмысленное отношение к ней, определить траекторию человеческой жизни, предохранить душу человека от зла, открыть к совести, чувству долга и сострадания.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования (далее - Программа) – это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющих образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;



  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерной основной программы образовательного учреждения;

  • Программы развития школы до 20… г;

  • Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска,

а также с учетом реализации учебно-методического комплекса «Школа России», « Перспективная начальная школа» и опыта воспитательной работы по программе этнокультурного центра русского народа «Наследники традиций».

Программа духовно-нравственного развития направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни – Челябинское концертное объединение, Библиотека № 16 Советского района, Детский дом № 6 Советского района, Дом дружбы народов, Челябинский государственный институт культуры, Областной краеведческий музей, Учреждение ДОП «Черный пояс», Клуб «Умелец».

В программе учтены факторы, оказывающие существенное влияние на состояние духовно-нравственного развития учащихся:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательном учреждении, которые приводят к искажению ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • чувствительность детей к воздействиям различного рода;

  • существенные изменения в системе отношения ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Реализация Программы обеспечивает организацию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность, а также через систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Целью программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является создание необходимых условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

  • создание дополнительного пространства для самореализации личности, приобщения детей к духовно-нравственным ценностям традиционной отечественной культуры;

  • возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал; аксиологический принцип; принцип следования нравственному примеру; принцип идентификации (персонификации); принцип диалогического общения; принцип полисубъектности воспитания; принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Основными направлениями реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

В программе определены планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ценностные отношения, представления, знания, опыт), разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы по данному направлению.

Наряду с этим программа включает в себя мероприятия совместной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, которые формулируют и раскрывают задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе осуществляется с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Структура Программы духовно-нравственного развития и воспитания включает в себя следующие разделы:

  1. Введение.

  2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  3. Портрет выпускника начальной школы МАОУ СОШ № 43г. Челябинска.

  4. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  6. Реализация целевых установок средствами учебно-методического комплекса.

  7. Календарь традиционных школьных дел и праздников.

  8. Проекты.

  9. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  10. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

  11. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  12. Диагностика и исследование нравственной сферы школьников.

  13. Приложения.


Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация поставленной цели предусматривает выполнение следующих задач

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «Становиться лучше»;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно совей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обстоятельства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепления доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Портрет выпускника начальной школы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

Обобщенный результата образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете её выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

  • признающий культурные ценности и традиции своего народа, уважающий культурные традиции других народов.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и

воспитания учащихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к совей малой Родине, служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продлении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических направлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


Основные направления духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

  • в личном примере ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

Реализация целевых установок средствами учебно-методического комплекса.

В содержание системы учебников «Школа России» и «Перспективная начальная школа» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» и «Перспективная начальная школа» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» и «перспективная начальная школа» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» и «Перспективная начальная школа» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: