NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа элективного курса «Общая экология»



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС: ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа элективного курса «Общая экология» рассчитана на 34 часа и является логическим продолжением и дополнением программного материала.

Цель программы:

  • показать необходимость экологических знаний для решения глобальных проблем современности;

  • развивать экологическую культуру и экологическое сознание личности;

  • сформировать у учащихся ответственность за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека;

  • развивать у учащихся ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

  • дать учащимся возможность активно участвовать в созидательной деятельности по

изучению и охране окружающей среды, предупреждению негативных последствий

влияния на окружающую среду.

Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального приропользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматривают» закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, спецификой механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности. Для повышения уровня знаний, а также приобретения практических навыков программой предусматривается:

  • выполнение лабораторных работ;

  • решение экологических задач.



Программа элективного курса включает следующие темы:

  • Введение в экологию

  • Биосфера – глобальная экосистема

  • Экосистема основной элемент биосферы

  • Популяция в экосистеме

  • Организм в экосистеме

Новизна программы состоит в том, что в программе впервые рассматриваются не только темы курса экологии 11 класса и затрагиваемые в них вопросы экологии, но и законы природы по которым развивается окружающий нас мир.

Актуальность программы обусловлена тем, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его профессиональной ориентации. Отвечая потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентируясь на эффективное решение проблем в будущем, программа направлена дать детям экологические знания в игровой форме. В данной программе созданы условия для развития ребенка, мотивации к познанию и творчеству, эмоциональное благополучие, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, укрепления психологического и физического здоровья и взаимодействия педагога с семьей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. «Природа и цивилизация»- М.: Мысль, 1988.

  2. Будыко М.Н. «Глобальная экология»,- М.: Мысль, 1977.

  3. Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современность»

  4. Израэль Ю.А., Ровинский Ф.Я. «Берегите биосферу».

  5. Ростоцкий СБ. «Экологические проблемы на карте мира».- Природа.- 1992-№6
    с. 25-32.

  6. Редько Г.И. «К истории лесного хозяйства России».

  7. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. «Глобальная экология». М.: Просвещение, 1998.

  8. Яншин А.Л., Мелуа А.И. «Уроки экологических просчетов». -М.: Мысль, 1991.

  9. Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., 1981.

  10. Методические рекомендации «Вопросы изучения экологии и охраны природы:
    Краснодар, 1989.


Календарно- тематическое планирование авторской программы элективного курса «Общая экология»для 11 класса(34 часа, 1 час в неделю).

Автор учитель биологии МОУСОШ № 44 Мяоц С.В.


Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Дата

проведения




Тема 1. «Введение в экологию»

3




1

Предистория экологии

1




2

Современные отрасли экологической науки и практики.

1




3

Обобщающий урок по теме «Введение в экологию»

1







Тема 2. «Биосфера – глобальная экосистема»

7




4

Структура биосферы

1




5

Живое вещество

1




6

Устойчивость биосферы

1




7

Биогенная миграция атомов

1




8

Сохранение биологического разнообразие планеты

1




9

Контрольная работа по теме«Биосфера – глобальная экосистема»

1




10

Обобщающий урок по теме «Биосфера – глобальная экосистема»

1







Тема3. «Экосистема основной элемент биосферы».

8




11

Особенности экосистемы.

1




12

Трофическая структура сообщества организмов

1




13

Взаимодействия живых организмов в экосистеме

1




14

Самоочищение экосистемы

1




15

Экологическая сукцессия

1




16

Экосистема и рекреационные нагрузки

1




17

Контрольная работа по теме «Экосистема основной элемент биосферы»

1




18

Обобщающий урок по теме «Экосистема основной элемент биосферы»

1







Тема 4. «Популяция в экосистеме».

8




19

Вид, популяция в экосистеме

1




20

Структура популяции

1




21

Организация животных в популяциях

1




22

Количественные характеристики популяции

1




23

Математическая модель роста популяций Лотки-Вольтерра

1




24

Регулирование численности популяций

1




25

Контрольная работа по теме «Популяция в экосистеме»

1




26

Обобщающий урок по теме«Популяция в экосистеме»

1







Тема 5. «Организм в экосистеме»

8




27

Экологические факторы

1




28

Закон Либиха-Шелфорда

1




29

Абиотические факторы окружающей природой среды.

1




30

Абиотические факторы окружающей природой среды(продолжение)

1




31

Адаптация: разнообразие приспособлений организмов

1




32

Воздействие человека на окружающую среду

1




33

Контрольная работа по теме «Организм в экосистеме»

1




34

Обобщающий урок по теме«Организм в экосистеме»

1





Содержание программы


Тема 1.Введение в экологию (3ч.)

Предистория экологии. Законы существования живых существ в их взаимодействии с окружающей средой. Современные отрасли экологической науки и практики. Системный подход к исследоваию и анализу природных явлений, объектов, процессов.
Тема 2. «Биосфера – глобальная экосистема»(7 ч.)

Структура биосферы. Факторы, определяющие жизнь на планете Земля. Живое вещество. Классификация живого вещества и его свойствах. Устойчивость биосферы. Принципы эволюции. Свойство бесконечности конечного количества вещества через круговорот веществ. Биогенная миграция атомов. Круговорот веществ. Закон биогенной миграции. Сохранение биологического разнообразие планеты. Опасность обеднения живого вещества.
Тема3.Экосистема основной элемент биосферы(8 ч.)

Особенности экосистемы. Трофическая структура сообщества организмов. Система потоков энергии в экосистемах. Пирамида энергии. Взаимодействия живых организмов в экосистеме. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. Самоочищение экосистемы. Экологическая сукцессия. Экосистема и рекреационные нагрузки.
Тема 4. «Популяция в экосистеме»(8 ч.)

Вид, популяция в экосистеме. Структура популяции. Возрастная, половая, размерная и генетическая структуры популяции. Организация животных в популяциях. Распределение группировок животных в пространстве. Количественные характеристики популяции. Плотность популяции. Математическая модель роста популяций Лотки-Вольтерра. Периодические колебания численности популяций. Регулирование численности популяций. Стратегия регуляции численности популяций.
Тема 5. «Организм в экосистеме»(8 ч.)

Экологические факторы. Связи организмов со средой. Закон Либиха. Закон Шелфорда. Лимитирующий фактор. Закон толерантности. Закон минимума. Абиотические факторы окружающей природой среды. Воздействие на организм основных абиотических факторов. Адаптация: разнообразие приспособлений организмов. Воздействие человека на окружающую среду. Опасные для живых организмов воздействия человека.

Требования к уровню подготовки учащихся.


  • Узнавать и различать научные и паранаучные тексты о влиянии различных экологических факторов и их совокупности на человека и его здоровье.

  • Описывать основные экологические проблемы своего региона и всего человечества.

  • Уметь находить в различных источниках информации научные доказательства для объяснения экологических проблем.

  • Различать научный, социальный и культурный контекст в описании экологических проблем человечества.

  • Выделять случайные и закономерные характеристики во взаимоотношениях человечества с окружающим миром.

  • Перечислять всеобщее и особенное во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

  • Объяснять значение устойчивого развития природы и человечества.

  • Прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества.

  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем.

  • Проявлять активность в организации и проведении экологических акций.

  • Сопоставлять взаимоотношения человека с окружающим миром в различных культурах с возможностью определения наиболее оптимальных для целей устойчивого развития биосферы.

  • Уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях.




Рецензия

на авторскую программу элективного курса: «Общая экология»,

учителя химии МОУСОШ№ 44, Северского района

Мяоц Светланы Владимировны.
Рецензия на авторскую программу элективного курса: «Общая экология», учителя биологии МОУСОШ№ 44, Северского района Мяоц Светланы Владимировны.

Курс рассчитан на 34 часа, один раз в неделю, на год.

Программа составлена в соответствии с требованиями «Концепции модернизации российского образования до 2010г.» и «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Цели программы раскрыть перед обучающимися всю глубину и связь экологических законов с другими науками. Показать роль экологии в современном мире.

Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к экологии и развитию внутренней мотивации учения. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального приропользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматривают» закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, спецификой механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в программе впервые рассматриваются не только темы курса экологии 11 класса и затрагиваемые в них вопросы экологии, но и законы природы по которым развивается окружающий нас мир.

Актуальность программы обусловлена тем, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его профессиональной ориентации. Отвечая потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентируясь на эффективное решение проблем в будущем, программа направлена дать детям экологические знания в игровой форме. В данной программе созданы условия для развития ребенка, мотивации к познанию и творчеству, эмоциональное благополучие, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, укрепления психологического и физического здоровья и взаимодействия педагога с семьей.

Рецензент: руководитель РМО Г.И.Голубович

27 августа 2009 г.

Рецензия

на авторскую программу элективного курса: «Общая экология»,

учителя химии МОУСОШ№ 44, Северского района

Мяоц Светланы Владимировны.
Рецензия на авторскую программу элективного курса: «Общая экология», учителя биологии МОУСОШ№ 44, Северского района Мяоц Светланы Владимировны.

Курс рассчитан на 34 часа, один раз в неделю, на год.

Программа составлена в соответствии с требованиями «Концепции модернизации российского образования до 2010г.» и «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Цели программы раскрыть перед обучающимися всю глубину и связь экологических законов с другими науками. Показать роль экологии в современном мире.

Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к экологии и развитию внутренней мотивации учения. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального приропользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматривают» закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, спецификой механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в программе впервые рассматриваются не только темы курса экологии 11 класса и затрагиваемые в них вопросы экологии, но и законы природы по которым развивается окружающий нас мир.

Актуальность программы обусловлена тем, что программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его профессиональной ориентации. Отвечая потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентируясь на эффективное решение проблем в будущем, программа направлена дать детям экологические знания в игровой форме. В данной программе созданы условия для развития ребенка, мотивации к познанию и творчеству, эмоциональное благополучие, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, укрепления психологического и физического здоровья и взаимодействия педагога с семьей.

Рецензент: методист ККИДППО К.П.Казарян

______________ 20___г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.