NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа элективного курса по химии для учащихся 8-го класса по теме: "Химия в задачах и упражнениях"


Программа элективного курса по химии для учащихся 8-го класса по теме: "Химия в задачах и упражнениях"

Аксёнова Елена Николаевна, учитель химии и биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание химии
Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах и по 1 часу в 10 – 11 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы.

Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

- обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

- отработать навыки решения простейших задач;

- начать формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

- подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 8 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большое количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.

Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.

Продолжительность курса 34 часа и предполагает изучение его в течение всего года по 1 часу в неделю.

Ожидаемый результат:

  • Успешное обучение в последующих классах;

  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;

  • Умение проводить простейшие расчёты;

  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;

  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:

  • Минимальный - решение простейших задач по алгоритму.

  • Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.

  • Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.

Литература для учителя:

1. Адамович Т.П. Васильева Г.И. “Сборник олимпиадных задач по химии”.

2. Будруджак П. “Задачи по химии”.

3. Ерохин Ю.М.; Фролов В.И. “Сборник задач и упражнений по химии”.

4. “Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс” к учебнику О.С. Габриеляна “Химия – 8 класс”.

5. Кузменко Н.Е., Ерёмин В.В. “2500 задач с решением”.

6. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.

7. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для нехимических техникумов”.

8. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.

Литература для учащихся:

1. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.

2. Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.

3. Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.

4. Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.

5. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.

6. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.

Учебный план

Разделы (совокупность тем)

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

1. Введение.

1

1







2. Химическая формула вещества.

6

2

4




3. Количество вещества.

8

2

6




4. Уравнения химических реакций.

2




2




5 Растворы.

8

3

5




6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.

7

1

6




7.Итоговая проверка знаний.

2




1

1

Учебно – тематический план

Последователь ность тем в разделе

Последовательность занятий в теме

Базовые понятия

Ожидаемы результаты

1. Введение.

1.Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Основные этапы в истории развития химии.

Алхимия. Смеси. Чистые вещества.

Химический элемент.

Примут установку на продуктивную работу.

3. Количество вещества.

1-2. Количество вещества.

3-4. Пересчитанные частицы.

5-6. Молярный объём газа.

7. Относительная плотность газа.

8. Решение комбинированных задач.

Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.

Умеют решать задачи используя различные формулы нахождения количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества.

4.Уравнения химических реакций.

1. Основные типы химических реакций.

2 - 3. Составление простейших уравнений химических реакций.

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Уметь составлять простейшие уравнения реакции соединения; определять тип химической реакции; расставлять коэффициенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

5. Растворы.

1. Растворимость. Растворы.

2-3. Разные способы выражения состава раствора.

4-5. Различные действия с растворами (разбавление, упаривание, смешивание, концентрирование)

6. Кристаллогидраты.

7-8. Решение задач по уравнениям с участием растворов.

Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.

Уметь решать задачи, используя формулы выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнениям химических реакций.

6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.

1. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

2-3. Объёмные отношения газов.

4. Решение комбинированных задач.

5-6. Генетическая связь между основными классами неорганической химии.

7. Решение экспериментальных задач.

Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.

Умеют составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии и разбирают их в ионном виде; проводят расчёты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы.

7. Итоговая проверка знаний.

1. Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 8 кл.)

2. Анализ школьного тура олимпиады.




Успешное выполнение олимпиадной работы школьного тура для учащихся 8 класса.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии 8 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 8 класс:

  • учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. - М.: Просвещение, 2008г;

  • рабочая тетрадь. 8 класс. Пособие для учащихся. Габрусева Н. И. - М.: Просвещение, 2008г;

  • дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. - М.: Просвещение, 2008г;

  • химия - задачник с "помощником". 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. - М.: Просвещение, 2008г.

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 70 часов (2ч в неделю), в том числе на контрольные работы – 8 часов (тестовые к/р -5), практические работы 7 часов, лабораторные работы – 21 час.

Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.

Цели и задачи ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,

8 класс: изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,

8 класс:

Учащиеся должны знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.

Должны уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер

группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;

  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.


Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Химия»,

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.



Содержание учебного предмета

«Химия», 8 класс:

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)

Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Демонстрации:

  1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.

  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.

  3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).

  4. Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.

  5. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.

  6. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

  7. Видеофильм «Химия вокруг нас».

Лабораторная работа:

  1. «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».

  2. «Разделение смеси».

  3. «Примеры химических и физических явлений».

  4. «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».

  5. «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3Cu(OH)2».

  6. «Реакция замещения меди железом».

Практическая работа:

  1. «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».

  2. «Очистка загрязненной поваренной соли».

Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (6ч).

Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.

  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.

  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

  4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

  5. Опыты, выясняющие условия горения.

  6. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).

  7. Видеофильм «Химия вокруг нас. Воздух».

Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».

Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».

Тема 3 «Водород. Кислоты. Соли» (7ч).

Водород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот (на примере соляной и серной): изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.

Соли. Состав солей и их названия. Составление формул солей. Решение задач различных типов.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами водорода.

  2. Горение водорода в кислороде угля, серы, фосфора, железа.

  3. Взаимодействие водорода с оксидом меди.

  4. Образцы кислот и солей.

  5. Действие растворов кислот на индикаторы.

Лабораторная работа:

  1. «Получение и свойства водорода».

  2. «Действие кислот на индикаторы».

  3. «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)».

  4. «Отношение кислот к металлам».

Практическая работа: «Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди (II)».

Тема 4. «Вода. Растворы. Основания» (5ч).

Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами (натрием, кальцием), с оксидами металлов (оксид кальция), оксидами неметаллов (оксиды фосфора и углерода), разложение воды электрическим током.

Основания. Состав оснований. Щелочи и нерастворимые основания. Физические свойства оснований. Химические свойства щелочей: действие индикаторов, взаимодействия с кислотами (реакция нейтрализации), с оксидами неметаллов. Меры предосторожности при работе со щелочами. Свойства нерастворимых оснований. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе; вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами.

  3. Реакция нейтрализации.

  4. Взаимодействие оксида углерода (IV) с раствором гидроксида кальция и твердым оксидом натрия.

  5. Опыты, выясняющие условия горения.

  6. Видеофильм «Химия вокруг нас. Вода»

Лабораторная работа: «Свойства растворимых и нерастворимых оснований».

Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».

Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (7ч).

Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.

Демонстрации:

  1. Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.

  2. Плакат «Связь между классами неорганических веществ».

  3. Видеофильм «Химия вокруг нас. Комплексионы в народном хозяйстве».

Лабораторная работа:

  1. «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».

  2. «Взаимодействие щелочей с кислотами».

  3. «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».

  4. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».

Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (7ч)

Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.

  2. Плакат «Элементы и их свойства».

  3. Плакат «Строение атома».

  4. Плакат «Электронные оболочки атомов».

  5. Видеофильм «М.Ломоносов. Д.Менделеев»

Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».

Тема 7 «Химическая связь» (9ч).

Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).

Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».

Тема 8 «Галогены» (11ч).

Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Лабораторная работа:

  1. «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».

  2. «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».

Практическая работа: «Химические свойства соляной кислоты».

Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету

«Химия», 8 класс

Отличать основные классы неорганических веществ, признаки химических реакций, физические и химические явления.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на растения и экосистемы.

Проводить самостоятельный поиск химической и экологической информации: находить в тексте учебника, в химических словарях и справочниках значение химических терминов; в различных источниках необходимую информацию о веществах (в том числе с использование информационных технологий).

Объяснять роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; материальное единство веществ в природе, их генетическую связь, развитие форм от сравнительно простых до более сложных, входящих в состав живых организмов.

Изучать атомно-молекулярное учение, закон постоянства состава вещества, закон сохранения массы вещества, классификацию простых и сложных веществ, структуру Периодической системы Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.

Учебно-тематический план раздела «Химия» 8 класс (базовый уровень)




Тема урока

Кол-во часов

Лабораторная работа


Практическая работа




Тема1. Первоначальные химические понятия»

18ч







1.

Введение. Предмет изучения химии.



Л. р.№1 «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».

Л.р.№2 «Разделение смеси».




2.

Вещества.






Практическая работа №1 «Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».

3.

Чистые вещества и смеси.






Практическая работа №2 «Очистка загрязненной поваренной соли».

4.

Физические и химические явления.



Л. р.№3 «Примеры физических и химических явлений».




5.

Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества.



Л. р.№4 «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».




6.

Химический элемент. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов.









7.

Закон постоянства состава вещества.









8.

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.









9.

Вычисления по химическим формулам.









10

Валентность. Составление химических формул по валентности.









11

Определение химической формулы по валентности.









12

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества.









13

Уравнения химических реакций.









14

Типы химических реакций.



Л. р.№5 «Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 . Cu(OH)2».

Л. р.№6 «Реакция замещения меди железом»».




15

Количество вещества. Молярная масса.









16

Вычисления по уравнениям химических реакций.









17

Первоначальные химические понятия.









18

Контрольная работа №1 (тест) Первоначальные химические понятия.












Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение»

(6ч)







19

Общая характеристика кислорода. Способы получения физические св-ва, применение.









20

Химические свойства кислорода. Оксиды. Горение веществ в воздухе.









21

Химические свойства кислорода.






Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»

22

Тепловой эффект химической реакции. Топливо и способы его сжигания.









23

Кислород. Оксиды. Горение.



Л. р.№7 «Ознакомление с образцами оксидов».




24

Контрольная работа № 2 (тест) Кислород. Оксиды. Горение».












Тема 3 «Водород. Кислоты. Соли»









25

Общая характеристика водорода. Получение водорода. Свойства водорода.



Л. р.№8 «Получение и свойства водорода».




26

Кислоты.



Л.р.№9 «Действие кислот на индикаторы».




27

Химические свойства кислот.



Л. р.№11 «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)».




28

Соли.









29

Химические свойства кислот.



Л. р.№12 «Отношение кислот к металлам».


Практическая работа .№4 «Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди».

30

Водород. Кислоты. Соли.









31

Контрольная работа №3 «Водород. Кислоты. Соли»












Тема 4. «Вода. Растворы. Основания».









32

Растворы.









33

Массовая доля вещества в растворе.






Практическая работа №5 «Приготовление раствора с определенной массовой долей».

34

Вода. Основания.









35

Химические свойства оснований.



Л. р.№13 «Свойства растворимых и нерастворимых оснований».




36

Контрольная работа №4

«Вода. Растворы. Основания».












Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений»









37

Оксиды.



Л. р.№14 «Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».




38

Основания.



Л. р.№15 «Взаимодействие щелочей с кислотами».

Л. р.№16 «Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».




39

Кислоты.



Л. р.№17 «Взаимодействие кислот с оксидами металлов».




40

Соли.









41

Генетическая связь неорганических веществ.









42

Генетическая связь неорганических веществ.






Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».

43

Контрольная работа №5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (тест по материалам ЕГЭ)












Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов»









44

Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.



Л. р.№18 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».




45

Периодический закон Д.И.Менделеева









46

Периодическая таблица Д.И.Менделеева









47-48

Строение атома.









49

Значение периодического закона. Современная

его формулировка. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.









50

Контрольная работа №6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (тест)












Тема 7 «Химическая связь»

(9ч)







51

Электроотрицательность химических элементов.









52

Ковалентная неполярная и полярная связь.









53

Ионная связь



Л. р.№19 «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».




54

Кристаллические решетки.









55

Степень окисления.









56

Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции.









57

Окислительно-восстановительные реакции.









58

Расчёты по уравнениям химических реакций.









59

Контрольная работа №7 (тест)

«Химическая связь»












Тема 8 «Галогены»

11ч







60

Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях.









61

Расчеты по уравнениям химических реакций.









62

Положение галогенов в периодической таблице. Хлор.









63

Хлороводород.









64

Сравнительная характеристика галогенов.



Л. р.№20 «Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».




65

Соляная кислота и её соли.



Л. р.№21 «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».


Практическая работа №7 «Химические свойства соляной кислоты»

66-67

Неорганические соединения и их свойства.









68

Контрольная работа №8 «Неорганические соединения и их свойства».









69-70

Расчеты по химическим формулам, уравнениям химических реакций.












Контрольных работ - 8

(тест - 5)













Практических работ -7













Лабораторных работ - 21










Форма промежуточной аттестации обучающихся 8 класса: итоговая контрольная работа

страница 1


скачать

Другие похожие работы: